Комплексная защита объектов информатизации

(наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Оренбург 2011

Рецензент

Кандидат военных наук, доцент Каменев А.В.

Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» /сост. Т.З. Аралбаев – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. - 17 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки “Информационная безопасность ”по профилю “Комплексная защита объектов информатизации”в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900.62 Информационная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 496.

Составитель ____________________ Т.З. Аралбаев

23.04.2011 г. (подпись)

  ã Аралбаев Т.З., 2011
  ã ГОУ ОГУ, 2011

Содержание

1 Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………….........4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………………4

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины........................... 5

4 Содержание и структура дисциплины (модуля)....………………………………6

4.1 Содержание разделов дисциплины......................................................................... 6

4.2 Структура дисциплины............................................................................................ 7

4.3 Лабораторные работы……………………………………………………………...8

4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….………………… 9

5 Образовательные технологии.................................................................................. 9

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных

занятиях……………………………………………………………………………..9

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и

промежуточной аттестации......................................................................................10

6.1 Контрольные вопросы……………………………………………………………... 10

6.2 Перечень вопросов, выносимых на зачет……………………………………... 12

7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)...................................13

7.1 Основная литература………………….....................................................................13

7.2 Дополнительная литература……………………………………………………….14

7.3 Периодические издания.....………………………………………………………..14

7.4 Интернет-ресурсы..................................................................................................... 14

7.5 Методические указания к лабораторным занятиям ……………………….........14

7.6 Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий .......................................................................................................................15

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………...........15

Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………….........16

Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………….........17

.

1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины: формирование первых, основополагающих знаний, умений, навыков и компетенций у студентов в области выбранного профиля подготовки – Комплексная защита объектов информатизации

Задачи:

1) теоретический компонент:

- получить базовые представленияоб актуальности, целях и задачах комплексной защиты объектов информатизации,

- изучить основные понятия и получить общие сведения о разделах дисциплины,

- освоить содержание доктрины информационной безопасности РФ и ее основной концепции,

2) познавательный компонент:

- овладеть информацией об основных периодах развития систем защиты информации в России и за рубежом;

- получить представление об основных методах и средствах комплексной защиты данных в современных вычислительных системах,

- получить представление о перечне дисциплин и учебном процессе для освоения специальности,

- получить представление об основных законодательных материала информационной безопасности России и других государств,

3) практический компонент:

- получить начальные практические навыки исследования системы информационной безопасности предприятия;

- получить представление о составе, целях и задачах подсистем системы защиты информации и эффективности их функционирования,

- приобрести начальные навыки об оценке эффективности существующих методов и средств защиты данных на конкретном предприятии.

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части учебного цикла - Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл.

Освоение курса базируется на дисциплинах гуманитарного и социального профиля, изученных в среднем учебном заведении. Кроме того, дисциплина опирается на дисциплины, изучаемые студентом параллельно, такие как информатика, языки программирования и аппаратно-программные средства вычислительной техники. Для освоения данной дисциплины студент должен;

Знать: базовый курс среднего учебного заведения, законы и проблемы развития современного общества, роль информационных технологий в его развитии.

Уметь:обобщатьсвой собственный опыти опыт окружающего социума и делать обоснованные выводы на его основе, а также определять возможные пути решения проблем защиты информации на объектах информатизации.

Владеть: базовыми количественными и качественными методами противодействия негативным процессам по отношению к объектам информатизации.

Содержание данной дисциплины “Введение в специальность” является опорой для освоения всех дисциплин по комплексной защите объектов информатизации.

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

ОК-1: способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма;

ОК-2: способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм;

ОК-7: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, готовностью и способностью к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства ;

ОК-8: способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеть культурой мышления;

ОК-9: способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии;

ОК-11: способностью к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства;

б) профессиональных (ПК):

ПК-1: способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;

ПК-2: способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах;

ПК-12: способностью участвовать в разработке подсистемы управления информационной безопасностью;

ПК-13: способностью к проведению предварительного технико-экономического анализа и обоснования проектных решений по обеспечению информационной безопасности;

ПК-14: способностью оформить рабочую техническую документацию с учетом действующих нормативных и методических документов в области информационной безопасности;

ПК-16: способностью использовать инструментальные средства и системы программирования для решения профессиональных задач;

ПК-22: способностью проводить эксперименты по заданной методике, обработку результатов, оценку погрешности и достоверности их результатов;

ПК-24: способностью осуществлять подбор, изучение и обобщение научно-технической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам обеспечения информационной безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- сущность специальности, ее место и значение в подготовке бакалавров по информационной безопасности;

- объекты и виды профессиональной деятельности;

- состав задач, к решению которых должен быть подготовлен бакалавр;

- состав и назначение дисциплин образовательной программы;

- требования к уровню подготовки бакалавра;

- организацию учебного процесса и студенческой научно-исследовательской работы.

Уметь:

-уметь применять аппаратно-программные средства обеспечения информационной безопасности персональной ЭВМ,

Владеть:

– начальными навыками оценки уровня защищенности доступных систем автоматизированной обработки данных;

Приобрести начальный опыт:

– использования аппаратных и программных средств защиты информации.

4 Содержание и структура дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины

Таблица 1 - Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
Сущность и значение специальности Этапы становления специальности КЗОИ. Сущность спе­циальности, характеристика ее составляющих. Место и значение специальности профиля КЗОИ в системе специальностей по направлению подготовки “Информационная безопасность”. Назначение и структура Государственного образовательного стандар­та по специальности. Опрос
Квалификационная характеристика бакалавра по защите информации   Объекты профессиональной деятельности бакалавра. Виды профес­сиональной деятельности. Состав задач в области экспериментально-исследовательской, проектной, организационно-управленческой и эксплуатационной деятельности по защите информации, к решению которых должен быть подготовлен бакалавр. Проверка лаб. работ. Рубежный контроль
    Продолжение таблицы 1
Образовательная программа подготовки бакалавра.   Состав образовательной программы. Структура учебного плана. Назначение программ учебных дисциплин, учебных и учебно-производственных практик. Классификация дисциплин образовательной программы по компонен­там и циклам. Сроки освоения образовательной программы. Опрос, проверка лабораторных работ
Состав и назначение дисциплин образовательной программы   Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, их крат­кая характеристика и назначение. Состав и назначение общих математических и естественно-научные дисциплин. Общепрофессиональные дисциплины, их сущность и место в подготовке бакалавра. Дисциплины специализации, их назначение и характеристика. Дисциплины по выбору студента. Спецкурсы, спецсеминары. Факультативные дисциплины. Взаимосвязь между дисциплинами циклов и внутри цикла. Опрос, проверка лабораторных работ
Требования к уровню подготовки бакалавра   Знания и умения, которые должен получить бакалавр в результате изучения общеобразовательной программы. Методы, методики и технологии, которыми должен владеть бакалавра. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра. Опрос, проверка лабораторных работ

4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часов)

Таблица 2 – Структура дисциплины

Вид работы Трудоемкость, часов
1 семестр Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа:
Самостоятельное изучение разделов
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.),    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Зачёт Зачёт

Таблица 3 - Разделы дисциплины, изучаемые в семестре

Наименование разделов   Количество часов Внеаудитор-ная работа СР
Всего Аудиторная работа
Л ЛР
Сущность и значение специальности. -
Квалификационная характеристика бакалавра по защите информации.   -
Образовательная программа подготовки бакалавра.  
Состав и назначение дисциплин образовательной программы.
Требования к уровню подготовки бакалавра.  
  Итого

Лабораторные работы

Таблица 4- Лабораторные работы

№ ЛР № раздела Наименование лабораторных работ Кол-во часов
Защита документации
Биометрические системы контроля доступа
Физические средства защиты доступа
Инженерно-технические средства защиты от утечки информации
Средства охранной и пожарной сигнализации
Контроль учета действий персонала в вычислительных системах
Криптографические средства защиты информации
Защита информации в компьютерных сетях
Распределение затрат при проектировании систем информационной безопасности
Итого

4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины

Таблица 5 - Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Количество часов
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Критерии определения безопасности компьютерных систем
Основные политики безопасности информационных систем цепей.
Классы защищенности объектов информатизации
Классы защищенности средств вычислительной техники
Биометрические средства защиты доступа
Характеристика конфиденциальных документов
Характеристика персональных данных
  Итого:

Образовательные технологии

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 70 процентов от всего объема аудиторных занятий.

Таблица 6 - Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
      Л 1.Чтение лекций с использование мультимедийного оборудования; 2.Активная учебная лекция; 3. Лекция-визуализация;  
  ЛБ 1. Использование демоверсий лабораторных работ
Итого:

Наши рекомендации