Финансирование инновационной деятельности

Финансирование научной, научно-технической, инновационной и иной деятельности осуществляется из следующих источников:

· средств республиканского и (или) местных бюджетов;

· собственных средств организации;

· заемных средств;

· инновационных фондов;

· иностранных инвестиций;

· других средств в соответствии с законодательством.

В условиях ограниченности собственных, бюджетных и других видов источников финансирования инвестиций большое значение имеют внебюджетные средства, в числе которых особое место занимают централизованные инновационные фонды.

Инновационные фонды являются важным рычагом государственного воздействия на развитие реального сектора экономики. Они созданы в целях концентрации финансовых средств в интересах технологического развития отраслей, поддержания на современном уровне производственных технологий, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Инновационные фонды созданы в результате объединения средств инвестиционных фондов и специальных отраслевых и межотраслевых фондов. Основная часть средств направляется на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические работы и работы по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции.

Инновационные фонды образуются министерствами; государственными организациями, подведомственными республиканским органам государственного управления, учреждениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, за счет отчислений подведомственных им организаций в размерах, ежегодно устанавливаемых законом о государственном бюджете.

Средства инновационных фондов используются для финансирования государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, отдельных научно-технических и инновационных проектов.

Одной из ключевых проблем создания инновационной экономики республики является повышение инновационной активности организаций государственной формы собственности, в первую очередь крупных валообразующих организаций.

Для стимулирования инновационной деятельности отечественных организаций реального сектора Правительством Республики Беларусь были выделены следующие основные направления государственной поддержки:

· финансовая поддержка создания и освоения инноваций, концентрация финансовых, материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях научно-технической и инновационной деятельности;

· кредитная поддержка;

· налоговые льготы;

· амортизационная и таможенная политика, стимулирующая инновационную деятельность;

· содействие вовлечению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

Как показала практика стимулирования инноваций, предоставление различных налоговых и таможенных льгот в целом не обеспечило эффективного внедрения технологий и повышения конкурентоспособности отечественных товаров, эффективности производства [53, с. 24].

Мировая практика показывает, что прямые бюджетные ассигнования (бюджетные ссуды и займы на возвратной основе, льготные ставки по банковским кредитам) позволяют не только сконцентрировать государственные средства на наиболее важных и эффективных направлениях поддержки реального сектора экономики, но и обеспечивают их высокую отдачу. По сравнению с налоговыми освобождениями такие формы государственной поддержки гораздо более выгодны.

Л.: [1], [2], [12], [14], [18], [20], [26], [29], [30], [32], [34], [37], [40], [41], [53], [60], [81].

План семинарского занятия

1. Роль государства в формировании и реализации научно-технической и инновационной политики.

2. Проблемы и перспективы активизации инновационной деятельности в различных странах.

3. Разработка инновационной политики Республики Беларусь.

4. Национальная инновационная система.

Вопросы для самоподготовки

1. Какими факторами обусловлена корректировка политики в области науки и инноваций?

2. Охарактеризуйте основные проблемы в области управления инновационной деятельностью в Республике Беларусь.

3. Какими нормативно-правовыми документами регулируются государственная поддержка и государственное стимулирование инноваций в Республике Беларусь?

4. Перечислите основные цели государственной научно-технической политики Республики Беларусь.

5. Назовите основную цель и направления государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы.

6. В чем заключается отличие прямых и косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности?

7. Каковы источники финансирования инновационной деятельности?

8. Перечислите основные направления государственной поддержки для стимулирования инновационной деятельности отечественных организаций реального сектора.

9. Укажите отличительные черты белорусской инновационной системы.

Темы рефератов

1. Особенности формирования и реализации инновационной политики в Республике Беларусь.

2. Государственная поддержка инновационного развития в экономически развитых странах.

3. Сравнительная характеристика инновационной политики стран СНГ.

4. Инновационное развитие Российской Федерации.

5. Перспективы развития Национальной инновационной системы Республики Беларусь.

6. Региональный аспект инновационного развития.

7. Формирование инновационного климата в Республике Беларусь.

Тест

Выберите правильные ответы на поставленные вопросы. Полученные ответы сравните с правильными, приведенными в ключе к тестам.

1. Какой законодательный акт в Республике Беларусь является базовым в области повышения эффективности системы государственной поддержки и государственного стимулирования?

Варианты ответа:

а) Указ Президента Республики Беларусь «О государственном стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности» от 31 августа 2000 г. № 479;

б) Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» от 19 января 1993 № 2105-XII;

в) Указ Президента Республики Беларусь «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях» от 8 июля 1996 г. № 244;

г) Указ Президента Республики Беларусь «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг.» от 26 марта 2007 № 136.

2. Какое из приведенных ниже положений не является целью государственной научно-технической политики Республики Беларусь:

Варианты ответа:

а) обеспечение экономического и социального развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

б) создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;

в) совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейших факторов социально-экономического прогресса;

г) достижение высокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных на улучшение качества жизни народа.

3. Как называются важнейшие инновационные проекты государственного значения?

Варианты ответа:

а) суперпроектами;

б) мегапроектами;

в) гиперпроектами.

4. Какие меры относятся к прямым методам прямого государственного регулирования инновационной деятельности?

Варианты ответа:

а) финансирование НИОКР и инновационных проектов за счет бюджетных средств;

б) внедрение антимонопольных механизмов;

в) развитие государственной инновационной инфраструктуры и рынка инноваций;

г) подготовка квалифицированных кадров;

д) предоставление различного рода налоговых льгот.

5. Какие меры относятся к непрямым методам прямого государственного регулирования инновационной деятельности?

Варианты ответа:

а) установление пониженных тарифов и ставок арендной платы за использование земли и других местных ресурсов;

б) предоставление кредита на исследования и инвестиционного налогового кредита;

в) целевое финансирование конкретных научно-исследовательских и инновационных проектов и программ;

г) государственная поддержка финансового лизинга и франчайзинга;

д) государственное страхование венчурного предпринимательства.

6. Какой из источников финансирования инновационной деятельности создан в целях концентрации финансовых средств в интересах технологического развития отраслей, поддержания на современном уровне производственных технологий, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции?

Варианты ответа:

а) средства республиканского и (или) местных бюджетов;

б) собственные средства организации;

в) заемные средства;

г) инновационные фонды.

6. Механизм организации государственного управления
инновационной деятельностью в Республике Беларусь

6.1. Высшие государственные органы, их роль в управлении
инновационной деятельностью

Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности во всех отраслях и регионах.

В соответствии с белорусским законодательством объектами государственного регулирования являются:

· научная, техническая и инновационная деятельность;

· отношения между участниками научной, технической и инновационной деятельности;

· отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности.

В качестве субъектов государственного регулирования научной и инновационной деятельности выступают:

· органы государственной власти и управления Республики Беларусь;

· юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории Республики Беларусь.

В лице органов государственной власти и управления государство оказывает прямое или косвенное воздействие на всю цепочку связей в сфере научной и инновационной деятельности, включая все основные стадии от фундаментальных и прикладных исследований до внедрения разработок в массовый производственный процесс.

Государственное регулирование и управление научно-технической и инновационной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом, Советом Министров Республики Беларусь, НАН Беларуси, иными государственными организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.

Президент Республики Беларусь утверждает приоритетные направления научно-технической деятельности, основные направления инновационной политики, важнейшие инновационные проекты, принимает решения о создании научно-практических (производственных) центров, регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой Республики Беларусь.

На период до 2010 г. определены следующие приоритетные направления научно-технической деятельности:

· ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

· новые материалы и источники энергии;

· медицина и фармация;

· информационные и телекоммуникационные технологии;

· технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

· промышленные биотехнологии;

· экология и рациональное природопользование.

Парламент Республики Беларусь выполняет следующее:

· законодательно регулирует научно-техническую и инновационную политику;

· утверждает приоритетные направления;

· устанавливает на очередной год ассигнования из государственного бюджета;

· формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот;

· ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяет порядок международного научно-технического сотрудничества.

Национальное собрание Республики Беларусь при принятии закона о бюджете на очередной год:

· устанавливает нижнюю границу общих затрат на науку в процентах от расходной части бюджета;

· устанавливает норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на науку;

· определяет направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на которые должны использоваться предусмотренные в бюджете средства.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет следующее:

1. Утверждает:

· приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований;

· приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий;

· перечни государственных программ (комплексные целевые научно-технические программы, фундаментальные и прикладные научные исследования, научно-технические (региональные, отраслевые программы);

2. Обеспечивает проведение (реализацию) государственной инновационной политики.

3. Создает правовой, экономический и организационный механизмы, направленные на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности.

4. Организует разработку прогнозов развития науки и техники.

5. Обеспечивает разработку прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь, в составе которых выделяется раздел, отражающий развитие научной и инновационной деятельности.

Непосредственно с Советом Министров Республики Беларусь связана и деятельность комиссии по вопросам государственной научно-технической политики.

6.2. Органы управления инновационной деятельностью
специального назначения

В систему органов государственного управления, которые обеспечивают непосредственное регулирование научной и инновационной деятельностью в рамках возложенных на них прав и обязанностей, входят:

· Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь;

· Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси);

· Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК Республики Беларусь).

Основными задачами Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь являются:

· проведение государственной политики, координация деятельности государственных организаций и организационно-экономическое регулирование вопросов в сфере научной, инновационной деятельности, в том числе научно-технической и международной, в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

· совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования;

· обеспечение контроля за использованием законодательства Республики Беларусь по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также за использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, международного научно-технического сотрудничества.

Государственный комитет по науке и технологиям осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, научными и другими организациями.

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

В системе НАН Беларуси объединены естественные, технические и аграрные исследования, результаты которых содействуют развитию производительных сил; социальные и гуманитарные исследования, вносящие существенный вклад в государственное строительство, развитие культуры и образования.

Главная задача НАН Беларуси как высшей государственной научной организации республики заключается в обеспечении реализации одного из основных приоритетов развития страны в 2007–2010 гг. – технологической модернизации экономики, ее перевода на инновационный путь развития на основе качественного роста результативности научной и научно-технической деятельности, существенного повышения эффективности инновационной деятельности.

Национальная академия наук Беларуси обеспечивает:

· повышение эффективности использования научных достижений;

· подготовку научных кадров высшей квалификации;

· усиление влияния науки на развитие образования, повышение духовного и интеллектуального потенциалов нации.

Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации.

Основными задачами ВАК Республики Беларусь являются:

· обеспечение функционирования национальной системы аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации;

· содействие повышению эффективности подготовки научных работников с учетом потребностей в них научно-производственной и социальной сфер;

· руководство работой научных организаций и высших учебных заведений независимо от форм собственности в области аттестации научных работников и др.

6.3. Экономические, отраслевые и местные органы управления
инновационной деятельностью

В рамках своей компетенции регулирование инновационной деятельности обеспечивают государственные комитеты, министерства, другие органы государственного управления.

В составе органов государственного управления создаются, как правило, соответствующие структурные подразделения.

В Министерстве экономики Республики Беларусь регулирование научной и инновационной деятельности обеспечивает Управление науки и инновационной политики, которое является структурным подразделением Департамента макроэкономического анализа и прогнозирования.

Научную и инновационную деятельность обеспечивают также различные научно-исследовательские институты и центры.

Министерство образования Республики Беларусь, соответствующие государственные комитеты, отраслевые министерства как органы государственного управления обеспечивают:

· организацию и координацию проведения научной и научно-инновационной деятельности в отраслях;

· планирование и подготовку кадров высшей научной квалификации в учреждениях образования;

· участвуют в формировании научно-технической политики государства.

Главной задачей, стоящей перед вузовской наукой, является ее ориентация на выполнение государственных программ и развитие форм организации научных исследований, связанных с профилем подготовки специалистов, а также с обеспечением единства научного и образовательного процессов и созданием фундамента для развития перспективных научных направлений.

Работа осуществляется исходя их приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь, реализацию которых обеспечивает отраслевой сектор науки.

Органы местного управления и самоуправления обеспечивают создание условий для развития инновационной деятельности, в связи с чем:

· формируют и реализуют региональные научно-технические программы и инновационные проекты;

· обеспечивают исполнение законодательства Республики Беларусь, решений органов местного управления и самоуправления в сфере инновационной деятельности;

· содействуют созданию инновационной инфраструктуры.

Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется на основе программно-целевого метода – через формирование, утверждение и обеспечение выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня.

Порядок формирования и выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Информационное обеспечение функционирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь осуществляется республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией в рамках государственной системы научно-технической информации путем издания информационных материалов о предлагаемых для реализации инновациях и инновационных проектах.

Кадровое обеспечение функционирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь осуществляется путем подготовки научных работников высшей квалификации, специалистов инновационного менеджмента на основе государственного заказа, а также по инициативе субъектов хозяйствования.

Л.: [1], [2], [7], [12], [18], [20], [41], [53], [59], [60], [81].

План семинарского занятия

1. Организация деятельности научной сферы Республики Беларусь.

2. Органы управления инновационной деятельностью специального назначения.

Вопросы для самоподготовки

1. Что может выступать объектом государственного регулирования научной и инновационной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь?

2. Какие государственные органы могут выступать субъектом государственного регулирования научной и инновационной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь?

3. Какие государственные органы Республики Беларусь осуществляют регулирование инновационной деятельности?

4. Какова роль высших государственных органов в управлении инновационной деятельностью?

5. Охарактеризуйте основные задачи Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.

6. Раскройте основные задачи Национальной академии наук Беларуси.

7. Перечислите научные учреждения Национальной академии наук Беларуси.

8. Какова роль Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь в научном и инновационном развитии.

9. Назовите и охарактеризуйте функции экономических органов управления инновационной деятельностью.

10. Перечислите и охарактеризуйте функции отраслевых органов управления инновационной деятельностью.

11. Назовите и охарактеризуйте функции местных органов управления инновационной деятельностью.

Темы рефератов

1. Высшие государственные органы и их роль в управлении научной и инновационной деятельностью.

2. Национальная академия наук Беларуси: достижения и перспективы.

Тест

Выберите правильные ответы на поставленные вопросы. Полученные ответы сравните с правильными, приведенными в ключе к тестам.

1. Какими субъектами утверждаются приоритетные направления научно-технической деятельности и основные направления инновационной политики в Республике Беларусь?

Варианты ответа:

а) Президентом Республики Беларусь;

б) Советом Министров Республики Беларусь;

в) Министерством экономики Республики Беларусь;

г) Министерством финансов Республики Беларусь.

2. Какой орган государственного управления ежегодно при принятии закона о бюджете на очередной год устанавливает нижнюю границу общих затрат на научную деятельность в процентах от расходной части бюджета?

Варианты ответа:

а) Совет Министров Республики Беларусь;

б) Национальное собрание Республики Беларусь;

в) Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь;

г) Министерство экономики Республики Беларусь;

д) Министерство финансов Республики Беларусь.

3. Какие функции из перечисленных ниже выполняет Национальная академия наук Беларуси?

Варианты ответа:

а) утверждает приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований;

б) утверждает приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий;

в) содействует повышению эффективности использования научных достижений;

г) осуществляет подготовку научных кадров высшей квалификации;

д) усиливает влияние науки на развитие образования, повышение духовного и интеллектуального потенциалов нации.

4. Какие субъекты, представленные ниже, относятся к системе органов управления инновационной деятельностью специального назначения?

Варианты ответа:

а) Президент Республики Беларусь;

б) Парламент Республики Беларусь;

в) Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь;

г) Национальная академия наук Беларуси;

д) Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь;

е) научно-исследовательские институты и центры.

5. Что входит в компетенцию местных органов управления инновационной деятельностью?

Варианты ответа:

а) формирование и реализация региональных научно-технических программ и инновационных проектов;

б) подготовка предложений по согласованию проектов социально-экономических решений по созданию правовых и экономических условий, обеспечивающих функционирование и развитие технической и инновационной сфер;

в) обеспечение исполнения законодательства Республики Беларусь, решений органов местного управления и самоуправления в сфере инновационной деятельности;

г) содействие созданию инновационной инфраструктуры;

д) содействие практическому использованию достижений мировой науки.

Наши рекомендации