Но прежде чем рассказать о том, как шла работа над этими ракетами, давайте вернемся немного назад, в 1949 год.

Еще не была принята на вооружение ракета Р-1 с дальностью стрельбы 270 километров, еще только разрабатывалась техническая документация для ракеты Р-2 с дальностью стрельбы 600 километров, а Сергей Павлович КОРОЛЕВ уже представил на научно-технический совет НИИ-88 эскизный проект ракеты Р-3 с дальностью стрельбы 3000 километров. В пояснительной записке к проекту он писал, что одним из перспективных направлений в развитии ракет дальнего радиуса действия является разработка крылатых ракет.

Так впервые встал вопрос какой быть ракете: баллистической или крылатой ? По какому пути идти ? С одной стороны, можно было пойти по пути создания баллистических ракет. Это легче в плане создания систем управления полетом. С другой стороны, заманчивой казалась идея крылатой ракеты, которой Королев занимался еще в 30-е годы.

Но Королев не был бы Королевым, если бы, прежде чем принимать окончательное решение, не проанализировал бы оба варианта. Отмечу, что тогда вопрос о космосе еще не стоял. Главное было создать оружие, которое, если и не доставало до территории США, то, по крайне мере, могло поразить американские военные базы близ границ СССР.

Итак, два альтернативных варианта. Но главное надо решить с системой управления для крылатых ракет. Только разобравшись с ней можно было двигаться дальше. Коллеги по Совету Главных конструкторов Михаил Сергеевич РЯЗАНСКИЙ, Николай Алексеевич ПИЛЮГИН, Виктор Иванович КУЗНЕЦОВ брались за разработку управления баллистической ракетой и отговаривали Королева от идеи крылатой ракеты. Королева они не убедили и тот собрал у себя группу энтузиастов, которые взялись за исследование возможных схем крылатых ракет. Они полагали, что через какое-то время появятся предложения по системе управления и крылатая ракета станет реальностью.

В конце концов так и вышло. К работе подключился Борис Евсеевич ЧЕРТОК. Он предложил создать систему автоматической астронавигации для крылатой ракеты. Правда поставил перед Королевым условие, что он возьмется за систему, если Королев будет делать крылатую ракету. Наверное из-за этого разговора в планах Королева появилась строка ЭКР - Экспериментальная крылатая ракета, а в структуре королевского конструкторского бюро появилась лаборатория Израэля Мееровича ЛИСОВИЧА.

Естественно, уверенность делу помогает, но это не есть окончательное решение проблемы. Чтобы создать систему астронавигации необходимо было решить ряд серьезных проблем. Во-первых, необходимо было разработать систему слежения за звездами. Она осложнялась тем, что сильное влияние оказывали световые помехи (полярные сияния, серебристые облака, другие, “ненужные” звезды, деятельность человека). Эта проблема была решена за счет устройства с поворачивающимся зеркалом. Гироскопическая стабилизация позволяла удерживать направление на звезду, даже если она на время исчезала из поля зрения. Во-вторых, требовалась разработка счетно-решающего устройства, выдающего команды на автопилот. Сейчас, когда компьютеры вошли в нашу жизнь, эта проблема может показаться смешной. Но тогда компьютеры еще только создавались, как создавалась и ракетная техника. Но, как известно, “голь на выдумки хитра”, и был предложен кулачковый механизм, который, несмотря на свою примитивность, давал прекрасные результаты: погрешность по углу не превышала одной угловой минуты. В-третьих, необходимо было создать искусственную вертикаль. Для управления ракетой требовалось вырабатывать направление к центру Земли, что позволяло ракете, в совокупности с ориентацией на звезды, определять свое местоположение. Но и эта проблема была решена сотрудниками Чертока. Первые успехи исследований вдохновили сторонников крылатой тематики. Некоторые из них даже утверждали, что большая дальность может быть достигнута только за счет крылатых ракет.

В связи с этим хотелось бы сделать еще одно отступление, которое, в какой-то степени, также относится к проблеме крылатых ракет и открывает еще одну, малоизвестную, а точнее говоря, порядком подзабытую, страницу истории ракетной техники.

Перенесемся еще дальше, в август 1944 года. На рассмотрение руководства фашистского рейха был представлен проект “Дальний бомбардировщик с ракетным двигателем”. Проект был разработан известным австрийским исследователем ракетных двигателей Эйгеном ЗЕНГЕРОМ и неизвестным широкой публике инженером Иоганном БРЕДТОМ. В этой работе обстоятельно анализировались технические возможности создания пилотируемой крылатой ракеты большой массы. Авторы проекта предлагали создать бомбардировщик весом 100 тонн, оснащенный ракетным двигателем тягой 100 тонн, способный доставить бомбовую нагрузку в 10 тонн на дальность 20 - 40 тысяч километров. Иначе говоря, это был проект стратегического бомбардировщика, но использующий совершенно иные принципы полета, чем в классической авиации. Предполагалось, что взлет будет осуществляться при помощи мощного ракетного устройства, связанного с землей и работающего около 11 секунд. Разогнавшись до скорости 500 метров в секунду (1800 километров в час), самолет отрывается от земли и на полной мощности двигателя начинает набирать высоту. Предполагалось, что на этом участке полета он достигнет высоты 50 - 150 километров в течение от 4 до 8 минут. В конце этого времени должно быть полностью израсходовано горючее. После выключения двигателя самолет продолжает свой полет за счет кинетической и потенциальной энергии. А дальше предлагалось очень оригинальное решение. Предполагалось, что самолет, после выключения двигателя и за счет силы притяжения Земли, начнет, естественно, снижаться, коснется атмосферы, но не войдет в нее, а ударится о нее, как камешек, который пускают “блинчиками” по воде. Ударится, подскочит, снова ударится, снова подскочит. И так несколько раз. Когда самолет достигнет цели, он сбросит бомбы, а сам, описывая большую дугу, либо вернется на свой аэродром, либо на другую посадочную площадку. Авторы проекта предполагали, что для такого самолета не будет проблемой бомбардировка территории США. Впечатляли основные характеристики самолета. Кроме огромной, по тем временам, тяги двигателя в 100 тонн, самолет достигал огромной скорости в 20 - 30 тысяч километров в час. Полет проходил на высотах 50 - 300 километров. А вместе с предельной дальностью в 40 тысяч километров можно смело утверждать, что самолет представлял из себя космическую систему бомбометания. Нечто подобное, правда с использованием искусственных спутников Земли, было разработано, изготовлено и испытано в СССР в 60 - 70 годах. Но об этой системе давайте поговорим как-нибудь в другой раз. Еще несколько слов о проекте Зенгера. Наверное, самое главное в этом проекте то, что его авторы не просто описали возможность такого полета, а провели расчеты, построили номограммы и графики, и убедительно доказали, что такой самолет возможен (!). Были подробно исследованы физико-химические процессы сгорания топлив при высоких давлениях и температурах, энергетические свойства топлив, предложена система охлаждения двигателя и так далее. Напомню, это был 1944 год. До запуска первого спутника оставалось 13 лет, а до первого полета американского “Спейс Шаттл”, который отдаленно схож с самолетом Зенгера, 37 лет. По оценкам специалистов, проведенной в 1945 году, если бы за разработку этого самолета взялись специалисты германского исследовательского центра Пенемюнде, то он мог бы взлететь через 5 - 10 лет напряженной работы. Несложный расчет, это 1949 - 1954 годы. Однако ! Кое-что от самолета Зенгера было взято при разработке “Бури” и “Бурана”, кое-что перешло в американский “Спейс Шаттл” и второй советский “Буран”, но наиболее близкой будет воздушно-космическая система “Зенгер”, разрабатываемая в современной Германии и первый полет которой запланирован на 1999 год.



Наши рекомендации