Консультация для родителей на тему: Хотите ли вы умного ребенка?


Консультация для родителей на тему: Хотите ли вы умного ребенка? (разработала Лавицкая Г.И.)


Цель: Познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей детей. Помочь родителям понять значимость игр в развитии ребёнка. Учить использовать в общении с детьми игры, способствующие развитию детского творчества, повышать педагогическую культуру родителе

Развитие познавательной деятельности ребёнка эффективнее всего осуществляется в процессе игры. Опора на игру является основным путём включения детей в учебно-познавательную деятельность и в то же время способом раскрытия личности, развития её способностей. Игры способствуют умственному и социальному развитию ребенка. Содержание их направлено на развитие внимания, восприятия, мышления, воображения.

Терпение и доброжелательность, фиксация внимания ребёнка на успехе, использование словесных поощрений и разных форм несловесной поддержки (улыбка, пожатие руки и т.д.) позволят взрослым не только удовлетворить детей в познании, но и создать психологический комфорт в семье.

Играть с ребёнком можно перед сном, во время болезни, в плохую погоду, на кухне, во время прогулок.

Одно из главных направлений технологии ТРИЗ - знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показывать жизнь ребенку такой, какая она есть, - противоречивой. Каждый день и каждый час мы сталкиваемся с массой противоречивых явлений и понятий (если я рано встану, то успею на работу, но не высплюсь; если полечу на самолёте, то доберусь быстрее, но билет стоит дороже).

Первый шаг к тому, чтобы ребёнка научить решать задачу, противоречие - это видеть в предмете хорошее и плохое. С этой цель с детьми можно играть в игру «Хорошо - плохо». На первый взгляд она кажется простой (если преподносить истины по старинке, в чёрно-белом варианте: драться это плохо, а дружить - это хорошо). А если давать эту игру и открывать перед детьми настоящий окружающий мир, значит, нужно действовать по правилам: все явления, предметы, поступки сказки рассматривать в начале с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то хорошему, помня о том что мы формируем совсем маленького ребёнка. Для более глубокого понимания этой философской игры приведу несколько примеров: Сказка — это хорошо или плохо?

- А что хорошего в сказке?

- В сказке есть хорошие герои? Назовите?

- А в сказке есть плохие герои? Кто плохие? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный ...)

| - А почему они плохие?

- Что хорошего может происходить со сказочными героями? I - А что плохого может произойти с ними7

I Тогда получится, что в сказке есть и хорошее и плохое Но в сказке всегда происходит что-нибудь необычное, интересное, волшебное

А сейчас используем игру «Хорошо плохо» для анализа героев в любой ситуации известной сказки «Рукавичка» Хорошо:

Для деда (потерял рукавичку): баба сошьёт новую;

Для зверей (нашли): будет где жить, спрятаться от холода, будет вместе весело: Для рукавички: она не пропадёт даром, пригодится зверям; Дед (нашёл): радость, не будут мёрзнуть руки, не надо шить новые: Для рукавички (нашёл): она сшита по руке деда, ей удобно только на руке деда, дед после работы высушит её на печке. Плохо:

Для деда (потерял): будут мерзнуть руки, неудобно работать, бабка недовольна:

Для зверей (нашли): всем в рукавичке тесно, рукавичка на дороге, могут на неё наехать:

Для рукавички: будет лежать, может занести снегом, звери могут от тесноты порвать её:

Для зверей (дед нашёл): не будет тепло;

Для рукавички (нашёл): дед во время работы может порвать, потерять её снова и т д.

Хорошо - плохо в природных явлениях

Зима это хорошо: можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, зимой самый чудесный праздник Новый год, но зима - это плохо: можно замёрзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, рано темнеет, меньше встреч с друзьями, нужно много одежды надевать. И тем не менее, зима - это замечательно!

Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным...

Во всех вариантах игр «Хорошо - плохо» нужно, повторяю, обязательно после рассматривания плохой стороны в итоге вернуться к хорошему. И деле. Игра эта не надоест, будет проходить живо, если вы с ребёнком будете проигрывать её в ролях: мама будет говорить, что хорошо, ребёнок - что плохо (и наоборот) Кто первый закончил, тот проиграл,

Весьма результативно будет, если ваш малыш сам начнёт игру. Ежедневно) встречаясь с массой проблем, явлений, предметов - он уже будет маленьким 1 философом, анализируя окружающий мир и его противоречия с различных позиций.

Игра «Наоборот» (Противоположные значения)

Игра «Противоположные значения.» (этап 1 и 2) подготавливает детей к совладению таким инструментом ТРИЗ, как приём «наоборот».

На первом этапе ведущий называет одно из слов - антонимов, а ребенок должен назвать слово, имеющее относительно названному противоположное значение. Например Много - мало. Узкий широкий. Больной - здоровый. День -ночь

На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки. Например:

Скажу я слово - высоко. А ты ответишь - низко

Скажу я слово - далеко. А ты ответишь - близко.

Скажу тебе я слово - трус. Ответишь ты - храбрец.

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай... (конец). С удовольствием ищут дети ответы на загадки: Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета Хоть люблю мороз сама

Потому что я ... (зима) К слову антоним дети привыкают быстро. Дети любят также выполнять и такое задание, как закончить самим народные пословицы, например:

Ученье - свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори... (меньше) и т.д.

На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова противоположные по значению (функция):

Волк (злой) - бабушка (добрая) Карандаш и пишет - резинка (стирает)

Только необходимо предложить ребёнку объяснить в каждом конкретном случае, почему он сделал такой выбор

Этот этап игры позволяет сравнивать не только сказочные персонажи типа «Золушка (ласковая) - мачеха (грубая)», но и все, что детей окружает в комнате. Можно предложить для сравнения игрушки, природные явления, а также семейные отношения («Я - моя семья»).

Постепенно от объяснений ребёнком его выбора можно отказаться, так как прежде чем сказать слово, он его продумывает.

Когда Выявление противоречий свойств перестанет вызывать трудности у детей, начиная с 4-5 лет. можно переходить к следующему, четвертому этапу - где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов. Например:

Горячий - холодный = утюг, солнце, ребенок (горячий, когда болеет). Тёмный - светлый = тельняшка чёрно-белый телевизор и т.д. Таким образом, здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению, вплотную подходит к понятию «противоречие».

ребёнка. Для более глубокого понимания этой философской игры приведу несколько примеров: Сказка — это хорошо или плохо?

- А что хорошего в сказке?

- В сказке есть хорошие герои? Назовите?

- А в сказке есть плохие герои? Кто плохие? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный ...)

| - А почему они плохие?

- Что хорошего может происходить со сказочными героями? I - А что плохого может произойти с ними7

I Тогда получится, что в сказке есть и хорошее и плохое Но в сказке всегда происходит что-нибудь необычное, интересное, волшебное

А сейчас используем игру «Хорошо плохо» для анализа героев в любой ситуации известной сказки «Рукавичка» Хорошо:

Для деда (потерял рукавичку): баба сошьёт новую;

Для зверей (нашли): будет где жить, спрятаться от холода, будет вместе весело: Для рукавички: она не пропадёт даром, пригодится зверям; Дед (нашёл): радость, не будут мёрзнуть руки, не надо шить новые: Для рукавички (нашёл): она сшита по руке деда, ей удобно только на руке деда, дед после работы высушит её на печке. Плохо:

Для деда (потерял): будут мерзнуть руки, неудобно работать, бабка недовольна:

Для зверей (нашли): всем в рукавичке тесно, рукавичка на дороге, могут на неё наехать:

Для рукавички: будет лежать, может занести снегом, звери могут от тесноты порвать её:

Для зверей (дед нашёл): не будет тепло;

Для рукавички (нашёл): дед во время работы может порвать, потерять её снова и т д.

Хорошо - плохо в природных явлениях

Зима это хорошо: можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, зимой самый чудесный праздник Новый год, но зима - это плохо: можно замёрзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, рано темнеет, меньше встреч с друзьями, нужно много одежды надевать. И тем не менее, зима - это замечательно!

Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным...

Во всех вариантах игр «Хорошо - плохо» нужно, повторяю, обязательно после рассматривания плохой стороны в итоге вернуться к хорошему. И деле. Игра эта не надоест, будет проходить живо, если вы с ребёнком будете проигрывать её в ролях: мама будет говорить, что хорошо, ребёнок - что плохо (и наоборот) Кто первый закончил, тот проиграл,

Весьма результативно будет, если ваш малыш сам начнёт игру. Ежедневно ) встречаясь с массой проблем, явлений, предметов - он уже будет маленьким 1 философом, анализируя окружающий мир и его противоречия с различных позиций.

Игра «Наоборот» (Противоположные значения)

Игра «Противоположные значения.» (этап 1 и 2) подготавливает детей к совладению таким инструментом ТРИЗ, как приём «наоборот».

На первом этапе ведущий называет одно из слов - антонимов, а ребенок должен назвать слово, имеющее относительно названному противоположное значение. Например Много - мало. Узкий широкий. Больной - здоровый. День -ночь

На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки. Например:

Скажу я слово - высоко. А ты ответишь - низко

Скажу я слово - далеко. А ты ответишь - близко.

Скажу тебе я слово - трус. Ответишь ты - храбрец.

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай... (конец). С удовольствием ищут дети ответы на загадки: Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета Хоть люблю мороз сама

Потому что я ... (зима) К слову антоним дети привыкают быстро. Дети любят также выполнять и такое задание, как закончить самим народные пословицы, например:

Ученье - свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори... (меньше) и т.д.

На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова противоположные по значению (функция):

Волк (злой) - бабушка (добрая) Карандаш и пишет - резинка (стирает)

Только необходимо предложить ребёнку объяснить в каждом конкретном случае, почему он сделал такой выбор

Этот этап игры позволяет сравнивать не только сказочные персонажи типа «Золушка (ласковая) - мачеха (грубая)», но и все, что детей окружает в комнате. Можно предложить для сравнения игрушки, природные явления, а также семейные отношения («Я - моя семья»).

Постепенно от объяснений ребёнком его выбора можно отказаться, так как прежде чем сказать слово, он его продумывает.

Когда Выявление противоречий свойств перестанет вызывать трудности у детей, начиная с 4-5 лет. можно переходить к следующему, четвертому этапу - где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов. Например:

Горячий - холодный = утюг, солнце, ребенок (горячий, когда болеет). Тёмный - светлый = тельняшка чёрно-белый телевизор и т.д. Таким образом, здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению, вплотную подходит к понятию «противоречие

Выступление на собрании родителей «Умные игры» (разработала Лавицкая Г.И.)

Цель: Познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей детей. Помочь родителям понять значимость игр в развитии ребёнка. Учить использовать в общении с детьми игры, способствующие развитию детского творчества, повышать педагогическую культуру родителей.

Развитие познавательной деятельности ребёнка эффективнее всего осуществляется в процессе игры. Опора на игру является основным путём включения детей в учебно-познавательную деятельность и в то же время способом раскрытия личности, развития её способностей. Игры способствуют умственному и социальному развитию ребенка. Содержание их направлено на развитие внимания, восприятия, мышления, воображения.

Терпение и доброжелательность, фиксация внимания ребёнка на успехе, использование словесных поощрений и разных форм несловесной поддержки (улыбка, пожатие руки и т.д.) позволят взрослым не только удовлетворить детей в познании, но и создать психологический комфорт в семье.

Играть с ребёнком можно перед сном, во время болезни, в плохую погоду, на кухне, во время прогулок.

Одно из главных направлений технологии ТРИЗ - знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показывать жизнь ребенку такой, какая она есть, - противоречивой. Каждый день и каждый час мы сталкиваемся с массой противоречивых явлений и понятий (если я рано встану, то успею на работу, но не высплюсь; если полечу на самолёте, то доберусь быстрее, но билет стоит дороже).

Первый шаг к тому, чтобы ребёнка научить решать задачу, противоречие - это видеть в предмете хорошее и плохое. С этой цель с детьми можно играть в игру «Хорошо - плохо». На первый взгляд она кажется простой (если преподносить истины по старинке, в чёрно-белом варианте: драться это плохо, а дружить - это хорошо). А если давать эту игру и открывать перед детьми настоящий окружающий мир, значит, нужно действовать по правилам: все явления, предметы, поступки сказки рассматривать в начале с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему-то J хорошему, помня о том что мы формируем совсем маленького ребёнка. Для более глубокого понимания этой философской игры приведу несколько примеров: Сказка — это хорошо или плохо?

- А что хорошего в сказке?

- В сказке есть хорошие герои? Назовите?

- А в сказке есть плохие герои? Кто плохие? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный ...)

| - А почему они плохие?

- Что хорошего может происходить со сказочными героями? I - А что плохого может произойти с ними7

I Тогда получится, что в сказке есть и хорошее и плохое Но в сказке всегда происходит что-нибудь необычное, интересное, волшебное

А сейчас используем игру «Хорошо плохо» для анализа героев в любой ситуации известной сказки «Рукавичка» Хорошо:

Для деда (потерял рукавичку): баба сошьёт новую;

Для зверей (нашли): будет где жить, спрятаться от холода, будет вместе весело: Для рукавички: она не пропадёт даром, пригодится зверям; Дед (нашёл): радость, не будут мёрзнуть руки, не надо шить новые: Для рукавички (нашёл): она сшита по руке деда, ей удобно только на руке деда, дед после работы высушит её на печке. Плохо:

Для деда (потерял): будут мерзнуть руки, неудобно работать, бабка недовольна:

Для зверей (нашли): всем в рукавичке тесно, рукавичка на дороге, могут на неё наехать:

Для рукавички: будет лежать, может занести снегом, звери могут от тесноты порвать её:

Для зверей (дед нашёл): не будет тепло;

Для рукавички (нашёл): дед во время работы может порвать, потерять её снова и т д.

Хорошо - плохо в природных явлениях

Зима это хорошо: можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, зимой самый чудесный праздник Новый год, но зима - это плохо: можно замёрзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, рано темнеет, меньше встреч с друзьями, нужно много одежды надевать. И тем не менее, зима - это замечательно!

Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным...

Во всех вариантах игр «Хорошо - плохо» нужно, повторяю, обязательно после рассматривания плохой стороны в итоге вернуться к хорошему. И деле. Игра эта не надоест, будет проходить живо, если вы с ребёнком будете проигрывать её в ролях: мама будет говорить, что хорошо, ребёнок - что плохо (и наоборот) Кто первый закончил, тот проиграл,

Весьма результативно будет, если ваш малыш сам начнёт игру. Ежедневно ) встречаясь с массой проблем, явлений, предметов - он уже будет маленьким 1 философом, анализируя окружающий мир и его противоречия с различных позиций.

Игра «Наоборот» (Противоположные значения)

Игра «Противоположные значения.» (этап 1 и 2) подготавливает детей к совладению таким инструментом ТРИЗ, как приём «наоборот».

На первом этапе ведущий называет одно из слов - антонимов, а ребенок должен назвать слово, имеющее относительно названному противоположное значение. Например Много - мало. Узкий широкий. Больной - здоровый. День -ночь

На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки. Например:

Скажу я слово - высоко. А ты ответишь - низко Скажу я слово - далеко. А ты ответишь - близко. Скажу тебе я слово - трус. Ответишь ты - храбрец. Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай... (конец). С удовольствием ищут дети ответы на загадки: Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета Хоть люблю мороз сама

Потому что я ... (зима) К слову антоним дети привыкают быстро. Дети любят также выполнять и такое задание, как закончить самим народные пословицы, например:

Ученье - свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори... (меньше) и т.д.

На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова противоположные по значению (функция):

Волк (злой) - бабушка (добрая) Карандаш и пишет - резинка (стирает)

Только необходимо предложить ребёнку объяснить в каждом конкретном случае, почему он сделал такой выбор

Этот этап игры позволяет сравнивать не только сказочные персонажи типа «Золушка (ласковая) - мачеха (грубая)», но и все, что детей окружает в комнате. Можно предложить для сравнения игрушки, природные явления, а также семейные отношения («Я - моя семья»).

Постепенно от объяснений ребёнком его выбора можно отказаться, так как прежде чем сказать слово, он его продумывает.

Когда Выявление противоречий свойств перестанет вызывать трудности у детей, начиная с 4-5 лет. можно переходить к следующему, четвертому этапу - где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов. Например:

Горячий - холодный = утюг,солнце, ребенок (горячий, когда болеет). Тёмный - светлый = тельняшка чёрно-белый телевизор и т.д. Таким образом, здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению, вплотную подходит к понятию «противоречие».

РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов по использованию элементов ТРИЗ-технологии в работе с младшими дошкольниками (разработала Лавицкая Г.И.)

Обучая детей методам ТРИЗ и РТВ, следует помнить, что действия их еще только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Насколько интерес детей легко возникает, настолько легко и пропадает. Выполнение следующих правил на начальном этапе обучения детей по технологии ТРИЗ поможет получить положительный результат.

Игры на начальном этапе должны быть простыми и короткими — до 5 минут. Но ребенок обязательно должен начатое дело довести до конца. Для оживления внимания игру можно сменить на новую.

- Организуя работу с детьми по технологии ТРИЗ, нужно внимательно присмотреться к каждому ребенку, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых заданиях. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

- Важно не только научить ребенка алгоритму решения изобретательских задач, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается методов «мозгового штурма» и «фокальных объектов», где проблемы решаются посредством нескольких идей.

- Если, выполняя задание, ребенок увязает в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой.

- Если ребенок смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы, чтобы к старшему дошкольному возрасту сформировать у него адекватную оценку по отношению к себе и к окружающему, отличать реальное от вымышленного.

- Основной инструмент ТРИЗ — слово, поэтому ребенок должен общаться в процессе обучения. Не нужно бояться использовать оригинальную терминологию. Необходимо стремиться к стимулированию естественной речи в процессе выполнения творческих заданий, т.е. давать детям возможность сказать о том, что находится «за кадром» их творчества. В данном случае не нужно злоупотреблять максимальным количеством наглядности, это в ТРИЗ неэффективно.

- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Несколько рекомендаций по стилю общения с детьми.

Давать отрицательных оценок нельзя — закрепощает! Только положительные оценки. И при этом лучше говорить не «правильно», а «интересно, необычно, любопытно, хорошо».

- Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, вы идете за логикой ребенка, подчиняясь ей, а не навязываете своего мнения.

Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.

Консультация для педагогов «Развитие воображения у дошкольников через сказку» (разработала Лавицкая Г.И.)

Сказка - это страна нашего детства. В ней мы на определенном этапе жизни знакомимся с добром и злом, с испытаниями и победами, участвуем в чудесных превращениях, вживаемся в роли разных героев, сказка формирует первые представления о морали, предостерегает и учит.

Но что делать, если дети равнодушны к сказке, если они не чувствуют волшебных чар, не переживают приключения героев, не осознают скрытых в сказке поучений? Как научить малышей получать от сказки пищу для ума и сердца?

Пропуском для входа в страну сказок служит воображение ребенка. Именно воображение преобразует слова и предложения в образы, позволяет проникаться переживаниями сказочных героев. Но часто предположение, что у всех детей богатое воображение, оказывается ошибочным. Воображение, как и любой дар природы, следует развивать. Как это сделать? Часто я говорю детям:

Дети устройтесь, пожалуйста, поудобнее на своих местах и закройте глаза. Я расскажу вам сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве родился у короля с королевой сын. Родители были счастливы. Но вскоре выяснилось, что мальчик совсем слепой. Пригласили лучших лекарей, но никто не мог помочь маленькому принцу. Однажды г какой-то прохожий попросил разрешения войти во дворец, чтобы взглянуть на малыша. Ему разрешили подойти к мальчику и незнакомец начал свой рассказ:

- В одном царстве правил король. Это был славный король. Он горда сидел на троне в своей пурпурной мантии. Мантию украшал воротник из горностая, а также вышивка золотом и серебром. В руке король держал скипетр из слоновой кости, который излучал дивное сияние в полутемном зале. На смуглом лице которая горели смелые карие глаза, а черная борода придавала ему еще более благородный вид. Когда король о чем-то задумывался, он начинал скипетром тереть свою черную бороду.

В этот момент маленький принц протянул ручки в сторону своего отца-короля,

- Он видит, - закричал король.

Нет, ваше величество, - ответил прохожий, - я не могу вылечить вашего сына. Ноя освободит его воображение. С этого момента он будет видеть, слышать, чувствовать в воображении все, о чем ему

расскажут другие. За его закрытыми глазами будут создаваться образы и картины, которых на самом деле нет, но их нарисует его воображение.

Дети открывают глаза и начинается беседа о том, что каждому человеку от природы дан этот чудесный дар воображение. Узнать, всем ли удалось увидеть с закрытыми короля. Если нет - это не страшно, получится в другой раз.

Следующий шаг - постараться в воображении дополнить образ короля новыми деталями (закрыть глаза): какими вы видите королевскую корону, рубашку с пурпурной мантией, брюки, туфли (цвет, размер, детали одежды). Не повторяться.

Это первое знакомство со своим воображением. Далее - глубже проникать в содержание сказки.

|Упражнения на воображение я использую разными. Например, представить место действия: дворцовый сад, крестьянскую избушку, логово разбойников, ""дремучий лес, подземелье, берег реки.

В другой раз в воображении знакомимся с героем сказки. Представляем черты его лица, стан, одежду, движения, настроение, переживания.

Воображения увлекает. Иногда не хочется расставаться с миром воображения. Чтобы границы между воображаемым и настоящим не размывались, обязательно должен быть определен вход в страну воображения и выход из нее. Роль такого входа-выхода в сказках играет колодец, зеленая дверь, дупло и т.д. В комнате тоже можно выбрать предмет, через который можно проникнуть в воображение: картинка на стене, лампочка, ваза и т.д. Приобретенные представления, ощущения подтолкнут ребят высказывать свое отношение к событиям в сказке, свою точку зрения.

Воображение— первый помощник памяти. Часто мы жалуемся на плохую память у детей, на их неумение пересказывать текст, но не догадываемся развивать память, опираясь на воображение.

Одним из интересных элементов работы над сказкой может быть раскадровка. Так, я читаю или рассказываю новую сказку, а дети с закрытыми глазами представляют ее в воображении. Потом малыши получают задание зафиксировать представленные события в виде последовательных схематических рисунков. Дети расчерчивают на листе бумаги •ряд небольших квадратиков. Это как будто кадры из фильма, который они только что просмотрели в воображении.

Первую, раскадровку показываю я. Здесь важно задать образец условного схематического рисунка, чтобы дети не тратили время на ненужные детали, раскрашивание элементов. Можно договориться, что схематический рисунок - это '«напоминалка» и ему незачем быть красивым.

Другой важный вопрос, что рисовать в одном квадратике, а что в другом? сигналом для перехода к следующему кадру является то, что:

- появляется новый и удаляется действующий герой;

- действие переносится в другое место;

- резко меняются действия героев. (Начало раскадровки сказки «Красная Шапочка).

В начале кадров может быть очень много. Но постепенно количество их будет уменьшаться. Суть в том, чтобы наименьшим количеством кадров наиболее точно отразить содержание сказки.

В чем же преимущество раскадровки?

- Выделение из общего текста сказки отдельных кадров требует аналитического подхода к тексту, развивает соответствующие способности,

- Выразив суть каждого кадра одним предложением, мы получим план сказки.

- Раскадровка — это опорная схема для пересказа сказки. С пересказом по раскадровке через некоторое время хорошо будут справляться даже те, которым трудно дается пересказ. Если раскадровка войдет в систему, то через какое-то время станет ненужной, т.к. ребята научатся

упоминать сказку в воображении по кадрам.

- Используя игровые занятия с «Теремком» развиваем воображение путем: 1. придумывать новые сказки по опорным вопросам; сочинения «продолжения»

старых сказок;

- составления загадок про героев.

Для развития воображения можно использовать цикл по сказке «Колобок».

Цель цикла: развитие творческого воображения, фантазии. Занятие I «Спасаем Колобка».

Показать книгу. Позвать. Появится Колобок. Вспомнить сказку. Доходят до Лисы. Хорошо или плохо, что она хотела съесть Колобка.

А как сделать, чтобы Колобок не достался Лисе? Как его спасти? Какой он может быть? (обвалять в смоле..., если он -*Д, О ...) Дети должны нарисовать свой Колобок. Сделать выставку, дети рассказывают, как их Колобок спасся.

Занятие II «Новый Колобок».

Я приношу рамку (экран телевизора) и сама в нем говорю: «В гостях у нас Колобок, он спасся, вы его спасли. А вы хотите, чтобы он пришел жить к нам в группу?» Колобок - хорошо, но я боюсь, что вам со мной будет скучно играть. Я вам предлагаю придумать игрушки, в которые я мог бы превратиться или на которые я мог быть похож. Если хорошо придумаете, я превращусь в эту игрушку. Дети называют предметы или игрушки, где цвет или форма напоминают Колобка.

А тетерь нарисуйте. Выставка.

Занятие III «Колобок-великан».

Я говорю, что утром она нашла Колобка не таким, как прежде. Он тал великаном. Почему он стал таким? (съел...) Как такой великан будет вести себя в нашей сказке? (придумать ситуации). Давайте из ваших рассказов нарисуем фильм, сами будем смотреть и малышам покажем. Занятие IV «Колобок-малютка».

Я говорю, что утром нашла Колобка не таким, как прежде. Он стал малюткой. Почему он стал таким? Как такой малютка будет вести себя в нашей сказке? Придумывают новую сказку.

Например: покатился Колобок по дорожке и встретил ... (Красную шапочку) Что было дальше?

Вот такими разными способами я развиваю воображение и фантазию.

Выступление на педчасе из опыта работы «Использование элементов ТРИЗ-технологии в изобразительной деятельности . (разработала Лавицкая Г.И.)

Элементы ТРИЗ-технологии можно использовать, не только на занятиях по развитию речи, но и на занятиях практического плана, занятиях действенных, в частности на занятиях но изобразительной деятельности.

Главной задачей таких занятий является, как впрочем и в других видах деятельности, возможность отойти от стандарта, развитие воображения, творческого мышления. Любое занятие с использованием ТРИЗ-технологии, в идеале должно завершаться изображением предмета, объекта, действия, явления рассматриваемого или придуманного на занятии, будь это какая-нибудь постройка из крупного или мелкого, или бросового материала, может быть это будет вылепленный или наклеенный предмет, но чаще всего дети рисуют.

Что же можно использовать в своей работе?

Начиная с младшего дошкольного возраста - используем цветовую дорожку и игру «Хорошо-плохо». Для этого мастерим дорожку, чем меньше дети или это первоначальная стадия работы по цветовой дорожке, тем меньше цветов мы используем.

Вначале два: допустим красный и синий или жёлтый и зелёный, чтобы они (цвета были контрастны), далее четыре основных и далее постепенно увеличиваем количество цветов или изменяем, то что нужно нам в той или иной ситуации.

Изображение предмета при путешествии по цветовой дорожке должно быть прозрачным, то есть это наши трафареты, причём фон трафарета не должен отвлекать внимание ребёнка.

Как же работаем?

Например: рисуем яблоко, приставляем трафарет яблока на жёлтый цвет: когда бывает такое яблоко, когда это хорошо, когда - плохо; яблоко на коричневом фоне, когда и где может быть, опять когда - хорошо, когда - плохо и т. д. с любым предметом и явлением, принимать различные варианты ответов.

Далее знакомим ребят с различным материалом, учим пользоваться и использовать в своей деятельности всё разнообразие. На чём можно работать:

-на бумаге: обычной, фоновой, мятой, мокрой

- на ткани

- асфальт-на плитке керамической, использовать камень, фарфор, дерево, игрушки, воздушные шарики и т. д. на сколько хватает фантазии.

Чем работать:

- что может быть инструментом: кисти разных размеров, поролон, вата, косметические палочки, перо, палец, ладонь, стопа, нитка или нитки, пипетка, бумага, листья деревьев и т. д.

Чем работать:

- материал: карандаш простой, карандаши цветные, гуашь, акварель, пастель, тушь, мелки, сангина, пластилин, клейстер, силикатный клей, песок обычный и цветной, манка и т.д.

Учим использовать детей в своей работе различные методы.

Не плохо научить ребят изображать предмет схематично, а потом его дорабатывать.

Рисование свечей, как силикатным клеем, на чистом листе рисуем, а затем закрашиваем. Монотипия: рисунок изображайся на одной стороне листа, затем лист | складывается пополам и рисунок отпечатывается на другой стороне. Также ~ кляксография, выдувая через соломку коктельную. Штампы, набрызг и т. д. щ Хорошо использовать вопросы, заставляющие ребят думать и творить: И - что лучше одноцветие или многоцветие,

-нарисуй один и тот же предмет, когда хорошо, а йогом, когда - плохо. | Например: вода - хорошо - речка, купаться; плохо- речка- наводнение. Также с любым объектом.

Как уже отмечалось выше, в конце любого занятия можно рисовать разные

- предметы. Рассматривали кастрюлю — нарисуйте. Рассмотрите, какая получилась: _ прозрачная, летающая, музыкальная, смешная, самомоющая.

Используя схематичное изображение можно придумать новое животное: дикое, домашнее, жарких стран, северных стран; птиц и т. д. Н-р: используя два животных: Зебра и крокодил - зеброкрокодил,

Тигроверб, левообезьян, зеброверепаха, слонокрок. Что хорошо, что плохо. Давайте придумаем и нарисуем новое домашнее животное: т - от коровы - рога и вымя, чтобы защищалось и давало молоко;

-от овцы - пушистую шерсть, тепло животному и польза человеку свяжет рукавички;

-от лошади - длинные ноги, чтобы быстро бегало и было выносливым; -от свиньи — туловище и пяточек, пусть будет смешным

и весёлым; от собаки - голову и хвост, будет лаять отпугивать плохих людей, а хвостом отгонять надоедливых насекомых.

Конспект занятия-сказки в первой младшей группе «В гостях у Красной Шапочки» с элементами ТРИЗ-технологии(разработала Лавицкая Г.И.)

Программное содержание:

Продолжать учить составлять творческие рассказы, сказки с использованием приемов моделирования (по цветным кругам одного размера: красный, желтый, синий, зелены, коричневый), устанавливать линию развития объекта во времени (прошлом, настоящем, будущем).

Учить выделять предметы, расположенные хаотично, один в другом. Систематизировать навыки классификации предметов по назначению: фрукты, мебель, посуда, геометрические фигуры и называть обобщающие слова.

Познакомить детей с приемами фантазирования, увеличения, уменьшения, упражнять отражать это в движении. Развивать умение двигательной мимической выразительности.

Закрепить умение выявлять функции объектов, знание о способах передвижения животных, классифицировать объекты окружающего мира.

Учить передавать характерные черты сказочных героев (Красная Шапочка, пчела, бабочка, белка, Дюймовочка, ежик), стимулировать развитие исполнительских способностей средствами театрально-художественной деятельности.

Материал:

Декорации для сказки, костюмы для сказочных героев, сундучок с цветными кругами, мольберт, картинки-схемы для игры «Что в чем находиться?», мяч, девятиэкранка для игры «Кто кем был и кто кем будет?», картинки с временными изменениями.

Содержание деятельности:

Дети входят в зал. В зале темно. Звучит тревожная музыка. Воспитатель: «Ребята, мы хотим попасть с вами в сказку. Наверное ничего не получиться. Здесь, вы видите, раньше нас побывала злая во

Наши рекомендации