Что такое «талант психолога»

Призвание появляется тогда, когда человек искренне хочет заниматься тем, чем он занимается.

· «Чтобы добиться успеха в MLM, в него надо влюбиться», — гласит один из афоризмов строителей «пирамид». На наш взгляд, это относится не только к «пирамидам», но и к любой деятельности.

Но интерес, желание, мотивация к занятиям психологией — только начало призвания. Второй частью его обычно называют способности, талант. Что же это такое, талант психолога. Весь опыт, который нам доступен, общение со многими замечательными коллегами, жизнеописания замечательных практиков нашего дела подсказывают нам: талант психолога — это большой и искренний интерес к другим людям. Не к себе, не к другим по поводу себя, а именно к ним самим — к другим людям ради других людей.

· На какой основе это происходит — вопрос неоднозначный. Похоже, у всех по-разному. Главное, есть этот интерес или его нет.

Если такой интерес, симпатия, сочувствие, просто любопытство, наконец — одна из главных движущих сил человека, то можно утверждать: у него есть способности к психологии. И чем этот интерес больше, тем больше оснований говорить о таланте.

Интерес этот — не данность. Увы? Или ура? Мы не знаем. Интерес к другим людям может разгораться и угасать в зависимости от душевных обстоятельств человека. Как ни странно это звучит, но когда человек начинает активно заниматься совершенствованием — себя, заботой — о своей семье, своих близких, своих друзьях, талант начинает угасать. (Хотя мастерство и профессионализм остаются. Без практики — ненадолго). Круг личного интереса сужается. Человеку уже не интересны все, ему интересны так или иначе — немногие. Не люди вообще, а вот именно эти. Это нормально для нормального человека. Это хорошо. Мы сами приводим своих клиентов к этому. Мы хотим, чтобы у людей вокруг нас было все хорошо на душе, чтобы у них была хорошая семья, хороший дом, хорошая работа, хорошие друзья и так далее. Когда человек успешно справляется с тем, чтобы усовершенствовать себя, свои отношения и позаботиться о своих близких, он становится вполне адаптированным и благополучным.

· «Успешно справляется» — по внутренней оценке самого человека.

И если, успокоившись по поводу своей успешности, человек вновь с интересом обернется к людям вокруг — ко всем людям — талант вернется к нему.

А если решение проблем затягивается и все больше затягивает человека, то его талант может оказаться утраченным насовсем.

Мы полагаем, что это происходит циклически. Возникают свои трудности, психолог обращается к ним, становясь просто профессионалом. Трудности разрешаются, коллега вновь обращается к людям и становится профессионалом талантливым. И снова возникают трудности, и снова приходит решение… и так всю жизнь.

Профессиональный стиль

Итак, даже очень хорошие психологи — разные. Работают ли они индивидуально, ведут ли они группу — они делают это по-своему. Технично, да. Но — по своему. Это «по-своему» получается при соединении профессионального навыка и человеческих качеств психолога. Именно здесь появляются «излюбленные» техники и приемы. Излюбленные они потому, что лучше всего работают. А работают они так, потому что лучше всего согласованы с человеческим своеобразием, опытом и воспитанием человека.

Кому-то рациональные техники кажутся сухими и неэффективными, а кто-то достигает с их помощью грандиозных результатов. Зато буксует в работе с бессознательным, где свободно себя чувствует менее логичный коллега. Кто-то любит яркие демонстрации, а кто-то предпочитает постепенный набор опыта, кто-то доводит группу до кипения, а кто-то не выводит ее из транса, кто-то привычно исправляет поведение, а кто-то художественно проводит душеспасительные беседы, кто-то смело затрагивает смысл жизни, а кто-то весело учит правильно знакомиться с девушкой.

У всех нас есть сильные стороны, где наша личность и наш профессиональный навык сотрудничают, и стороны слабые — где они противоречат друг другу.

· Если слабых слишком много, а сильных мало — отлично, есть над чем работать. А если наоборот — это и есть индивидуальный стиль!

Так что если у вас что-то не получается, или получается не сразу, все в порядке. Проверьте, что личное мешает усвоению навыка, назовите это личное — проблемой — и исправьте. А если никак, то усиливайте и без того сильные стороны, компенсируйте ими недостаток и назовите это своим стилем.

· Потому что главное — чтобы вы добивались результатов. Главное, чтобы вы делали свое дело. Каким угодно индивидуальным способом, но делали хорошо.

И еще раз: если вы знаете, как работать — работайте как знаете. А если нет — делайте как учили. И у вас получится.

Резюме по второй части

Группа помогает:

· Почувствовать себя «нормальным» среди других,

· Приобрести информацию, знания, навыки,

· Получить опыт доверия и успешного общения с другими,

· Опробовать новые модели и образцы поведения, образ мыслей,

· Косвенно решить свои проблемы, наблюдая за другими,

· Получить помощь и поддержку от многих людей,

· Подружиться, завязать контакты,

· Добиться результатов быстрее, чем в индивидуальной работе.

Группы можно разделить на:

· Коррекционные (психотерапевтические),

· Личностного роста и развития,

· Обучающие.

Причем психокоррекция и личностный рост — это движение в одном и том же направлении. Психокоррекция однажды становится личностным ростом, а личностный рост часто начинается с решения проблем.

Схема коррекционной работы в группе аналогична схеме индивидуальной коррекционной работы. В группе также есть установление контакта, выявление сути, формирование образа результата, коррекционная фаза и завершение. Выполняется все это с учетом особенностей групповой работы.

Начинать вести группу стоит так, как если бы вы продолжали это делать.

Мотивировать на работу с вами как с ведущим можно:

· Предоставив участникам возможность выбирать ведущего,

· Отождествляя ведущего с темой работы группы,

Представляясь, важно:

· Учитывать пять уровней и четыре типа пространственного расположения участников,

· Поддерживать личный контакт, контакт глаз,

В первые полторы минуты нужно сказать:

· Приветствие группе,

· Свое имя,

· Что вы из себя представляете применительно к теме работы группы,

· Чем вы можете помочь, быть полезным группе.

Первые указания должны быть:

· Простыми и легкими для исполнения,

· Понятными,

· Иметь отношение к организации работы группы.

Подстройка к группе осуществляется:

· Подстройка по целям и ценностям;

· Подстройка по ритму;

· Подстройка по эмоциональному фону.

Групповая динамика включает в себя представление о стадиях развития группы, ролевом распределении, формировании целей и норм группы. При этом:

· Роли распределяются на стадии конфликта,

· Конфликт происходит вокруг установления целей и норм группы,

· Динамика группы может быть перезапущена при возниконовении события, изменяющего любой из факторов, формирующих эту динамику: состав группы, цели группы, время и место работы группы.

Ведущий может не только учитывать, но и управлять ходом групповой динамики, исходя из целей группы.

В ходе работы ведущий может столкнуться с групповыми сопротивлениями по типу:

· Привлечения внимания,

· Борьбы за власть,

· Личных нападок,

· Демонстрации беспомощности.

Место и роль ведущего в группе изменяется в зависимости от содержания групповой работы и ситуации в групповой динамике.

Принято выделять стили руководства группой:

· Авторитарный,

· Либеральный,

· Демократический.

При этом не существует «лучшего» стиля, а есть наиболее подходящий для сиюминутных задач группы.

К навыкам, желательным для работы ведущим, мы относим:

· Внутреннее спокойствие,

· Владение техникой общения,

· Артистизм.

Внутреннее спокойствие при этом достигается с помощью:

· Саморефлексии;

· Саморегуляции;

· Якорения нужного состояния;

· Паузы.

Техника общения включает:

· наблюдение за изменениями;

· подстройку и установление контакта;

· активное слушаение;

· поддерживающее слушание;

· эмоциональное отражение;

· навык точных вопросов,

· речевые техники,

· якорение.

Артистизм служит для передачи группе того или иного эмоционального состояния. Это может быть достигнуто с помощью:

· подстройки и ведения,

· эмоционального заражения,

· специального поведения ведущего,

· создания ситуации, которая способствовала бы возникновению нужных эмоций.

Важно помнить, что эмоции в группе вызываются не ради самих эмоций, а с целями:

· Изменения эмоционального фона группы или отдельных участников;

· Аргументации от эмоций;

· Формирования мотивации;

· Обучения.

Формирование содержания групповой работы начинается с ответов на вопросы:

· Что я могу предложить?

· Зачем это мне, как ведущему?

· Зачем это будущим участникам группы?

Будущим участникам может быть интересно:

· решение проблем и получение выгод;

· развитие и личностный рост;

· обучение.

Основная схема содержания работы группы иерархически создается на основе простого цикла:

· введение,

· основная часть,

· завершение.

Наполнением плана становятся эпизоды групповой деятельности, которые включают:

· Собственно упражнения;

· Игры;

· Ролевые отыгрыши;

· Индивидуальная работа;

· Обсуждения;

· Мозговые штурмы;

· Конкурсы и соревнования;

· Групповые трансы;

· Лекции;

· Демонстрации и примеры.

Любой эпизод групповой деятельности (упражнение в широком смысле этого слова) создается на основе того же цикла: введение (настройка и инструкция к упражнению), основная часть («тело» упражнения), заключение (обсуждение и выводы).

Упражнение создается на основе следующей схемы:

· Поставить четкую цель упражнения;

· Представить себе реальные ситуации и поведение;

· Выявить внутреннюю структуру;

· Упорядочить эту модель;

· Составить четкую инструкцию;

· Подготовить соответствующую настройку;

· Продумать возможные варианты итогового обсуждения-осмысления;

· Провести несколько раз в «пилотном» режиме;

· Подробно прописать весь текст;

· Проводить.

Эмоциональные переживания, образующие основу опыта, создаются в упражнениях с использованием тем:

· Любовь,

· Злость,

· Добро,

· Несчастье.

При проведении обсуждения ведущему нужно обращать внимание на:

· Осмысление предшествующего материала,

· Использование речевых техник,

· Утилизацию случайных реплик,

· Сохранение роли «третейского судьи» и эксперта,

· Правила организации дискуссии,

При групповом наведении транса нужно следовать схеме:

· Фиксация внимания,

· Перевод фокуса внимания,

· Диссоциация сознательных и бессознательных процессов,

· Углубление трансового состояния,

· Утилизация (использование) трансового состояния,

· Выведение из трансового состояния.

Пусть ведущий помнит, что трансовые состояния возникают в группе не только при формальном наведении, но и в результате косвенных внушений ведущего, во время эмоциональных пиков и в течение телесно-ориентированной работы.

Ведущие могут работать в паре:

· Когда один из них ассистирует,

· Когда ведущие работают попеременно,

· Когда ведущие работают вместе.

Если ведущие работают вместе, желательно:

· Говорить «вперехват»,

· Выражать согласие с партнером,

· Использовать образ «мы»,

· Согласовать мировоззрение,

· Привыкнуть к партнеру.

Завершая работу с группой, нужно:

· Зафиксировать результаты работы;

· Передать ощущение успеха,

· Отпраздновать!

Когда мы говорим о работе психолога, мы помним о возможности привести себя в состояние личностного благополучия и пользоваться своими особенностями для создания личного профессионального стиля. Мы исходим из того, что становление психолога основывается не только на его профессиональном росте, но и на личностном развитии.

Когда мы говорим о таланте психолога, мы имеем в виду искренний интерес к людям вообще, ко всем окружающим.

Когда мы описываем правила и технику работы, мы не предполагаем, что можно и нужно работать только так. Если уважаемые коллеги станут работать как-то совершенно иначе, получая при этом сходные или лучшие результаты, мы будем только рады.

Литература

Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999

Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. М.: КСП+, 1999

Андреас К., Андреас Т. Сущностная трансформация. Воронеж: НПО "Модек", 1999

Андреас С., Андреас К. Сердце разума. М.: 2001

Андреас С., Герлинг К., Халбом Т. и др. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М.: 2000

Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия, СПб.: Речь, 2000

Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж: НПО "Модек", 1995

Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз: практическое руководство. М.: Класс, 1999

Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. НПО "Модек", 2000

Бендлер Р., Гриндер Д. Трансформация. Сыктывкар: Флинта, 1999

Бендлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. Симферополь: Реноме, 1999

Бендлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. М., 1999

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994

Берн Э. Игры, в которае играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Университетская книга, 1998

Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организации групп. Екатеринбург: Литур, 2000

Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992

Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб.: Светоч, 1994

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000

Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. М.: Алитейа, 1999

Вилсуорт М.Ф. Вилли и его друзья. Воронеж: НПО "Модек", 1995

Витакер Д.С. Группы, как инструмент психологической помощи. М.: Класс, 2000

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999

Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, СПб., 1994

Гиллиган С. Терапевтические трансы: руководство по эриксоновской гипнотерапии. М.: Класс, 1999

Гордеев М.Н. Классический и эриксоновский гипноз: практическое руководство. М., 2001

Гордон Д., Мейрс-Андерсон М. Секреты психотерапии Милтона Эриксона. М., 1997

Гордон Д.Терапевтические метафоры. СПб.: Белый кролик, 1995

Горин С.А. НЛП: техники россыпью. М.: КСП+, 2000

Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологичекие механизмы. СПб.: Знание, 1999

Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Екатеринбург, 1998

Гриндер Д., Бэндлер Р. Рефрейминг. Воронеж: НПО "Модек", 1995

Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. Москва: КААС, 1995

Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001

Делозье Д., Холландер Я., Врица П. и др. Мастерство, новый код и системное НЛП. М.: 1998

Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП: ключи к личностному развитию. М.: КСП+, 2000

Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Класс, 1997

Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2000

Дилтс Р. Стратегии гениев (в 3 т.). М.: Класс, 1998

Дилтс Р. Фокусы языка. СПб.: Питер, 2000

Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения в НЛП: стратегические модули и технологии успеха. Харьков: Зодиак, 2000

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Яуза, 1996

Егидес А.П. Лабиринты общения. М.: ФилинЪ, 1999

Ермошин А.Ф. Вещи в теле: психотерапевтический метод работы с ощущениями. М.: Класс, 1999

Завьялов В.Ю. Необъявленная психотерапия. М., 1999

Зейг Дж. К. (ред.) Семинар с доктором медицины с Милтоном Г. Эриксоном. Уроки гипноза. М.: Класс, 1994

Зейг Дж. К. Мастер гипноза. Психотерапевтические манипуляции Милтона Эриксона. Минск, 1998

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000

Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999

Каммерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии. М.: 2000

Карелин А.А. Психология изменений. М.: КСП+, 2000

Кейд Б., О'Хэнлон В. Краткосрочная психотерапия. М.: 2001

Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планов: анализ психотерапевтических механизмов. М.: Класс, 1998

Кинг Н.Е. Цитренбаум Ч.Н. Экзистенциальная гипнотерапия. М.: Класс, 1998

Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993

Ковалев С.В. Перепрограммирование собственной судьбы. М.: КСП+, 2000

Ковалев С.В. Психотерапия личной истории и психокоррекция самотоятельных единиц сознания. Воронеж: НПО "Модек", 2001

Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999

Коледа С.В. Моделирование бессознательного. М., 1999

Кочунас Р. Основы психологического консультирования, М.: Академический проект, 1999

Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический проект, 2000

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000

Кроль Л.М. Между живой водой и мертвой. М.: Класс, 1998

Кроль Л.М. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. М.: Класс, 1999

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: Класс, 1993

Кроль Л.М., Пуртова Л.А. (сост.) Методы современной психотерапии. М.: Класс, 2001

Ксендзюк О. Трансформация личности, Одесса: Хаджибей, 1995

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997

Леонард Д., Лауд Ф. Ребефинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. М., 2000

Лой Ш. Психологический тренинг умений. СПб., 2001

Лэнктон К., Лэнктон С. Волшебные сказки: ориентированные на цель метафоры для лечения взрослых и детей. Воронеж: НПО "Модек", 1996

Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М.: КСП+, 1999

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997

Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж, 1994

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998

Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Программы и структура поведения. М., 2000

Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М.: Класс, 1999

Молден Д. Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими. М., 2000

Мэй Р. Искусство психологического консультирования, М.: Класс, 1994

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. Питер, 2000

Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999

Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998

О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. Искусство системного мышления. К.: София, 2000

О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. НЛП и здоровье. Челябинск, 1998

О'Коннор Дж., Сеймур Д. НЛП-тренинг. Высшая ступень. М., 2000

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000

Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М., 2001

Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М., 2001

Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии, М., 2001

Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. СПб.: Петербург-21 век, 1997

Перлз Ф.С. Гештальт-семинары. М., 1998

Плигин А.А., Герасимов А.В. Руководство к курсу НЛП-практик, М.: КСП+, 2000

Польстер И. Обитаемый человек: терапевтическое исследование личности. М.: Класс, 1999

Польстер И. Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Класс, 1999

Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М.: Алитейа, 1999

Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-Пресс, 2000

Райгородский Д.Я. (сост.) Психология масс. Самара: Бахрах-М, 2001

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999

Рейнхард Л. Трансформация. М.: Либрис, 1997

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994

Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000

Розен С. Гипнотические истории Милтона Эриксона для обучения и психотерапии. М, 1998

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998

Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб.: Речь, 2000

Руффлер М. Игры внутри нас. М., 1998

Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999

Сеймур Д., О'Коннор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование. Челябинск: Версия, 1997

Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000

Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2000

Смит М.Д. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1998

Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло или психотерапия в стиле дзен. М.: Класс, 1999

Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, М., 1998

Спаркс М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. Воронеж, НПО "Модек", 1995

Трошихина Е.Г. (под ред) Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2001

Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия, М., 1997

Фаррелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Екатеринбург, 1996

Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999

Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000

Франкл В.Э. Психотерапия на практике. СПб.: Ювента, 1999

Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М.: Класс, 2001

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000

Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998

Харрис Т.А. Я-о'кей, ты-о'кей. М.: Смысл, 1997

Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1999

Хейли Дж. О Милтоне Эриксоне. М.: Класс, 1998

Хейли Дж. Терапия испытанием. М.: Класс, 1998

Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999

Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ. М.: Прогресс, 1993

Хрящева Н.Ю. (под ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2000

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 1999

Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999

Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М.: КСП+, 1999

Шибутани Т. Социальная психология, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999

Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 1999

Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. М.: Класс, 1995

Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. М.: Класс, 1999

Эриксон М.Х. Стратегия психотерапии, СПб., 1999

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996

Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М.: Класс, 1999

Япко М. Боль жизни. Техники эриксоновского гипноза и НЛП для краткосрочной психотерапии и депрессий. М., 1997

Наши рекомендации