Субъекты права собственности на земельный участок

Согласно действующему земельному законодательству земля в Российской Федерации находится в государственной, муниципальной и частной собственности.

Множественность форм собственности на землю впервые была законодательно провозглашена в Законе РСФСР 1990 г. "О земельной реформе" и по сути своей явилась одним из важнейших достижений проводимой в нашей стране земельной реформы, поскольку советский период характеризовался правом исключительной государственной собственности на землю. Физическим и юридическим лицам земельный участок мог быть предоставлен только в пользование, какие-либо сделки в отношении земли и земельных участков были запрещены.

Конституция РФ 1993 г. (ст. 9) определила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии с действующим гражданским законодательством (п. 4 ст. 212 ГК РФ) права всех собственников (независимо от формы собственности) защищаются равным образом. Таким образом, виды прав на землю определены в отечественном законодательстве "по субъекту" <1>, так как Основным Законом государства установлены круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также, в зависимости от субъекта, обладающего правом на землю, - объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Под субъектом права собственности на землю следует понимать лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на законном основании. При этом физические и юридические лица как субъекты права собственности объединены понятием права частной собственности на землю; субъектами права государственной собственности на землю являются соответственно Российская Федерация и ее субъекты; субъектами права муниципальной собственности на землю - муниципальные образования. Причем именно в зависимости от того, находится земля в собственности физического лица, юридического лица, государства, государственного или муниципального образования, определяются основания приобретения и прекращения права собственности на землю.

Частная собственность на землю представлена в Российской Федерации собственностью физических и юридических лиц. Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. Количество и стоимость находящегося в собственности частных лиц имущества законом не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законодательно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Однако отдельные ограничения - в общей площади земельных участков, находящихся в собственности одного гражданина, его родственников и созданных с его участием юридических лиц, - установлены для земель сельскохозяйственного назначения.

В частной собственности - собственности физических и юридических лиц - находятся земельные участки, приобретенные названными субъектами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ). Согласно действующему земельному законодательству физические и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В собственность частных лиц могут быть предоставлены практически любые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лишь тех, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Однако закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлен запрет на приобретение в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Собственниками земельных участков могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, за которыми земельные участки закрепляются на началах ограниченных вещных прав. Отдельные юридические лица, хотя и являются собственниками приобретенных ими земельных участков, могут использовать последние только для целей, предусмотренных их учредительными документами (в частности, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и др.).

Гражданин или юридическое лицо - собственник земельного участка обладает полным объемом правомочий собственника и по своему усмотрению осуществляет правомочия владения, пользования и распоряжения земельным участком. Собственник земельного участка вправе владеть земельным участком, самостоятельно хозяйствовать на нем, использовать участок, а также имеющиеся на нем общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, с соблюдением требований законодательства возводить на своем земельном участки объекты недвижимости и пр.

Собственник должен использовать земельный участок в соответствии с его назначением, рационально и эффективно. Он вправе по своему усмотрению совершать любые действия в отношении земельного участка и обязан при этом, во-первых, соблюдать требования действующего законодательства, во-вторых, не нарушать права и законные интересы других пользователей и иных лиц. Кроме того, его действия не должны наносить вред окружающей среде.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение же государственной собственности на землю на федеральную собственность (собственность Российской Федерации), собственность государственных образований (собственность субъектов Российской Федерации) и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность), ранее осуществлявшееся в соответствии с утратившим в настоящее время силу Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" <1>, теперь основывается на положениях ЗК РФ. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено законодательством (п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <2>).

Российская Федерация как государство может участвовать в земельных отношениях, во-первых, в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, поименованные в ст. ст. 9 - 10 ЗК РФ, во-вторых, в качестве собственника земельных участков. Причем, выступая в гражданском обороте во втором качестве (собственника земельных участков), государство по своему правовому статусу приравнивается к другим участникам имущественных отношений - физическим и юридическим лицам, так как обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков (в соответствии со ст. 124 ГК РФ).

Государственная собственность на землю в Российской Федерации подразделяется соответственно на федеральную собственность (собственность Российской Федерации) и на государственную собственность субъектов Российской Федерации (собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения). При этом от имени Российской Федерации и от имени ее субъектов права собственника земельного участка осуществляют соответствующие органы государственной власти (в пределах их компетенции). В частности, от имени Российской Федерации права собственника земельных участков (по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В отдельных случаях, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами, от имени собственника - государственного образования могут выступать государственные и муниципальные органы, а также граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ).

В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся: 1) земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; 2) земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) земельные участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. При этом в федеральной собственности могут находиться земельные участки, не предоставленные в частную собственность (собственность физических и юридических лиц) по основаниям, предусмотренным законом.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся: 1) земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; 2) земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) земельные участки, приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 18 ЗК РФ). Так, в собственности субъектов Российской Федерации, при условии, что они не предоставлены в частную собственность физических и юридических лиц, могут находиться: а) земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся соответственно в собственности субъектов РФ; б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; в) земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель; г) земельные участки, занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Так, в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Республики Татарстан в собственности Республики Татарстан находятся: 1) земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; 2) земельные участки, право собственности Республики Татарстан на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) земельные участки, приобретенные Республикой Татарстан по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан, осуществляют органы исполнительной власти Республики Татарстан в пределах их компетенции, определяемой ЗК РТ, иными законами и другими нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

Российская Федерация и ее субъекты как собственники земельных участков осуществляют управление и распоряжение такими объектами, непосредственное же владение и пользование находящимися в государственной собственности земельными участками осуществляют физические и юридические лица, которым последние предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение или в аренду.

Муниципальной собственностью признаются земельные участки, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от формы собственности и целей назначения.

В муниципальной собственности согласно земельному законодательству (ст. 19 ЗК РФ) находятся: 1) земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации; 2) земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) земельные участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством. При этом в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, не предоставленные в частную собственность физических и юридических лиц.

В соответствии со ст. 20 ЗК РТ в муниципальной собственности находятся, во-первых, земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Татарстан; во-вторых, земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; в-третьих, земельные участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В действующем российском законодательстве оговаривается также, что в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут на безвозмездной основе передаваться земли, находящиеся в государственной собственности (в собственности Российской Федерации и ее субъектов), в том числе и за пределами границ муниципальных образований. Однако в таких субъектах Российской Федерации, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, земельные участки при разграничении государственной собственности на землю в муниципальную собственность не передаются, так как право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах возникает при передаче соответствующих земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. В отдельных случаях, предусмотренных законом, данные правомочия могут осуществлять иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления.

Специальные правила предусматривает законодатель в отношении субъектов - обладателей прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, что обусловлено особым назначением таких земель.

В ст. 78 ЗК РФ в качестве субъектов прав на сельскохозяйственные земли называются: 1) граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; 2) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации; 3) некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации; 4) казачьи общества; 5) опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; 6) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Перечисленные выше субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения не исчерпывают перечня субъектов, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков данной категории земель. Большие площади таких земель могут находиться в ведении государственных и муниципальных органов. Это - земли запаса, земли, приобретенные ими в собственность или переданные после прекращения прав прежних владельцев, пользователей и собственников, в том числе в порядке конфискации.

Все субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения должны обладать общей, а некоторые специальной право- и дееспособностью. Так, все юридические лица, исключая, разумеется, органы государственной и муниципальной власти, должны быть предприятиями, учреждениями, организациями сельскохозяйственного профиля, что фиксируется в их уставе.

4. Право государственной собственности на землю.

Согласно ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собст­венности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автоном­ной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государствен­ной собственностью. Аналогичная норма закреплена в ст. 16 ЗК РФ: государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Пункт 3 ст. 214 ГК РФ указывает, что от имени Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ста­тье 125 ГК РФ, т.е. от имени Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации могут своими действиями приоб­ретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, ус­тановленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 114 (пп. «г» ч. 1) Конституции РФ, ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

Правительство РФ осуществляет права собственника Российской Федерации непосредственно, либо делегирует это право другим органам государственной власти. Так, согласно постановления Правительства РФ от 08.04.04 г. № 200 «Вопро­сы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», установлено, что указанное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Основными функциями Федерального агентства по управлению феде­ральным имуществом, в частности, являются: проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Рос­сийской Федерации, собственность субъектов Российской Фе­дерации и собственность муниципальных образований и ряд других.

Статья 17 ЗК РФ устанавливает основания возникнове­ния права федеральной собственности на землю. В федераль­ной собственности находятся земельные участки:

§ которые признаны таковыми федеральными законами;

§ право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собствен­ности на землю;

§ которые приобретены Российской Федерацией по основа­ниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» (указанный федеральный закон утратил силу - см. ФЗ от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимае­мыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2 данного Закона установила, что право собст­венности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием госу­дарственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований яв­ляются акты Правительства Российской Федерации об утвер­ждении перечней земельных участков, на которые возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В то же время, ст. 3 (п. 10) Федерального закона от 25.10.01 г. «О введении в действие Земельного кодекса Россий­ской Федерации» закрепляет правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю го­сударственная регистрация права государственной собствен­ности на землю для распоряжениями землями, являющимися государственной собственностью, не требуется. Распоряжение этими землями до того, как будет разграничена государствен­ная собственность на них, осуществляют органы местного са­моуправления, если законодательством не предусмотрено иное. До момента разграничения государственной собствен­ности Правительство РФ может определить порядок распоря­жения данными землями.

Статья 3 Закона «О разграничении государственной соб­ственности на землю» относит к федеральной собственности земельные участки, включенные в состав:

§ земель лесного фонда, земель особо охраняемых при­родных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

§ земель сельскохозяйственного назначения; земель насе­ленных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и кос­мического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государст­венной власти Российской Федерации, его территори­альному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органа­ми государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности зе­мельных участках располагается приватизированное не­движимое имущество, находившееся до его приватиза­ции в собственности Российской Федерации; под по­верхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

§ земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, нахо­дившееся до его приватизации в собственности Россий­ской Федерации.

В собственности субъектов Российской Федерации, со­гласно ст. 18 ЗК РФ, находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собст­венности субъектов Российской Федерации на которые воз­никло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Феде­рации по основаниям, предусмотренным гражданским зако­нодательством.

Кроме того, в собственности субъектов РФ могут нахо­диться не предоставленные в частную собственность земель­ные участки: занятые недвижимым имуществом, находящим­ся в собственности субъектов РФ; предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным уни­тарным предприятиям и государственным учреждениям, соз­данным органами государственной власти субъектов РФ; от­несенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящим­ся в собственности субъектов РФ в соответствии с федераль­ными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Россий­ской Федерации, землям фонда перераспределения земель; занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Основания внесения земельных участков в перечень зе­мельных участков, на которые у субъектов Российской Феде­рации возникает право собственности, определены в ст. 4 Фе­дерального закона «О разграничении государственной собст­венности на землю». Таковым основанием является включение этих земельных участков в состав: земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель вод­ного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышлен­ности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, ин­форматики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и ис­торико-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое иму­щество, находящееся в собственности субъектов РФ; эти зе­мельные участки предоставлены органу государственной вла­сти субъекта РФ, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой неком­мерческой организации, которые созданы органами государ­ственной власти субъектов РФ; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ; под поверх­ностью этих земельных участков находятся участки недр ре­гионального значения; фонда перераспределения земель; зе­мель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находя­щееся в собственности субъектов РФ, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ, а также земель запаса за грани­цами муниципальных образований, за исключением, установ­ленным настоящим Федеральным законом (ст. 18).

В субъектах Российской Федерации - городах федераль­ного значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохране­ния единства городского хозяйства основанием внесения зе­мельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает пра­во собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Что касается оснований прекращения права государ­ственной собственности на землю, то наиболее распростра­ненным основанием является предоставление земель, нахо­дящихся в государственной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам. Статья 15 ЗК РФ указы­вает, что земельные участки, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности, могут быть предос­тавлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статья 29 ЗК РФ закрепляет систему исполнительных органов государственной власти и органов местного само­управления, которые вправе предоставлять земельные участ­ки гражданам и юридическим лицам. Предоставление ука­занным лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправле­ния, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответст­вии со статьями 9,10 и 11 ЗК РФ.

Административный акт (постановление), на основании которого в последующем заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка, образуют юридический состав, служащий основанием приобретения соответствующих прав на землю. В некоторых случаях таким основанием является только решении соответствующего органа, например, при пре­доставлении государственному учреждению земельного участ­ка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Правовое регулирование предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности осуществляется на основании статей 30-34 ЗК РФ, причем выделяют порядок предоставления указанных зе­мель для строительства и для целей, не связанных со строи­тельством (ст. 34 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципаль­ной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, причем ЗК РФ предусматривает две проце­дуры такого предоставления: без предварительного согласо­вания мест размещения объектов; с предварительным согла­сованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест раз­мещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ. Постановлением Правительства РФ от 11.11.02 г. № 808 утвер­ждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собст­венности земельных участков или правила заключения дого­воров аренды таких земельных участков.

Предоставление же земельных участков для строитель­ства с предварительным согласованием мест размещения объ­ектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ (государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.) - в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объек­та осуществляется в следующем порядке:

1. проведение работ по формированию земельного участ­ка, включающего в себя:

§ подготовку проекта границ земельного участка и уста­новление его границ на местности;

§ определение разрешенного использования земельного участка;

§ определение технических условий подключения объек­тов к сетям инженерно-технического обеспечения;

§ принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

§ публикацию сообщения о проведении торгов (конкур­сов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными законода­тельством РФ;

3. проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставле­ние земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражда­нина или юридического лица, заинтересованных в пре­доставлении земельного участка. Передача земельных
участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4. подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1. выбор земельного участка и принятие в порядке, уста­новленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предваритель­ном согласовании места размещения объекта;

2. проведение работ по формированию земельного участка;

3. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными законода­тельством РФ;

4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установ­ленными статьей 32 ЗК РФ.

Решение уполномоченного на то исполнительного орга­на государственной власти или органа местного самоуправле­ния о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1. государственной регистрации права постоянного (бес­срочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2. заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земель­ный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3. заключения договора аренды земельного участка и госу­дарственной регистрации данного договора при переда­че земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земель­ного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. В случае отказа в предоставлении земельного уча­стка для строительства такое решение может быть обжаловано заявителем в суд.

Если суд признает недействительным отказа в предос­тавлении земельного участка для строительства, то в своем решении он обязывает соответствующий исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправле­ния предоставить земельный участок с указанием срока и ус­ловий его предоставления.

Необходимо отметить, что предварительное согласова­ние места размещения объекта не проводится при размеще­нии объекта в городском или сельском поселении в соответст­вии с градостроительной документацией о застройке и пра­вилами землепользования и застройки (зонированием терри­торий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Наши рекомендации