Составные части якорного устройства

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство морского и речного транспорта России

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова»

КАФЕДРА « ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы № 1 по дисциплине: «Теория и устройство судна» для курсантов 1 курса по специальности «Судовождение»

Составил: З.Ф.Заляев

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры ТУС

« 8 » сентабря 2009г.

Протокол № 1

г. Новороссийск

2009г.

Тема № 1.5. Якорное устройство

Учебно-воспитательные цели:

1. Закрепить теоретические знания курсантов.

2. Дать представление о работе якорного устройства.

3. Рассмотреть и изучить якорное устройство.

4. Обеспечение дисциплины и порядка на занятии.

5. Воспитание стремления в получении добротных знаний по будущей специальности.

6. Воспитание научной добросовестности и культуры обучения на основе аккуратности в оформлении отчетных материалов.

Время: Два академических часа.

Место проведения занятия: Аудитория кафедры ТУС.

Отрабатываемые вопросы:

1. Нарисовать расположение элементов носового якорного устройства.

2. Нарисовать основные типы якорей.

3. Законспектировать основные сведения о якорном устройстве.

Литература:

1. Правила классификации и постройки морских судов.- С.- Пб.:

Транспорт,2008.

2. Кацман Ф.М., Дорогостайский Д.В., Коннов А.В., Коваленко Б.П. Теория и устройство судов. Л,:Судостроение,1991.416 с.

3. Фрид Е.Г. Устройство судна. Л,:Судостроение. 1989, 344 с.

4. Андреенков В.Г., Самохвалов А.В.Теория и устройство судна.

НГМА, Новороссийск, 2003.

5. Судовые устройства: Справочник /Под редакцией М.Н.Александрова. – Л.: Судостроение.1987.

Якорное устройство

Якорное устройство предназначено для обеспечения стоянки судна на внешнем и внутреннем рейде, а также в открытом море в случае необходимости. Кроме того: для снятия с мели своими си­лами путём заведения станового или вспомогательного якоря на глубину, а также для экстренного гашения инерции при подходе и отходе от причала и в узкостях. Якорная цепь может быть включена в буксирную линию при морской буксировке, а на стоян­ке в портах, открытых ветрам, заведена на берег, как швартов. Брашпиль и шпили постоянно исполь­зуются для работы с тросами во время швартовных операций.

Эффективность якорного устройства определяется держащей силой якоря, зависящей от его конструкции и массы, а также от общей длины, вытравленной за борт части якорной цепи.

Каждое якорное устройство судна включает следующие основные элементы: якоря, якорные цепи (канаты), якорные механизмы, якорные клюзы, стопоры, цепные ящики, цепные трубы, устрой­ства для крепления коренного конца якорной цепи.

Основные типы якорей

Якорь, предназначенный для обеспечения удержания судна в заданном месте называют ста­новым.Якорь, предназначенный для удержания судна в заданном положении во время стоянки на становом (основном) якоре называют вспомогательным.К вспомогательным относится кормовой якорь - стон-анкер,масса которого составляет 1/3 массы станового, служащий для постановки судна лагом к ветру, и верп -лёгкий якорь, который можно завозить в сторону от судна на шлюпке, масса верпа равна половине массы стоп-анкера.

По конструкции различают якоря безрогие, однорогие (однолапые), двурогие и многолапые.

Безрогие:"мёртвые" (например грибовидные) для закрепления плавучих маяков, швартов­ных рейдовых бочек и других плавучих сооружений.

Однорогие:доковый и ледовый якоря служащих для закрепления плавучих доков и для удер­жания судна у кромки поля льда.

Двурогиеделятся на несколько типов: якоря со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой (адмиралтейский); втяжные безштоковые (Холла, Грузона, "Пуланкер"); якоря втяжные со штоком и без штока, обладающие повышенной держащей силой (Матросова).

Составные части якорного устройства - student2.ru

Многолапые:в морской прак-

тике используются редко, в основном на малых судах и баржах.

Рис. 1. Типы якорей: а- адмиралтейский; б- якорь Матросова; в- якорь Денфорта; г-якорь Холла; д- якорь "Пуланкер"; е- грибовидный; ж- якорь "кошка". 1-шток; 2-якорная скоба; 3- веретено; 4-лапа.

В соответствии с Правилами Морского Регистра Судоходства Рос­сии на судах применяют якоря двух конструктивных типов - адмиралтей­ский и якорь Холла (Рис.1, а, б). Самым распро­странённым на судах является безштоковый якорь с поворотными ла­пами системы Холла (Рис.2).Этот якорь прост в изготовлении, надёжен и удо­бен в эксплуатации, но имеет низкий коэффициент держащей силы -3-4 мас­сы якоря. Эти якоря применяют как в качестве становых, так и в качестве вспомогательных.

Составные части якорного устройства - student2.ru

Адмиралтейский якорьпред­ставляет собой штоковый якорь с не­подвижными лапами. Он прост по конструкции и имеет довольно боль­шую держащую силу-10-12 масс яко­ря. Однако наличие штока затрудняет уборку якоря в клюз, поэтому адми­ралтейские якоря в настоящее время на транспортных судах в качестве становых не используют.

Рис. 2. Якорь Холла: 1 — скоба; 3 — веретено; 5 – лапа; 6 - фланец; 7 — коробка.

Составные части якорного устройства - student2.ru
Составные части якорного устройства - student2.ru


Рис. 3. Якоря: а — адмиралтейский якорь; б– английский АМ-12; 1 — скоба; 2 — шток; 3 — веретено; 4 – тренд; 5 – лапа; 6 – рог.

Адмиралтейский якорь (рис. 3, а) отличается прочностью и надежностью. Коэффициент его держащей силы колеблется в довольно узких пределах. Веретено, лапы, шток и скобу якоря обычно выковывают из стали. Только у якорей больших размеров веретено и лапы могут быть литыми. В связи с тем что торчащий шток усложняет размещение и закре­пление якоря при хранении его на палубе, используют складываю­щийся шток с изогнутым концом, позволяющий штоку занять положение вдоль веретена. Стандартизованный типоразмерный ряд адмиралтейских якорей включает в себя якоря массой 10— 3000 кг. Угол отклонения лап от оси веретена составляет 42°.

Якорь Холла (рис. 2)имеет плоские лапы, которые вместе с головой образуют подвижную часть, разворачивающуюся относительно оси веретена. Одним из достоинств якоря Холла является простота соединения веретена с подвижной частью. В голове якоря у основания лап делается сквозное отверстие, в которое снизу вставляется веретено.

 

Составные части якорного устройства

Якорная цепьосуществляет гибкую связь между якорем и судном, когда судно стоит на якоре. Она должна амортизировать рывки на волнении, быть прочной и износоустойчивой. Крепится к якорю с помощью якорной скобы. Якорная цепь состоит из отдельных уча­стков длиной 25-27 метров, называемых смыч­ками.Смычки бывают:Якорная- примыкающая к якорю. Кореннаясмычка соединяет якорь-цепь с устройством для быстрой отдачи цепи. Промежуточные- это смычки, распо­ложенные между якорной и коренной смычками. Каждая промежуточная смычка состоит из нечётного количества нормальных звеньев. При нечётном числе промежуточных смычек правая якорь-цепь должна быть длиннее на одну смычку. Соединение смычек между собой выполняется с помощью соединительных звеньев или со­единительных скоб.Для предупреждения закручивания цепи в состав коренной и якорной смычек включают поворотные звенья-вертлюги.

Составные части якорного устройства - student2.ru

Рис. 4. Носовое якорное устройство:

Брашпиль; 2-стопор; 3-якорная цепь; 4-палубный клюз; 5-якорь; 6-бортовой клюз; 7-клюзовая труба; 8-цепная труба; 9-цепной ящик; 10-устройство для быстрой отдачи якорной цепи; 11-цепной стопор.

До недавнего времени для экс­тренной отдачи коренной смычки кре­пление её к корпусу осуществлялось с помощью жвака-галса- небольшой цепной смычки, заканчивающейся гла­голь-гаком,который позволял легко освободить судно от вытравленной якорной цепи.

В современной практике по правилам Регистра устройство для бы­строй отдачи якорной цепи, устанавли­ваемое в цепном ящике, должно иметь дистанционный привод управления, выведенный на палубу.

Якорные цепи различают по их калибру-диаметру поперечного сечения прутка звена. При калибре более 15 мм звенья цепи должны иметь распорки (контрфорсы).Калибр цепей на больших судах может достигать 160 мм. Все разме­ры звеньев цепи стандартизированы.

В походном состоянии якорную цепь хранят в цепном ящике. Цепь каждого станового якоря укладывается в своё отделение цепного ящика. Каждое отделение имеет квадратную или круглую форму в плане. Изнутри цепной ящик об­шивают деревом, а внизу него укладывают деревянную решетку. Размеры цепного ящика должны обеспечивать самоукладку цепи при выборке якоря. Высота должна быть такой, чтобы полностью уложенная цепь не доходила до верха ящика на 1-1,5 м. Он представляет собой выгородку, сделанную в носовой части судна под брашпилем. Из цепно­го ящика наверх к брашпилю идут трубы клюзов, по которым проходят якорные цепи. На современных судах цепной ящик с клюзами выполнен в виде единого водонепроницаемого по отношению к смежным помещениям комплекса. Это исключает возможность затопления через клюзы смежных отсеков. Стоянка морских судов на якоря, как правило, осуществляется на тормозах якорных механизмов, которые обеспечивают также отдачу якорных цепей и их подтормаживанио при травлении.

Составные части якорного устройства - student2.ru

Рис. 6. Фрикционный винтовой стопор. 1 — плита; 2 — нащечина; 3 —рукоятка; 4 — винт; 5 —дуга.

Однако для каждой якорной цепи предусматривают стопор, обеспечи­вающий удержание якоря в клюзе по-походному или предназначенный, кроме того, для стоянки судна на якоре. На Составные части якорного устройства - student2.ru судах, не имеющих якорных механизмов, наличие стопоров, обеспечивающих стоянку на якоре, обяза­тельно. В отечественном судостроении применяют стопоры для крепления якор­ных цепей при стоянке на якоре, вспомогательные стопоры и стопоры для крепления якорей по-походному. Все типы стопоров стандартизованы. На мор­ских транспортных судах стопоры для крепления якорных цепей при стоянке на якоре, как правило, не используют. Наиболее распространены вспомога­тельные стопоры для крепления якорных цепей, которые применяют для крепления якорей по-походному, при осмотре или ремонте якорного меха­низма (когда необходимо снять цепь со звездочки), при окраске цепей и якорей, при осмотре якорной цепи или ее раскручивании. Фрикционные винтовые стопоры применяются для цепей калибром от 11 до 72 мм. Конструкция стопоров позволяет фиксировать звенья якорной цепи в любом положении относительно стопора. Эксцентриковые стопоры (рис. 11.28 и табл. 11.13) для крепления якор­ных цепей'калибров 11 и 13 мм применяют на малых судах и катерах.

При втягивании якоря в клюз с помощью якорного механизма зачастую трудно обеспечить его плотное положение в клюзе во время морских пере­ходов. Поэтому для крепления якорей по-походному применяют цепные стопоры, которые с помощью талрепа плотно подтягивают якорь в клюз, чем исключается его перемещение при качке судна. Конструкция стопоров пока­зана на рис.7.

Составные части якорного устройства - student2.ru Составные части якорного устройства - student2.ru Рис.7.Цепной стопор крепления по-походному. 1- скоба; 2 – глаголь- гак; 3 – цепь; 4 – талреп; 5 – обух.

Стопорыпредназначены для крепления якорных цепей по-походному. Для этого используют винтовые кулачковые стопоры,стопоры с закладным звеном (закладные стопоры), эксцентри­ковыена малых судах. Для более надёжного закрепления якоря служат дополнительные цепные сто­поры - короткие цепные смычки, пропускаемые через якорную скобу и закрепляемые двумя концами к обухам на палубе с помощью талрепа, включённого в один конец цепи, подтягивают якорь в клюз до плотного прилегания лап к наружной обшивке. Глаголь-гак, включённый в другой конец цепи, служит для быстрой отдачи стопора.

Для осушения цепного ящика устанавливается, как правило, стационарная ручная помпа. На подволоке или переборке цепного ящика предусматривается устройство для крепления коренного конца цепи. Оно представляет собой откидной гак, на который надевают концевое звено коренной смычки. На судах с характеристикой снабжения Nс > 200 от стопора откидного гака на палубу должна выходить тяга дистанционной отдачи цепи. Цепь пропускается через обух, приваренный на дне цеп­ного ящика.

Цепные трубыслужат для направления якорной цепи от палубы до цепного ящика. Верхний конец трубы подводится к станине якорного механизма, а нижний снабжен раструбом и несколько не доводится до верха цепного ящика.

Якорные клюзыпредназначены для направления движения якорной цепи при отдаче или вы­бирании якоря. Они состоят из якорной трубы, палубного и бортового клюзов. Якорную трубу выпол­няют сварной из двух половин, причём нижняя половина трубы толще верхней из-за большего износа. Якорные клюзы часто делают с нишами в борту судна, в которые входят лапы якоря. В этом случае якоря не выступают за обводы корпуса. Выступающий клюзприменяется на судах с бульбовой наделкой на носу, что позволяет исключить удары якоря по бульбу при его отдаче. Открытый клюз представляет собой массивную отливку, имеющую желоб для прохода якорной цепи и разме­щения веретена. Его располагают в месте соединения палубного стрингера и ширстрека.

Составные части якорного устройства - student2.ru

Рис. 8. Устройство для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи калибром 67 мм на танкере дедвейтом 16000 тонн:

1 - фундамент; 2 -устройство отдачи; 3 - валиковый при­вод: 4 - маховик дистанционной отдачи

Составные части якорного устройства - student2.ru

Рис. 9. Устройство для крепления и отдачи коренного конца якорной цепи: 1 - фундамент; 2 - маховик дистанционной отдачи; 3 – коренная смычка цепи; 4 – цепная труба.

Составные части якорного устройства - student2.ru

Рис. 10. Элементы якорной цепи:

Наши рекомендации