Все, что я здесь говорю и слышу, не выносится за пределы группы

Для чего это нужно? Каждому участнику группы легче найти в себе смелость и раскрыться, если он будет уверен, что потом никто никому не расскажет о том, что происходило во время занятий. Как это выглядит? После занятия я могу рассказывать третьим лицам только о том, что переживал я сам. Я не называю имен других участников и не сообщаю ничего об их действиях, словах, чувствах.

2. Я СТАРАЮСЬ МАКСИМАЛЬНО БЫТЬ В НАСТОЯЩЕМ, ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПРИНЦИПА "ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ"

Для чего это нужно? Если человека занимают главным образом прошлые события или планы на будущее, он не может сосредоточиться на том, что с ним происходит в группе. Быть в настоящем — значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включенным в групповую работу.

Как это выглядит? Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о том, что происходило в прошлом, я обсуждаю с участниками группы то, что происходит с нами сейчас.

3. Я ГОВОРЮ "Я", А НЕ "МЫ" ИЛИ "ВСЕ"

Для чего это нужно? Когда я говорю "мы", "все" или использую безличную форму глаголов, я не несу ответственности за свои слова. Тем самым я уклоняюсь от прямого высказывания своей точки зрения, и наше общение становится ни к чему не обязывающим и поверхностным.

Как это выглядит? Я не говорю: " Лучше, чтобы в этой группе не курили", но нахожу в себе достаточно мужества, чтобы сказать: "Я хочу, чтобы в группе не курили".

4. Я СТАРАЮСЬ ГОВОРИТЬ МАКСИМАЛЬНО ИСКРЕННЕ

Для чего это нужно? Люди общаются друг с другом с большей готовностью, если видят, что каждый говорит то, что он действительно думает и чувствует.

Как это выглядит? Я не говорю: "Я с тобой полностью согласен", если про себя думаю: "Не во всем я разделяю твое мнение".

5. Я ВСЕГДА МОГУ СКАЗАТЬ "НЕТ"

Для чего это нужно? Цель психологической работы состоит в том, чтобы каждый смог глубже осознать, что он свободен в выборе решений, но это означает и его личную ответственность. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения лишь тогда, когда у него есть право самому решать, что он может делать и о чем говорить.

Как это выглядит? Если ты хочешь от меня чего-либо, к чему я не готов, я говорю: "Нет, этого я не хочу. Я не чувствую себя достаточно уверенно для этого".

( Однако не стоит злоупотреблять этим правилом, ведь тогда Вы не сможете узнать правду, у Вас не будет возможности развиваться)

6. Я НЕ СПРАШИВАЮ "ПОЧЕМУ?", А СПРАШИВАЮ "ЧТО?", "КОГДА?" И "КАК?"

Для чего это нужно? Вопросы "Что?", "Когда?", "Как?" имеют отношение к фактам, которые происходили в реальности и предполагают меньше возможности для интерпретаций, оценок и субъективных суждений, чем вопрос "Почему?". Поэтому они воспринимаются окружающими как менее опасные.

Как это выглядит? Я не спрашиваю: "Почему ты так нервничаешь?" Вместо этого я говорю тебе: "Я замечаю твое волнение и мне от этого тревожно. Если можешь, скажи мне, пожалуйста, что тебя сейчас беспокоит?"

Вот это основные правила, которые мы будем придерживаться во время тренинга, а теперь у Вас есть возможность предложить свои правила, которые мы, также, рассмотрим, для чего они нужны, а затем впишем в наши листочки.

Упражнение 4 «Незавершенные предложения»

Цель: Создание в группе атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; а также помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

Продолжительность: 30 минут

Оборудование: легкий мячик из резины или теннисный мяч

«Правила этой игру просты. Я начинаю предложение, а заканчивает его тот участник, кому я брошу мяч, затем он также начинает предложение и бросает мяч другому и так пока мяч не побудет у всех в руках. Итак, мне всегда хотелось сделать… »

Другие примеры высказываний:

1. Я надеюсь извлечь из семинара … (лучше применять в начале проведения

семинара, чтобы участники могли сформулировать свою цель)

2. Мне нравится в самом (самой) себе …

3. В разговоре обычно не проявляется мое …

4. Мне всегда хотелось сделать …

5. Мне хорошо, когда …

6. В подавленном состоянии (депрессии) …

7. Когда я был (а) ребенком, то прятался в …

8. Храбрый человек для меня это …

9. Если бы я мог (ла) что-то дать миру, это было бы …

10. В друге мне хотелось бы видеть …

11. Если бы я мог (ла) превратиться в животное, то я превратилась бы в …

Упражнение 5 «Любопытная история»

Цель: Получить опыт эффективного сотрудничества друг с другом

Продолжительность: 60 минут

Оборудование: Бумага и карандаш для каждого игрока, коробочка, в которую можно сложить листочки.

Тренер объясняет цель данного упражнения: Мини-команды должны сочинить историю, при этом им наверняка придется в полной мере задействовать свою фантазию. Каждый игрок пишет на карточке любое слово, пришедшее ему на ум. Это может быть существительное, глагол, прилагательное или наречие.

Карточки складываются, помещаются в коробку и перемешиваются. Каждый участник вытаскивает карточку, но не смотрит, что на ней написано.

Группа делится на команды по четыре человека в каждой. Теперь членам команды предстоит объединиться и сочинить историю так, чтобы в ней были использованы все слова с имеющихся у них карточек. Объем текста - приблизительно страница. Готовые истории должны быть названы и представлены в письменном виде (30 минут).

После этого все команды соберутся вместе, и каждая зачитывает свою историю.

Обратная связь:

Каким было настроение в команде во время этой работы?

Были ли похожи истории, сюжетные сходные линии?

Как можно охарактеризовать ту или иную команду (творческие способности ее членов, интересы, потребности) исходя из того, какая история написана?

Какой вклад внес каждый член группы в общую работу?

С 13.00 до 14.00- перерыв

Упражнение 6 «Колечко»

Цель: Создание сплоченности группового взаимодействия.

Продолжительность: 20 минут

Оборудование: кольца, веревочки

Группы по четыре участника. К кольцу с диаметром отверстия примерно 3-3,5 см привязываются три веревочки. Три участника берутся за концы веревочек, им завязываются глаза. Четвертый участник, используя только свою собственную речь должен нанизывать колечко на стержень, установленный на столе или полу. Можно устроить соревнование между командами на скорость.

Обратная связь: С какими трудностями Вы столкнулись в этом упражнении?

Почему не сразу получилось надеть колечко на стержень?

Упражнение 7: Медитация-визуализация «Горная вершина»

Цель: Позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем, способствует повышению уверенности в себе.

Продолжительность: 20 минут

Оборудование: нет

— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Обратная связь:

Что Вы почувствовали после проведения данной психотехники?

Упражнение 8 «Вместе мы сила»

Цель: Упражнение позволяет оценить, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников.

Продолжительность: 20 минут

Оборудование: Бумага, карандаши.

Каждый участник в течении 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности.

За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.

После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.

Обратная связь: Что изменилось в Ваших списках после общекомандного обсуждения?

Тренер делает вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.

Упражнение 9 «Разминка»

Цель: снятие усталости, научиться понимать друг друга без слов

Продолжительность: 15 минут

Оборудование: нет

Члены группы должны, не переговариваясь друг с другом, встать по росту, затем – по цвету глас, затем по цвету волос (от светлых к самым темным), затем по дням рождениям.

Упражнение 10 «Круг-треугольник-квадрат-спираль»

Цель: помочь участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.

Продолжительность: 50 минут

Оборудование: Ватман или доска, мел, фломастеры.

Тренер рисует на доске или ватмане круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
«Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

Мини-группам дается 20 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Обратная связь: С какими трудностями Вы столкнулись в ходе этого упражнения?

Наши рекомендации