Синхрония и диахрония как приемы языковых исследований

Языкознание как наука. Проблемы общего языкознания.

Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).

Языкознание как наука. Частное языкознание. Русистика.

Языкознание - языковедение, лингвистика- наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителей. Объектом изучения языкознания является речь как специфическая форма человеческой деятельности, которая непосредственно связана с мышлением и другими психическими процессами.

Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков. Оно может быть синхроническим (описывает язык в какой-либо момент его исторического его исторического развития) и диахроническим (прослеживает развитие языка на протяжении отрезка времени).

Русистика как филологический термин имеет двоякое содержание. В широком понимании русисти­ка — это область филологии, занимающаяся русским языком, литерату­рой, словесным фольклором; в узком смысле слова русистика — наука о русском языке в его истории и современном состоянии.

Языкознание как наука. Прикладное языкознание.

В отличие от теоретического языкознания, которое занимается научным осмыслением человеческого языка, прикладное решает практические задачи для любого языка или для конкретного языка: создание письменности, обучение иностранному языку, культуре речи, создание систем автоматического перевода, создание систем общения человека с компьютером и т.д.

Определение языка. Функции языка.

Предметом языкознания является язык. Язык- 1. система фонетических, лексических, грамматических средств, которые являются орудием выражения мыслей, чувств и служит средством общения людей. - 2. разновидность речи, которая характеризуется разными стилистическими признаками.

Первейшей функцией языка является коммуникативная, её назначение - служить орудием общения. Центральная функция языка - мыслеформирующая. Частные функции языка: констатирующая, вопросительная, аппелятивная, экспрессивная, контактоустанавливающая, метаязыковая, эстетическая, функция индикатора.

Уровни (ярусы) языковой системы и ее единицы.

Уровни языковой системы: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический.

Основные единицы системы: фонемы, морфемы, слова, предложения.

Язык – система знаков. Отличие языка человека от других знаковых систем.

Язык – универсальное средство общения, применяется во всех сферах деятельности, в то время как использование других знаковых систем ограничено. Язык первичен по отношению к другим искусственным знаковым системам. Язык передает эмоции, чувства.

Отношения между знаками: парадигматические, синтагматические, иерархические.

Отличия языкового знака от других знаков:

1)Языковой знак – средство не только обозначения, но и создания обозначаемого (вмятина, царапина).

2)В языковом знаке закрепляются результаты познания не только в виде понятий, но и эмоций, волеизъявлений (Боже мой! Стой!).

3)Языковой знак изменяется в двух плоскостях: в плане выражения и в плане содержания.

7. План выражения и план содержания единиц языковой системы.

План выражения — это звуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом (а при письменной передаче высказывания — материальная последовательность начертаний, воспринимаемая зрением).

План содержания—это выраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иные сопровождающие эту информацию эмоциональные моменты. План выражения и план содержания изучаются в языковедении в тесной связи друг с другом.

Синхрония и диахрония как приемы языковых исследований.

Наиболее подробно рассмотрел этот вопрос Ф. де Соссюр. Основной его тезис состоит в том, что «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему, и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого». Отсюда вытекает идея синхронии и диахронии.

Синхрония представляет собой «ось одновременности <...>, касающуюся отношений между сосуществующими вещами, откуда исключено всякое вмешательство времени», а диахрония – «ось последовательности<...>, на которой никогда нельзя увидеть больше одной вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями».

Синхрония – это как бы горизонтальный срез, т. е. состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью(valeur де Соссюра), независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого – системы.

Диахрония – это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории. Таким образом, по де Соссюру, синхрония связана с системой, но изъята из отношений времени, диахрония же связана со временем, но изъята из отношений системы. Иными словами: «...диахрония рассматривается как область единичных явлений, а язык как система изучается лишь в сфере синхронии. Иначе говоря, развитие языка изображается как изменение лишь отдельных единичных явлений, а не как изменение системы, тогда как система изучается лишь в ее данности в определенный момент...»

Для иллюстрации этих положений возьмем две эпохи

пример из французского языка

Синхрония и диахрония как приемы языковых исследований - student2.ru

Наши рекомендации