Основные направления и задачи анализа

Применительно к данному объекту изучения содержание анализа зависит от цели его проведения. Выделяют две цели:

1. объективная оценка сложившейся ситуации с производством и сбытом продукции;

2. обоснование вариантов (перспектив) развития предприятия и решение вопроса об увеличении инвестиций в развитие, расширение производства.

В первом случае анализ необходим как самому предприятию, так и его акционерам, конкурентам. Во втором случае результаты анализа, прежде всего, интересуют инвесторов, банковские структуры, предоставляющих либо собственный капитал, либо кредиты на развитие производства.

Таким образом, анализ производства и реализации продукции представляет интерес, как для внутренних, так и для внешних субъектов. Исходя из круга их интересов, определяются задачи анализа.

Внешних субъектов интересуют сведения маркетингового характера, а именно:

- кто покупает продукцию предприятия, в каких объемах, каковы мотивы приобретения;

- сохраняется ли спрос на продукцию предприятия;

- какова динамика по качеству продукции, по затратам на продукцию.

Если же анализ проводится для внутренних нужд, то помимо перечисленных задач в процессе анализа решаются следующие:

- изучается рыночная ситуация и возможности сбыта продукции;

- оценивается производственная мощность предприятия с позиции выявления резервов увеличения выпуска продукции;

- оценивается техническая оснащенность производства;

- проводится анализ факторов, лимитирующих производство, и выявляются причины сбоев в производственном процессе;

- изучается качество самого процесса производства в целом и качество продукции.

6.2 Обоснование планов производства и сбыта продукции

Одним из начальных этапов анализа производственных результатов является обоснование планов производства и сбыта продукции, в процессе которого проводится анализ рыночной ситуации:

- изучается спрос на продукцию (объем спроса, динамика его изменения);

- изучаются потребители продукции (их структура, категории);

- изучаются конкуренты предприятия (их стратегии и доля на рынке, их сильные и слабые стороны).

Этот анализ дополняется текущим анализом рынка, т.е. детально изучается информация о покупателях, об их сферах деятельности, изучаются возможности увеличения выпуска продукции. Все эти результаты используются для оценки возможностей сбыта продукции во взаимосвязи с возможностями ресурсообеспечения производства.

Для изучения возможностей сбыта продукции в аналитической практике используется метод ранжирования по балльной системе. В основе этого метода лежат такие важнейшие характеристики как:

- степень спроса на продукцию;

- прибыльность продукции;

- возможности ресурсообеспечения производства продукции;

- уровень затрат на производство и реализацию продукции.

По каждому из критериев разрабатывается система рангов от наилучшего к наихудшему, каждому рангу присваивается определенный балл.

Например:

Степень спроса балл
Спрос растет
Спрос не меняется
Спрос снижается
Спроса нет

По результатам изучения всех критериев составляется сводная таблица, на основе которой принимается окончательное решение.

Пример: предприятие планирует к производству четыре вида продукции. Результаты ранжирования представлены в таблице:

Вид продукции Критерии оценки Сумма баллов
А
Б
В
Г

Результаты таблицы свидетельствуют о том, что предприятию следует ориентироваться на выпуск изделий А, В и Г, и отказаться от производства изделия Б.

Следующим шагом является расчет предполагаемого объема производства. В этом случае за основу принимается производственная мощность предприятия, исходя из структуры трудоемкости производственной программы.

В целом производственная мощность исчисляется по пропускной способности лимитирующего участка.

Основные направления и задачи анализа - student2.ru ,

где Тпр – суммарное время работы группы оборудования лимитирующего участка за определенный период;

Квн – средний процент выполнения норм;

ТЁ – трудоемкость единицы продукции.

При обосновании плана производства важным этапом является оценка ожидаемого уровня безубыточности, т.е. такого объема производства и реализации, при котором выручка полностью покроет затраты, при этом прибыль предприятия будет равна нулю. Расчет уровня безубыточности необходим для определения нижней границы цены на продукцию предприятия.

Маневрирование между рыночной ценой и уровнем безубыточности позволит укрепить позиции предприятия на рынке товаров.

Наши рекомендации