Условия, дозволяющие использовать къысас в призыве

На основании всего изложенного следует, что в основе къысас в религии является запретным нововведением, которое саляфы сильно порицали! Причина этого в том, что къысас – это путь иудеев, которые стали использовать их после того, как впали в заблуждение, как об этом сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, когда сыны Исраиля были погублены, они стали рассказывать истории». Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1681, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3705.

Также причина этого в том, что къысас – это нововведение (бид’а) в религии, которого не было при пророке (мир ему и благословение Аллаха). Ибн ‘Умар говорил: “Не рассказывали рассказов ни во время пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни во время Абу Бакра, ни во время ‘Умара, ни во время ‘Усмана. Впервые появились рассказы тогда, когда произошла смута (фитна)”. Ибн Абу Шайба 5/290, Абу Ну’айм 164. Хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Тахзир аль-хаууас” 60, “Сахих аль-Мауарид” 97-111.

Однако общие тексты относительно данной темы указывают на то, что само понятие «къысас» и «къуссас» не являются запретными сами по себе, и если использовать это в рамках, установленных шариатом, то это является дозволенным. Если кто-либо из проповедников обладает знанием и в своей основе в качестве призыва использует только Коран и Сунну, однако изредка и в нужный момент приведет событие, или рассказ, который имел место, то нет в этом ничего запретного. Доводом этому является то, что передается от ‘Али ибн Абу Талиба, о чем рассказывал ‘Абдуллах ас-Сальми: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб увидел человека, который рассказывал рассказы и спросил его: «Ты можешь отличать отменяющее от отмененного?!» Он ответил: “Нет”. ‘Али сказал: “Тогда ты губишь себя и других!” Абу Хайсама в “Китаб аль-‘ильм” 130, аль-Байхакъи в “Мифтах аль-джанна” 45. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Имам Ибн Абу ‘Асым сказал: “В этом указание на дозволенность проверки знания рассказчика”. См. “аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр” 36.

Поэтому имам Ибн аль-Джаузи в «аль-Къуссас уаль-музаккирин» сказал: “Поистине, къысас порицали по причине увлечения ими в противовес Корану и фикъху, или же порицали того, кто рассказывал къысас, не обладая знаниями”.

Что же касается того, кто будет обращаться с рассказами, по случаю каких-то важных событий в общине мусульман, то для этого помимо упомянутых условий также необходимо и дозволение правителя мусульман, как на это указывает Сунна! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не рассказывает людям къысас никто, кроме правителя мусульман, того, кому повелел правитель, или выставляющего себя напоказ!» Ахмад 6661, Абу Дауд 3665, Ибн Маджах 3753. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут.

Абу ‘Амир аль-Хузани рассказывал: “Однажды я отправился совершить Хадж с Му’ауией ибн Аби Суфьяном, а когда мы прибыли в Мекку, ему сообщили о том, что рассказчик из племени бану Махзум обращается с рассказами к жителям Мекки. Тогда Му’ауия послал за ним, и когда его привели, он сказал ему: «Тебе было велено это делать?!» Тот ответил: «Нет». Му’ауия сказал: «Тогда что тебя побудило обращаться к людям без моего согласия?!» аль-Хаким в “аль-Мустадрак” 1/128, Ибн Наср в “ас-Сунна” 51. Иснад хороший.

Когда Мухаммад ибн Сирина попросили рассказывать къысас, он ответил: “Я не правитель, и мне не велел делать это правитель, поэтому я боюсь, что окажусь глупцом (сделав это)!”

Имам Ибн Абу ‘Асым сказал: “Если кто-либо из къуссасов станет рассказывать что-либо без дозволения правителя мусульман (амира), то правитель обязан ему это запретить! Ведь обращающийся с рассказами без ведома правителя – притворщик, горделивец и выставляющий себя напоказ! Все эти состояния порицаемы, и правитель обязан это запрещать!” См. “аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр” 46.

Таким образом, если что-то рассказывает тот, кто обладает знанием и рассказывает то, что действительно имело место быть, и делает это изредка, тогда как основа в его призыве – это Коран и Сунна, тогда нет в этом ничего порицаемого! В частности к этому можно отнести приведение исторических событий, а также приведение примера какого-то случая для разъяснения и более глубокого усвоения какого-либо шариатского положения.

Также из этой главы становится ясно, что название «къасс» или «къуссас» сами по себе не являются упреком и порицаемыми. И среди саляфов были известные имамы и передатчики хадисов, которых описывали тем, что они были къуссасами. Например, в книге «Тахзиб ат-тахзиб» хафиза Ибн Хаджара сказано: Имам Ахмад говорил: “Сабит аль-Бунани удостоверялся в хадисах, и он рассказывал къыссас, также и Къатада рассказывал къысас”. Имам аз-Зухри о ‘Аизу-Ллах ибн ‘Амре говорил: “Был къасом жителей ШЩама и их судьей”. Также сказано о Са’иде ибн Хасане аль-Махзуми: “Был къасом жителей Мекки, а Ибн Ма’ин, Абу Дауд и ан-Насаи сказали о нем: «Он правдивый»”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 2/3, 4/15, 5/74.

Заключение

Са’д ибн Абу Уаккъас рассказывал: “Когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан Коран, он долго читал его людям, и они сказали: “О посланник Аллаха, рассказал бы ты нам какие-нибудь истории”. Тогда Аллах ниспослал аяты: «Алиф, лям, ра. Это – аяты ясного Писания. Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его. Мы рассказываем тебе наилучшие истории» (Юсуф 12: 1-3). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опять долго читал его людям, пока они не сказали: “О посланник Аллаха, поведал бы ты нам рассказы”. И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются» (аз-Зумар 39: 23). Ибн Абу Хатим 11323, аль-Баззар 1152. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар и шейх Мукъбиль.

Обратите внимание, о мусульмане, на этот великий хадис! В данном хадисе содержится ясное указание на то, что является наилучшими рассказами и историями, в которых есть польза для людей. Ведь каждый раз, как сподвижники просили пророка (мир ему и благословение Аллаха) о рассказах и историях, Всевышний Аллах ниспосылал им аяты Корана, ибо Коран содержит в себе наилучшие рассказы!

И даже тем правдивым къуссасам из числа саляфов, которых не порицали и чьи собрания посещали некоторые сподвижники, предостерегали от излишества в къысас, основанных не на Коране. Къайс ибн Са’д рассказывал: “Однажды пришел Ибн ‘Аббас, когда ‘Убайд ибн ‘Умайр рассказывал истории, и стал ему читать: «Помяни в Писании Ибрахима» (Марьям 19: 41). «Помяни в Писании Исма’ила» (Марьям 19: 54). «Помяни в Писании Идриса» (Марьям 19: 56)”. ‘Абд ибн Хумайд в “ат-Тафсир”. См. “Тахзир аль-хаууас” 57.

Как мы видим, Аллах не обделил людей тем, в чем они нуждаются из историй и рассказов. Однако эти истории наполнены мудростью и шариатским знанием, приносящим пользу, тогда как истории и рассказы, передаваемые из уст в уста невежественных людей, хоть и призывают к богобоязненности, прощению и покаянию, однако в то же время они наполнены несоответствием религии, которое несведущие люди разглядеть не могут. Это формирует в них искаженное понимание религии в целом, что впоследствии приводит к заблуждению.

Шариатские тексты обращаются к сердцу и разуму человека, и они не оставляют одно из этого, всецело обращаясь к другому, тогда как рассказчики в своих историях в основном обращаются к чувствам, воодушевляя эмоционально и вызывая слезы из глаз. Но неужели шариатские тексты недостаточно эффективны, чтобы побудить людей к покаянию, аскетизму, нравственности и всему благому?! Неужели исламская община в ущерб Корану и Сунне нуждается в душераздирающих историях и рассказах для того, чтобы истину считать истиной, а ложь - ложью, чтобы принимать обязанности и отказаться от греха?!

Однако проблема рассказчиков состоит в том, что шайтан их обманывает, говоря, что новообращенные мусульмане и неверные не воспринимают Коран и Сунну так, как они воспринимают рассказы. Шайтаны внушили им, что невежественным мусульманам неинтересно слушать уроки по единобожию, по вопросам фихъха, запретного и дозволенного, и что это только отвратит их от религии, отдалит от покаяния и погасит в их сердцах ту искру интереса, которую они проявляют к Исламу. Поэтому они и пытаются разжечь эту искорку в большое пламя своими историями и рассказами. Однако они не думают о том, что подобное пламя, разожженное на чувствах и эмоциях, так же быстро тухнет, как и разгорается. Этим рассказчикам следовало бы задуматься о том, посредством чего призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как неверных, так и мусульман, будь это новообращенные или же устоявшиеся мусульмане!

Но даже если и допустить то, о чем говорят къуссасы, что невежественным мусульманам тяжело слушать уроки про единобожие и они желают рассказов, то разве нет рассказов в Коране и Сунне?! Разве рассказов из Корана и Сунны не предостаточно?! Сколько поучительных и куда более интересных рассказов содержится в одном только Коране о пророках, о предыдущих общинах и отдельных людей. Ведь все эти рассказы – истина, и в них содержится множество пользы в отличие от большинства историй къуссасов, достоверность которых под большим сомнением!

Или же истории из жизнеописания пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и многочисленные события из жизни его сподвижников. Ведь все это интереснее, чем различные рассказы, тем более жизнеописание пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников является важнейшим религиозным знанием, которое помогает понять то, как понимали и применяли в жизни установления шариата сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники! Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Основой всего знания и самой полезной наукой является изучение жизнеописания (сиры) посланника (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников! «Это – те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем» (аль-Ан’ам 6: 90)”. См. “Сайд аль-хатыр” 64.

Также к этому можно отнести сообщения из жизни праведных имамов, в которых также содержится много пользы и наставлений. Однако чтобы это все рассказывать, надо ведь сначала все это знать, тогда как беда рассказчиков в их невежестве сопровождаемом благими намерениями.

И конечно же призывающему следует рассказывать не все события из жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников, опираясь при этом на любые источники, ибо в таком случае это будет подобно поступкам къуссасов, не отличающих ложное от достоверного и передающих все подряд, не утруждая себя в выяснении достоверности рассказываемого ими. Поэтому призывающему следует стараться опираться только на известные своей достоверностью и проверенные сообщения.

И хотелось бы обратиться с наставлением к мусульманам в отношении того, что если некий призывающий мусульманин излишне увлекается къысас, то не следует спешить обвинять его в заблуждении и предостерегать от него, ведь может человек не знает положение этого вопроса в Исламе. Следует до него донести это и в мягкой, мудрой форме сделать наставление, чтобы он взял Коран и Сунну в понимании праведных предшественников за основу своего призыва, и использовал рассказы как дополнение, но ни в коем случае не как основу. А Всевышний Аллах сказал: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим!» (аз-Зарият 51: 55).

И в заключении, мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,

членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Увещевай же с помощью Корана тех, кто страшится Моей угрозы!» (Къаф 50: 45).

Литература

1. «аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр» Ибн Аби ‘Асым.

2. «ас-Сунна» Ибн Наср аль-Маруази.

3. «Китаб аль-Бида’» Ибн Уаддах аль-Андалуси.

4. «Тахзир аль-хаууас мин аказиб аль-къуссас» Джамалюддин ас-Суюты.

5. «Тарих аль-къуссас уа асарухум филь-хадис ан-набауи уа ара аль-‘уляма фихим» Мухаммад ас-Саббагъ.

6. «ад-Да’уа иля-Ллах билль-мау’иза аль-хасана, ля биль-къысас» Са’д аль-Хусайн.

7. «аль-Аджиба аль-муфида ан асидя аль-манахидж аль-джадида» Салих аль-Фаузан.

8. «Лямма дураруль-мансур мин къауль аль-масур филь-и’тикъад уа-ссунна» Джамаль ибн Фурайхан аль-Хариси.

9. «аль-Кауашиф аль-джалия ли фурукъи байна саляфия уа-дда‘ауатиль-хизбийа аль-бид‘ия» Мухаммад ибн Рамазан аль-Хаджири и Халид ибн ‘Абдуль-А’ля аль-Мисри.

[1] Распространять информацию о совершенных грехах запрещено даже тому, кто не совершал сам этого греха! ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Тот, кто рассказывает о своих пошлостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Шубайль ибн ‘Ауф говорил: “Было сказано: «Тот, кто услышал о мерзостях и распространил это, подобен тому, кто начал это!»” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 325. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Сообщается, что ‘Ата считал необходимым наказывать тех, кто распространял слухи о прелюбодеянии, и говорил: “Они распространяют пошлости!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 326. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Наши рекомендации