О положении рассказчиков (къуссас) в Исламе

О положении рассказчиков (къуссас) в Исламе,

И призыве на основании

Рассказов (къисас)

Первое издание

Подготовлено редакцией сайта

О положении рассказчиков (къуссас) в Исламе - student2.ru

Содержание

Введение………………………………………………………….……………...…………….……3

Что такое «аль-къысас», «ат-тазкир» и «аль-уа’з» ……………………..…………………4

Положение «къысас» и «къуссас» в Исламе……………….…………………………….…4

Отношение сподвижников, их последователей и имамов к къуссасам и къысас.5

Слова современных ученых относительно къысас и къуссас……………………..…8

Причина и мудрость в порицании къысас и къуссас……………………………….....11

Ответ на некоторые сомнительные доводы……………………………………...….…..12

Условия, дозволяющие использовать къысас в призыве……………………..….……14

Заключение…………………….…………………………………………………………….…...15

Литература………………………….……………………………………………………….……16

Всевышний Аллах сказал:

«Увещевай посредством Корана тех, кто страшится Моей угрозы!»(Къаф 50: 45).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Всевышний Аллах посылал посланников и ниспосылал Писания для назидания и увещевания людей, и призыва их к пути истинному. Так, Всевышний говорит о Таурате, ниспосланном пророку Мусе (мир ему): «Мы написали для него на скрижалях назидание обо всякой вещи и разъяснение всего сущего: “Держи их крепко, и вели твоему народу следовать наилучшему из этого!”» (аль-А’раф 7: 145).

Об Инджиле пророка ‘Исы (мир ему) Аллах сказал: «Вслед за ними Мы отправили ‘Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате. Мы даровали ему Инджиль, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных» (аль-Маида 5: 46).

О последнем откровении Своем – Коране, ниспосланном последнему пророку и посланнику – Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), Всевышний сказал: «Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, которым увещевают вас» (аль-Бакъара 2: 231).

В этом аяте Всевышний Аллах упоминает наряду с Кораном «мудрость», что истолковали многие толкователи как Сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха). И сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о своей Сунне: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему!» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2870.

Всевышний Аллах сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно знанию”» (Юсуф 12: 108).

Шейх Ибн Къасим говорил: “В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия китаб ат-таухид” 55.

Именно на основании последнего Писания Аллаха и пречистой Сунны Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), увещевали, призывали и обучали людей праведные предшественники нашей общины, проявляя мудрость в призыве. И в этом за ними следователи признанные имамы этой общины.

Однако после них появились люди, которые сами не делали того, к чему призывали, и совершали то, что им не было велено и на что не имели права. Они изобрели множество видов увещеваний и наставлений, которые не соответствовали тому, на чем были саляфы этой общины, и которыми они заменили увещевание Корана и Сунны, считая, что их собственные методы призыва более эффективны в наши дни. Кто-то из них увещевает и призывает с помощью песен в виде суфийских нашидов, кто-то в виде поэм и стихов, кто-то в виде различных рассказов и историй, многие из которых зачастую недостоверны. И все это продолжается и в наши дни, и мы также видим, как люди внедрили для улучшения, так сказать, исламского призыва, различные методы, как создание исламских партий под названием «джама’ат», так называемые «исламские» нашиды, исламские театральные постановки или фильмы, различные рассказы и т.п.

В данной работе, с дозволения Аллаха, пойдет речь о таком методе призыва, как рассказы (къысас), которые используют многие проповедники в наши дни, а также и о самих рассказчиках (къуссас).

Выбор данной темы был сделан по той причине, что у многих мусульман этот вопрос, о дозволенности использования рассказов (къысас) в призыве, вызывает много споров и недопонимание. И среди них встречаются такие, кто из-за неправильного понимания данного вопроса считает порицаемым приведение даже некоторых примеров из жизни имамов, относя это к категории порицаемых рассказов. Есть и такие, кто относит к этому даже такие методы увещевания, как духовное воспитание, к числу которых можно отнести покаяние, богобоязненность, упование, аскетизм и т.п. А есть такие, кто впал в противоположную крайность и заявляет, что для людей далеких от Ислама не является эффективным увещевание с помощью Корана и Сунны, поскольку, по их мнению, им тяжело слушать уроки о единобожии, Коран, хадисы, и что им проще послушать различные рассказы, посредством которых они каются и возвращаются к религии.

На основании всего сказанного и по просьбе русскоязычных мусульман мы решили составить работу о положении къуссасов и къысас в Исламе. При этом мы опирались на известные труды ранних имамов и современных ученых, в которых подробно разбирается данный вопрос. Ведь, несмотря на то, что многие мусульмане в наши дни не придают должного значения этому вопросу, он является весьма важным, ибо с ним связано множество других серьезных вопросов исламской общины! Многие известные имамы посвящали теме къысас и къуссасов отдельные главы в сборниках хадисов. Также об этом упоминалось во многих книгах ранних имамов о порицании нововведений, как например, книга «аль-Бида’ уаль-хауадис» имама Ибн Уаддаха, или «аль-Хауадис уаль-бида’» имама ат-Туртуши. Также многие имамы составляли отдельные труды, посвященные теме къуссасов и къысас, как например книга «аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр» имама Ибн Абу ‘Асыма, «аль-Къуссас уаль-музаккирин» имама Ибн аль-Джаузи, «аль-Ба’ис ‘аля аль-халяс мин хауадис аль-къуссас» хафиза аль-‘Иракъи, или «Тахзир аль-хаууас мин аказиб аль-къуссас» имама ас-Суюты.

Все это указывает на важность данного вопроса, которому не придают должного значения многие мусульмане наших дней!

То, что в данной работе будет истиной, то от Всевышнего Аллаха. И мы просим Его благословить этот небольшой труд и сделать его полезным для всех мусульман!

Заключение

Са’д ибн Абу Уаккъас рассказывал: “Когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан Коран, он долго читал его людям, и они сказали: “О посланник Аллаха, рассказал бы ты нам какие-нибудь истории”. Тогда Аллах ниспослал аяты: «Алиф, лям, ра. Это – аяты ясного Писания. Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его. Мы рассказываем тебе наилучшие истории» (Юсуф 12: 1-3). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опять долго читал его людям, пока они не сказали: “О посланник Аллаха, поведал бы ты нам рассказы”. И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются» (аз-Зумар 39: 23). Ибн Абу Хатим 11323, аль-Баззар 1152. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар и шейх Мукъбиль.

Обратите внимание, о мусульмане, на этот великий хадис! В данном хадисе содержится ясное указание на то, что является наилучшими рассказами и историями, в которых есть польза для людей. Ведь каждый раз, как сподвижники просили пророка (мир ему и благословение Аллаха) о рассказах и историях, Всевышний Аллах ниспосылал им аяты Корана, ибо Коран содержит в себе наилучшие рассказы!

И даже тем правдивым къуссасам из числа саляфов, которых не порицали и чьи собрания посещали некоторые сподвижники, предостерегали от излишества в къысас, основанных не на Коране. Къайс ибн Са’д рассказывал: “Однажды пришел Ибн ‘Аббас, когда ‘Убайд ибн ‘Умайр рассказывал истории, и стал ему читать: «Помяни в Писании Ибрахима» (Марьям 19: 41). «Помяни в Писании Исма’ила» (Марьям 19: 54). «Помяни в Писании Идриса» (Марьям 19: 56)”. ‘Абд ибн Хумайд в “ат-Тафсир”. См. “Тахзир аль-хаууас” 57.

Как мы видим, Аллах не обделил людей тем, в чем они нуждаются из историй и рассказов. Однако эти истории наполнены мудростью и шариатским знанием, приносящим пользу, тогда как истории и рассказы, передаваемые из уст в уста невежественных людей, хоть и призывают к богобоязненности, прощению и покаянию, однако в то же время они наполнены несоответствием религии, которое несведущие люди разглядеть не могут. Это формирует в них искаженное понимание религии в целом, что впоследствии приводит к заблуждению.

Шариатские тексты обращаются к сердцу и разуму человека, и они не оставляют одно из этого, всецело обращаясь к другому, тогда как рассказчики в своих историях в основном обращаются к чувствам, воодушевляя эмоционально и вызывая слезы из глаз. Но неужели шариатские тексты недостаточно эффективны, чтобы побудить людей к покаянию, аскетизму, нравственности и всему благому?! Неужели исламская община в ущерб Корану и Сунне нуждается в душераздирающих историях и рассказах для того, чтобы истину считать истиной, а ложь - ложью, чтобы принимать обязанности и отказаться от греха?!

Однако проблема рассказчиков состоит в том, что шайтан их обманывает, говоря, что новообращенные мусульмане и неверные не воспринимают Коран и Сунну так, как они воспринимают рассказы. Шайтаны внушили им, что невежественным мусульманам неинтересно слушать уроки по единобожию, по вопросам фихъха, запретного и дозволенного, и что это только отвратит их от религии, отдалит от покаяния и погасит в их сердцах ту искру интереса, которую они проявляют к Исламу. Поэтому они и пытаются разжечь эту искорку в большое пламя своими историями и рассказами. Однако они не думают о том, что подобное пламя, разожженное на чувствах и эмоциях, так же быстро тухнет, как и разгорается. Этим рассказчикам следовало бы задуматься о том, посредством чего призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как неверных, так и мусульман, будь это новообращенные или же устоявшиеся мусульмане!

Но даже если и допустить то, о чем говорят къуссасы, что невежественным мусульманам тяжело слушать уроки про единобожие и они желают рассказов, то разве нет рассказов в Коране и Сунне?! Разве рассказов из Корана и Сунны не предостаточно?! Сколько поучительных и куда более интересных рассказов содержится в одном только Коране о пророках, о предыдущих общинах и отдельных людей. Ведь все эти рассказы – истина, и в них содержится множество пользы в отличие от большинства историй къуссасов, достоверность которых под большим сомнением!

Или же истории из жизнеописания пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и многочисленные события из жизни его сподвижников. Ведь все это интереснее, чем различные рассказы, тем более жизнеописание пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников является важнейшим религиозным знанием, которое помогает понять то, как понимали и применяли в жизни установления шариата сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники! Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Основой всего знания и самой полезной наукой является изучение жизнеописания (сиры) посланника (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников! «Это – те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем» (аль-Ан’ам 6: 90)”. См. “Сайд аль-хатыр” 64.

Также к этому можно отнести сообщения из жизни праведных имамов, в которых также содержится много пользы и наставлений. Однако чтобы это все рассказывать, надо ведь сначала все это знать, тогда как беда рассказчиков в их невежестве сопровождаемом благими намерениями.

И конечно же призывающему следует рассказывать не все события из жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников, опираясь при этом на любые источники, ибо в таком случае это будет подобно поступкам къуссасов, не отличающих ложное от достоверного и передающих все подряд, не утруждая себя в выяснении достоверности рассказываемого ими. Поэтому призывающему следует стараться опираться только на известные своей достоверностью и проверенные сообщения.

И хотелось бы обратиться с наставлением к мусульманам в отношении того, что если некий призывающий мусульманин излишне увлекается къысас, то не следует спешить обвинять его в заблуждении и предостерегать от него, ведь может человек не знает положение этого вопроса в Исламе. Следует до него донести это и в мягкой, мудрой форме сделать наставление, чтобы он взял Коран и Сунну в понимании праведных предшественников за основу своего призыва, и использовал рассказы как дополнение, но ни в коем случае не как основу. А Всевышний Аллах сказал: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим!» (аз-Зарият 51: 55).

И в заключении, мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,

членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Увещевай же с помощью Корана тех, кто страшится Моей угрозы!» (Къаф 50: 45).

Литература

1. «аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр» Ибн Аби ‘Асым.

2. «ас-Сунна» Ибн Наср аль-Маруази.

3. «Китаб аль-Бида’» Ибн Уаддах аль-Андалуси.

4. «Тахзир аль-хаууас мин аказиб аль-къуссас» Джамалюддин ас-Суюты.

5. «Тарих аль-къуссас уа асарухум филь-хадис ан-набауи уа ара аль-‘уляма фихим» Мухаммад ас-Саббагъ.

6. «ад-Да’уа иля-Ллах билль-мау’иза аль-хасана, ля биль-къысас» Са’д аль-Хусайн.

7. «аль-Аджиба аль-муфида ан асидя аль-манахидж аль-джадида» Салих аль-Фаузан.

8. «Лямма дураруль-мансур мин къауль аль-масур филь-и’тикъад уа-ссунна» Джамаль ибн Фурайхан аль-Хариси.

9. «аль-Кауашиф аль-джалия ли фурукъи байна саляфия уа-дда‘ауатиль-хизбийа аль-бид‘ия» Мухаммад ибн Рамазан аль-Хаджири и Халид ибн ‘Абдуль-А’ля аль-Мисри.

[1] Распространять информацию о совершенных грехах запрещено даже тому, кто не совершал сам этого греха! ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Тот, кто рассказывает о своих пошлостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Шубайль ибн ‘Ауф говорил: “Было сказано: «Тот, кто услышал о мерзостях и распространил это, подобен тому, кто начал это!»” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 325. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Сообщается, что ‘Ата считал необходимым наказывать тех, кто распространял слухи о прелюбодеянии, и говорил: “Они распространяют пошлости!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 326. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

О положении рассказчиков (къуссас) в Исламе,

И призыве на основании

Рассказов (къисас)

Первое издание

Подготовлено редакцией сайта

О положении рассказчиков (къуссас) в Исламе - student2.ru

Содержание

Введение………………………………………………………….……………...…………….……3

Что такое «аль-къысас», «ат-тазкир» и «аль-уа’з» ……………………..…………………4

Положение «къысас» и «къуссас» в Исламе……………….…………………………….…4

Отношение сподвижников, их последователей и имамов к къуссасам и къысас.5

Слова современных ученых относительно къысас и къуссас……………………..…8

Причина и мудрость в порицании къысас и къуссас……………………………….....11

Ответ на некоторые сомнительные доводы……………………………………...….…..12

Условия, дозволяющие использовать къысас в призыве……………………..….……14

Заключение…………………….…………………………………………………………….…...15

Литература………………………….……………………………………………………….……16

Всевышний Аллах сказал:

«Увещевай посредством Корана тех, кто страшится Моей угрозы!»(Къаф 50: 45).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Всевышний Аллах посылал посланников и ниспосылал Писания для назидания и увещевания людей, и призыва их к пути истинному. Так, Всевышний говорит о Таурате, ниспосланном пророку Мусе (мир ему): «Мы написали для него на скрижалях назидание обо всякой вещи и разъяснение всего сущего: “Держи их крепко, и вели твоему народу следовать наилучшему из этого!”» (аль-А’раф 7: 145).

Об Инджиле пророка ‘Исы (мир ему) Аллах сказал: «Вслед за ними Мы отправили ‘Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате. Мы даровали ему Инджиль, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных» (аль-Маида 5: 46).

О последнем откровении Своем – Коране, ниспосланном последнему пророку и посланнику – Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), Всевышний сказал: «Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, которым увещевают вас» (аль-Бакъара 2: 231).

В этом аяте Всевышний Аллах упоминает наряду с Кораном «мудрость», что истолковали многие толкователи как Сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха). И сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о своей Сунне: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему!» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2870.

Всевышний Аллах сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно знанию”» (Юсуф 12: 108).

Шейх Ибн Къасим говорил: “В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия китаб ат-таухид” 55.

Именно на основании последнего Писания Аллаха и пречистой Сунны Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), увещевали, призывали и обучали людей праведные предшественники нашей общины, проявляя мудрость в призыве. И в этом за ними следователи признанные имамы этой общины.

Однако после них появились люди, которые сами не делали того, к чему призывали, и совершали то, что им не было велено и на что не имели права. Они изобрели множество видов увещеваний и наставлений, которые не соответствовали тому, на чем были саляфы этой общины, и которыми они заменили увещевание Корана и Сунны, считая, что их собственные методы призыва более эффективны в наши дни. Кто-то из них увещевает и призывает с помощью песен в виде суфийских нашидов, кто-то в виде поэм и стихов, кто-то в виде различных рассказов и историй, многие из которых зачастую недостоверны. И все это продолжается и в наши дни, и мы также видим, как люди внедрили для улучшения, так сказать, исламского призыва, различные методы, как создание исламских партий под названием «джама’ат», так называемые «исламские» нашиды, исламские театральные постановки или фильмы, различные рассказы и т.п.

В данной работе, с дозволения Аллаха, пойдет речь о таком методе призыва, как рассказы (къысас), которые используют многие проповедники в наши дни, а также и о самих рассказчиках (къуссас).

Выбор данной темы был сделан по той причине, что у многих мусульман этот вопрос, о дозволенности использования рассказов (къысас) в призыве, вызывает много споров и недопонимание. И среди них встречаются такие, кто из-за неправильного понимания данного вопроса считает порицаемым приведение даже некоторых примеров из жизни имамов, относя это к категории порицаемых рассказов. Есть и такие, кто относит к этому даже такие методы увещевания, как духовное воспитание, к числу которых можно отнести покаяние, богобоязненность, упование, аскетизм и т.п. А есть такие, кто впал в противоположную крайность и заявляет, что для людей далеких от Ислама не является эффективным увещевание с помощью Корана и Сунны, поскольку, по их мнению, им тяжело слушать уроки о единобожии, Коран, хадисы, и что им проще послушать различные рассказы, посредством которых они каются и возвращаются к религии.

На основании всего сказанного и по просьбе русскоязычных мусульман мы решили составить работу о положении къуссасов и къысас в Исламе. При этом мы опирались на известные труды ранних имамов и современных ученых, в которых подробно разбирается данный вопрос. Ведь, несмотря на то, что многие мусульмане в наши дни не придают должного значения этому вопросу, он является весьма важным, ибо с ним связано множество других серьезных вопросов исламской общины! Многие известные имамы посвящали теме къысас и къуссасов отдельные главы в сборниках хадисов. Также об этом упоминалось во многих книгах ранних имамов о порицании нововведений, как например, книга «аль-Бида’ уаль-хауадис» имама Ибн Уаддаха, или «аль-Хауадис уаль-бида’» имама ат-Туртуши. Также многие имамы составляли отдельные труды, посвященные теме къуссасов и къысас, как например книга «аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр» имама Ибн Абу ‘Асыма, «аль-Къуссас уаль-музаккирин» имама Ибн аль-Джаузи, «аль-Ба’ис ‘аля аль-халяс мин хауадис аль-къуссас» хафиза аль-‘Иракъи, или «Тахзир аль-хаууас мин аказиб аль-къуссас» имама ас-Суюты.

Все это указывает на важность данного вопроса, которому не придают должного значения многие мусульмане наших дней!

То, что в данной работе будет истиной, то от Всевышнего Аллаха. И мы просим Его благословить этот небольшой труд и сделать его полезным для всех мусульман!

Наши рекомендации