С пламенем, что не снедает и не жалит.

14. Под пламенем разумеется здесь любовь Святого Духа. Снедать означает здесь закончить и усовершить, и высказать душой, что все вещи, о коих сказано в сей песне, даются Возлюбленным, и она должна обладать ими со снедающей и совершенной любовью, поглощёнными вместе с нею в них любовью совершенной и которая не жалит, о чём говорит, чтобы дать понять совершенство вечное сей любви. ибо, для этого, должна обладать двумя имениями, а именно: что поглощена и преображена душа в Бога, и что не жалит её воспламенение и преобразование сего пламени в душе. Чего не может быть иначе как в стадии блаженства, где сие пламя есть уже любовь нежная, так как в преображении души в ней имеется сообразность и удовлетворение блаженное обеих частей, и постольку не жалит несходством в большем или меньшем, как было до того, как душа обрела способность сей совершенной любви. Потому что, достигнув её, впадает душа в такую сообразную и нежную любовь с Богом, что, когда Бог есть, как молвит Моисей, огнь поядающий (Втор. 4,24), не будет Он иным, нежели завершителем и питателем. Что не подобно преображению, кое имела душа в жизни сей, так как, хотя она весьма совершенна и завершена в любви, всё же она несколько поядающа и отнимающа, на манер огня в углях, который, хотя преобразован и сообразован с ними без какого-либо дыма, который был прежде, чем она преобразилась в себе, всё же, хотя завершалась в огне, он её снедал и разрешал в золу. Сие происходит в душе, которая в жизни сей преображена с совершенством любви, так что, хотя преображена, вместе с тем подвержена некоторым образом страданию и ущербу: во-первых, из-за преображения блаженного, которое всегда вносит нехватку в дух; во-вторых, из-за ущерба, который терпит слабое и испорченное чувство от силы и высоты такой любви, потому что ото всякой превосходной вещи бывает ущерб и страдание слабой натуре; так как, согласно написанному, corpus quod corrumpitur, aggravat animam (Прем. 9,15). Однако, в той жизни блаженной никой вред, ни страдание не ощущаются, хотя разумение её будет глубочайшим, а любовь её весьма безмерной, так как для первой Бог даёт ей способность, а для второй силу, поглощая в Себе её разумение своей мудростью и своей волей с любовью.

15. И поскольку супруга попросила в предыдущих песнях и в той, что теперь объясняем, безмерных общений и понятий о Бозе, с которыми имеет нужду любить сильно и возвышенно, чтобы любить соответственно величию и высоте их, молит здесь, чтобы все они завершились в сей любви совершенно и крепко.

П Е С Н Ь 4 0

Никто ведь не глядит…

Аминадаб тоже не показывается;

И осада утихла,

И кавалерия

При виде вод спешивается.

РАЗЪЯСНЕНИЕ И ПРИМЕЧАНИЕ

1. Уяснившая, стало быть, здесь супруга, что вожделение её воли оторвано уже ото всех вещей и прислонено к её Богу теснейшей любовью; и что часть чувственная души со всеми её силами, потенциями и желаниями, сообразованная теперь с духом, закончила и смирила все свои мятежи; и что бес, с помощью различных и длительных упражнений и борьбы духовной, уже побеждён и отослан далече; и что душа теперь соединена и преображена обилием богатств и даров небесных; и что, согласно этому, уже добре расположена и подготовлена, и укреплена, приближенная к Супругу, чтобы подняться пустыней смерти, изобилуя радостями (Песн. 8,5), к седалищам и тронам славным своего Супруга; с желанием, чтобы Супруг закончил уже сие дело, полагает наперёд, чтобы лучше подвигнуть его к сему, все эти вещи в сей последней песне, в коей молвит о пяти вещах. Первая, что душа уже оторвана и отчуждена ото всех вещей. Вторая, что побеждён уже и обращён в бегство бес. Третья, что подчинены уже страсти и умерщвлены вожделения естественные. Четвёртая и пятая, что часть чувственная теперь преобразована и очищена, и сообразована с частью духовной; так что не только не возмущается получением тех благ духовных, но скорее приспособляет себя к ним, ибо даже в тех, кои ныне имеет, принимает участие соответственно своей способности. Молвит, стало быть, так:

Никто ведь не глядит.

2. Что есть, как если бы сказала: душа моя уже совлечена, оторвана, отъединена и отчуждена ото всех вещей тварных горних и дольних, и так глубоко введена во внутреннее убежище с тобой, что ни одна из них не достигает уже глаз той интимной услады, которую имею в тебе, а именно, не подвизает душу мою к удовольствию своею мягкостью, ни к неудовольствию и беспокойству своей ничтожностью и низостью, ибо, душа моя отстоит от них так далече и так глубоко наслаждается тобой, что ни одна из них не достигает её зрения. И не только это, но

Наши рекомендации