Батюшка Иоанн Кронштадтский предрекает мученическую кончину Григория Нового

Здесь считаем уместным упомянуть об отно­шении Святого Угодника Божия Иоанна Крон­штадтского к Праведному Григорию. Много тол­кований существует о том, что предсказал Ба­тюшка Иоанн страннику Григорию при их первой встрече. Церковное предание сохраняет изустно одну из фраз, произнесенных отцом Иоанном Григорию Распутину: «Будет тебе по имени твое­му». Толкователи предпочитают сразу же гово­рить о некоем «распутстве», якобы корне фами-

лии«Распутин». Поверхностное восприятие свой­ственно каждому человеку, наипаче когда им дви­жет явнаяпредубежденность, но духовное вос­приятие видит иначе: во-первых, корень фамилии «Распутин» — «пут» от слова «путь»; «распу-тие» же в словаре русского языка Даля обозна­чает — раздорожие, развилие пути, где сходятся дороги, перекресток, где ставили Крест или Ча­совенку, чтобы молиться! Соответственно, рас-путие обозначает Крест, которого сподобил Гос­подь Россию, Царственных Мучеников и Их мо­литвенника — Мученика Григория. Даже если «по фамилии Распутин» — то это Крест, кре~ стоношение Григория и предсказание хулы и клеветы на него... Во-вторых; Батюшка Иоанн сказал: «будет тебе по имени твоему», а имя «Григорий», в переводе с греческого, означает «бодрствующий».

Священное Писание, Святые Отцы Церкви объясняют, что есть духовное бодрствование.

В Откровении Иоанна Богослова, когда Шес­той Ангел Господень изливает чашу гнева Божия на землю, на брань с «бесовскими духами, творя­щими знамения», вызываются бодрствующий: «блаженны бодрствующий и хранящие одежду свою» — Благодать Святого Духа (От. 16, 14-15).

Бодрствующим доверяется от Господа наблю­дать за тем, что происходит на земле (Дан. 4, 10).

Бодрствовать, значит всегда пребывать в памятований о пришествии Спасителя: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Чело­веческий» (Мф. 25, 13).

Бодрствовать, это — непрестанно молить­ся: «бодрствуйте и молитеся, чтобы не

впасть в искушение: дух бодр, плоть же не­мощна» (Мф. 26, 41).

Господь заповедует всем: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мр. 14, 37).

Апостол Петр взывает: «Будьте благоразум­ный бодрствуйте в молитвах» (I Пет. 4, 7).

Итак, бодрствование в духовном понимании означает благословение на непрестанную молитву, призывание Имени Божия для борьбы с духами злобы поднебесной: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотити» (I Пет.

5,8).

Таким образом, слова Батюшки Иоанна, носи­теля пророческого дара, подвижника, которому Господь открывал прошлое и будущее людей, ви­девшего состояние души блаженного Григория, означали для него: бодрствовать, стоять в вере, быть мужественным и твердым!

«Будет тебе по имени твоему!» значило «будешь бодрствующим!»

«Будет тебе по фамилии твоей!» знамено­вало «возлагается на тебя сугубый Крест!»

Во всех описаниях первой встречи двух под­вижников единодушно отмечается, что Батюшка Иоанн, молившийся в алтаре, вдруг стремительно вышел и спросил: «Кто здесь так пламенно мо­лится? Я чувствую силу молитвы». Дочь Григо­рия, Матрена, передает это так: «Отец простоял на коленях всю службу. Молился, вручая свою судьбу .Господу. Люди, обладающие духовным зрением, узнают друг друга. Батюшка Иоанн вы­шел из алтаря, остановился перед отцом, взял его за руку и заставил встать. Сказал, что почувство-

вал присутствие отца в храме. «В тебе горит ис­кра Божия!» Отец попросил благословения у Ба­тюшки Иоанна. «Господь тебя благословит, сын мой», — отвечал Батюшка.

В тот день отец принял Причастие из рук Ба­тюшки Иоанна Кронштадтского, что было большой чесгикх После Батюшка пригласил отца к себе.

Отец рассказал Батюшке Иоанну о себе все. «Как на духу». Впрочем, он воспринимал проис­ходящее как продолжение исповеди, начатой в храме во время службы.

Разумеется, рассказал и о явлении Казанской Божией Матери, о смутных догадках, наполнив­ших его после этого. Рассказал о том, что пришел в Петербург как бы не по своей воле: «Вело ме­ня сюда»...

Батюшка Иоанн слушал отца не перебивая. Когда отец закончил говорить, спокойно сказал: «Бог привел, значит так. тому и быть!» У отца вырвался вопрос: «Чему быть?» Батюшка Иоанн также серьезно ответил: «А что Бог даст» тому и быть. Его слушай, Он вразулшт». [..-] «Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моей правою рукой, делай дело, которое и я, недостой­ный, делаю»...

Батюшка Иоанн, пересказывая другим встречу с отцом, называл его «истинным старцем»1.

1 Распутина Матрена, Распутин. Воспоминания до чери. М. 2000. С. 80-81.

Батюшка Иоанн Кронштадтский предрекает мученическую кончину Григория Нового - student2.ru

«скоро я умру в ужасных

СТРАДАНИЯХ... БОГ ДАЛ МНЕ ЧУДНОЕ ПРИЗВАНИЕ

ПОГИБНУТЬ ЗА СПАСЕНИЕ

ОБОЖАЕМЫХ НАШИХ МОНАРХОВ

И СВЯТОЙ РУСИ»1

Григорий пришел в Петербург не по своей во­ле.,* «Вело меня сюда», — молвил он Батюшке Иоанну Кронштадтскому, бывшему при конце своего земного странствия. Провидец Божий Ио­анн, созерцая путь, пройденный Григорием, спо­койно сказал: «Бог привел»...

Послушный воле Господней странник Григо­рий ведал сердцем, что здесь, в этом душном и страшном городе, ему предлежит исполнить пред­реченное о нем на Небесах.,, «Что там— на Небесах — решено, здесь — на земле не отме­нить»... Господь открыл праведному Иоанну за-

Якобий. И.П. Император Николай II и революция. Берлин.1938. С. 18,

В воспоминаниях дочери Матрены эта фраза записана так: «Знаешь ли, что я вскоре умру в ужасных страдани­ях. Но что же делать? Бог предназначил мне высокий подвиг погибнуть для спасения моих дорогих Государей и Святой Руси». — Распутина Матрена. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 21.

весу будущего, показывая ужасы грядущего: «приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить не можете... Если не будет по­каяния, Господь отнимет у России Царя, и по­пустит ей столь жестоких правителей, которые всю Землю Русскую зальют кровию... Храни­тель России после Бога есть Царь, кто верен Бо­гу, тот верен Царю. А враги наши без Него по­стараются уничтожить и самое имя России»1.

Отец Иоанн произнес; «Бог привел, значит так тому и быть!»

Быть при Царе, верным Ему, являть своей жизнию и дыханием любовь к Богу и Царю, слу­жить во благо Русской Земли, хранить ее. Ведь Русь есть подножие Престола Господня, и рус­ский человек должен благодарить Бога за то, что он русский...

Григорий, пребывавший в духе молитвы с Ба­тюшкой Иоанном, прозрел на миг, ослепительный миг, и свой Крест при Царе: невольно вырвалось у него, как в порыве у маленького дитя, взываю­щего о помощи к любящему отцу: «Чему быть, отче?!»... Взирая на молитвенный лик Угодника Божия, и он слезно воззвал к Отцу Небесному: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).

Как благословение, сходящее свыше, от Госпо­да, он услышал реченное Батюшкой Иоанном: «А что Бог даст, тому и быть. Его слушай, Он вра­зумит»... Бодрствуй и молись! Это было благо­словением на мученическую кончину.

Дар предвидения смерти

С детства Григорий был наделен даром пред­видеть смерть человека, коею уготовано ему от Господа умереть. Дочь Матрена сочувственно за­мечает: «Обладал отец и даром, без которого был бы гораздо счастливее, способностию предсказы­вать смерть. Его никто не тянул за язык, а он не лез в душу, но иногда слова сами вылетали. Пом­ню, что дедушка истово крестился, когда расска­зывал о том, какой плач стоял в деревне»1. Ма­ленькому Григорию думалось, что в таком виде­нии нет ничего особенного и так видят все люди. Только много позже он понял, что это знание та­йн Божиих о человеке небезопасно и являет собой тяжелую ношу. Немногим дано ее понести. Ты видишь перед собой человека, говоришь с ним, он полон надежды и жизни, попечений о завтрашнем дне, — и вдруг ты видишь, как он, на твоих же глазах, переплывает на лодке по быстрой реке, лодка переворачивается, он — в воде, минуты — и человека нет... Григорий сначала всем говорил, что кого ожидает*.. Потому и плач стоял в де­ревне. Лишь после внушений отца и матери он стал осторожнее, молчал, не всякому открывал увиденное. Но совсем замолчать Григорий не мог, потому что дар этот был не его, а Божий: «Это все не мое, а Божие», — говорил часто Старец.

Надобно понимать, что Григорию бывали от­крыты обе смерти: и смерть души, и смерть тела.

Симеон Новый Богослов пишет, что после преступления Адамом заповеди Божией, он пре-

* Митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. СПб. 2000. С. 944.

1 Распутина Матрена, Распутин. Воспоминания до­чери, М. 2000. С. 19.

дуготовал себе смерть, по написанному: «Яко се, удаляющий себе от Тебе (Бога) погибнут» (Пс. 72, 27). Итак, не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли ее на себя лукавым и безрас­судным произволением, «Надобно знать, что как человек имеет тело и душу, то смертей у него две: одна смерть души, другая — смерть тела; равно и как два безсмертия — душевное и телес­ное, хотя то и другое в одном человеке, ибо душа и тело один человек. Так душою Адам умер тот­час, как только вкусил запрещенного плода, а по­сле, спустя 930 лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отделение от нее Святого Ду­ха... По этой потом причине и весь род челове­ческий сделался таким, каким стал чрез падение праотец Адам, смертным человеком по душе и те­лу»1. Но с пришествием Христа все изменилось. Через исполнение заповедей и приобщение таин­ствам церковным душа человека снова оживает, делается нетленной Благодатию Святого Духа еще в настоящей жизни. Но тело все-таки умира­ет, по приговору: «земля еси, и в землю отыде-ши» (Быт.3,19). В общее же воскресение, после Страшного Суда, и тело будет нетленным»2,

Смерть души, соответственно, врачуется по -каянием, смерть же тела — пути Промысла Не­бесного. Григорий тяготился даром предвидеть как и когда душа разлучится с телом. Он молил Бога, чтобы Он лишил его этого ведения, а лишь

1 Симеон Новый Богослов. Слова. Вып.1. М. 1892.

С. 22-23.

2 Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства свя­тости. Т. 3, Нижний Новгород. 1998. С. 257.

оставил знание своих грехов, сподобил принести в них истинное покаяние, открыл страсти и даровал исцеление от них.

Высочайшая добродетель смирения открыла ему это духовное видение: «очевидно, что зрение христианина, обновленного Святым Духом, дос­тигшего высокой степени совершенства, простирает­ся далеко за пределы зрения человеческого в его обыкновенном состоянии, подобно обновленному зрению действует и слух обновленный»1. (Вспомним особое слышание Григорием Слова Божия, обра­щенного непосредственно «во ушия» его).

Памятование о смерти способствовало углубле­нию действия Благодати Божией в Григории: в сердце его с детства была мысль об исходе из этой временной жизни, что помогало святому во­зыметь презрение к миру и его страстям: он отре­шился житейских забот и погружался в безмол­вие: углубившись в себя и погрузившись в непре­станную молитву, сподоблялся глубокого видения. Ниспосланный Господом дар видения — памято-вания смерти — по прошествии времени и испы­тании в несении его — приукрасил душу святого благоуханным цветом совершенной любви к Богу и человеку. «Как хлеб нужнее всякой пищи, — говорит святой Иоанн Аествичник, — так раз­мышление о смерти нужнее всех деланий. [...]• Памятование о смерти рождает [...] непрестанное приобучение себя к исполению Евангельских за­поведей, особливо же к перенесению безчестий со сладостию, а в безмолвниках — отложение попе­чений, постоянную молитву и хранение ума. [...].

* Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смер-та. Т. Ъ. С. 131.

Как по учению отцов, совершенная любовь не па­дает: так я утверждаю, что истинное предощуще­ние смерти не страшится падений... Уверимся, что памятование смерти, как и всякое благо, есть дар Божий»1.

Предощущение своей смерти

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что истинное предощущение смерти не страшится па­дений... Эти слова святого, как и все житие пра­ведного Григория, смиренно предстоят пред судом людей, которые с необычайной легкостию произ­носят: «Распутин был истинным человеком Божи-им, явившимся из простого народа. Но под влия­нием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная ду­ховная катастрофа, и он пал»...

Истинный человек Божий — павший, среди «высшего общества»?..

Потому что оно не могло понять его?.. В этом выводе все непонятно... Точно так, как непонят­на фраза Великого Князя Александра Михайло­вича о Царе-Мученике: «Он пал жертвой Своих добродетелей. Он благоговел пред памятию Отца, верил в незыблемость данной Им присяги, прилагал все усилия, чтобы остаться честным, об­ходительным и доступным. Рок превратил Его хорошие качества в смертельные оружия разру­шения»2.

* Святитель Игнатий Бряняанинов. Слово о смер-та. Т. 3. С. 176.

2 Позднышев С.Д. Распни Его. Париж, 1952. С. 336-337.

Но Бог, любящий истинных рабов Своих, ис­полняющих Его заповеди, знал и принимал чело­века Божия Григория, потому как он был Божий, и наперед предрек ему кончину его; «чтобы с од­ной стороны — избавить от страха неизвестнос­ти; с другой — обрадовать скорым избавлением от трудов, скорбен, лишений, гонений и муче­ний». Святые, в свою очередь, предсказывали о времени своей кончины близким людям, иногда с точным обозначением имеющих сопровождать ее обстоятельств. Думается, что это предузнание и назначение святыми наперед точного дня и часа своей смерти, которых, всякий должен сознаться, никто не знает и случайно даже не может опи­сать верными чертами, является одним из лучших доказательств в пользу существования Бога, Все­могущего и Всеведущего и уделяющего частицу Своего всеведения праведникам, [как это явлено на Григории Новом] и распоряжающемуся жиз-нию и смертию по Своему усмотрению.

Святой, за несколько месяцев или дней со­общающий о своей кончине в словах, иногда противоречащих всему окружающему, собираю­щий в час смерти вокруг себя духовных чад, и с порога потустороннего мира благословляющий их, и предсказывающий им в точности их буду­щую судьбу, что может быть удивительнее и достославнее, и что могут в противовес этому дать подобное из своей жизни нечестивии и не­верующие»1.

В возрасте восьми лет душа и тело Григория претерпели опытное познание смерти. Это случи-

* Епископ Варнава (Беляев) Искусство святости. Т. 3. Нижний Новгород. 1998. С. 259-260.

лось во время купания в пруду, куда они отпра­вились со старшим братом. Михаил, вошедший в воду первым, внезапно стал тонуть, быстро опус­каясь на дно. Григорий ту же бросился в воду, судорожно нащупывая руку брата под водой; тот схватился за нее и так и не разжал, до тех пор, пока их обоих, будто бы сплетенных воедино, не вытащили на берег.

«Когда Григория затягивала черная стоячая вода пруда и гнилая жижа, поднимавшаяся со дна, заливала нос, рот и уши, проникая, казалось, в самый мозг, он детским сознанием прозрел свой конец.

Черная обжигающая невская вода, веревки, обвившие его — и никакой надежды на спасе­ние... Со страшным знанием о своей смерти он и жил»1.

Тяжелым Крестом знания своей смерти отме­тил с самого раннего детства Господь и Царя-Мученика Николая. Этот Царственный Младе­нец имел душу, подобную тихой свече, которая теплится в келлии монаха, и смотрел на жизнь очами пустынножителя, странного этому миру. Спокойными, скорбными и провидящими. Как юному Григорию Небесами был предуготован му­ченический путь, и он ведал об этом по открове­нию, данному ему свыше; так и Царственный Страдалец знал, по предсказаниям, грядущее с малых лет. «Шла молва, что в день крестин ма­ленького Великого Князя Николая Александрови­ча, в то время, когда шествие направлялось из храма под радостный перезвон колоколов, Андре-

евская звезда, жалуемая каждому члену Импера­торской Фамилии при рождении, вдруг сорвалась с подушки, которую нес церемониймейстер, и с грохотом упала на пол. «Тревожное предзнамено­вание» — говорили суеверные люди* И та же мысль возвращалась, когда, впоследствии, прихо­дили вести о крушении Царского поезда в Бор-ках, о покушении на Царевича Николая Алексан­дровича в Японии»1... Однажды у Государя со­стоялся разговор со Столыпиным, во время кото­рого Государь спросил его: «А знаете ли вы, ко­гда день Моего рождения?» — «Как я мог бы не знать этого, Ваше Величество? Ваше рождение празднуется шестого мая». — «А какого святого поминают в этот день?» — «Извините, Ваше Величество, я не помню». — «Я вам скажу: свя­того праведного Иова Многострадального». Сто­лыпин, однако, нашелся: «Слава Богу, значит царствование Вашего Величества закончится в славе, так как святой Иов, претерпев смиренно самые тяжкие испытания, был вознагражден сча­стием и Божиим благословением». — После ми­нутного раздумия Государь сказал с глубокой грустию: «Нет, поверьте Мне, у Меня более, чем предчувствие, что Я обречен на страшные испы­тания и что Я не буду за них вознагражден на этом свете. Сколько раз Я применял к Себе сло­ва святого Иова: «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне».

А в другой раз Государь промолвил следую­щие слова: «Быть может, для спасения России

1 Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания до­чери. М. 2000. С. 21.

* Якобии ИЛ. Император Николай II и революция. Берлин. 1938. С. 1.

нужна будет искупительная жертва. Я буду такой жертвой. Да будет воля Божия!»1

Пророческие слова Царя Николая восполняли пред Престолом Всевышнего добровольную жерт­венность царского пророка Григория, произнесше­го: «Бог дал мне чудное призвание погибнуть за спасение обожаемых наших Монархов и Святой Руси».

«Смерти не боюсь. Напротив, буду рад? что Господь Бог прекратит мои земные страдания»2

Незадолго до первого покушения в 1914 го­ду, встревоженные слухами о готовящемся убийстве Старца, духовные чада Григория уго­варивали его иметь при себе пистолет. Старец простил их за такое предложение и ответил: «Я не городовой и носить оружие смерти не мое дело. Оружие мира, а не смерти должен носить я. Смерти не боюсь. Напротив, буду рад, что Господь Бог прекратит мои земные страда­ния, [...] Чувствую, что вскоре придется пере­жить опасную болезнь, но я не боюсь. Господь страдал больше за наши грехи, так почему же и мне не пострадать за свои».

В жизни христианина нет случайностей, и мы не расцениваем как случайность следующие два события:

1. Покушение на убийство Г.Е. Распутина в селе Покров-асов 29.6/12.7 1914 года

«Г.Е. Распутин вышел за ворота своего дома. В этот момент к нему подошла мещанка Хиония Кузьминична Гусева и низко поклонилась. Гри­горий Ефимович со словами «не надо кланяться» хотелбыло подать ей милостыню. Гусева, вос­пользовавшись этим моментом, выхватила из-под платка остро отточенный, обоюдоострый кинжал и ударила Григория Ефимовича в живот»1. Кинжал застрял на глубине около трех с половиной вершков.

3 июля 1915 года Гусева объявляется психиче­ски больной и от уголовной ответственности осво­бождается... Ее помещают в хорошую лечебницу, отличную от той, куда помещают настоящих психи­ческих больных. Сразу по отречении Царя, по лич­ному распоряжению министра юстиции Керенского 27 марта 1917 года, ее отпускают из лечебницы, где ей выдали расписку, что она «психически здорова».

«Поразительно, что в день покушения на Рас­путина в с. Покровском в Сараево сербским ма­соном Г. Принципом был убит другой противник войны, который также, как и первый, мог реально воспрепятствовать ее началу, — австрийский эрц­герцог Франц-Фердинанд. «Как показали иссле­дования Колина Уилсона, покушение на Распути­на было совершено не только в тот же день, когда был убит Франц-Фердинанд, но, пожалуй, даже в тот же час (в пересчете поясного времени)2».

1 Якобий И.П, Император Николай II и революция. Берлин. 1938. С. 2.

^ Биржевые Ведомости. 1914. 3 июля. Слова Григо­рия Распутина.

* Платонов О.А. Правда о Григории Распутине. Са-ратов. 1993. С. 54-62.

^ Бауер В., Дюмои, И., Головин С. Энциклопедия символов. М. 1995. С. 481. — В кн. Игумен Серафим

2. Покушение на Патриарха Тихона в Москве 29.6/12.7 1919 года

«Патриарх служил обедню в Храме Христа Спасителя. По окончании службы к Патриарху, по пути его с келейником, — к коляске подбежа­ла женщина и ударила в бок ножом. На Патри­архе оказались одетыми 2 рясы и подрясник. Нож запутался в рясах и выпал. При медицин­ском осмотре оказалось: на 2 сантиметра ниже 12 ребра с правой стороны под лопаткой имеется ко­сая рана длиной около 2 сантиметров»1. Женщина оказалась Хионией Кузъминичной Гусевой.

Признав Гусеву психически ненормальной, суд выносит решение о прекращении дела с после­дующим помещением в психиатрическую лечебни­цу, из которой ее вскоре выпускают, как мать, воспитавшую «сыновей-красноармейцев».

Характерно, что в обоих случаях, кинжал Гу­севой направлялся одной уверенной рукой, испол­нитель один и тот же...

Находясь почти при исходе из тела, Григорий дал Господу обет: если он останется жить, то со­вершит поклонение к мощам Святого Угодника Божия Патриарха Гермогена, почивающим в Мо­скве, в Кремле.

Так святые укрепляют в страданиях: Святи­тель Гермоген при жизни весьма чтил икону Бо­жией Матери Казанскую; молился Ей с усердием и Григорий. По сугубому небесному заступниче-

(Кузнецов). Православный Царь-Мученик. Сост. Сергей Фомин. М. 1997. С. 522.

* Губонин М. Е. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. СПб. 1994. С. 183-189.

ству Патриарха Гермогена Матерь Божия подня­ла, не в первый раз, со смертного одра Григория,

«Раз не удалось, а другой раз как [Господь] велит»1

Почему покушение на убийство состоялось в Покровском в преддверии первой мировой войны, вступив в которую, Россия вступила на путь страданий и слез?

Старец Григорий не желал для России этой войны. Он считал ее нарушением Евангельских заветов: «Воевать вообще не стоит: лишать жизни друг Друга, отнимать блага жизни, нарушать завет Христа и преждевременно убивать собственную ду­шу. Пусть забирают друг друга немцы и турки — это их несчастие и ослепление, а мы любовно и ти­хо, смотря в самих себя, выше всех станем»2.

Григорий верил, что «Царство Божие сущест­вует во всех людях, поэтому войны считал на­смешкой над Божией волей, безумием, попыткой обратить Господа против Самого Себя»3.

Во многих газетах за рубежом его называли «Апостолом мира*», пророчествующим, что пред лицеи антихриста православные славяне должны объединится под скипетром Русского Царя.

Инородцы и иноверцы, — им нужна была кровавая бойня, — боялись духовного совета

Телеграмма Григория после покушения в Царское от 6 июля 1914 года.

2 Утро России. 1914. 3 июля.

^ Платонов О.А, Жизнь за Царя. Из Духовного На­следия Г.Е, Распутина. М. 1999. С. 203.

Старца Григория Царю Николаю. Они знали, что в 1912 году, когда Россия готова была вме­шаться в Балканский конфликт, духоносный отец встал пред Русским Царем на колени и умолил Его не вступать в военные действия. Граф Витте свидетельствует: «Пришел Распутин, в пламенной речи, лишенной, конечно, красот присяжных ора­торов, но проникнутой глубокой и пламенной ис-кренностию, он доказал все гибельные результаты европейского пожара — и стрелки истории повер­нулись по-другому. Война была предотвращена»1.

Больше всего враг боится, когда возносится ко Господу «во умилении сердец» коленопреклонен­ная молитва. Она преклоняет Небеса! Поэтому и поражают немощной телесный сосуд пророка, да­бы замкнуть ему уста навсегда,

Хионня Гусева нанесла удар ножом именно тогда, когда Григорий направлялся на телеграф, чтобы сообщиться со Святым Царственным Се­мейством по поводу невступления России в войну. Убийца вонзила Старцу нож в живот, пропо­ров его снизу до самой груди. Теряя сознание, он успел перекреститься и обхватить пораненное ме­сто руками, чтобы внутренности не вывалились в дорожную пыль. (Следует заметить, что именно в эти дни у Наследника, находящегося на отдыхе в Шхерах на «Штандарте», также открывается сильнейшее кровотечение. Какой Небесный знак посылал Господь: кровоточит Старец Григо -рий — кровоточит будущее России в Лице ее Отрока — Страдальца Алексия. Поражая проро­ка Григория — поражали Наследника!) Кровь лилась сквозь пальцы, когда отца Григория на

Биржевые Ведомости. 1914. 11 июля.

руках внесли в дом. Рана оказалась почти смер­тельной, многие кишки были перерезаны, он по­терял большое количество крови. Когда прибыл доктор и приступил к первой операции, Старец, страдавший от невыносимой боли, отказался от обезболивания эфиром, но попросил тихим голо­сом вложить ему в персты крест, благослове­ние Владыки Феофана (Быстрова). Владыки, ко­торый так любил и понимал его и который со­блазнился о нем, как и многие другие. Злобный удар был нанесен Григорию от лица людей, мне­ние которых о Старце в то время Владыка Фео­фан разделял. В этом смиренном несении креста от гонителей — вершина любви и кротости Му­ченика Григория.

Это совершенная любовь, которая никогда не падает,

Именно в эти дни в келлии Григория, пока он находился в лазарете, заплакала Матерь Божия Казанская. Пребывая долгое время между небом и землей, Старец не думал о себе: он писал Цар­ственным Друзьям во утешение: «Не ужасайтесь случившемуся, полагают не умертвят, сумейте долг отдать Самому Всевышнему. Утром следова­тель меряет рану сколько глубины» (3 июля 1914 года)... «не бойтесь, я не очень испугался, раз не удалось, а другой раз как [Господь] велит» (6 июля 1914 года)...

Готовый уже оставить сей бренный мир и тем прекратить невыносимую телесную и духовную муку, Старец Григорий тщится еще пострадать, дабы быть полезным Царю и Отечеству. Он вновь молитвенно ободряет своего Царственного Друга, вразумляя Его склониться пред Промыс­лом Божиим:

«Верю, надеюсь на мирный покой, большое злодеяние затевают, не мы участники, знаю все ваши страдания, очень трудно друг друга не ви­деть, окружающие в сердце тайно воспользова­лись, могли ли помочь» (19 июля 1914 года)...

«О милый дорогой, мы к ним с любовию от­носились, а они готовили мечи и злодействова­ли на нас годами, я твердо убежден, все испытал на себе, всякое зло и коварство, получит зло­умышленник сторицей, сильна Благодать Господ­ня, под ее покровом останемся в величии» (20 июля 1914 года)...

Прежде кровавой войны, Старец отдает свою кровь и принимает страдания за Россию: «За ро­дину — благословение Божие...» (23 июля 1914 года)1.

«Первый звонок революции подан»2

С наступлением войны, силы Русской Земли были направлены на борьбу с внешним врагом. В тылу «враг окружил изнутри»: наступили дни хаоса, смятения, трусости и безволия. «Апокалип­сис нашего времени» — так это называл В.В. Розанов. Клич иноверцев, брошенный в 1905 го­ду — «Добейте гадину!» и «Граждане! Жертвуй­те на гроб Николая Второго!» — не мог быть осуществлен, пока рядом с Царской Семьей был Старец Григорий, и Россия бодрствовала. Но

развязалась война..* Молва к 1916 году уже сде­лала свое дело: клинья между Святым Царствен­ным Семейством и обществом были вбиты: трав­ля закончилась — зверь вышел из бездны.

Давно этот зверь грозил Старцу: «Я тебя вы­гоню! »

«Вы ничего не можете добиться у Госуда -ря, — кричали бесы, — если этого Распутин не захочет. Вы можете иногда сделать кое-что поми­мо его, без его ведома, но, если успеют принять меры вовремя, вы безсильны.

Государь до такой степени верит в Распутина, [...] что если бы произошло народное восстание, народ шел бы на Царское Село, посланные про­тив него войска разбежались бы или перешли на сторону восставших и все бы требовали отставки того или иного министра, а с Государем остался бы один Распутин и говорил Ему: «не бойся», то Он бы не отступил. У вас есть только два выбора: вы или должны приобрести Распутина, иметь его на своей стороне, или же его устранить, то есть, убить. Иного выхода нет»1.

Григорий готов был перенести всевозможные преследования, нежели войти в общение со зло­деями, совершающими одно преступление за дру­гим. Они это знали.

Врагам оставалось извечное средство — убить! Им нужна была именно его кровь — кровь Пророка Божия, молитвенную силу кото­рого они не могли не ощущать: «и бесы веруют

1 Тексты телеграмм по: Платонов О А. Жизнь за Царя. М. 1999. С. 531-534.

^ Реакция на убийство Григория Распутина кадета Милюкова П.Н.

* Слова убийцы Распутина Ш. Юсупова, произнесен­ные В,А, Маклакову, соучастнику и руководитею. Рос­сийский Архив. Т. 8. Соколов НА. Предварительное следствие. 1919-1920. М. 1998. С. 250.

и трепещут» (Иак. 2, 19). Один из убийц, Ф.Ф. Юсупов, откровенничал: «я занимаюсь ок­культизмом давно и могу вас уверить, что такие люди, как Распутин, с такой магнетической1 си­лой, являются раз в несколько столетий, [,..] ни­кто Распутина не может заменить; поэтому устра­нение Распутина будет иметь для революции хо­рошие результаты»2.

Вот взгляд одного из историков на произошед­шее убийство: «произошло событие, хотя и совер­шенно неожиданное для общественного мнения, но входящее также в план заговорщиков. В ночь на 17 декабря в Юсуповском дворце был убит Распутин, [..,] за всю историю России едва ли было совершено более подлое и трусливое престу­пление. Убийцы, мнящие себя мстителями, могли открыто поразить своего врага пулей и смело по­нести за это ответственность; они могли охотиться за ним, как террористы охотились за министрами и губернаторами; они могли объявить ему войну, как революция Царскому режиму. Но они этого не сделали. Распутин был заманен во дворец кня­зя Юсупова и ему было поднесено отравленное угощение. Когда яд не подействовал, то заговор­щики стреляли в беззащитного своего гостя, в ис­ступлении били его кастетом и живого бросили в прорубь реки. Совершив свое черное дело, они не только не имели мужества в нем признаться, но дали своему Монарху честное слово, что в пре~

1 Молитва Старца Григория, облагодатствованная Гос­подом, не могла быть рассеяна никакими оккулътно-магне­тическими силами.

^ Российский Архив. Т. 8. Соколов Н.А, Предвари­тельное следствие. 1919-1922. М. 1998. С. 251.

ступлении этом они не повинны. Честное слово убийц!..

Но за этими преступниками стояла другая во­ля; кто именно являлся вдохновителем убийц, ве­роятно, никогда точно не будет известно. Главны­ми исполнителями были князь Ф.Ш. Юсупов, де­путат В. М. Пуришкевич и доктор санитарного отряда Пуришкевича Лазоверт, а другой депутат В.А. Маклаков снабдил убийц цианистым калием и кастетом и в день убийства уехал в Москву, чтобы обезпечить себе аНЫ. В числе участников был и Великий Князь Дмитрий Павлович [Ро­манов].

Удар был хорошо рассчитан; послать рядового террориста для убийства Распутина было, конеч­но, делом не трудным, но и мало эффективным, но толкнуть на преступление «народного предста­вителя» и родственника Царской Семьи являлось поистине мастерским ходом: учитывая безнаказан­ность убийц, заговорщики устроили всенародную демонстрацию открытого бунта высших классов и безпомощности Правительства.

Если речь Милюкова была первым ударом в набатный колокол революции, то выстрел кн. Юсупова был вторым ударом в этот колокол. Третий и последний удар должен был прозву­чать во Пскове, как сигнал черным силам на растерзание несчастной, кровью истекающей России.

В течение того же месяца Императрица с До­черьми посетила Новгород. После обхода ране­ных в лазаретах Государыня поехала помолиться в Десятинный монастырь. В одной из келлий, по­крытая веригами, лежала почитаемая старица Ма­рия Михайловна. Когда Императрица вошла в

келлию, старица, простирая к Ней иссохшие руки, воскликнула слабым голосом: «Вот идет Мучени­ца Царица Александра», и благословила Ее. «А ты, красавица, не страшись тяжелого креста», — повторила она несколько раз. Через несколько дней после этого старицы не стало.

Этот 1916 год заходил, казалось, в каком-то кровавом зареве. Кровь в окопах, кровь в Юсу-повском дворце, болезнь Цесаревича. Тревожные предчувствия, зловещие предзнаменования ползут, как черные тучи по этому огненному небу. Изме­на против Царя, против России, против победы, против союзников, назревающая революция, а там, в отдалении, тень большевизма»1.

Родная Сестра Государя Великая Княгиня Ольга Александровна Романова

Наиболее близкая из всех Романовых к Цар­ской Семье, искренно любящая своего Брата, Ольга Александровна была потрясена именно тем, что в заговоре участвовал член Император­ского Дома — Великий Князь Дмитрий Павло­вич, единственный сын Великого Князя Павла, сына Императора Александра II; и Феликс Юсу­пов, женатый на Княгине Ирине, дочери Велико­го Князя Александра Михайловича и Великой Княгини Ксении Александровны: «В убийстве Распутина не было ничего героического. Вспом­ните, что сказал о нем Троцкий: «Око было со­вершено по сценарию, предназначенному для

* Якобий И.П, Император Николай II и революция. Берлин, 1938. С. 101-103.

людей с дурным вкусом». А ведь вряд ли можно назвать Троцкого защитником Монархии. Пола­гаю, на этот раз коммунисты были недостаточно суровы в своих суждениях. Это было заранее об­думанным и донельзя подлым убийством. Вспом­ните два имени, какие и по сей день связывают с этим злодеянием. Один был Великий Князь, внук Царя-Освободителя, второй — потомок знамени­того рода, жена которого приходилась дочерью другому Великому Князю. Это ли не свидетельст­во того, как низко мы пали!

Не скрывая своего отвращения, Ольга Алек­сандровна добавила: «Чего они надеялись добить­ся? Неужели они действительно полагали, что убийство Распутина улучшит наше положение на фронте, положит конец безобразной работе транс­порта и, как результат, нехватки снабжения? Не поверю этому ни на секунду. Убийство было обставлено таким образом, чтобы превратить Распутина в исчадие ада, а его убийц — в ге­роев из волшебной сказки. Мерзкое это убий­ство было величайшим преступлением по отно­шению к тому единственному человеку, которо­му они присягали верно служить, — я имею в виду Ники [Царя Николая]. Участие в злодея­нии двух членов нашего семейства лишь свиде­тельствовало об ужасающем падении нравов в высших кругах общества, [того самого «высше­го общества», которое не поняло человека Бо-жия Григория]. Более того. Оно вызывало воз­мущение среди крестьян. Распутин был их со­братом. Они испытывали гордость, слыша, что он друг Царицы. Узнав о том, что его убили, они начали говорить: «ну вот, стоит кому-то одному из нас приблизиться к Царю и Царице,


Батюшка Иоанн Кронштадтский предрекает мученическую кончину Григория Нового - student2.ru

как тут же князья да графья убивают его из за­висти. Вот кто вечно стоит между Царем и нами, мужиками»1.

«Все эти Пуришкевичи беса тешат, бесу служат»...2

Григорий, истинная набожность которого со де­лала его проводником воли Божией, ясно и опре­деленно говорил, что и кто движет этими пред­ставителями «высшего общества», под влиянием которых он, якобы, «пал»...

Мученик Григорий действительно пал от рук убийц «высшего общества», и это явилось, на са­мом деле, для России «великой духовной катаст­рофой». Старец говорил: «Вся политика вредна, вредна политика... Все эти Пуришкевичи, Дубро­вины беса тешат, бесу служат... Служи народу... А прочее — от лукавого, понимаешь, от лука­вого»5.

У Григория было много врагов. «Его часто бранили в газетах, — вспоминает дочь Матре­на. — Мы [близкие] иногда говорили ему, поче­му он при его влиянии не заставит их замолчать. Он всегда отвечал: «Я знаю

Наши рекомендации