О месте Ангела и души и о неопи- суемом

Ангел же, хотя телесным образом не за- ключается в месте, так чтобы имел форму и принимал вид, однако о нем говорится, что он находится в месте, вследствие того, что он присутствует духовно и действует сообразно с его природою, и не находится в другом месте, но там мысленно ограни- чивается, где и действует. Ибо он не может в одно и то же время действовать в раз- личных местах. Ибо одному только Богу свойственно в одно и то же время повсюду действовать. Ибо Ангел действует в раз- личных местах вследствие быстроты, при- сущей его природе, и вследствие того, что легко, то есть скоро переходит [с одного места на другое]; а Божество, будучи везде и выше всего, в одно и то же время раз- личным образом действует единым и про- стым действием.

Душа же соединена с телом – вся со всем, а не часть с частью; и она не объем- лется им, но объемлет его, подобно тому как огонь – железо; и, находясь в нем, со- вершает свойственные ей действия.

Описуемо то, что обнимается местом, или временем, или пониманием; неопи- суемо же то, что не обнимается ничем из этого. Следовательно, одно только Боже- ство неописуемо, так как Оно безначально и бесконечно, и все объемлет и никаким пониманием не объемлется. Ибо только одно Оно непостижимо и неограниченно, никем не познается, но только Само со- зерцает Себя Самого. Ангел же ограничи- вается и временем, ибо он начал свое бы-

тие, и местом, хотя и в духовном смысле, как мы раньше сказали, и постижимо- стью. Ибо они некоторым образом знают и природу друг друга, и совершенно огра- ничиваются Творцом. А тела ограничива- ются и началом, и концом, и телесным ме- стом, и постижимостью.

Свод [сказанного] о Боге: и Отце, и Сыне, и Святом Духе.

И о Слове и Духе

Итак, Божество совершенно непрелож- но и неизменяемо. Ибо все, что не в нашей власти, Оно предопределило вследствие Своего предведения, каждую в отдельно- сти вещь соответственно свойственному ей и приличествующему времени и месту. И поэтому Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22). Ибо судил, без сомнения, Отец, также и Сын, как Бог, также и Дух Святой; но Сын Сам телесным образом, как человек, сойдет и сядет на престоле славы (Мф. 25, 31), ибо схождение и седение свойственны ограниченному те- лу, и будет судити вселенней в правде (Де- ян. 17, 31).

Все – далеко от Бога не по месту, но по природе. В нас: благоразумие, и мудрость, и решение являются и исчезают, как свой- ства; но не в Боге, ибо в Нем ничто не воз- никает и не убывает, потому что Он неиз- меняем и непреложен, и в отношении к Нему не должно говорить о случайности. Ибо благо Бог имеет сопутствующим Его существу. Кто всегда устремляет свое же- лание к Богу, тот видит Его, ибо Бог есть во всем, потому что то, что существует, за- висит от Сущего; и не может существовать что-либо, если оно не имеет своего бытия в Сущем; потому что Бог, как содержащий природу, соединен со всеми вещами; а со святою Своею плотью Бог Слово соединен ипостасно, и с нашей природой сблизился неслиянно.

Никто, кроме Сына и Духа, не видит

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru Отца (см. Ин. 6, 46).

Сын – воля, и мудрость, и сила Отца. Ибо в отношении к Богу не должно гово- рить о качестве, для того чтобы нам не ска- зать, что Он – сложен из сущности и каче- ства.

Сын – от Отца, и все, что Он имеет, имеет от Него; поэтому, Он и не может о Себе творити ничесоже (Ин. 5, 30). Ибо Он не имеет деятельности, особенной по сравнению с Отцом.

А что Бог, по природе будучи невиди- мым, делается видимым через Свои дейст- вия, мы знаем из устройства мира и управления (см. Прем. 13, 5 и далее).

Сын – образ Отца и Сына образ – Дух, через Которого Христос, вселяясь в чело- веке, дает ему то, что есть соответственно образу [Божию].

Бог Дух Святой – средний между Не- рожденным и Рожденным и соприкасает- ся с Отцом через Сына. Он называется Ду- хом Бога, Духом Христа, Умом Христа, Духом Господа, Самим Господом, Духом сыноположения, истины, свободы, мудрости (ибо Он есть производящий все это); все наполняющим Своим существом, все со- держащим; делающим Своим существом мир полным; невместимым для мира по Своему могуществу.

Бог есть вечная Сущность и неизменная, Которая есть Творец сущего и Которой поклоняется благочестивый ум. Бог и Отец, всегда сущий, нерожденный, как ни от кого не родившийся, но родивший рав- новечного Сына; Бог есть и Сын, всегда сущий вместе с Отцом, рожденный от Не- го безлетно и вечно, и вне истечения, и бесстрастно, и неразлучно. Бог есть также и Дух Святой, Сила освятительная, ипо- стасная, от Отца исходящая неразлучно и в Сыне почивающая, единосущная с От- цом и Сыном.

Слово – такое, Которое самостоятельно всегда пребывает вместе с Отцом. Слово, в

свою очередь, есть и естественное движе- ние ума, согласно с которым он движется, и мыслит, и рассуждает; оно есть как бы свет его и сияние. С своей стороны, бывает слово внутреннее, произносимое в сердце. И опять: слово произносимое есть вестник мысли. Итак, Бог Слово есть и самостоя- тельно, и ипостасно; остальные же три слова суть силы души, которые не созер- цаются в их собственной ипостаси: первое из них есть естественное порождение ума, естественным образом всегда из него из- ливающееся; второе же называется внут- ренним, а третье – произносимым.

Дух понимается многоразличным обра- зом. [Ибо этим именем называется и] Свя- той Дух. Называются же духами и силы Духа Святого. Дух также и добрый Ангел; дух – и демон; дух – и душа; иногда же на- зывается духом и ум; дух – и ветер; дух – и воздух.

ГЛАВА XIV

Свойства Божественной природы

[Бог – Существо] несозданное, безна- чальное, бессмертное и беспредельное, и вечное, невещественное, благое, обладаю- щее творческою силою, праведное, осве- щающее, неизменное, бесстрастное, не- описуемое, необъемлемое, неограничен- ное, неопределяемое, невидимое, недос- тупное для ума, [ни в чем] не нуждающее- ся, самодержавное и независимое, все- держительное, жизнеподательное, все- сильное, бесконечно могущественное, ос- вящающее и подающее, обнимающее и содержащее все вместе и обо всем про- мышляющее. Все это и подобное Божест- венная природа имеет по естеству, не по- лучив ниоткуда, но сама раздавая всякое благо своим собственным творениям, со- ответственно силе, в какой каждое в от- дельности может принимать.

Есть и пребывание, и нахождение Ипо- стасей – Одной в Другой; ибо Они нераз-

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru лучны и неудалимы Одна от Другой, имея взаимное проникновение неслиянным; не так, чтобы Они смешивались или слива- лись, но так, что Они тесно соединяются между Собою; ибо Сын находится в Отце и Духе; и Дух – в Отце и Сыне; и Отец – в Сыне и Духе, хотя не происходит никакого уничтожения [отдельных Лиц], или сме- шения, или слияния. Есть и единство, и тождество движения, ибо одно – устрем- ление и одно – движение трех Ипостасей, чего именно усмотреть в созданной при- роде невозможно.

[Сюда присоединяется и то,] что Боже- ственное блистание и деятельность, кото- рая есть одна и проста, и неделима и ко- торая благовидно разнообразится в том, что – делимо, и всему раздает то, что со- ставляет собственную [каждой вещи] при- роду, – остается простою, конечно, увели- чиваясь в делимых вещах неделимо и де- лимое сводя и обращая к простоте ее са- мой. Ибо все стремится к ней и в ней име- ет свое бытие. И она всем вещам подает бытие, сообразно с природою [каждой] из них; и она есть бытие того, что существует, и жизнь того, что живет, и разум того, что

– разумно, и ум того, что – умно, сама бу- дучи выше ума, и выше разума, и выше жизни, и выше сущности.

Еще же [должно присоединить] и то, что Божественная природа через все про- никает, не смешиваясь [с этим], а через нее самое – ничто. Еще и то, что простым ве- дением она узнает все. И Божественным, и всесозерцающим, и невещественным сво- им оком просто видит вся, как настоящее, так и прошедшее, также и будущее прежде бытия их (Дан. 13, 42); она – непогрешима, и прощает грехи, и спасает; [должно при- соединить] также и то, что хотя она может все, что хочет, однако не желает того, сколь великое может. Ибо она может по- губить мир, но не хочет.

КНИГА ВТОРАЯ

ГЛАВА I (15)

О веке

Сам сотворил века – бывший прежде веков, к Которому божественный Давид говорит: от века и до века Ты еси (Пс. 89, 2). И божественный апостол: Имже и веки со- твори (Евр. 1, 2).

Однако же, должно знать, что имя века

– многозначаще; ибо оно обозначает весь- ма много. Ибо называется веком и жизнь каждого из людей. Опять веком называет- ся и время тысячи лет. Опять называется веком вся настоящая жизнь, веком – также и будущая, бесконечная после воскресе- ния (Мф. 12, 32; Лк. 20, 34). Веком опять называется не время и не какая-либо часть времени, измеряемая движением и бегом солнца, то есть составляемая днями и но- чами, но как бы некоторое временное движение и расстояние, которое тянется подле и вместе с тем, что – вечно. Ибо что именно есть время для того, что находится в зависимости от времени, этим для веч- ного служит век.

Итак, говорят о семи веках этого мира, то есть: от сотворения неба и земли до общего как конца [бытия] людей, так и воскресения. Ибо есть, с одной стороны, частный конец, смерть каждого; с другой стороны, есть и общий, и совершенный конец, когда будет общее воскресение лю- дей. Восьмой же век – будущий век.

Прежде же устроения мира, когда не было солнца, разделяющего день от ночи, не было и века, который можно было из- мерять, но было как бы некоторое времен- ное движение и расстояние, которое тяну- лось подле и вместе с тем, что вечно; и в этом, конечно, смысле один век, поскольку и Бог называется вечным, но Он называет- ся и предвечным, ибо Он сотворил и са- мый век; потому что Бог, один только бу-

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru дучи безначальным, Сам есть Творец все- го, как веков, так и всего сущего. Ясно же, что, сказав о Боге, разумею Отца и Едино- родного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, и Всесвятого Духа Его, единого Бо- га нашего.

Говорят же и о веках веков, поскольку и семь веков настоящего мира обнимают много веков, то есть человеческих жизней, и о веке одном, который вмещает в себе все века; и веком века называется нынеш- ний век и будущий; вечная же жизнь и вечное наказание показывают бесконеч- ность будущего века. Ибо и время после воскресения не будет исчисляться днями и ночами. Напротив того, будет один неве- черний день, так как Солнце правды будет светло сиять праведным; для грешников же будет глубокая и бесконечная ночь. Поэтому каким образом [тогда] будет ис- числяться тысячелетнее время оригенов- ского1восстановления? Итак, Бог, Кото- рый и все без изъятия сотворил, и сущест- вует прежде веков, есть один Творец всех веков.

ГЛАВА II (16)

О творении

Как только Благий и Преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Са- мого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и бы- ло причастно Его благости, Он приводит из не сущего в бытие и творит все без изъ- ятия, как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завер- шаемая Духом, становится делом.

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru

1 Об Оригене см. Приложение IV.

ГЛАВА III (17)

Об Ангелах

Сам Он – Создатель и Творец Ангелов, приведший их в бытие из не сущего, соз- давший их по образу Своему бестелесною природою, как бы некоторым духом и не- вещественным огнем, как говорит божест- венный Давид: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4), – описывая их легкость, и пламенение, и пылкость, и весьма большую проница- тельность, и стремительность, с какою они и желают Бога, и служат Ему, и направле- ние вверх, и свободу от всякого веществен- ного помышления.

Итак, Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Соз- датель. Бестелесною же она называется, также и невещественною по сравнению с нами, ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним [ни с чем], оказывается и грубым, и веществен- ным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно.

Итак, Ангел есть природа разумная, и одаренная умом, и обладающая свобод- ною волею, изменчивая по желанию, то есть добровольно изменчивая. Ибо все, что создано, и изменчиво; неизменно же одно только то, что несотворенно. И все разум- ное одарено свободною волею. Итак, Ан- гел, как природа, одаренная разумом и умная, обладает свободною волею; а как созданная, изменчива, имея власть и оста- ваться, и преуспевать в добре, и изменять- ся в худшую сторону.

Он не способен к раскаянию, потому что бестелесен. Ибо человек получил рас- каяние по причине немощи тела.

Он бессмертен не по природе, но по благодати, ибо все то, что началось, также

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru и оканчивается по причине своей приро- ды. Но один только Бог есть вечно Сущий, вернее же: Он даже выше, чем вечность. Ибо Творец времен не находится в зави- симости от времени, но Он – выше време- ни.

Ангелы – вторые, постигаемые только умом, светы, имеющие свет от первого и безначального Света; не имеющие нужды в языке и слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу собствен- ные мысли и решения.

Далее, все Ангелы сотворены через Сло- во и достигли полноты при содействии Святого Духа через освящение, соответст- венно своему достоинству и чину, имея участие в свете и благодати.

Они описуемы, ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и, посылаемые Богом на землю, они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами, и две- рями, и дверными запорами, и печатями, ибо они – неограничены. Неограниченны- ми же называю потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожела- ет, чтобы они являлись, не таковыми, ка- ковы они суть1, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотря- щие. Ибо по природе и в собственном смысле неограничено одно только то, что не создано. Ибо всякое создание ограни- чивается создавшим его Богом.

Освящение они имеют от иного, чем от своего существа: от Духа; пророчествуют они при содействии Божественной благо- дати; не имеют нужды в браке, так как они не суть смертны.2

А так как они – умы, то находятся и в местах, постигаемых только умом, не те- лесным образом будучи описуемы, ибо что касается их природы, то они не при- нимают вида так, как тела, и не имеют

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru

1 Буквально: не как (или не поколику) они суть.

2 Буквально: извне существа: от Духа имея освяще- ние.., пророчествуя.., не нуждаясь.

троякого измерения3, но тем, что духовно присутствуют и действуют, где бы ни было им приказано, и не могут в одно и то же время находиться здесь и там и действо- вать.

Равны ли они по существу, или разли- чаются друг от друга, не знаем. Знает же один только сотворивший их Бог, Кото- рый знает все. Различаются же они друг от друга светом и положением; или соответ- ственно свету имеют положение, или со- ответственно положению участвуют в све- те; и освещают друг друга по причине превосходства чина или природы. Но яс- но, что те Ангелы, которые стоят выше, сообщают стоящим ниже и свет, и знание. Они сильны и готовы к исполнению Божественной воли, и вследствие быстро- ты, присущей их природе, тотчас повсюду оказываются, где бы ни повелело Божест- венное мановение; и оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Твор- цом; и распоряжаются нашими делами, и помогают нам. Вообще же и по Божест- венной воле, и по Божественному повеле- нию они – выше нас и всегда находятся

около Бога.

Они трудно склоняемы ко злу, хотя не непоколебимы; но теперь даже и непоко- лебимы, не по природе, а по благодати и привязанности к одному только благу.

Они видят Бога, насколько для них воз- можно, и имеют это пищею.4

Будучи выше нас, как бестелесные и сво- бодные от всякой телесной страсти, они, однако, не бесстрастны, ибо бесстрастно одно только Божество.

Преображаются же они, во что бы только ни повелел Господь Бог, и таким образом являются людям, и открывают им Божественные тайны.

Они пребывают на небе и имеют одно

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru

3 Буквально: неразделены трояким образом.

4 Буквально: и имеют эту пищу.

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru занятие: воспевать хвалы Богу и служить Божественной Его воле.

А как говорит святейший и священ- нейший, и превосходнейший в богосло- вии Дионисий Ареопагит1, все богословие, то есть Божественное Писание, назвало де- вять небесных сущностей; божественный священнонаставник разграничивает их на три тройственных класса. И он говорит, что первый класс – тот, который всегда на- ходится около Бога и которому позволено быть соединенным с Ним ближайшим об- разом и непосредственно: класс шесто- крылых Серафимов, многоочитых Херуви- мов и святейших Престолов. Второй же: класс Господств, Сил и Властей; а третий и последний: класс Начал, Архангелов и Ан- гелов.

Некоторые, конечно, говорят, что Анге- лы произошли прежде всякой твари; по- добно тому как говорит Григорий Бого- слов: «Прежде всего Он вымышляет ан- гельские и небесные силы, и мысль эта стала делом». Другие же говорят, что они произошли после возникновения первого неба. А что они произошли прежде обра- зования человека – все согласны. Я же со- глашаюсь с Богословом. Ибо надлежало, чтобы прежде всего была создана пости- гаемая только умом сущность, и при таких обстоятельствах – сущность, восприни- маемая чувством, и тогда этот самый че- ловек, состоящий из той и другой.

Те же, которые говорят, что Ангелы – творцы какой бы то ни было сущности, эти суть уста отца их – диавола. Ибо, бу- дучи творениями, Ангелы не суть творцы. Создатель же всего и Промыслитель, и Сохранитель есть Бог, Который один только – несотворенный, воспеваемый и прославляемый в Отце и Сыне и Святом Духе.

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru

1 О Дионисие Ареопагите см. Приложение IV.

ГЛАВА IV (18)

О диаволе и демонах

Из этих ангельских сил тот ангел, ко- торый стоял во главе земного чина и кото- рому со стороны Бога была вверена охрана земли, не родившись злым по природе, но быв добрым, и произойдя для благой це- ли, и совершенно не получив в себя самого со стороны Творца и следа порочности, – не перенесши как света, так и чести, кото- рую ему даровал Творец, по самовластно- му произволению изменился из того – что согласно с природою, в то – что против природы, и возгордился против сотво- рившего Его Бога, восхотев воспротивить- ся Ему; и первый, пав от блага, очутился во зле. Ибо зло и не есть [что-либо] другое, кроме лишения блага, подобно тому как и тьма – лишение света; ибо благо есть свет духовный; равным образом и зло есть тьма духовная. Итак, свет, созданный Творцом и происшедший хорошим, ибо виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело (Быт. 1, 31), по самовластному желанию сделался тьмою. Но вместе было увлечено, и после- довало за ним, и вместе пало бесконечное множество стоявших под его властью Ан- гелов. Итак, будучи одной и той же при- роды с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив расположение сердца от блага ко злу.

Далее, они не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому-либо, если не полу- чают позволения от Бога для осуществле- ния целей Его домостроительства, подоб- но тому как [случилось] с Иовом (см. Иов. 1, 12), и таким образом, как написано в Евангелии о свиньях (см. Мк. 5, 13). При позволении же со стороны Бога они и имеют силу, и изменяются, и преобража- ются в тот вид, в какой хотят сообразно со своим воображением.

И будущего, конечно, не знают ни Ан- гелы Божии, ни демоны; однако они пред- сказывают: Ангелы, когда Бог открывает

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru им и повелевает предсказывать; почему то, что они говорят, сбывается. Предсказыва- ют же и демоны: иногда, потому что видят то, что происходит вдали, иногда же по- тому, что догадываются; почему они часто и лгут, и им1не должно верить, даже если они много раз и говорят истину таким способом, о каком мы сказали. Знают же они и Писания.

Итак, всякий порок придуман ими, также и нечистые страсти; и хотя им по- зволено нападать на человека, но посту- пать насильственно с кем-либо они не имеют власти, ибо от нас зависит выдер- жать нападение и не выдержать; посему диаволу и его демонам, также и последо- вателям его уготован огонь неугасимый и наказание вечное (см. Мф. 25, 41).

Должно же знать, что чем именно слу- жит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти.

ГЛАВА V(19)

О видимом творении

Сам Бог наш, прославляемый в Троице и Единице, сотворил небо и землю, и вся яже в них (Пс. 145, 6), приведя из не сущего в бытие все без изъятия: одно – из вещест- ва, которого прежде не существовало, как, например, небо, землю, воздух, огонь, во- ду; другое же – из этих, происшедших от него [(вещества) элементов], как, напри- мер, животных, растения, семена. Ибо это по повелению Творца произошло из зем- ли, и воды, и воздуха, и огня.

ГЛАВА VI (20)

О небе

Небо есть то, что облекает как видимые, так и невидимые творения. Ибо внутри

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru

1 Буквально: которым.

него заключаются и ограничиваются и по- стигаемые только умом силы Ангелов, и все то, что подлежит чувствам. Неописуе- мо же одно только Божество, Которое все наполняет, и все обнимает, и все ограни- чивает, так как Оно выше всего и все со- творило.

Посему – так как Писание говорит о небе и небе небесе (Пс. 113, 24), и небесах небес (Пс. 148, 4), и блаженный Павел повеству- ет, что он был восхищен до третьего небесе (2 Кор. 12, 2), – мы говорим, что под создани- ем неба при сотворении всего мира мы понимаем то небо, которое внешние2муд- рецы, присвоив себе положения Моисее- вы, называют беззвездным шаром. А сверх того, небом назвал Бог и твердь (Быт. 1, 8) и повелел ему3быть посреде воды, приказав ему разлучать между водою, яже бе над твер- дью, и между водою, яже бе под твердью (Быт. 1, 6-7). Божественный Василий, наставлен- ный Божественным Писанием, говорит, что естество этого [т.е. неба] – тонко, как дым (см. Ис. 40, 22). Другие же говорят, что оно имеет вид воды, потому что оно было помещено посреде вод; иные говорят, [что оно состоит] из четырех стихий; иные говорят, что оно – пятое тело и различное в сравнении с теми четырьмя.

Некоторые, конечно, думали, что небо заключает все в круге, и что оно – шарооб- разно, и что оно отовсюду – самая высшая часть [мира]; а что самый центр объемле- мого им места – более низкая часть [мира]; и что легкие и подвижные из тел получи- ли в удел от Творца горнее положение; а что тяжелые и несущиеся вниз – более низкую область, которая есть средняя. Бо- лее легкая и более несущаяся вверх стихия есть, конечно, огонь, который именно по- этому и был помещен, – говорят они, – прямо после неба; и его они называют эфиром, более низкое за которым – воз-

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru

2 То есть нехристианские.

3 Буквально: которому, то есть, небу; у нас: и ему.

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru дух. Земля же и вода, как более тяжелые и более несущиеся вниз, говорят они, висят в самой средней части, так что земля и во- да находятся внизу – насупротив, однако, вода – легче земли, от чего она – удобопо- движнее этой; сверху же отовсюду, как по- крывало, находится кругом воздух, и око- ло воздуха отовсюду – эфир; извне же всего кругом – небо.

С другой стороны, говорят, что небо движется кругообразно и крепко связыва- ет то, что находится внутри, и таким обра- зом это [последнее] остается твердым и неколеблющимся.

Сверх того, говорят, что есть семь поя- сов неба: один – выше другого. И расска- зывают, что оно – тончайшей природы, как дым, и что в каждом поясе находится одна из планет. Ибо утверждали, что есть семь планет: Солнце, Луна, Юпитер1, Меркурий2, Марс3, Венера4и Сатурн5. Ве- нерою, с другой стороны, называют то Ут- реннюю звезду, то Вечернюю, которые яв- ляются [на небе]. А планетами назвали те [семь звезд] потому именно, что они со- вершают свое движение противополож- ным образом, чем небо; ибо в то время как небо и прочие звезды движутся с востока на запад, эти одни только имеют движе- ние от запада на восток. И это мы узнáем по Луне, которая в продолжении вечера несколько отступает [к востоку].

Посему те, которые сказали, что небо – шарообразно, говорят, что оно одинаково удалено и отстоит от земли как сверху, так и с боков, также и снизу. Говорю же: «сни- зу» и «с боков», насколько дело идет о су- ждении нашего чувства; так как, согласно с понятием последовательности, небо ото-

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru

1 Греческое название – Зевс.

2 Греческое название – Гермес.

3 Греческое название – Арес или Арей.

4 Греческое название – Афродита.

5 Греческое название – Кронос. В переводе мы упот-

ребили латинские названия планет потому, что послед- ние общеупотребительны в данном случае, и к ним все привыкли.

всюду занимает верхнее место и земля – нижнее. И говорят, что небо шарообразно окружает землю и быстрейшим своим движением носит кругом вместе [с собою] и солнце, и луну, и звезды; и когда солнце находится над землею, то здесь бывает день, когда же – под землею, ночь. Когда же солнце спускается под землю, то здесь бывает ночь, а там день.

Другие же вообразили себе, что небо – полушарие, на основании того, что богогла- голивый Давид говорит: простираяй небо яко кожу (Пс. 103, 2), что именно обозначает палатку; и блаженный Исаия: поставивый небо яко камару (Ис. 40, 22). Также и пото- му, что как солнце, так и луна, так и звез- ды, заходя, обходят землю от запада к се- веру и таким образом опять приходят на восток. Однако этим ли образом, или тем [это бывает, но] все без исключения и произошло, и утвердилось по Божествен- ному повелению, и непоколебимым осно- ванием имеет как Божественную волю, так и Божественное намерение. Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет (Пс. 148, 5-6).

Небо небесе, без сомнения, есть первое небо, находящееся поверх тверди. Вот [уже] – два неба; ибо небом назвал Бог также и твердь (Быт. 1, 8). Божественному Писанию обычно также называть небом и воздух, потому что он – видим вверху. Ибо, говорит оно, благословите, все птицы небесные (Дан. 3, 80), разумея птиц воздуха. Ибо воздух – дорога птиц, а не небо. Вот три неба, о которых говорил божествен- ный апостол (2 Кор. 12, 2). Если же поже- лаешь и семь поясов понять, как семь не- бес, то это нисколько не оскорбляет слова истины. Обычно же и еврейскому языку называть небо множественно: небесами. Поэтому, желая сказать о небе неба, он сказал о небесах небес, что именно означает небо неба (Пс. 148, 4), находящееся поверх

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru тверди, а также и вóды, находящиеся по- верх небес [то есть] или воздуха и тверди, или семи поясов тверди, или тверди, по обычаю, свойственному еврейскому языку, называемой множественно: небесами.

Конечно, все, что существует по причи- не рождения, подлежит уничтожению, сообразно с последовательностью, при- надлежащею природе; также – и небеса, но благодатью Божиею они и содержатся, и сохраняются. Одно же только Божество по Своей природе и безначально, и беско- нечно; поэтому и сказано: та погибнут, Ты же пребываеши (Пс. 101, 27); однако небеса будут уничтожены не до конца, ибо вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и из- менятся (Пс. 101, 27)1, и будет небо ново и земля нова (Откр. 21, 1).

Но небо значительною мерою больше земли. Однако не должно разыскивать сущности неба, так как мы не можем ее узнать.

Никто же да не думает, что небеса или светила – одушевленны, ибо они – без- душны и бесчувственны. Поэтому, если Божественное Писание и говорит: да возве- селятся небеса, и радуется земля (Пс. 95, 11)2, то оно призывает к веселию находящихся на небе Ангелов и находящихся на земле людей, ибо Писание умеет олицетворять и о том, что – бездушно, говорить как об одушевленном, каково, например, изрече- ние3: море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 3). И [другое]: что ти есть, море, яко побегло еси; и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять (Пс. 113, 5)? Также и горы, и холмы спрашиваются о причинах взыграния (Пс. 113, 4), подобно тому как и мы имеем обыкновение говорить: собрался город, желая указывать не здания, но жите- лей города. И [еще изречение]: небеса пове-

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru

1 У преподобного Иоанна Дамаскина нет слова: вся. Вместо: яко, одежду свиеши я у преподобного букваль- но читаем: как одежда, они свернутся.

2 Буквально: да веселятся.

3 Буквально: подобно тому как это.

дают славу Божию (Пс. 18, 1)4, не тем, что издают звук, слышимый чувственными ушами, но тем, что своею собственною ве- личиною показывают нам могущество Творца; замечая их5красоту, мы прослав- ляем Творца, как прекрасного Художника.

ГЛАВА VII (21)

О свете, огне, светилах, как солнце, так луне, так и звездах

Огонь есть одна из четырех стихий, и легкая, и более остальных несущаяся вверх, и жгучая вместе, и освещающая, созданная Творцом в первый день. Ибо Божественное Писание говорит: и рече Бог: да будет свет. И бысть свет (Быт. 1, 3)6. Как некоторые говорят, огонь не есть [что- либо] другое, кроме света. Другие же ут- верждают, что этот мировой огонь, кото- рый они называют эфиром, находится выше воздуха. Итак, в начале, то есть в пер- вый день, Бог сотворил свет – убранство и украшение всей видимой твари. Ибо от- ними свет, и все останется во тьме нерас- познаваемым, не могущим показать своего собственного благолепия. И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь (Быт. 1, 5). Тьма же есть не сущность какая-либо, но случайность, ибо она – лишение света, по- тому что воздух не имеет в своей сущности света. Итак, Бог назвал тьмою самое отъя- тие у воздуха света; и тьма не есть сущ- ность воздуха, но лишение света, что именно скорее указывает на случайность, нежели на сущность. И не ночь была на- звана первою, а день, так что день – пер- вый, а ночь – последняя. Таким образом, ночь следует за днем; и от начала дня до начала другого дня – одни сутки; ибо Пи- сание говорит7: и бысть вечер, и бысть ут- ро, день един (Быт. 1, 5).

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru

4 Буквально: повествуют (слав, поведают) о.

5 Буквально: которых (у нас: их).

6 Буквально: да будет рожден (слав. да будет).

7 Буквально: говорило.

О месте Ангела и души и о неопи- суемом - student2.ru В три [первых] дня и день, и ночь про- изошли, конечно, вследствие того, что свет, по Божественному повелению, рас- пространялся и сокращался. В четвертый же день Бог сотворил светило великое, то есть солнце, в начала и власть дне (Быт. 1, 16), ибо при посредстве его происходит день, так как день бывает в то время, когда солнце находится над землею; и мерою дня служит бег солнца над землей от вос- хода его до захождения. [В этот же день Бог сотворил] и светило меньшее, то есть луну и звезды, в начала и власть нощи, для того чтобы освещать ее. Ночь же бывает в то время, когда солнце находится под зем- лею; и мерою ночи служит бег солнца под землею от захождения его до восхода. Итак, луна и звезды поставлены для того, чтобы освещать ночь (Быт. 1, 14-18), не по- тому, что днем они всегда находятся под землею, ибо и в течение дня звезды нахо- дятся на небе – над землею, но солнце, своим очень ясным сиянием скрывая их вместе и луну, не позволяет им быть ви- димыми.

В эти светила Творец вложил первосоз- данный свет, не потому, что Он имел не- достаток в ином свете, но для того, чтобы тот свет не оставался праздным. Ибо све- тило есть не самый свет, но вместилище света.

Семь из этих светил, говорят, суть пла- неты; и рассказывают, что они имеют движение, противоположное [движению] неба; поэтому и назвали их планетами; ибо небо, говорят, движется от востока к западу, планеты же – от запада к востоку; однако небо своим движением, как более быстрым, вместе с собою носит кругом и семь планет. Имена же семи планет: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпи- тер, Сатурн. Сверх того, говорят, что в ка- ждом поясе неба находится одна из семи планет.

В первом, то есть более верхнем, на- ходится Сатурн

Во втором же – Юпитер В третьем же – Марс

А в четвертом – Солнце В пятом же – Венера

В шестом же – Меркурий

А в седьмом и низшем – Луна

Бег же они совершают непрестанный, какой назначил им Творец и как основал их, подобно тому как говорит божествен- ный Давид: луну и звезды, яже Ты основал еси (Пс. 8, 4). Ибо через выражение: Ты основал еси он обозначил твердость и неизменяе- мость данных им Богом и порядка, и не- прерывного течения. Ибо Он поставил их во времена, и в знамения, и во дни, и в лета (Быт. 1, 14). Ибо при посредстве солнца происходят четыре изменения [времен]: и первое – весеннее, ибо во время него Бог сотворил все без изъятия; и [на это] указы- вает то обстоятельство, что и доныне про- израстание цветов происходит в течение его, которое и есть изменение равноденст- венное, ибо оно делает и день, и ночь две- надцатичасовыми. Оно образуется, когда солнце восходит в центре востока, – и от- личается благорастворенностью, умножа- ет кровь, будучи теплым и влажным; и по- средствует собою, с одной стороны, между зимою и, с другой, между летом, будучи теплее и суше зимы, но холоднее и влаж- нее лета. А простирается это время года от марта и до 24-го июня. Потом, когда вос- ход солнца возвышается к более северным странам, следует летнее изменение, по- средствующее, с одной стороны, между весною и, с другой, между осенью, от вес- ны имеющее теплоту, а от осени сухость. Ибо оно – тепло и сухо, и умножает жел- тую желчь. Оно, далее, имеет величайший день, в пятнадцать часов; ночь же весьма малейшую, измеряемую девятью часами. Сверх того, это время года простирается

от 24 июня до 25 [числа] месяца сентября. Затем, когда [восход] солнца опять воз- вращается к центру востока, выступает на смену летнего изменения осеннее измене- ние, некоторым образом будучи средним как между холодом, так и жаром, и сухо- стью, и влажностью, и посредствуя между летним изменением, с одной стороны, и зимним изменением, с другой, от летнего имея сухость, а от зимнего – холод. Ибо оно – холодно и сухо, и обыкновенно ум- ножает черную желчь. Это изменение, в свою очередь, есть равноденственное, имеющее из двенадцати часов как день, так и ночь; простирается же оно от 25 сен- тября до 25 декабря. Когда же солнце спускается к более незначительному и бо- лее низменному, то есть к южному восхо- ждению, наступает зимнее изменение, ко- торое – и холодно, и влажно, и посредст- вует, с одной стороны, между осенним из- менением и, с другой, между весенним, от осеннего имея холод, а от весеннего владея влажностью. Это, далее, имеет самый ма- лый день, в котором – девять часов, ночь же – самую большую, которая состоит из пятнадцати часов; и оно – умножает мок- роту (в теле; продолжается же и это изме- нение [три месяца, т.е. ] от 25 декабря до

21 марта. Ибо Творец мудро предусмот- рел, чтобы мы, переходя от высочайшего холода или жара, или влажности, или су- хости к высочайшему противоположному свойству, не впали в жестокие болезни, потому что разум знает, что внезапные перемены – опасны.

Таким образом, следовательно, солнце производит изменения и через них год; а также и дни, и ночи: первые – восходя и находясь над землею, а вторые – погружа- ясь под землю; и, удаляясь, оно поручает свет остальным светилам: к<

Наши рекомендации