Седьмое воскресенье по Пасхе -

За неделю до Троицына дня

Деян. XX, 16-18, 28-36

16. Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами.

28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

29. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

30. и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему нази-дать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

34. сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

36. Сказав это, он преклонил колена свои и со всеми ими помолился.

В последний год своего свободного проповедования о Христе, пред праздником Пятидесятницы, св. апостол Павел был вдалеке от Иерусалима. А праздник этот, особенно в Иерусалиме, праздновался христианами с первых времен с особенным благоговением; в Иерусалим, где было сошествие Св. Духа на апостолов, к этому дню христиане-богомольцы собирались из дальних стран. И апостол Павел всячески поспешал на этот праздник и именно в этом году желал быть в Иерусалиме, особенно потому, что от Господа ему было открыто и суждено здесь в последний раз возвещать славу Божию и веру во Христа, и что после праздника Пасхи его ожидают скорби, узы, цепи, в которых его отведут с Востока на Запад. Поэтому же он знал также, что теперь по пути в Иерусалим он идет среди христианских азийских жилищ и Церквей уже в последний раз. А для его отеческого, любящего сердца тяжело было не видеться со своими духовными детьми, им обращенными ко Христу.

Гл. XX, ст. 16-17. И вот он, не имея времени зайти в знаменитый во многих отношениях город Ефес, остановился в городе Милите; и сюда призвал ефесских пресвитеров, т. е. священников Церкви, для того, чтобы с ними навеки проститься и сказать им последнее пастырское слово. Прощальная речь его к ефесским священникам дышит самою трогательною любовью к духовным детям и самою искреннею заботою о том, что ожидает, какие опасности и враги окружают ефесское общество верующих во Христа.

Ст. 18. Пришли к св. апостолу Павлу из Ефеса священники. Апостол сперва напоминает им о своей жизни среди них в Ефесе, как он там в течение трех лет день и ночь постоянно служил Господу среди многих тяжких скорбей и ничего не умолчал из того, что нужно было для спасения души ефесских христиан - но и всенародно, и в частных домах, и наедине проповедовал обо всем полезном в жизни.

Вы знаете, говорил он, как я с первого дня, в который пришел в (Малую) Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и со многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы..., возвещая Иудеям и эллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа (ст. 18-21).

Затем св. апостол объявляет им о своей разлуке с ними, и притом вечной; потому что некоторые лица в разных Церквах, по данной им прозорливости, предсказывали ему, что его ждут в Иерусалиме узы и страдания (Деян. XXI, 4, 11). Дух Святый, продолжал в речи св. апостол Павел, по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби (в Иерусалиме) ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить... свое служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян. XX, 22-27). Дай Бог, чтобы каждый христианин, отходя от мира и прощаясь с своими ближними, мог так успокоительно, так радостно смотреть на свою судьбу в загробной жизни.

Святой апостол здесь, в тяжелую минуту разлуки, предсказал ясно и о будущих раздорах и расколах в христианской Церкви вообще, и Ефесской в частности, а потому он с особенною силою и увещевал пресвитеров ефесских быть наперед внимательными, зоркими и строгими к самим себе, чтобы, проповедуя другим о внимательности и строгости нравов, не возбудить к себе невнимательности и презрения от других.

Ст. 28. Итак внимайте, будьте внимательны к себе и всему стаду, т. е. к духовным детям, православным прихожанам, над которыми Дух Святым поставил вас блюстителями, чтобы пасти, воспитать их в Православии и привести их к Царству Небесному, в обители Отца Небесного, уготованные нам Иисусом Христом чрез Его крестные страдания. Внимательность и особенная забота в пастырях ефесских должна быть усилена, потому что Церковь Ефесскую ожидают великие опасности от врагов Православия.

Ст. 29. Ибо я знаю, говорил апостол, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. Что это за волки? Под лютыми волками разумеются здесь такие злодеи-люди, которые со зверством будут нападать на все святое в христианстве, на честную жизнь смиренных христиан, никому не мешающих, на Христово учение, твердо и верно ими исполняемое. Благочестивая жизнь христиан будет тревожить души людей развращенных и невольно возбуждать их, как голодных и лютых волков, на истребление всего, что им мешает наслаждаться жизнью и спокойствием. И, к прискорбию, такими врагами верным христианам ефесским будут свои же домашние - тоже христиане ефесские, но принявшие христианство лицемерно, по расчетам или по необдуманному увлечению. Эти люди - волки в овечьей шкуре - при жизни апостола не смели выказать своего нечестия. Так-то сбывается слово Христово: враги человеку - домашние его (Мф. X, 36).

Ст. 30. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. И Христос предостерегал своих учеников: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. VII, 15). Поэтому особенно пастыри Церкви должны быть постоянно на страже, постоянно, неусыпно, подобно апостолу Павлу, следить за жизнью своих пасомых и непрестанно учить их.

Ст. 31. Посему бодрствуйте, продолжал св. апостол, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

Ст. 32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными, т. е. со всеми истинными христианами, свято исполняющими свои обязанности и гражданские, и семейные, и церковные. Христианин истинный старается жить своим честным трудом, своими заработками, не желает быть в тягость другим или жить на счет других, например милостынею, дармоедствовать. Он, напротив, заботится, как бы из своих трудовых средств уделить на общую пользу что-нибудь другим людям бедным, честным, семейным, слабым и больным. Так поступал и св. апостол Павел. Он говорит о себе ефесским священникам, ссылаясь на них:

Ст. 33. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал (см. также Мф. X, 9-10). Мы... ни у кого не ели хлеба даром, говорит он же при другом случае, но занимались трудом и работою ночь и день (2 Фес. III, 8).

Ст. 34. Сами вы знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Хотя каждый апостол, по заповеди Христовой, имел право получать содержание себе от верующих, среди которых он трудился (Мф. X, 10), но св. апостол Павел, не желая давать повода своим многочисленным постоянным врагам к нареканию на него, не пользовался этим правом и своими, нередко всенощными, трудами, своим ремеслом он прокармливал не только себя самого, но и своих спутников и помощников в проповедовании веры Христовой. А св. апостол Павел, по примеру других семейств еврейских, с молодых лет был приучен родителями к ремеслу, именно - делать палатки из козлиной шерсти, несмотря на то, что родители его с ранних лет готовили и обучали своего даровитого сына наукам иудейским и греческим и закону Божию; потому что у древних иудеев была даже пословица: «Кто не обучает своего сына какому-нибудь ремеслу или искусству, тот учит его воровать». Иудейский обычай при изучении наук и закона своего заниматься и ремеслом имел целью не только то, чтобы обеспечиться средствами к внешней жизни, но и то, чтобы укрощать и усмирять вредное влияние чувственности на высшую духовную жизнь человека. Такое значение имеет ремесло или искусство, земледелие, садоводство, пчеловодство и т. п. во все времена. Всегда нужно заботиться о том, чтобы был здравый ум в здоровом, правильно развитом теле.

Ст. 35. Во всем показал я вам, говорит св. апостол, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать (не записанные нигде раньше него) слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать», т. е. гораздо лучше и спасительнее из любви к другим помогать им, делать безмерные услуги, даже при честном труде терпеть бедность и нужду, чем богатеть и жить на счет других, принимать, например, милостыню.

Этими словами закончил св. апостол свою прощальную беседу - свое отеческое завещание.

Ст. 36. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился - пред отправлением своим в невозвратный путь и ввиду вечной разлуки.

Так-то св. апостол готовился в дорогу. Он помолился Богу и при этом желал, чтобы ефесские пресвитеры вместе с ним и за него помолились. Так и всем истинным христианам следует начинать добрые предприятия и, особенно, дальние путешествия молитвою общественною - церковною. Много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. V, 16). А ныне, к сожалению, весьма нередко и у православных христиан даже дальние путешествия предпринимаются без молитв церковных, и отъезд совершается с другою обстановкою, чуждою христианского освящения и благословения. Но бывает ли блажен и благословен путь такой? Христос говорит: без Меня не можете делать ничего (доброго) (Ин. XV, 5); Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. XIV, 6); Я Свет (Ин. VIII, 12). Ходите во свете, да тьма вас не обымет. И св. Православная Церковь, как чадолюбивая матерь, желая благословить своих чад в путешествие, имеет и особое молебствие об отправляющихся в путь.

Православные христиане! Отеческое завещание св. апостола, не без цели провозглашенное святой Церковью ныне, относится и к нам.

А. И мы, подобно ефесским христианам, должны быть внимательны к себе, к сохранению наших святых верований.

Б. И среди нас, православных, есть немало волков в овечьей шкуре, готовых расхищать, превратно толковать евангельское учение.

В. Но каждый из нас, подобно апостолу, обязан отражать такие поползновения и попытки лжеучителей, невзирая ни на что: ни на положение их в обществе, ни на связи вольнодумцев, ни на родство их; не дорожа и своей жизнью, только бы с радостью совершить свое служение.

Г. Каждый из нас должен жить своим честным трудом и развивать свои силы. Каждый трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. IV, 28). А кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. III, 10). Дорожите же временем (Еф. V, 16), говорит св. апостол.

Д. Умоляем же вас, братия, ...усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками (1 Фес. IV, 10-11).

Е. Святой апостол уважал праздники Господни. Он заботился о том, чтобы не пропустить празднование Пятидесятницы в Иерусалиме. - А мы? Как проводим праздники? Торопимся ли, например, в храм к литургийному богослужению: торопимся ли? Один праздничку рад - до свету пьян; другая особа накануне праздника поздно явилась домой после развлечений; не успела она еще выспаться, как уже обедня кончилась. Иная личность должна еще вполне приготовиться к приему гостей или в гости. До храма ли тут? Иному в церкви то жарко, то душно, то холодно и сыро, да и погода не хороша - хотя в гости и поедет вечером. У других хозяйство на плечах - не до церкви в праздник. Так и идет жизнь христианина изо дня в день, из недели в неделю. Оттого-то храм, имеющий вокруг себя не одну тысячу прихожан, едва видит у себя сотни; а то бывает и почти пустым.

Ж. Св. апостол Павел из дальних мест поспешал в Иерусалим, чтобы не пропустить достопамятного и многочтимого праздника Пятидесятницы. И у нас есть добрые христиане и христианки, которые, будучи более или менее свободны от семейных уз или гражданских обязанностей, предпринимают и благочестно совершают дальние религиозные путешествия к святым местам, например в Соловки, т. е. на Белое море, в Соловецкий монастырь, в Киев, на Афон, в Старый Иерусалим и т. п. Но не скроем, против таких путешествий есть немало осуждений и порицаний.

Говорят, что в числе богомольцев много праздношатающихся, промышляющих и прикрывающихся только Христовым именем; такие богомольцы и богомолки, возвращаясь на родину, возвращаются не лучшими, чем каковы были, а иногда и худшими. Потому что они от такого путешествия, например в Старый Иерусалим, считают себя людьми особенными, нередко желают выдавать каждое свое наблюдение и уловленное на ветру слово за истину, обязательную всем и каждому. Иногда эти лица приносят с собою камушки - будто с Иордана, ягодки под именем «слез Богородицы», травки, тростнички, и не только их дарят, как будто имеющих особую силу, но и продают их с большой выгодой для себя.

Против этого возражения трудно что-либо сказать. Оно взято из жизни. И очень жаль, и обидно за имя православного, когда видишь таких богомольцев. Но, с другой стороны, нельзя же про всех богомольцев говорить того. Некоторые путешествие к св. местам, соединенное с трудностями пути, с бедностью средств к пропитанию, считают священным и спасительным душе делом, заглаживающим учиненные прегрешения; и иные возвращаются из путешествия религиозного лучшими христианами, если они имели счастье беседовать с каким-либо высоким подвижником и даже исповедать при нем свою душу Господу. Поэтому не судите и не торопитесь произносить приговора о богомольях и богомольцах вообще - чужая душа потемки. Да и помимо .того, путешествие вообще развивает человека.

Говорят, что Бог одинаково слышит молитву: что в Петербурге, то и в Иерусалиме; что на Сионе, то и на Валдайских горах. Это правда, Бог везде и все видит, слышит и знает. Но иное дело молиться, например, в Петербурге без особенных самопожертвований, и иное дело для петербуржца вознести молитву в старом Иерусалиме, до которого добраться не так-то легко. Путешествие требует большого терпения, снисходительности и сострадания к другим; и кроме того, душа человека-европейца, возносящая молитву в Иерусалиме при гробе Господнем, говорят, испытывает такие чувства, каких не имела она во время молитвы дома. И немудрено: возбуждения и ощущения другие - сильные, святые, небесные; и молитва веры сильнее. Там гроб Христов; здесь место распятия Спасителя нашего, Тайной Вечери; далее место суда Пилатова; еще место храма Иерусалимского - все в этом святом городе напоминает душе о безмерных милостях Божиих, о бесценной жертве за грехи наши.

Христианские народы неизменно из века в век считают святым делом, потребностью сердца посетить святой град и облобызать ту землю, где стояли ноги Иисусовы. Чье же сердце не содрогнется, припоминая, что Христос перенес за нас из-за наших скверн - грехов? Чья душа не умилится от благодарности к Спасителю?

Но, братие, не обязательно для каждого из нас посещение св. града Иерусалима! Зато неотложно мы обязаны стремиться и постоянно идти благочестно, невозвратно к Сионстей горе и ко граду Бога Живаго, Иерусалиму Небесному (Евр. XII, 22). Будем постоянно вести себя так, как будто мы в дороге к этому граду, и постоянно помнить, что мы не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. XIII, 14). Ангел-хранитель да будет нам в этом странствовании спутником к Христу, Который есть Путь, Истина и Живот, и без Которого нельзя придти в обители Отца Небесного. Да благословит вас Господь с такою же радостью стремиться к Иерусалиму Небесному, с какою св. апостол Павел, зная о предстоящих скорбях, стремился к Иерусалиму земному, а потом на небо ко Христу (Флп. I, 23).

№18

Неделя Пятидесятницы

Троицын день

Деян. II, 1-11

1. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

10. Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

11. критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

После воплощения и воскресения Сына Божия сошествие Святого Духа и основание Церкви составляет, без сомнения, самое замечательное в истории и обильное последствиями событие, которое, будучи само - чудо, совершилось в мире в сопровождении чудесных явлений. Да, мы видим в нем не какое-нибудь обособленное и бесследное событие, но дивное, жизненное происшествие - источник бесчисленных божественных действий и откровений в истории, источник жизненной струи, непрерывно текущей по всем векам и поглощаемой вечностью.

Дух Святой, в период ветхозаветный озарявший только по временам и в известном месте, и притом только нескольких особенных людей, по вознесении Христа на небо навсегда вселился в общество верующих в Искупителя и с тех пор действует в Церкви Христовой Своими благодатными дарами, ограждая ее от врагов и руководя ее к своей конечной цели.

Господь пред Своим отшествием к Отцу обещал Своим ученикам послать Духа истины, Который будет с ними всегда. При этом Он не велел им отлучаться из Иерусалима до тех пор, пока не исполнится обетование и пока они не будут озарены Духом Святым (Деян. I, 4-5), потому что с Сиона, по пророчеству Исайи, должен выйти для мира закон, и слово Господне - из Иерусалима (Ис. II, 3).

Для того, чтобы такое редкое, послужившее началом эпохе, событие было вдруг известно всему миру, Бог избрал один из трех великих праздников еврейских, на который по закону обыкновенно приходили в Иерусалим иудеи со всего света и который притом был прообразом основания Церкви христианской. Это был праздник Пятидесятницы. Он имел у иудеев двоякое значение - физическое и историческое. Пятидесятница была радостным, благодарственным за новую жатву праздником и воспоминанием Синайского законодательства, бывшего спустя семь недель по исходе из Египта. И то, и другое значение приложимо и к христианскому празднику - к Пятидесятнице, так как в этот день совершилась первая жатва душ, образовавших первую христианскую Церковь, и в этот же день последователи Христовы получили благодатную силу для исполнения нового, евангельского закона.

Гл. II, ст. 1. В праздник Пятидесятницы, по воскресении и вознесении Господнем (в 34 г. по Р. X.), и притом в воскресный день, Божия Матерь, апостолы и другие ученики и ученицы Христовы (всех сто двадцать человек) (Деян. 1,14, 16; II, 1) с благоговением собрались в обыкновенном своем месте молитвы, т. е., вероятно, в какой-нибудь части храмового здания, быть может в притворе Соломоновом, где и Христос бывал и поучал народ (Ин. X, 23), и сами апостолы впоследствии собирались (Деян. V, 12).

Ст. 2. Вдруг в первом часу молитвы, т. е. в девять часов утра, шум с неба возвестил о торжественно обещанном и пламенно ожидаемом излиянии и ниспослании Святого Духа, об основании нового общества, имеющего свидетельствовать о Христе всему миру. Как божественный закон на Синае был торжественно объявлен среди грома, молнии и громких трубных звуков (Исх. XIX, 16), так нечто подобное случилось и в день Пятидесятницы. Шум с неба, как будто от несущегося сильного ветра, вдруг наполнил святой дом молитвы и, как бы вестник, предуведомил о близости сверхъестественной силы Божией.

Ст. 3. Дух Божий снизошел на собрание молящихся в виде огненных, разделенных друг от друга, языков, которые и почили по одному на каждом из них.

Ветер и огонь здесь, очевидно - символы очищающей, озаряющей и оживляющей силы Божией и таинственные предвестники обетованного крещения Духом и огнем (Мф. III, 11), и вместе с тем они предъизображали высокое вдохновение проповедников веры Христовой и животворную силу в их будущей деятельности.

Ст. 4. Среди таких весьма знаменательных символов все сто двадцать учеников, собравшихся вместе, исполнились Духа Святого. Этим выражением определяется, собственно, сущность и главное событие в Пятидесятницу. Ученики Христовы не только были озарены, но они стали органами Духа Святого. В эту-то минуту произошло, собственно, самое вдохновение, которое проникает не только написанные впоследствии творения апостолов и евангелистов, но и все их устные наставления, дошедшие и до нас чрез благоговейную передачу от поколения к поколению, из рода в род, из века в век, т. е. путем предания. Потому что они в проповеди говорили, писали и действовали от полноты Духа Святого (Мф. X, 20). Это сверхъестественное вдохновение было для них торжественным посвящением и назначением на апостольское служение. Снисшедший на апостолов Дух истины наставляет их на всякую истину, относящуюся к освящению, спасению человека и человечества, так что апостолы в этом отношении были непогрешимыми проповедниками, сохранявшими, впрочем, свободу и в мышлении, и в жизни.

Первое собрание последователей Христовых исполнилось Духа Святого. Оно-то с тех пор и составило первую христианскую Церковь. С этой минуты Дух Святой не оставляет Церковь Христову, живя в ней Своими дарами, которые Он доселе раздает кому как и когда хочет. Эти дары Духа Святого сохраняют, поддерживают, животворят Церковь Христову и содействуют ее и внутреннему преуспеянию, и внешнему распространению чрез различных лиц, получающих их в неодинаковой мере и в различных видах.

Первое действие Святого Духа в последователях Христовых обнаружилось в необходимом для веропроповедников даре языков, в мгновенной способности говорить на разных не изученных, дотоле им незнакомых языках.

Ст. 4. Ученики Христовы начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Этот дар языков служит неизбежным, действительным средством к сообщению истины Христовой разным народам. Но вместе с даром говорить на разных языках апостолы, как вселенские учители, получили и дар сказания языков, т. е. дар истолкования на туземном языке того, что было говорено на языке иноземном. Кроме того, ум апостолов и первых проповедников получил от Духа Святого и дар премудрости - т. е. дар научения других вере; слово разума - дар глубочайшего уразумения тайн веры; дар различения духов - людей с добрым или дурным направлением духа. Воля их сподобилась дара управлять Церковью, а также дара исцелений и чудес. Наконец, по сошествии Святого Духа, апостолы объединились и прониклись союзом совершенства - любовью к Христу и человечеству, искупленному кровью Христа. От такой любви не могли отклонить их никакие скорби и стеснения, ни гонения, ни бичевания, ни самая смерть.

Апостолы, боговдохновенные такими дарами, были истинными вестниками учения Христова и верными строителями Церкви Божией на земле среди людей.

Ст. 5 и 6. Боговдохновенные апостолы, на празднике Пятидесятницы в хвале Бога проявившие дар языков, изумили собравшихся около них людей. Набожные иудеи, пришедшие в Иерусалим на праздник из разных стран света - из Азии, Африки и Европы, из всякого исторического народа под небом - вдруг услышали галилеян, людей по природе не отличавшихся знанием языков, говорящими на разных языках и удивились,

(ст. 7) и в недоумении и смятении говорили между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

(ст. 8) Как же мы слышим из их уст каждый собственное наречие, в котором и с которым мы родились.

(ст. 9) Мы, Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

(ст. 10) Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, есть между нами и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

(ст. 11) критяне и аравитяне, мы слышим их нашими языками говорящих, проповедующих, о великих делах Божиих?

Ст. 12. Все изумлялись; и одни в недоумении говорили: что это значит? Не знали они, как объяснить то, что слышат и видят, и потому с благоговением ожидали, что будет.

Ст. 13. А другие иначе взглянули на это дивное дело. Как всегда и везде есть люди, склонные издеваться над предметом и явлением, вызывающим общее благоговение, так и в день Пятидесятницы нашлись же дерзкие, говорившие с насмешкою, что они, т. е. апостолы и другие вместе с ними, напились сладкого вина. Вероятно, эти насмешники были или люди, стоявшие вдалеке от боговдохновенных лиц и, следовательно, не имевшие возможности различать звуков в речи апостолов, или это были иерусалимляне и вообще палестинские иудеи, которые, не понимая иностранных языков, сочли апостолов вышедшими из себя, потерявшими сознание.

Отчего, православные, происходит и доселе проявляется злостное кощунство или легкомысленное осмеяние веры Христовой, православной, ее уставов, ее, согласных с духом учения Христова, обрядов, имеющих себе начало в апостольских временах? Отчего? Первее всего - от легкомысленного, не вполне христианского у христиан, семейного воспитания в молодые годы. Во-вторых, от нарочитого противохристианского или внехристианского образования научного, при котором душевный человек, всецело преданный миру, веществу, вполне не понимает того, что от Духа Божия (I Кор. II, 14); все священное кажется такому юродством, странным, излишним, бесцельным, напрасным делом. Еще не так тяжек при этом грех кощунства, если он допускается по легкомыслию, по незлобному невежеству, а не с гордостью и не со злостным приговором хватившего земной мудрости. В-третьих, насмешки над священными истинами и предметами бывают от испорченного сердца и дурной нравственности. Человеку распущенному, не желающему исправиться, неприятно видеть и слышать о загробной жизни, о суде, о муках; вот он и начинает заглушать голос своей совести, унижать и даже отвергать Христово Учение, церковные уставы. В-четвертых, есть кощунники и такие, которые дозволяют себе насмешки над священными Действиями и над учением христианским собственно затем, чтобы покрасоваться пред своими знакомыми, показать свое остроумие, свою игривость и позабавить публику. Но горе, горе тем, чрез которых соблазн в мир приходит (Лк. XVII, 1) и расходится далеко, далеко... Суд Божий рано или поздно над такими выскажется; правда возьмет свое; ложь будет обличена. И тем лучше, чем скорее. И св. апостол Петр, как только узнал о возникшем осуждении их чрезвычайного состояния, сейчас же и стал изъяснять, что с ними случилось, и при этом спокойно обличил несправедливость и неуместность насмешки над ними. Плодом проповеди апостола Петра было обращение ко Христу трех тысяч человек в тот же достопамятный день Пятидесятницы.

Таким образом, в первый же день христианской жизни уже составилось большое общество верующих во Христа. Некоторые из уверовавших, а также и остальные богомольцы-евреи, после праздника разошедшись по домам в разные страны, стали рассказывать о дивном происшествии на празднике и чрез то предрасполагали к принятию христианского благовестил других вдалеке от Иерусалима. Таким-то путем Царство Божие на земле - благодать Духа Святого - распространялась по всему лицу земли и поселялась в сердцах людей.

Не оскудела и ныне благодать Духа Святого; она и ныне проявляется в чрезвычайных дарах исцеления от св. мощей, св. икон по вере просящих; она же сподобляет прозорливостью души уединенные, отрекшиеся от мира, простые, юродивые Христа ради. Без благодати Духа Святого мы не творим ни одного доброго дела. Все содевает в нас Он и еже хотети доброе, и еже деяти оное (Флп. II, 13). Сам Дух Святой помогает нам и молиться-то как должно (Рим. VIII, 26). При всем этом Он же и награждает нас во время молитвы и после нее радостью, неземным миром в нашей душе.

Не престанем же со смирением принимать благодатные | знамения Духа Святого и, не приписывая добродетелей лично себе, будем взывать к Духу Святому, чтобы Он не возгнушался нами, очистил нас от всякой скверны.

«Царю Небесный! Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Наши рекомендации