Особенности богослужения праздника

Перед началом малой вечерни или всенощного бдения, если не служится малая вечерня, священник износит Честной Крест из сосудохранительницы, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцом, и украшает его венком из цветов. После отпуста малой вечерни или пред началом всенощного бдения священник и диакон в облачениях подходят к жертвеннику.

Диакон, взяв благословение на кадило и совершая каждение Честного Креста, глаголет тихо: «Благослови, Владыко».

Священник: «Благословен Бог наш».

Чтец читает: Трисвятое по «Отче наш».

Свящненнослужители поют (тихо) тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя», «Слава, и ныне»: кондак «Вознесыйся на Крест волею». Во время пения священник поднимает на главу блюдо с Крестом и в предшествии двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит Честной Крест на Престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет на горнее место Престола (как на литургии), и возжигает свечу перед Престолом.

Вся служба всенощного бдения находится в Минее. На великой вечерне после великой ектении «Блажен муж» поется в том случае, если праздник случится в воскресенье или в понедельник. Если же праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то «Блажен муж» не поется. Это же относится и к другим Господским праздникам.

После входа – прокимен дня. Подобно празднику Преображения Господня и другим двунадесятым Господским праздникам, на великой вечерне – великий прокимен: «Бог наш на небе си и на земли» бывает в том случае, когда праздник случится в субботу, а в субботу вечером – свой великий прокимен: «Господь воцарися».

Если праздник случится в другие дни, то великий прокимен поется на вечернев самый праздник, т. е. накануне дня, следующего за праздником, и бывает входс кадилом, а накануне самого праздника – прокимен дня.

Паримии три: 1 – Исход, гл. 15-16 повествует о горькой воде и ропоте людей; 2 – Притчей, гл. 3 о Божием наказании и вразумлении; 3 – пророка Исаии гл. 60. Если все люди будут служить Богу, то спасутся.

На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь (гл. 1) «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

На утрене полиелей совершается в алтаре.

В некоторых приходах во время пения «Хвалите Имя Господне»из алтаря на середину храма выносится икона праздника; перед нею поется величание; во время чтения канона народ подходит к иконе и к помазанию освященным елеем. Перед великим славословием икону уносят. После выноса Креста (после великого славословия) совершается поклонение Кресту и его целование; священник произносит в алтаре ектении и совершает прочее последование утрени.

После полиелея– величание.

В том случае если праздник придется на воскресенье, тропари «Ангельский Собор» не поются. Евангелие читается в алтаре и на середину храма не выносится. Прокимен: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Стих: «Воспойте Господеви...». Евангелие – от Иоанна, зач. 42

После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше» (в какой бы день праздник ни случился) и читается 50 псалом. «Слава»: «Молитвами апостолов»; «И ныне»: «Молитвами Богородицы». Стих: «Помилуй мя, Боже», и стихира праздника: «Крест Христов».

Помазание святым елеем совершается, по традиции, после выноса Креста.

Царские врата закрываются после возгласа: «Милостию и щедротами...» (перед каноном).

Канонпраздника на 14 (ирмосы по дважды). В 9-й песни – 1-й канонсо ирмосом на 8 (ирмос дважды), 2-й канон со ирмосом на 8 (ирмос дважды)[30].

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия «Крест начерта́в...». В 9-й песни катавасия – ирмосы: «Та́ин еси...» и «Сне́дию дре́ва...» (с припевами).

По 3-й песни – седален, «Слава, и ныне» – той же. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни – припевы праздника и обычное каждение. «Честнейшую» не поем. 1-й припев: «Велича́й, душе́ моя, Пречестны́й Крест Госпо́день»по традиции запевает священник или диакон. Этот припев поется на 9 песни и к каждому тропарю 1 канона, а к тропарям 2 канона поют припев: «Величай, душе моя, Животворящего Креста Господня Воздвижение».

Ирмос 9 песни: «Тайн еси Богородице рай (Ты Таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа. Имже Крестное Живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Крест – храни́тель всея́ вселе́нныя...»(дважды). «Слава, и ныне»– ин светилен праздника: «Крест воздвиза́ется днесь...».

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь происхо́дит...».

Примечание. До пения великого славословия (обычно во время пения канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв).

ВЫНОС КРЕСТА

Во время великого славословия священник в полном облачении вместе с диаконом трижды совершает каждение вокруг святого Престола, на котором лежит Святой Крест.

По окончании великого славословия священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед Престолом и во время пения особым напевом последнего «Святый Боже» поднимает Крест на главу. Обходя вокруг Престола, он исходит северными дверями в предшествии свещеносцев и диакона с кадилом и идет до царских врат.

После окончания пения Трисвятого священник возглашает в царских вратах: «Премудрость, прости».

Хор: «Спаси, Господи, люди Твоя» (трижды).

Крест обычно износится на середину храма. Священник полагает его на заранее приготовленный аналой и совершает вокруг него троекратное каждение. После этого, если не совершается чин Воздвижения, он поет тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» (трижды), творя земной поклон после каждого пения тропаря. То же поет хор.

Затем совершается поклонение Кресту и целование его во время пения стихир на поклонение Кресту. Диакон произносит ектению «Помилуй нас, Боже» и далее все по Чину Воздвижения Креста (см. «Богослужебные указания на 1950 год»).

В соборах и приходских храмах по благословению епархиального архиерея, совершается следующий чин Воздвижения Креста. После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три поклона до земли перед Святым Крестом и, взяв на главу Честной Крест с живыми цветами, лицом к востоку начинает первое воздвижение.

Стоя на некотором расстоянии от Креста, диакон, держа в левой руке свечу, а в правой – кадило, громко возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси».

Хорпоет сто раз«Господи, помилуй».

В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и, при пении первой половины сотницы, медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько можно низко – «на пядь до земли». По мере преклонения Креста голоса поющих понижаются, и почти стихают. При пении второй половины сотницы настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение усиливается и заканчивается громким и торжественным «Господи, помилуй». При пении «Господи, помилуй» в 97 раз настоятель выпрямляется и вновь трижды осеняет Крестом на восток.

При соборном служении – два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение и воздвижение. «Два диакона кадят Крест в лице беспрестанно, а два подсвечника великие обращают по сторонам»[31]. На Крест во время воздвижения, как правило, возливают душистую воду[32].

После этого настоятель обращается с Крестом лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси».

Хор: «Господи, помилуй» (100 раз).

Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Таким же образом – и в следующие три раза.

Третье Воздвижение – лицом на юг. Диакон возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек) епископа (архиепископа, митрополита с их титулами) и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси».

Четвертое Воздвижение – лицом на север. Диакон глаголет: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей и озлобленней (находящейся в бедах и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».

Пятое Воздвижение – опять лицом к востоку. Диакон глаголет: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во храме сем(или святей обители сей), отец и братии наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси».

После пятого Воздвижения поется «Слава, и ныне» и кондак: «Вознесыйся на Крест волею». При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поются тропарь: «Кресту Твоему» с поклонами, стихиры на поклонение Кресту и далее – все по чину.

Если совершен был Чин Воздвижения, то сугубая ектенияне произносится, а сразу говорится ектения: «Исполним утреннюю молитву нашу».Если Чин Воздвижения не совершался, то после поклонения Кресту и пения стихир Кресту произносятся обе ектении: «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву нашу».

Обрядом воздвижения Креста Церковь напоминает об обстоятельствах обретения и возвращения Креста из плена: о воздвижении Креста Патриархом Макарием после обретения и особенно о положении Креста на место его первоначального нахождения по возвращении из персидского плена. В том и другом случае народ с глубокой радостью и смирением восклицал: «Господи, помилуй».

На литургии поются антифоны праздника. Входный стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию нóгу Его, яко свято есть». После входа (входного стиха) – тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» (поется только в день праздника). Прокимен, гл. 7: «Возносите Господа Бога...». Апостол (Кор., зач. 125), Евангелие от Иоанна, зач. 60. Задостойник: припев «Величай, душе моя, пречестный Крест Господень» и ирмос «Тайн еси, Богородице, рай».

Праздник Воздвижения Креста Господня – единственный Господский праздник, который не имеет в Служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника обычно бывает такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания седмичных и празднуемых святых (святых Минеи). В практике принято начало отпуста праздника Воздвижения произносить так же, как и отпуста воскресного дня: «Воскресый из мертвых, Христос», так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию Воскресения Христова (пение воскресной песни «Воскресение Христово видевше»на утрене и прочее).

В попразднство на литургии после входа поется «Приидите, поклонимся», в конце – с праздничным припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа».

Животворящий Крест, вынесенный на середину храма в праздник Воздвижения, лежит на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста литургии, священник соверша­ет вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тро­паря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. прес­толе (чин тот же, что и 2 августа – см. Типикон, последование 2 августа).

Пост

В день праздника Воздвижения установлен пост, подоб­но тому, какой бывает в среду и пяток (дозволяется вкушение елея и вина, рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почита­ние Креста связано с умерщвлением плоти[33].

Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» свидетельствует, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причем в соборных храмах постятся 1 день, а в монастыррях – 2 дня, включая 13 сентября[34]: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство».

Святоотеческая экзегеза

На утрене или на всенощном бдении Воздвижения в византийских монастырских Типиконах в патристических Лекционариях предписывается читать одно или несколько из следующих святоотеческих творений: свт. Иоанна Златоуста; епископа Севериана Габальского (конец IV – начало V вв.); свт. Василия Селевкийского (V век); александра Монаха (VI век); прп. Андрея Критского (VIII век); фрагмент о явлении Креста равноап. Константину и об обретении Креста, известный в целом ряде версий.

В неделю по Воздвижении в некоторых списках Иерусалимского устава указывается чтение ороса VI Вселенского Собора.

Смысловым центром святоотеческой экзегезы, сопряженной с рассматриваемым праздником, безусловно, становится благоговейное почитание Креста: «Кресте Христов – прекрасная похвала христиан, честная проповедь апостолов, царский венец мучеников, драгоценное украшение пророков, блистательнейшее озарение всего мира! Кресте Христов… защити тех, кои прославляют тебя пламенным сердцем. Сохрани тех, кои с верою приемлют и лобызают тебя. Управи рабов твоих в мире и твердой вере. Сподоби всех достигнуть радостного и светлого дня Воскресения, охраняя нас во Христе Иисусе Господе нашем» (прп. Феодор Студит).

Гимнография

По сравнению с гимнографией других двунадесятых праздников далеко не все песнопения Воздвижения связаны именно с этим событием, многие из них входят в состав крестных песнопений Октоиха (на службах сред и пятниц всех гласов), а также в последования других праздников в честь Креста: Происхождения Честных Древ 1 августа, Явления знака Креста на небе 7 мая, Крестопоклонной недели Великого поста, т. е. составляют единый корпус гимнографических текстов, посвященных Кресту Господню.

Ряд песнопений в последовании праздника Воздвижения традиционно включают моления за императора и прошения о даровании ему и его воинству победы. В современных русских изданиях строки, содержащие прошения о царе, или удалены, или переформулированы, что было обусловлено историческими обстоятельствами. Причину появления таких прошений следует видеть в православном понимании Креста как знамения победы (что сделало Крест частью византийской воинской символики), а также в том, что обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря в первую очередь святым равноапостольным Константину и Елене. Последнее подтверждается наличием особой памяти святых Константина и Елены в Синайском Канонаре IX-X вв.[35] 15 сентября, т. е. на следующий день после Воздвижения. Установление этой памяти выражает ту же идею, что и установление памяти Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова или памяти св. Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня, – сразу после события прославляются те лица, которые имели первостепенное значение для его осуществления. Прославление Креста и моление об императоре были тесно связаны между собой в понимании византийцев.

Диак . Михаил Желтов ,А . А . Лукашевич.

Наши рекомендации