Память 21 июля / 3 августа, в Соборе Московских святых, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 12 / 25 января 1880 г. в селе Коледино Подольского уезда Московской губернии в семье Григория и Пелагии Голубевых. Его отец был псаломщиком в Троицком храме в селе Коледино и умер, когда мальчику исполнилось три года. До восьми лет Петр жил с матерью, а затем был отдан в подготовительный класс Перервинского духовного училища, которое окончил в 1894 г. и как примерный учащийся был зачислен в первый класс Московской духовной семинарии без сдачи приемных экзаменов.

В 1900 г., по окончании духовной семинарии, был определен на должность учителя в церковноприходскую школу в село Старое Коломенского уезда.

В 1904 г. был рукоположен во диакона к Покровской церкви в селе Покровское на Городне и определен законоучителем церковноприходской школы в этом селе, а также земской школы в деревне Чертаново.

В 1914 г. рукоположен во священника ко храму в селе Шебанцево Подольского уезда.

В 1920-х годах был лишен избирательных прав.

В 1925 г. переведен в Успенскую церковь в село Петрово-Дальнее Красногорского района, на место своего брата, который зимой 1924 г. расшибся во время гололеда и не мог служить.

Отец Петр служил все праздники и воскресные дни, часто служил молебны в домах прихожан и во время крестных ходов по селу. Прихожане любили священника за приветливость и доброту, которая сказывалась в том, что он помогал всем бедным, старикам, привечал детей, всегда одаривая их какими-нибудь подарками, и в особенности, конечно, на Пасху. Переехав в Петрово-Дальнее, отец Петр сначала снимал комнату, так как дома для священника в селе не было, а в 1931 г. он по разрешению местных властей выстроил дом. В 1935 г. власти запретили священнику крестить, и отец Петр стал крестить дома. Положение священника в селе стало особенно тревожным с того времени, когда его племянник поступил в сельсовет помощником председателя; он неоднократно, ходя по селу, говорил: “Я своего дядю уберу, надо мной насмешничают”.

В конце 1930-х сотрудники НКВД предложили председателю местного сельсовета доносить на тех, кого они предполагали арестовать, и в частности – на священника. Председатель старался добросовестно исполнить данное ему поручение и всячески вызывал отца Петра на откровенный разговор. Впрочем, и разговаривая с председателем, священник не сказал ничего такого, в чем его можно было бы обвинить. Впоследствии, вызванный на допрос, председатель сельсовета показал, что будто бы священник ему говорил: “Трудно верить теперь коммунистам из вышестоящих работников, так как все они оказываются подлецами. Борьба за власть приносит в жертву и правых, и виноватых”. А о выборах отец Петр будто бы сказал: “Все равно выборы пройдут односторонние; партия большевиков проведет своих людей, а кого хочет выбрать народ, тот выбран не будет”. Нашлись еще двое лжесвидетелей из числа односельчан батюшки, их допросили за месяц до ареста священника. Их показания не были ничем подтверждены.

22 марта 1938 г. священник был арестован и первое время содержался в камере предварительного заключения при Красногорской милиции. На следующий день после ареста следователь допросил его.

– Признаете ли вы себя виновным в том, что систематически среди окружающего населения проводили контрреволюционную агитацию против советской власти, высказывали суждения о расстрелянных врагах народа?

– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, – ответил священник.

– Весной 1937 г. вы говорили, что советская власть обобрала вас налогами, неужели так будет продолжаться, и сами себе ответили: нет, не может так продолжаться.

– Таких разговоров я никогда не вел, так что виновным себя в этом не признаю.

– Летом 1937 года вы высказывали суждение о расстрелянных врагах народа. Заявили, что враги народа, такие как Тухачевский и другие, расстреляны как невинные и что руководители партии и правительства не поделили мягких кресел.

– Разговор о расстрелянных врагах народа и о Тухачевском был, но с кем и когда, не помню.

– Следствию известно, что вы систематически среди окружающего населения проводите контрреволюционную агитацию, высказываете сожаление о расстрелянных врагах народа.

– В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.

– Что вы еще можете сказать по данному делу?

– На стороне врагов советской власти я никогда не был, политическими вопросами не занимаюсь, недовольств по отношению к советской власти не высказываю, – ответил священник.

Следствие велось с большой поспешностью и заняло всего две недели, после чего было составлено заранее предусмотренное обвинительное заключение, цинично повторяющее ничем не доказанные обвинения в антигосударственной деятельности.

По окончании следствия отец Петр был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. 16 июля тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу.

Расстрелян 3 августа 1938 года на Бутовском полигоне, погребен в безвестной общей могиле.

На следующий день после ареста священника храм, где служил отец Петр, был разграблен. Вскоре вслед за этим приехала бригада татар, которые сбросили колокола и свалили купол церкви. Примерно через год после расстрела священника председателем колхоза стал Аарон Львович Альперович. Задумав использовать кирпич храма для строительства теплиц, он приказал взорвать церковь. После взрыва храм обратился в груду щебня, в которой не было ни одного целого кирпича.

Супруга о.Петра Клавдия Константиновна долго не знала правду о муже. Органы НКВД сообщили ей ложные сведения, что Голубев П.Г. был осужден на 10 лет и скончался в заключении в 1942 г.

В 1957 году священник Петр Голубев был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1938 году репрессий.

Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Использованные материалы

  • Н.М. Новиков. Житие священномученика Петра (Голубева) // Московские епархиальные ведомости. 2003. №3
    • http://vedomosti.meparh.ru/2003_3/9.htm
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/no_dbpath/koi/newmr/?HY...CQ*

О дне сем.

Чтения литургии. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

2Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

5Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

6Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?

8И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

9Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

13А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.

17Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

20Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

21В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

22Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

23Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

24Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

25И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

Евангелие (от Матфея): 1Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой 2и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; 3выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, 4и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.

5Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.

6Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно?

7Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите.

8Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11и, получив, стали роптать на хозяина дома 12и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; 15разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

17И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: 18вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; 19и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; 27и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Господь говорит о своих будущих страданиях, однако ученики остаются глухи к этим словам. Они по-прежнему представляют Христа, как земного властелина, а потому то и дело делят места в будущем правительстве, которое, как они считают, Господь обязательно создаст. Потому и сейчас мать Иакова и Иоанна просит Христа о том, чтобы ее детям получить самые высшие посты. Но Господь пришел вовсе не для этого и дает понять, что Царство, о котором Он говорит, совсем не то царство, которое они себе представляют. Если некто желает быть близким к Богу, то приближение достигается в земной жизни – он должен своей жизни сугубо уподобиться Богу, подражая человеколюбию Божию. Чем ближе к Богу становится человек по своему образу жизни, чем больше он отдаляется от греха, тем ближе он будет к Богу и в Царстве небесном. Иного пути нет. И далее Господь вразумляет учеников, искренняя в них мечты о будущей власти. Господь не отрицает этим необходимость власти одних над ругими, ибо иного пути поддержания порядка в человеческом обществе, увы, нет. Но власть эта должна осуществляться не через подавления – властвовать – не значит «вязать узлы» из подчиненных, но служить людям. То есть, начальник должен понимать, что его подчиненные – такие же люди, как и он сам, а значит, они – братья, а соответственно и должны вести себя друг с другом. Сам Господь пришел не для того, чтобы подавлять людей, но чтобы спасти человеческий род и отдать жизнь ради того, чтобы человеку обрести потерянный рай, потому и люди призываются, чтобы служить друг другу. И если среди нас дело обстоит совсем не так, то именно поэтому текст этот и читается, чтобы дать нам представление о норме….

* * *

В этот день, как сообщило телевидение, в Свято-Троицком храме прошла первая в городе служба с

сурдопереводом. Также настоятель храма – о.Андрей Шамро сказал, что планирует повесить в храме специальные иконы, предназначенныедля слепых.

Пятница 4 августа.

Наши рекомендации