Испытайте это сами во время искушения. Скажите, что виноват другой, и тут же почувствуете -- внутренний дискомфорт, возмущение, скорбь.

Но стоит вам только сказать: «ВИНОВАТ -- не он или она, а я; что говорить о других -- на себя надо смотреть, за мной столько всего, столлько всяких грехов… так что не мне и говорить!» -- и тут же начинаешь -- ощущать под ногами твёрдую почву, в душу – ПРИХОДИТ МИР, успокоение и уже не боишься упасть.

Стоит мне с кем-то повздорить, как тут же во мне ПОДНИМАЕТ голову -- Эгоизм, Гордость, самомнение -- помысел говорит мне: «Виноват другой: это ведь он стал на меня гневаться, ведь это он говорил мне -- оскорбительные слова, ведь это он мне – НЕ УСТУПИЛ, ведь это -- он и должен смириться. Если бы, в конце концов, он говорил со мной по-другому, помягче, то я бы, конечно, перетерпел, не стал бы ему отвечать на оскорбление. Значит точно: виноват не я, а он». Вот тебе и страсть Эгоизма!

Но мы должны бороться со своим эгоизмом. Потом, осознав свой недостаток, человек должен начать внутреннюю борьбу. Он должен проникнуть в сердце, обнаружить там -- очаг поражения и вступить в борьбу со злом, страстью, горечью, тяжестью, натиском беса, который противится доброму изменению, настаивая: «Не отступай! Не делай так!» Тут человеку необходимо обратиться с молитвой к Богу, попросить Его -- о даровании силы, чтобы обуздать своё «я», сказать своей гордыне: «Замолчи, знай своё место, теперь я должен исполнить свой долг». Нужно пойти к брату и попросить прощения. Так происходит примирение и водворяется любовь.

Поступая так, человек чувствует радость и облегчение. Почему? Потому что прежнее состояние давило, давил бес, который хотел навязать своё -- ненависть, вражду, разделение. Но Бог -- это любовь и смирение. А мы, люди, страдаем из-за своего эгоизма от того, что желаем настоять на своём, уверены в своей правоте, считаем, что мы хорошие, а виноваты другие. Что означает осуждение? Осуждение означает, что мы считаем себя безгрешными. Потому Господь и заповедал: «Не судите, да не судими будете: имже бо судом судите, судят вам».

ОСОБАЯ ВАЖНОСТЬ ПОСЛУШАНИЯ.

Протоиерей Николай Щелочков.

Как бороться с гордыней?

Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты -- тоже от Него. Всё, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет -- чем же гордиться? Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: "Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели". В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя -- надеяться нельзя. Спросят: "У тебя зубы больные?" Надо ответить: "Господь пока хранит, милует".

Один священник мне рассказывал: "Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи - опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову"...

Нас хранит только -- благодать Божия! Себя нигде НЕЛЬЗЯ -- ставить вперед. Если Господь тебе ДАЕТ -- силы совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! "Не я, а Господь", -- так апостол Павел говорил. -- "Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15.10). Господь же говорит нам: "Без Меня -- не можете делать ничего" (Ин.15,5).

Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова - подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: "Ты уже совершенный", он смотрел на стену и читал: "А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему? " "Любишь ли ты врагов? " И начинал себя обличать: "Все это -- ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви". Приходит ему мысль и он читает: "Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит? " И говорит себе: "Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной". Так у него много было написано ответов на смещающие душу мысли от врага, и он сам себя -- ОБЛИЧАЛ, смирял. Люди, подобные ему, так достигали -- смирения.

А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание -- нёс на кухне. Он, себя смиряя, говорил: "Господи, все спасутся, один я погибну". Смотрел на огонь печи: "Одна моя окаянная душа будет в огне гореть". И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах...

А один старец повелел загасить в большой печи огонь своему келейнику. Тот туда влез и мантией загасил его, и нисколько не обжегся -- за послушание.

Были такие люди послушные: старец посылал переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенял себя крестом и -- в воду! Садился -- на крокодила верхом и на другую сторону реки переплывал. Они его не трогали -- за послушание!

Бывало, старец давал сухую виноградную палку и велел идти за 5 км, воткнуть ее в песок и поливать каждый день; а когда оживет, зацветет и даст плод, принести ему. Приходилось послушнику каждый день ходить туда и обратно, поливать палку. За послушание эта виноградная сухая ветвь расцветала и давала плоды...

Давали рассаду капусты двум послушникам. Одному велели сажать обычно, а другому -- корешками вверх. Представьте себе, если бы сейчас такое послушание дали современному послушнику! Он сказал бы: "Старец совсем обезумел. Какие глупости -- сажать капусту вверх корешками!> А люди не рассуждали; потому что спасение начинается с послушания -- "Благословите", и все. За послушание возрастали плоды добродетелей. Такие люди быстро достигали совершенства, становились святыми и получали вечное блаженство на небе.

Наши рекомендации