Тема 8. Учение об Искуплении

Понятие об искуплении. Библейские и святоотеческие образы искупления. Юридическая и нравственная теории искупления, их переосмысление в православном богословии XX века.

Составляющие искупления. Боговоплощение. Учение Иисуса Христа. Чудеса Иисуса Христа. Крестная смерть. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом.

Воскресение Иисуса Христа. Вознесение Иисуса Христа на небо. Вечное царствование Иисуса Христа по вознесении на небо. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа.

Учебные пособия и дополнительная литература

Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 397-452.

Воронов Ливерий, прот. Догматическое богословие: Учебник для духовных учебных заведений. — СПб.: Издательский дом Московского Патриархата «Хроника», 1994. — С. 51-72.

Гнедич П., прот. Догмат искупления. — М., 2007.

Лосский В. Н. Искупление и обожение / Пер. В. Рещиковой // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. — С. 273–288.

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 2. — С. 90-139.

1.1. Понятийно-тематический минимум

Теория искупления (юридическая, нравственная, органическая), Гефсиманское борение, Крест, сошествие во ад, воскресение, вознесение, пятидесятница.

1.2. Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия спасение и искупление?

2. Этимология слова искупление.

3. Какова цель искупления?

4. Перечислите библейские и святоотеческие образы спасения.

5. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны юридической, нравственной и органической теорий искупления.

6. Перечислите составляющие искупления.

7. В чем заключается значение Боговоплощения в деле искупления?

8. В чем заключается значение учения, пророчеств и чудес Иисуса Христа в деле искупления?

9. Какое место занимает Крестная Жертва в деле искупления?

10. Кому приносится Крестная Жертва?

11. В чем заключается значение сошествия Иисуса Христа во ад в деле искупления?

12. В чем заключается значение Воскресения Иисуса Христа в деле искупления?

13. В чем заключается значение Вознесения Иисуса Христа в деле искупления?

14. Перечислите плоды искупительного подвига Иисуса Христа.

2. Богословское осмысление богослужебных текстов

«Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» (Страстная седмица. Пятница. Утреня. Седален по 15 антифоне)

«Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота. Сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращься Воскресением, дарова нам живот вечный, яко Един Благ и Человеколюбец»(Страстная седмица. Суббота. Утреня. Стихира на хвалитех)

«Приидите, вси языцы, / благословенному Древу поклонимся, / имже бысть вечная правда: / праoтца бо Адама прельстивый древом / Крестом прельщается / и падает, низвержен, падением странным, / мучительством одержавый царское здание; / Кровию Божиею яд змиев отмывается, / и клятва разрушися осуждения праведнаго, / неправедным судом Праведнику осуждену бывшу; / Древом бо подобаше древо исцелити / и Страстию Безстрастнаго, яже на Древе, / разрешити страсти осужденнаго. / Но слава, Христе Царю, / eже о нас Твоему мудрому смотрению, / имже спасл eси всех, / яко Благ и человеколюбец» (Воздвижение. Великая вечерня. Стихира на и ныне на Господи воззвах)

«Радуйся, слепых наставниче, / немощных врачу, / воскресение всех умерших, / воздвигнувый ны, во тлю падшия, / Кресте честный, / имже разрушися клятва, и процвете нетление, / и земнии обожихомся, / и диавол всеконечно низвержеся. / Днесь воздвизаема тя видяще руками архиерейскими, / возносим Вознесеннаго посреде тебе / и тебе покланяемся, / почерпающе богатно велию милость» (Воздвижение. Великая вечерня. Стихира на стиховне)

«Иже прежде век из Отца рождся паче мысли, / из Девы напоследок воплотися, якоже весть Сам, / хотя человечество обновити, истлевшее лукаваго змия советом» (Неделя святых отец. Тропарь канона предпразднству Рождества)

«Иже в Вышних соседяй Отцу и Духу, / смирившееся естество человеческое видев, / Сын Божий Безначальный начало приемлет / и хощет плотию родитися, яко человек» (Неделя святых отец. Тропарь канона предпразднству Рождества)

«Во ад Божественное низшествие Твое, Христе Боже, мертвым жизнь явися: / Ты бо врага связал еси державу доле, Благий, / и Небесную стезю человеком отверзл еси» (Неделя святых отец. Тропарь канона предпразднству Рождества)

«Не истле во гробе пречистое тело Избавителя лежащо, / но, яко силен, сокруши адовы вереи / и воскресе во славе, Христе, тридневно» (Неделя святых отец. Тропарь канона предпразднству Рождества)

«Видел еси нашу болезнь и озлобление, Щедрый Христе, / и не презрил еси нас, но истощил еси Тебе Самаго, не отступив Родителя, / и вселился еси во утробу Неискусобрачную, / яже неболезненно родити Тя плотию в вертепе предгрядет» (Неделя святых отец. Тропарь канона предпразднству Рождества)

«Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: / средостение градежа разрушися, / пламенное oружие плещи дает, / и Херувим отступает от древа жизни, / и аз райския пищи причащаюся, / от негоже произгнан бых преслушания ради; / неизменный бо образ Oтечь, / образ присносущия Eго, / зрак раба приемлет, / от Неискусобрачныя Матере прошед, / не преложение претерпев, / eже бо бе пребысть, Бог Сый истинен, / и eже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. / Тому возопиим: / рождейся от Девы Боже, помилуй нас» (Рождество Христово. Великая вечерня. Стихира)

«Неизреченным советом раждается плотию, / Безплотный описуется ныне телом, неописанный, / и спасает непреложно оба существа; / начало приемлет, Иже естеством Безначальный и Един Безлетен; / зрится Младенец, Сый всесовершенный; / носится руками, носяй всяческая. / Темже Того сродством почтенныя / яко Бог венчает Своим Рождеством, / яже прославляюще верою, немолчно вопием: / Щедре, спасай Тебе чтущия» (Неделя после Рождества Христова. Икос)

«Днесь спасения нашего главизна / и еже от века таинства явление: / Сын Божий Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует. / Темже и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою» (Благовещение. Тропарь)

«Еже от века таинство открывается днесь, / и Сын Божий Сын человечь бывает: / да, хуждшее восприем, подаст ми лучшее. / Солгася древле Адам, / и Бог, возжелев быти, не бысть: / Человек бывает Бог, / да бога Адама соделает. / Да веселится тварь, да ликовствует естество, / яко Архангел Деве со страхом предстоит / и – еже радуйся – приносит, печали сопротивное. / За милосердие милости вочеловечивыйся, / Боже наш, слава Тебе» (Благовещение. Стихира на и ныне на хвалитех)

Тема 9. Учение о благодати

Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом спасения. Основания учения о благодати в Священном Писании. Значение слова “благодать”. Участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаянии благодати. Благодать как свойство существа Божия. Благодать как сила Божия.Виды благодати: всеобщая (предваряющая) и церковная. Особые дарования благодати.

Отношение благодати к свободе: пелагианство, учение блж. Августина, православный взгляд. Значение веры и добрых дел для спасения. Необходимость Церкви в деле освящения.

Учебные пособия и дополнительная литература

Воронов Ливерий, прот. Догматическое богословие: Учебник для духовных учебных заведений. — СПб.: Издательский дом Московского Патриархата «Хроника», 1994. — С. 32-38.

Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 454-482.

Иванов М. С. Благодать // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». — Т. 5.— С. 302–313.

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 2. — С. 190-240.

1.1. Понятийно-тематический минимум

Благодать, пелагианство, синергия, освящение, обожение.

1.2. Вопросы для самопроверки

1. Может ли человек спастись своими силами?

2. Перечислите различные значения слова благодать: а) в Ветхом Завете; б) в Новом Завете.

3. Охарактеризуйте участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаянии благодати.

4. Как следует понимать слова «Благодать Святого Духа», или «Дар Святого Духа»?

5. Что такое обожение?

6. Изменяет ли благодать природу человека?

7. В чем заключается сущность пелагианства?

8. Почему данное учение неприемлемо с православной точки зрения?

9. В чем состоит заблуждение блаж. Августина в вопросе о соотношении благодати и свободы?

10. Каково православное понимание соотношения благодати и свободы?

11. Какое значение имеют вера и добрые дела для спасения?

2. Богословское осмысление фрагментов святоотеческих текстов

Василий Великий, свт. О Святом Духе к св. Амфилохию, епископу Иконийскому // Василий Великий, свт. Творения: в 5 ч. — М.: Паломник, 1993. — Репринт: М., 1846. — Ч. 3. — С. 264-267. (Фрагмент главы 9 «Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания»).

«22. Исследуем теперь, каковы наши общие понятия и о Духе, как собранные нами о Нем из Писания, так и позаимствованные из неписанного предания отцов. И, во-первых, кто, услышав наименование Духа, не воспрянет душой и не вознесется мыслью к Естеству Высочайшему? Ибо Он называется Духом Божиим (Мф. 3:16) а Духом истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15:26), Духом правым. Духом Владычним (Пс. 50:12, 14). Дух Святой есть главное и собственное Его имя. И оно преимущественно пред всяким другим есть именование чего-то бесплотного, чисто невещественного и несложного. Посему и Господь в беседе с женой, которая думала, что Богу должно поклоняться в известном месте, научая ее, что бестелесное беспредельно, говорит: Дух есть Бог (Ин. 4:24). Поэтому, слыша слово Дух, невозможно вообразить в мысли естества ограниченного, или подлежащего изменениям и переиначиваниям, или вообще подобного твари, но, простираясь мыслями к Высочайшему, необходимо мыслить себе сущность умную, бесконечную по силе, беспредельную по великости, не измеримую временами или веками, не оскудевающую обладаемыми благами. К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении; Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не через прибавления возрастает, но полон сразу, Сам в Себе утвержден и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собой всякой разумной силе при искании истины как бы некоторую очевидность. Он неприступен по естеству и удобовместим по благости; хотя все исполняет Своей силой, однако же сообщается одним достойным и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах (ср. Евр. 2:4), весь присутствует в каждом и весь повсюду. Он, разделяемый, не страждет и, когда приобщаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние сие озаряет землю и море и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которой наслаждаются причащающиеся по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа.

23. Тесное единение Духа с душой есть сближение, не в соответствии с местом происходящее (ибо бестелесное может ли приближаться телесным образом?), но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу и отдалили ее от сродства с Богом. Посему кто очистился от срамоты, которую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, через очищение как бы возвратил прежний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, встречая чистое око, в Себе Самом покажет тебе Образ Невидимого. А в блаженном созерцании Образа увидишь неизреченную красоту Первообраза. Через Духа восхождение сердец, руководство немощных, усовершение преуспевающих. Дух, воссиявая очищенным от всякой скверны, через общение с Собой делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяния дарований, небесное жительство, ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселье, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого обожение».

- Какую характеристику Святого Духа как Освятителя предлагает преп. Василий Великий?

- Перечислите приводимые им условия и плоды освящения.

Тема 10. Учение о Церкви

Понятие о Церкви Христовой. Церковь Христова на земле. Библейские и святоотеческие образы Церкви. Основание Церкви Иисусом Христом. Цель Церкви. Существенные свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостольство. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Участь отступников от веры. Участь находящихся вне Церкви.

Союз между Церковью земной и небесной. Ходатайство святых за верующих. Почитание святых. Почитание мощей святых. Почитание святых икон.

Учебные пособия и дополнительная литература

Воронов Ливерий, прот. Догматическое богословие: Учебник для духовных учебных заведений. СПб.: Издательский дом Московского Патриархата «Хроника», 1994. — С. 77-94.

Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 483-514, 524-534.

Лосский В. Н. О третьем свойстве Церкви / Пер. В. Рещиковой // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. — С. 545–558.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М.: Центр «СЭИ», 1991. — С. 102–148.

Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — Т. 2. — С. 144-190.

Мейендорф И., прот. Кафоличность Церкви // Он же. Православие в современном мире. — М.: Путь, 1997. — С. 110–128.

Флоровский Георгий, протоиер. Христос и Его Церковь. Тезисы и критические замечания / Пер. В. Пислякова // Лосский В. Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общ. ред. В. Пислякова. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. — С. 600–615.

1.1. Понятийно-тематический минимум

Экклесиология, Церковь, Земная Церковь, Небесная Церковь, существенные свойства Церкви (единство, святость, соборность, апостольство), икона, иконопочитание, иконоборчество, мощи.

.

1.2. Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под Церковью в общем смысле?

2. Раскройте содержание понятия Земная Церковь.

3. Кто входит в Церковь Земную?

4. Кто входит в Церковь Небесную?

5. Перечислите библейские и святоотеческие образы Церкви.

6. В чем заключаются цель и задачи Церкви?

7. Возможно ли спасение вне Церкви?

8. Охарактеризуйте существенные свойства Церкви.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Почему поклонение святым не является идолослужением?

10. Умаляется ли почитанием святых искупительный подвиг Христа? Почему?

11. Каковы богословские основания почитания мощей?

12. Каковы богословские основания почитания икон?

Наши рекомендации