Начало египетской цивилизации.

Чтобы почувствовать религиозную канву более глубже необходимо рассмотреть и историю Египта. Египетская цивилизация зримо на глазах археологов проходит путь от доисторического к историческому. Сама письменная история Египта занимает огромный промежуток времени. Первые датированные письмена принадлежат к 3150 году до Р. Х., но они появляются видимо ещё раньше. А египетская иероглифическая письменность кончается в четвёртом веке после Р. Х. В этот период Египет переходит к христианству и греческому алфавиту и коптский язык, с особым начертанием греческих букв и добавлением своих букв, сохраняется в Египте как живой письменный язык до XII века, а литургический язык до XVII века, когда происходит переход на арабский язык богослужения. Но в XX-том веке происходит коптское возрождение, а вмести с ним восстанавливается и язык. Таким образом можно сказать, что египетская цивилизация не прекратилась до сего дня. То есть письменной египетской цивилизации более пяти тысяч лет.

Египетская цивилизация древнее своей письменной составляющей. В эпоху палеолита нильская долина не была населена вообще, потому что она представляла из себя заболоченную местность, где практически не было животных, поэтому существовать с помощью охоты там было практически невозможно. Примерно в восьмом тысячелетии до Р.Х. происходит переход от палеолита к неолиту в Египте, это первая культуру, уже земледельческая культура, так называемая Тибитская культура. Памятник Комомбо – это раннепалеолитическое поселение в 150-ти км. к северо-западу от современного Каира, на границе с саванной, то есть люди боялись ещё селиться в долине. Здесь присутствуют все признаки неолитической культуры, с захоронениями рядом и под домами. Эта культура вторична, неолит Египта был воспринят из Передней Азии, так как здесь нет ни диких злаков, ни животных, которые бы потом были привиты и одомашнены. Но этнически это были египтяне, судя по костным останкам.

Но египетский этнический тип неоднороден, это соединение трёх этнических типов и даже разных рас. Как раз в Комомбо это Западный тип, Ливийский тип, который имеют современные берберы. Кроме того Восточная дельта – это семитический тип, южно-европеоидный, а верхне-египетский – это негроидный.

Седьмое тысячелетие – это культура Силуана. Это уже развитая ранненеолитическая культура, земледелие происходит уже в долине Нила.

Шестое тысячелетие – это Ниринда и Фаюм.

Пятое и четвёртое тысячелетие, когда появляется металл, эпоха Халкорита – это культуры Эль-Амра, Герза и Бадари (это названия современных деревень). В это время памятники искусства уже вполне египетские, они более примитивны, ещё не вполне выработаны. Вообще культурный взрыв происходит в Египте в четвёртом тысячелетии до Р. Х., видимо он знаменуется появлением государства и письменности, когда вдруг появляются абсолютно совершенные образцы египетского искусства. При чём они были настолько совершенны, что потом египтяне их просто копируют, выше подняться они уже просто не могли. Религиозные элементы появляются уже в этот период.

В четвёртом тысячелетии возникают уже огромные некрополи, то есть огромные кладбища. Они возникают там же, где и в более поздний период были особые точки связанные с почитанием умерших. Это, всем известные точки, Мемфис и Обидо, которые уже становятся огромными кладбищами. Вообще Египет - это страна где не забывают умерших. Под кладбища используют неплодородные земли, а пустыню. Во-первых, в плодородной земле нельзя хоронить, так как она размывается Нилом. Во-вторых, плодородную землю просто жалко. Поэтому в пустыне возникают гигантские кладбища, где хоронятся и естественно мумифицируются останки египтян. В Раннем Египте не умели ещё мумифицировать, но раннеегипетские останки часто сохраняются лучше, чем более поздние из-за сухости климата и из-за того, что никакими искусственными средствами не касались тел. Таким образом сама природа распорядилась чтобы тела египтян были нетленными, а это было их мечта после смерти. Поэтому культ умерших в пятое-четвёртое тысячелетие очевиден, и захоронения по ориентации (лицом к югу), с зёрнами пшеницы во рту, более поздние символы, присутствуют уже в этот период.

С 3500-го года наступает протодинастический период, то есть период, который предшествует египетским династиям. Что такое династия? Уже в поздний период, когда Египет был под властью греков, тогда один из египетских священников, Менефон, написал историю Египта, которая до нас целиком не дошла, но в ней он предложил деление на 30 династий, по династиям царей. И этот принцип сохранился до настоящего времени. Додинастический период – это время до первой династии. Менефон писал в первом веке до Р. Х., поэтому то было за 3000 лет до него он не знал. И совершенно очевидно, что цари были уже до первой династии. Так что додинастический период это уже государственный период. В это время гробницы царские и вельмож копируют гробницы Месопотамии. Период до династии – это период влияния Шумера, который религиозно превалировал в регионе и очень много в Египте это аналоги шумерского, но уже с египетским смыслом.

Династический период это примерно 3000-ный год до Р. Х. Сэр Алан Гарденер датирует начало династии 3100-тым годом.

Ранне-династический период – Раннее Царство – 1 и 2 династия. 3000 – 2778 гг. Это ещё доминирование месопотамских традиций. Храмов ещё не строят, поэтому всю информацию мы узнаём из гробниц. В то время строят мастабные гробницы (от араб. мастаба – скамья), которые по своей форме напоминают скамью. Они уходят глубоко под землю, но в то же время они похожи на крепости. Это как жилой дом, в нём много комнат и даже есть туалет. Вообще в текстах очень часто говорится, что умерший есть, пьёт и т.д. Это знак того, что человек жив после смерти. Это образы жизни, дом смерти предназначен для жизни. Это может быть наивное представление о том, что человек будет жить полноценной жизнью.

Первого царя зовут Менес, царь Мина. Менефон говорит, что он основал город Мемфис, как новую столицу Египта. Город Мемфис, который находится рядом с Каиром, расположен в точке где кончается Нил и начинается Дельта, то есть он находится на границе Верхнего и Нижнего Египта. Имя этого царя в латинской транскрипции читается как MS. Мен – это видимый, явный, то есть он проявитель чего-то. Историки говорят, что Менес объединил два царства - Верхний и Нижний Египет. Но уже до Менеса, так называемая, корона Верхнего и Нижнего Египта (нижняя часть короны была белого цвета, а верхняя – красного, так же на ней были изображения кобры и коршуна) носилась многими царями. В этой короне верхняя часть изображает небесный мир, а нижняя – земной мир, и царь – объединитель двух миров. Но топография Верхнего и Нижнего Египта это икона объединения небесного и земного миров. По всей видимости до Менеса был период политического хаоса, страна распалась на несколько частей. Но объединение страны Менесом был не политический факт, а духовный факт, таким образом восстанавливалась целостность бытия, сердцем которого был царь.

Древнее Царство 2778 – 2263 гг. 3 – 6 династии. В этот период принципиально меняется архитектура гробницы. Первый же царь третей династии, Джосер, строит пирамиды. Это ещё ступенчатая пирамида, не идеальная правильная пирамида как позже. Возникает новая религиозная логика. В заупокойных храмах и гробницах начинает использоваться гранит, твёрдый и тяжёлый камень, в отличие от алебастра. Начинают строится грандиозные заупокойные сооружения. Ряд учёных предполагают, что мегалитическая религиозная идея достигает Египта. Её смысл в том, что для Бога надо много трудиться, что человек должен жертвовать свою силу для Царствия Небесного. Расцвет пирамид это уже четвёртая династия (пирамиды Хеопса). С одной стороны эти пирамиды строятся как символ соединения царя после смерти с миром богов, и скорее через царя всего народа, но для этого царь должен быть божественным уже в этой жизни. Но Хеопс таковым не был, он был деспотом. Поэтому в пятой династии власть принадлежит уже жрецам и священникам из Гелиополя. Последний царь пятой династии, Унас, был первым царём, который повелел в своей гробнице высечь заупокойные тексты, которые никогда до этого не писались нигде. Это и есть первые Тексты Пирамид. Уже цари шестой династии все фиксируют эти тексты в своих гробницах. Причём что-то старое в них исчезает, а новое добавляется, то есть это ни какой-то мёртвый канон, хотя основные идеи и речения дословно совпадают, но достаточно много и нового, и тексты всё увеличиваются в объёме. Но это не единственные заупокойные тексты, это тексты мистериальные, то что должно читаться в святая святых. А тексты, которые можно было читать живым, это тексты заупокойного храма, они писались уже со 2 – 3 династии. А текстов подобных по своему уровню священности Текстам Пирамид нет нигде в мире. Их записывали только в Египте в наглухо замурованной камере. Примерно одновременно с Текстами Пирамид, при шестой династии, появляются Тексты Саркофагов. Их уже пишут не цари, а богатые люди, которые могут себе позволить покупать кедровый гроб. Гроб связан с культом Древа Жизни, тело положенное в гроб растёт вверх, подобно дереву. В этих гробах тоже писали заупокойные тексты, близкие к текстам пирамид, во многом совпадавшие. Но Тексты Саркофагов это неверное название, так как саркофаг обозначает поедатель плоти, а в Египте саркофаг это хранитель плоти, которая должна будет воскреснуть.

После конца шестой династии начинается смута и первый переходный период. 2263 – 2100 гг. Происходит страшная социальная катастрофа, разграблены гробницы, мёртвые не хоронятся, а просто сбрасываются в реку. Неслучайно уже начинали писаться Тексты пирамид и Саркофагов, скорее всего уже были предпосылки к этому хаосу. Богатые люди уже не верили, что, как и раньше, придут священники и будут читать заупокойные молитвы и приносить жертвы. Скорее всего царь перестаёт быть для народа, а народ становится для царя. Но на этом не кончается история Египта, Египет смог сделать выводы из произошедшего.

В 2100-том году, при 11-ой династии Египет снова становится единой страной, и возникает эпоха Среднего Царства.

Лекция III

Классическая эпоха Египта.

Около 2100-го года в Египте снова устанавливается стабильное государство, Египет опять воссоединяется после долгого периода смуты. И период с 2100 до 1785 года именуется Средним Царством, он охватывает вторую половину 11-той и всю 12-тою династии. Среднее царство считается временем величайшего культурного рассвета Египта, в это время уже искусство, литература, поэзия перестают быть чисто религиозными, общество становится менее серьёзным. Но это не значит, что оно становится несерьёзным, в нём всё равно очень глубоки религиозные основания, ориентация на вечность, ориентация на победу над смертью. В это время впервые Египет раздвигает свои границы и становится империей, Египет покоряет Чёрную Нубию (Судан), то есть Египет продвигается вверх по Нилу. И покоряет Переднюю Азию, то что позже станет Израилем, а в то время было заселено ханонейскими племенами, все царства вплоть до Ливана платят дань Египту. В этот период тексты в пирамидах продолжают писаться, но доминирующим, главным, кроме художественных, для нас являются религиозные гимны и молитвы.

В 1785 году Египет подвергается гесскому завоеванию, это люди пришедшие из Синая. Второй Переходный период продолжается с 1785 по 1580 год. В этот период Египет распадается на много провинций. Это период 13-той – 17-той династий. Борьбу за воссоединение и возрождение Египта начинает Яхнес, эта борьба увенчивается успехом. И с 1580-го года по 1085-го год начинается новое царство и оно охватывает 18-тую – 20-тую династии. После освобождения начинается очень мощный культурный, национальный и религиозный подъём. При Рамзесе II Египет становится самой крупной империей за всю свою историю, войска Рамзеса стоят на Евфрате, в глубине Чёрной Нубии, дань ему платят Крит и острова греческого архипелага, вся Палестина, Ливан. Рамзес разделяет сферы влияния с Хеттским царством, мирный договор с хеттским царём говорит, что Малая Азия принадлежит хеттам и часть северной Сирии, а всё что южнее принадлежит Египту. В это время время достигает максимального подъёма широкая, общегражданская религиозная традиция, каждого египтянина хоронят так, как раньше хоронили только очень богатых людей, то есть вырастает уровень богатства и уровень равенства людей. Главным религиозным текстом этого времени является «Книга Мёртвых», это европейское название, египтяне же всегда называли её «Книга выхода в день», то есть выхода из смерти, из ночи – книга воскресения. Сейчас собрано 185 речений из Книги мёртвых, большая часть собрана Баджем. Все они более или менее одинаковые, они писались или все, или только самые значимые на папирусах где так же были картинки (это нововведение Нового Царства, так как ни в Древнем, ни в Среднем царствах картинки заупокойного мира не рисовали). Эти тексты с картинками вкладывались в погребальные пелены мумии, искусственная мумификация в этот период достигает величайшего совершенства и тела из Нового царства до сих пор сохраняются в очень хорошем состоянии. Искусство достигает монументальных форм, страна исключительно богата, кроме того Египет становится интеллектуальным центром мира, египетских врачей приглашают ко дворам вплоть до Индии, египетские инженеры и математики ценятся по всему миру. В самом Египте строятся сооружения колоссальной сложности. Знания астрономии, светил тоже достигаю высочайшего рассвета. Воинское искусство тоже блистательное, египтяне воюют уже используя строй и тактику, сохранились даже трактаты по военному искусству.

После Рамзеса II, в 1200-том году происходит очень мощное переселение народов на Переднем Востоке и Восточной Европе. Вторгаются индоарии, дарийские дикие племена в Грецию и фактически вытесняют жившие там до этого цивилизованные ахайские племена. В Египте это называют «Движение народов моря», так как ахайцы были хорошими мореплавателями и корабелами. Это приводит к гибели хеттского государства, которое больше никогда не восстановится. Но это движение останавливает фараон Мернептах. По всей видимости именно ему принадлежит Стела Израиля, первое историческое упоминание о евреях в монументальных письменных источниках. Но постепенно в Новом царстве Египта начинается внутренняя деградация, большое богатство очень пагубно. Империи такого масштаба редко гибнут из-за внешних ударов, они, как правило, гибнут всегда внутренне. Цари становятся всё более и более слабыми, власть переходит к священнослужителям фиванских храмов. Египет постепенно из монархии становится теократией. Если в Древнем царстве царь и был главным священным лицом, а все священники лишь действовали от его имени, то теперь уже ситуация иная. Западные кочевники, ливийцы, захватывают большую часть Египта. И с 1085-того по 950-тый год происходит Третий Переходный период. Египетская государственность сохраняется в Фивах, но там происходит мирное соединение египтян и чёрных нубийцев.

В Новое царство происходит попытка религиозного переворота, который принято называть «Переворот Эхнатона». Эхнатон (Слава Атона), или Аменхотеп IV, египетский царь, который провёл очень крупную религиозную реформу. Многие считают, что это начало египетского монотеизма, некоторые говорят, что это произошло под влиянием евреев, но это не соответствует истине. Эхнатон правил в 1367 – 1350 годах действительно в период пребывания евреев в Египте. Переворот Эхнатона имел совершенно иной характер. Смысл этого переворота заключался в том, что если до этого царь считался сыном Бога Творца и образом Бога Творца и должен был соответствовать божественным принципам маат, то Эхнатон объявляет всё наоборот, что Солнце – это икона царя, царь и есть абсолютное божество, он спасает и он приводит к вечной гибели. Царь – вечное, абсолютное и совершенное существо которому надо повиноваться как Богу, и никакого Бога помимо самого Эхнатона нет, а его небесным образом является Атон, то есть солнечный диск. Этим эпитетом иногда до этого награждали Бога Творца, теперь же это икона самого царя. Все имена богов, все божественные сущности вымарываются, уничтожаются. Поэтому Эхнатон строит себе новую столицу, никак не связанную с прошлыми божественными представлениями – Яхт-Атон (Заря Атона) (сейчас называется Эль-Амарна). И только его сын, Тутанхамон, которого при нём звали Тутанатон (Вечно живой Атон), отказался от реформ своего отца и вернулся к привычной форме богослужения. Это был страшный, тоталитарный период, было запрещено белить какие-либо изображения кроме изображений царя. Если в гробнице вблизи Яхт-Атона обнаруживали старые изображения богов, то её разрушали, а её владельца казнили, обычно сжигали, так как для египтян самое страшное это уничтожение тела. Поэтому эта казнь применяла до этого очень редко. По этой причине имени Аменхотепа IV нет практически ни в одном царском списке, его именовали не иначе как «Враг из Яхт-Атона».

В искусстве Эль-Амерны есть одна очень интересная деталь, оно исключительно натуралистично, всё изображается так как оно есть на самом дела. Эхнатон был по все видимости династическим вырожденцем, ясно видно, что у него деформированный череп, тяжёлая нижняя челюсть, несоразмерно большая голова, отвисший живот. Это обычно не изображалось, сохраняя портретность изображался совершенный тип человека, как икона. В чём же причина этого изменения? Пока идеалом был совершенный Бог, то естественно человеческий образ идеализировался в отношении совершенного Творца, но если идеалом является реальный царь Аменхотеп IV, то с чего брать идеал? Идеала нет, то есть идеал он сам, то есть надо изображать то, что он есть максимально тщательно, максимально соответственно его внешности, а все подданные будут изображать себя не под идеальный божественный тип, а под него.

Поэтому период Эхнатона это не попытка перехода к монотеизму, а максимальное обожествление царя, попытка построения тоталитарного государства. Видимо эти реформы очень сильно расшатали Египетское государство и после этого оно стало слабеть, наступает Третий Переходный период. Ливанцы захватывают Египет, фиванцы начинают просить помощи у суданских царей, в конечном счёте происходит освобождение и объединение Египта в 950-том году при 22-той династии. И Поздний Египет это 950-тый – 525-тый годы, 22-ая – 26-ая династии. Это время воспоминаний и рефлексий, Египет уже практически не выступает за пределы своих границ. На какое-то время в 7-6 веке, Ассирия завоёвывает Египет, но всё это быстро заканчивается, так как вскоре сама Ассирия завоёвывается Ново-Вавилонским царством. В 525-том году происходит новое завоевание, персидский царь Компис завоёвывает Египет и это завоевание продолжается до 404-того года, это 27-ая династия, в Персии это с Комписа до Дария II. В 404-том году Египет восстанавливает свою независимость, египетский полководец Псенметих устраивает освободительную войну и прогоняет персов и восстанавливает египетскую государственность, это так называемая Мендесская Сибинитская династия 404-тый – 343-тий годы, последняя 28-ая – 30-ая династии. В этот период Египет посещает Геродот и даёт первое подробное описание Египта (2-ая книга «Истории»), в то время ещё традиционного Египта.

В 343 году персы вновь захватывают Египет. Это 31-ая династия. Но в 332-том году Александр Македонский, разгромив персидские войска в Малой Азии, триумфально входит в Египет. И он входит в Египет не как новый завоеватель, а как освободитель, он себя провозглашает наследником египетских царей. В оазисе Сива оракул Амона объявляет, что Александр пришёл освободить египтян. Александр венчается двойной египетский короной, короной Верхнего и Нижнего Египта, которой никогда не венчались персидские цари, то есть он объявляет себя владыкой, сыном Божьим и принимает на себя все остальные титулы египетских царей. С этого времени Египет находится в системе греческой, эллинистической власти, сначала в империи Александра до 305-того года, а после весь Египет переходит под управление одного из полководцев Александра Птолемея Лага, и создаётся династия Лагидов, правившая с 305-того до 31-то года до Р. Х. В эпоху Лагидов происходит синтез греческой и египетской традиций, греческой и египетской культуры. Египет, всегда очень замкнутый культурно и религиозно, открывается через Грецию. Это период продолжения египетской религиозной традиции, но уже с некоторой греческой примесью. В это время строятся огромные храмы, продолжается традиция египетских захоронений, греки, переселившиеся в Египет, перенимают всё эти традиции.

В 31-ом году Египет завоёвывается Юлием Цезарем и становится римской провинцией, и остаётся таковой до 642-го года. За это время апостолом Марком в Египте проповедано христианство, и Египет, как пишет Евсевий Кисарийский, становится первой страной мира, которая всецело принимает христианство. Если в остальных местах во времена Константина Великого христианское население достигало не более 10% населения, то в Египте практически всё коренное население уже христианское. Как такая мощная религиозная культура так легко приняла христианство? Возможно это происходит от того, что христианство продолжает привычку глубокого метафизического умозрения. Это знак того, что египетская цивилизация не отвратила, подготовила к Благой Вести население этой древней страны.

В 642-ром году Египет завоёвывается мусульманами во главе с халифом Омаром, но при этом сохраняются коптские церкви. 642-1517 Египет под властью мусульман, а в 1517 году входит в состав государства Османов. И уже в XIX веке с приходом Наполеона Египет становится практически независимым и попадает под власть Англии. И сейчас Египет выбирает в основном домусульманскую символику. Например на гербе страны присутствует изображение сокола, тогда как в исламе изображение всего живого запрещено, а сокол это символ царской власти Египта, начиная с Додинастического периода.

Это удивительная страна, которая живёт как единый культурный поток, по крайней мере, с пятого тысячелетия до Р. Х. уже 7000 лет, и равной ей по преемству традиций и этническому единству страны в мире нет, ни Китай, ни Индия такими странами не являются. Это страна где сменилась религиозная матрица, но не изменилась культура и новая христианская религиозная культура как бы была раскрытием и завершением древней египетской религиозной идеи. Во Христе египтяне узнали Того, Кого они ждали тысячелетия, поэтому так легко произошла христианизация. Ещё Геродот пишет: «Египтяне самые богобоязненные люди из всех». Эта богобоязненность во многом и обеспечила прочность и сохранность культуры. Когда нет Бога теряются и внешние формы культуры. Платон передаёт слова, которые Салону сказали египетские священники: «Ах, Салон, Салон! Вы эллины вечно остаётесь детьми и нет среди эллинов старца. Все вы юны умом, ибо умы ваши не сохраняют себе никакого предания, искренне переходившего из рода в род и никакого учения поседевшего от времени». И наконец мы помним удивительные слова, которые сохраняет для нас Новый Завет (Деяние Апостолов 7 глава): «И научен был Моисей все мудрости египетской и был силён в словах, делах». Что же это за «мудрость египетская»? Безусловно она многогранна, но здесь конечно говорится о мудрости религиозной, мудрости духовной.

Итак, в Египте было взято нравственное, философия, логика, всё то религиозное культурное начало, которое понадобилось потом Ветхому Завету и христианству, чтобы украсить, чтобы облечь в полноту культурную, богословскую наше словесное убранство. Долгое время мы не знали этого, так как не знали египетского языка. Но благодаря открытию Жана Франсуа Шампьона, сделанному в 1819 – 1822 годах, мы научились читать египетские тексты. И прочтя египетские тексты мы видим сколь многое было заимствовано и в идеях, и в формах, и в литературных образах, и в художественных приёмах из Египта. При этом нужно помнить, что в Египте два пласта культуры. Для простецов внешне это сказки, но есть внутренний класс, который понять не так легко.

Лекция IV

Бог в древнем Египте.

Первым делом необходимо разобрать проблему видения Бога в Древнем Египте. Что же было в Египте монотеизм или политеизм? Вопрос этот непривычен, так как обычно принято говорить о многобожии в Древнем Египте, но серьёзное изучение ставит более сложные вопросы. Отец Александр Мень в своей книге «Магизм и единобожие» однозначно относит египетскую религию к магизму, но для современной египтологии этот вопрос является открытым.

Для нас это особенно важно, потому что мы говорили, что в отличии от религии доисторического человека, религия внеисторического человека склоняется к пандемонизму. Но есть и религия древнего человека, которая судя по её признакам склоняется скорее к монотеизму. Поэтому особенно интересно взглянуть на религию Древнего Египта, подтверждает ли она монотеистическую точку зрения или политеистическую.

С доисторического времени Бог изображается значком:

которому даются самые разные объяснения, произносится он как ntr (нечер), это звучание восстановлено благодаря коптскому языку, где есть слово нойте. И звучание этого иероглифа и его изображения значимы. Сэр Эрнст Альфред Уолес Бадж (1857-1934) в своей книге «Египетская религия и египетская магия» говорит, что это изображение это безусловно каменный топор, секира. В более крупных и ранних изображениях видно древко и ремни, которыми привязана каменная часть к деревянной. Символом Бога-Творца в мегалите тоже является каменный топор, которые закапывали в основания менгиров. То что слово нечер это Бог это явствует не только из коптского языка, но до нас дошёл ещё один очень интересный текст с которого началась дешифровка египетского языка, это так называемый Розетский камень, надпись на нём 196 года до Р. Х. Он сделан уже в эпоху греческих царей, и надпись на нём сделана на трёх языках, на греческом, на древнеегипетской иероглифике и на древнеегипетской демотике. С Нового царства иероглифика используется только для монументальных священных текстов, а так использовалась скоропись, которая очень сильно отошла от иероглифики и очень сильно напоминает арабский шрифт. Жак-Франсуа Шомпальон взяв этот камень смог расшифровать египетский язык, сложность была в том, что греческий язык буквенный, а египетский слоговой. В этом камне не раз употребляется слово Бог (Θεός), переводом которого является слово нечер, то есть совершенно очевидно, что это одно и тоже слово. Бадж открыл, что в Новом царстве эти верёвки перестают изображать, топор становится металлическим.

Но этот символ, который можно интерпретировать как Бог как мощь, сила, подвергся сомнению. Сэр Алан Гарденер предложил новую трактовку, говорит, что это не топор, а флаг, так как перед египетскими храмами часто ставили на шестах флаги. Но флаг изображает Бога, или знак Бога копирует флаг? Это две разные вещи.

Эрик Хорнун пишет, что это действительно флаг, но флаг не иероглиф от флага, а флаг от более древнего изображения Бога. Он напоминает, что в Египте принято изображать мумию как вертикально, так и лежачую, а данный символ есть именно изображение мумии, но перевёрнутое с ног на голову. Это явная спекуляция. Он объясняет свою интерпретацию так. Мумия это изображение умершего, умерших называли нечер, следовательно всё правильно. Умерших и правда называли нечер, чтобы подчеркнуть, что происходит процесс обожения и умершие становятся богами.

По-коптски слово нойте очень напоминает слово нойтен, которое является тем же что и слово натр. Есть такая Нитрийская долина, которая была обиталищем многих подвижников, расположенная между Каиром и Александрией. В Нитрийской долине добывается щёлок, который используется для приготовления мыла, но в Египте он использовался также в мумификации, это имело символическое значение, это было биохимическим знаком обожения умершего. Щёлок это древнейшее очищающее средство, он растворяет все жиры и всякую грязь. Слово натр - это чистый, то есть это Тот, Кто не грязен как люди, не запачкан грехом, а Тот, Кто не имеет в себе ничего грешного. Для египтянина была важна эта чистота Бога. Поэтому имя Бога «Чистый». В 25-том речении Текстов Пирамид говорится: «О Неферкара, прими натр, предназначенный тебе, дабы стал ты богом», то есть натр как очищение человека для его обожения. Это представление о том, что надо человеку очиститься чтобы стать как Богу, это главная идея имени. Не для того даётся имя нечер, чтобы противопоставить человека Богу, а для того чтобы показать путь от земли на Небе, это путь идёт через очищение.

Тексты Пирамид, параграфы 2095-2096: «Восстань Неферкара, и взойди к солнцу в мире (речь идёт об умершем царе, надпись в покое где лежит саркофаг), ты посланец великого Бога, ступай на небе, пройди врата небосклона. Да поведёт тебя Геб (Земля – одна из божественных личностей в Египте), тебя имеющего душу свою с собою, тебя могущественного, имеющего мощь в теле своём. Божественная сила твоя во главе всех живых, божественная мощь твоя во главе всех воскресших».

Мы противопоставляем монотеизм политеизму, но всё не так просто. В Ветхом Завете слово бог многократно употребляется во множественном числе. В одном из псалмов те к кому обращено слово Божие называются богами, и вообще очень часто встречается упоминание богов во множественном числе. На Древнем Востоке категория «бог» была более широкой чем только Бог-Творец, обоженый человек тоже бог, то есть святой человек это бог по благодати. Божественные энергии исходящие от него тоже божественны.

Слово нечер употреблялось в отношении целого ряда сущностей. Во-первых, это Бог-Творец, единственный и нет второго подобного Ему. Но Бог-Творец именуется разными именами, в зависимости от того, какой аспект божественного хочет подчеркнуть говорящий. Кроме того, Бог-Творец существует в двух ипостасях, в ипостаси Бога по ту сторону творения и в ипостаси Бога творящего и это два разных личности имеющие одну сущность. Второй уровень, это многочисленные духи сотворённые Богом, но осуществляющие Его воля, не имеющие своей воли, отличной от воли Божьей, это слуги Божие. В текстах говорится, что они произошли из пота Бога-Творца. Третья категория, это обоженый умершие, это люди которые достигли божественного, стали просветлёнными. Аху – сияющий. Они изображаются в виде ибиса. Они тоже все боги. И нечри – обожение, превращение из человека в бога это столь же горячая мечта египтянина, как и православного. И наконец четвёртая категория, это люди живущие на этой земле, но чистые и пребывающие в Боге. Это, во-первых, царь, который бог по плоти, по определению, то есть царь должен быть таковым, но он не противопоставлен народу, а здесь на земле живая икона Бога.

Принято считать, что египтяне были солнцепоклонниками и полагали солнце богом. На самом деле солнце не было богом никогда. Но действительно слово Ра – солнце, которое иероглифически изображалось так:

Но когда египтяне говорили о Боге они добавляли один из божественных детерминативов, это мог быть знак нечер, а мог быть знак солнца, то есть египтяне всегда подчёркивали это солнце как светило или это солнце как икона Бога. То есть солнце было тоже живой иконой Бога. Почему? Плутарх в своём трактате «Об Изиде и Осирисе» прямо говорит, что солнце считают телом благой энергии, и как бы зримым выражением сверхчувственной сущности. Здесь мы можем заметить, что поэтика Ветхого Завета не так уж далека от Древнего Египта. 87 псалом 14 стихе: «Рано утром молитва моя предваряет Тебя», здесь говорится о предварении солнца, которое является иконой Бога, а в 83 псалме в 12 стихе прямо говорится, что Господь Бог есть солнце. Речь идёт о том, что и для царя Давида солнце было живой иконой Тварца. Один из наших богословов ХХ-того века Иван Попов в книге «Идея обожения в древневосточной Церкви» говорит: «Каждая часть твари и в себе сомой, и в других созданиях любит только отображение Бога и это связывает всю вселенную узами взаимного влечения. Видимое солнце символ Бога. Наша пища, одежда, топливо, само наше тело есть трансформация солнечного луча и к этому источнику силы в любви и радости тянется всё живое и чувствующее». Наша одежда, пища, топливо это всё появилось благодаря солнцу, то есть солнце это податель жизни, это очень важная идея для египтянина, ещё в эпоху неандертальца солнце было символом жизни (ориентация умершего по солнцу). Когда человек пытается дать Богу-Творцу некую форму, то солнце это первое, что приходит ему в голову. Солнце победитель тьмы и небытия, победитель смерти. За солнцем есть ещё одно большое значение, оно возрождается, каждый вечер оно умирает на западе, чтобы потом возродиться на востоке. С этой идеей возрождения и связана идея победы над смертью. Поэтому для египтян солнце многогранная вещь. Появляющееся солнце, которое восходит из смерти в жизнь, это солнце именуется хепри (хепер) – появляющееся, его знаком является жук скарабей, катящий перед собой навозный шарик. Поэтому знак скарабея это знак рождения в жизнь. Изображение скарабея с начертанием на нём 30-того текста Книги Мёртвых помещали на сердце умершего, а этот текст как раз говорит о воскресении.

Вторым божественным знаком Бога является Атум (tm – тем) – полнота, целостность, это знак того, что Бог обнимает Собой всё. В Китае в Дао-де-дзин 45 параграф говорится, что «совершенная полнота подобна пустоте», потому что она обнимает всё и за её пределами нет ничего. Словами Атум обозначается и полнота Божества и абсолютная пустота, бескрайность, беспредельность, безграничность. В Египте существует формула, Бог говорит «Утром я Хепри, я Ра в полдень, Атум вечером». То есть понятно, что речь идёт об одном божестве и о трёх его проявлениях. Утром Он появляется и даёт жизнь, в полдень Он жизнедатель, обеспечивает бытие всего живого, а вечером Он полнота всего. В Текстах Пирамид 1695 об этом говорится: «Боги вводит тебя (умершего) в бытие, как входит в бытие Ра в имени Его Хепри, ты проплываешь близ них как Ра, ибо имя Его Ра, ты отворачиваешь от них лик свой как Ра, ибо имя его Атум». Человек достигает полноты земного бытия (Атум) и умирает чтобы возродиться в Боге, поэтому закат не менее важен чем восход, закат это та достойная смерть за которой следует воскресение в божественный мир.

Довольно часто встречается понятие Нечер-нефер. Нефер – это расти, являться, цвести, то есть это Бог дающий жизнь. Как раз нечер-нефер наиболее близко по смысловому значению нашему слову Бог.

Ещё одно имя это Нефертум – это цветущая полнота, то есть дающая жизнь и цветение всему, это животворящий дух.

Чтобы простецы не думали, что всё это многобожие они составляли цепочки, единственное число обращали к целой цепочки божественных имён, например, Атум-Ра, Ра-Гор-Ахти, но всё это в единственном числе.

^ Ахти – это горизонт.

Гор – это высокий, царящий над всем. Иероглифически изображался сокол. Поэтому Ра-Гор-Ахти переводится как солнце вышнего (метафизического) небосклона. С Третьей династии египетского царя начинают именовать Са-Ра – сын солнца. Первым это имя получил Джедефра (Незыблим как солнце). Многие говорят, что Атум - это источник энергии, а Ра - это энергия Атума. С Пятой династии в Египте начинают возводиться огромные солнечные храмы, до этого доминируют заупокойные постройки, храмы были маленькие и временные в отличие от гробниц. Когда строится храм этим подчёркивается, что это место чисто, оно выключено из всеобщего несовершенства и нечистоты, здесь можно поклоняться Богу, а другой мир нечист. То есть происходит разделение на сакральное и профанное. Всё это, а плюс к этому ещё и то, что появляются письменные тексты, говорит о том, что уже что-то надламывается, уже есть о

Наши рекомендации