Первопроходцы массовой евангелизации

Мы с Дейзи были первыми посланниками Еван­гелия со времени первой церкви, которые публич­но проповедовали о Христе в нехристианских странах, проводя собрания в парках, на стадио­нах и в общественных местах, куда свободно могли прийти представители разных религий для того, чтобы услышать Слово Евангелия и увидеть чудеса исцеления, подобные тем, которые описаны в Библии.

Уэсли был первым служителем, публично про­поведовавшим Евангелие в христианских странах. Мы стали первыми служителями, проповедовав­шими Евангелие в нехристианских странах. Мы приглашали всех желающих на наши собрания, чтобы услышать проповедь о Христе и лично убедиться в том, что Он жив, а Библия истинна. Некогда «Иисус был засвидетельствован от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него» (Деяния 2:22) мы верим, что и в наши дни Бог желает засвидетельствовать о Христе. Люди поверят в Него, если «Господь будет содействовать нам, подкрепляя слово последу­ющими знамениями» (Марка 16:20).

Провозглашая Евангелие более чем в 70 стра­нах мира, мы убедились в том, что если людям будет дана возможность услышать Евангелие «в явлении Духа и силы» (1 Коринфянам 2:4) они уверуют в него и обратятся к Иисусу Христу.

***

В СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ мы рассмотрим мис­сионерское видение последователей Христа пер­вого столетия, стремившихся охватить все народы проповедью Евангелия. Будучи забыто в Средние века, оно возродилось лишь спустя многие столетия.

Глава 20

Миссии ко всем народам

Миссионерское видение христиан первого столетия было утеряно в эпоху средневе­ковья и начало возрождаться лишь спустя более четырнадцати столетий. Первые верующие жили желанием «проповедовать Евангелие всей твари, по всему миру», подготавливая возвращение Иисуса Христа.

Свидетельство Луки, записанное в книге Деяний Апостолов, сохранило для нас сведения о служении Петра, Филиппа, Стефана, Варнавы, Силуана, Марка, а также первого апостола языч­ников Павла(Римлянам 11:13» 1 Тимофею 2:7; 2 Тимофею 1:11).

Вне библейские источники

Другие свидетельства о подвигах веры и путе­шествиях первых апостолов, а также других веру­ющих, можно найти в различных исторических Документах, таких, как «Церковная история», Записанная в четвертом веке епископом Евсевием из Кесарии. Он упоминает о миссии апостола Варфоломея в Парфию (территория современного Ирана), Эфиопию, Месопотамию, Ликаонию (территория современной Турции) и в Армению.

Написанная епископом История сообщает о том, что апостол Фома проповедовал Евангелие в Парфии, в древнем государстве, известном как Хорастан, расположенном на территории современных Туркменистана, северного Афганистана и северо-восточного Ирана. Ему удалось дойти до южной Индии, где, как считается, он основал одну из древнейших христианских церквей.

Апостол Андрей, согласно легендам первых христиан, отправился в своем миссионерском служении на север. Обогнув Черное море, он проповедовал в землях, которые сейчас являются частью Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины, юга России, Грузии, а также Турции.

Истории о служении апостола Филиппа повест­вуют о его евангелизационном служении в Скифии, расположенной в северной части Черномор­ского побережья и к востоку от Каспийского моря. Племена скифов, прославившиеся своими ратны­ми подвигами, мигрировали из Ирана на север.

Скупая информация об апостоле Матфее, кото­рая дошла до нас, упоминает о его миссии в Эфио­пии и о путешествии на восток, в Персию (Иран).

Симон Зелот отправился с евангелизационной миссией в Египет, после чего присоединился # Фаддею, распространявшему Благую Весть в Персии.

До наших дней дошла лишь скудная информа­ция о служении некоторых из двенадцати апосто­лов. Но даже она указывает на многочисленные подвиги христиан ранней церкви, предпринимав­ших героические усилия для распространения Евангелия по всему миру.

Особое призвание Павла

Апостол Павел посвятил всю свою жизнь служению языческим народам, которые населяли Римскую Империю. Он провозглашал Евангелие и формировал церкви из обращенных — как из

иудеев, так и из язычников (Деяния 14:1; 18:4; 19:10,17; 20:21; 1 Коринфянам 1:24).

Сразу же после обращения Павла, Бог обра­тился к Анании со словами: «Он есть Мой избран­ный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами» (Деяния 9:15). Самому же Павлу Господь сказал: «Ибо Я для того и явился тебе, чтобы по­ставить тебя служителем и свидетелем... языч­ников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов» (Деяния 26:16-18).

Павел писал: «Я должен и Еллинам и варварам, Мудрецам и невеждам» (Римлянам ,:14). Он настаивал на том, что спасение предназначено как иудеям, так и Язычникам (Римлянам 1:16; 10:12;Галатам 3:28; Колоссянам 3:11).Подчеркивая тот факт, что «спасение Божие послано язычникам» (Деяния 28:28).

В то время, как «апостол язычников» пропове­довал Христа по всей Римской Империи, другие верующие служили за ее пределами. Мы никогда не сможем узнать о тысячах подвигов, совершен­ных во имя Христа отважными миссионерами, которые отдали свою жизнь во имя проповеди Евангелия язычникам.

Иудейская оппозиция

Почти везде, куда приходил Павел во время своих героических миссионерских путешествий, он был преследуем иудеями. Их крайне возмущал тот факт, что Павел, образованный фарисей, воспитанный Гамалиилом (Деяния 22:3;26:4.5), пропо­ведовал язычникам завет Авраама, закон Моисея, пророческие книги и Псалмы, оскверняя Священ­ные Писания, используя их для доказательства того, что Иисус есть Мессия и Спаситель мира.

Другие иудеи, которые приняли Христа как Мессию, но по-прежнему продолжали придержи­ваться дискриминационных религиозных зако­нов, также противостояли служению Павла. Вся­кий раз, когда эти иудеи слышали о том, что Павел обратил язычников ко Христу, они посылали своих представителей даже в отдаленные города, чтобы помешать ему или подвергнуть ужасным прес­ледованиям (Деяния 13:44 — 50; 14:1,2,5,19; 17:4,5,13,17; 18:12,13; 21:11,12,19—21,27,28; 22:19-22; 24:5; 25:2,7,24; 26:2,21; 2 Коринфянам 11:23-27).

Повеление Христа учить о благословениях искупления все народы и все расы, как мужчин, так и женщин, противоречило священным учениям раввинов. Делать это, в глазах иудеев, было равно­сильно тому, чтобы «бросать жемчуг перед свинь­ями».

Но Павел установил для последователей Христа иные стандарты. Многие из них хорошо помнили, что Иисус проявлял сострадание по отношению к представителям всех рас, как к мужчинам, так и женщинам.

«Всеобщность» - основная черта подлинного христианства

Апостол язычников твердо заявил, что всеоб­щность является главной чертой подлинного христианства, основанного на Новом Завете. Он настаивал на том, что «все вы сыны Божьи по вере во Христа Иисуса... Нет уже Иудея, ни Еллина; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам3:26,28).

Страстное желание проповедовать о Божьем спасении всем народам побуждало христиан пер­вого столетия идти по всему миру, возвещая Слово (Деяния 8:1,4)как повелел им Христос (Откровение 1:8).они служили «Парфянам и Мидянам, и Еламитам, и жителям Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришед­шим из Рима, Иудеям и прозелитам, Критянам и Аравитянам» (Деяния 2:9-11).

Лидеры ранней церкви были полны решимости нести Весть Христа «до края земли» (Деяния 1:8). Павел писал о своем желании дойти до западной грани­цы европейского континента: «Как только пред­приму путь в Испанию, приду к вам» (Римлянам 15:24).

Авторитетные церковные историки приходят к выводу, что верующие, «рассеявшиеся по разным местам» (Деяния 8:1), провозглашали Евангелие и основывали церкви по всей Северной Африке.

Другие материалы, а также легенды свидетель­ствуют о том, что верующие распространяли весть о Христе на севере, проникая в тевтонские и англо­саксонские королевства, располагавшиеся там, где сейчас находятся Великобритания, северные страны Европы и Скандинавия.

Теократическое рабство

Но что же произошло позднее? Церковная верхушка, которой удалось захватить власть над христианской церковью, окончательно отказалась от идеи проповедовать Евангелие языческим наро­дам. Рядовые верующие оказались в теократи­ческом рабстве.

Когда подчинение церковным догматам заме­нило личную веру во Христа, Божье спасение стало рассматриваться как статус, даруемый властью церкви. Правительство и церковь объединились. Только пройдя через обряд крещения и став членом официальной церкви, человек мог считать­ся уважаемым членом общества.

Мысль о необходимости приобретать потерян­ных оказалась забытой, потому что общество окончательно отождествило себя с церковью. Церковь получила власть узаконивать деторожде­ние, образование, брак, прием на работу, обще­ственную активность, смерть, погребение и даже участь людей после смерти. С точки зрения официальной церкви, люди низших народов были не более чем потенциальными рабами. У рели­гиозных лидеров не было ни малейшего желания проповедовать им Евангелие.

Политические миссии

Теократические государства извратили смысл повеления Христа — нести Евангелие всем народам, поставив миссионерскую активность на службу политике. Прикрываясь титулом посланни­ков Христа, церковные иерархи отправляли в иностранные государства миссии с целью уста­новить над ними политическое господство.

В 342 году была предпринята миссия Улфила к готам, в 432 году — миссия Св. Патрика к ирланд­цам, в 563 году — миссия Колумба на Иону (Внут­ренние Гебриды), в 716 году — миссия Бонифация к германцам, в 862 году — миссия Кирилла и Мефодия к славянам, в 988 году — миссия в Киевскую Русь. Позднее была предпринята миссия в Северную Америку, миссия Ксавьера в Индию в 1552 году и в Японию в 1549 году, миссия Рикки и Руджьери в Китай в 1582 году.

Все эти миссии были торговыми миссиями, финансируемыми церковью в интересах укрепле­ния широкого политического влияния официаль­ной религии.

Новое рождение мечты

Когда начатая Лютером Реформация покончи­ла е духовным порабощением средневековья, христиане, больше не подчиняющиеся догмам официальной церкви, вновь начали мечтать о проповеди истины и спасения во Христе в отдаленных землях.

Первые моравские миссионеры из Саксонии (земля в Восточной Германии, близ Дрездена) отправились в 1732 году проповедовать Евангелие черным рабам Вест-Индии, и вскоре основали миссии в Гренландии, на Суринаме, в Южной Африке, в Алжире и среди североамериканских индейцев.

В конце восемнадцатого столетия Бог призвал Уильяма Карея, который, подобно Павлу, горел желанием проповедовать Евангелие языческим народам. Он пришел к выводу, что все народы и все расы обладают одинаковой духовной ценностью в Божьих глазах, что все они созданы Им и заслуживают услышать весть о Его любви.

Возрождение миссий

За стремлением Карея проповедовать о Христе язычникам не стояли политические цели, которые преследовала бы церковь. Он утверждал, что в то время, как государство ведет торговлю с язычес­кими народами, церковь призвана проповедовать им Евангелие.

Торговцы рабами держали в своих руках сотни и тысячи невольников. Карей верил, что все они имеют душу и обладают ценностью в Божьих глазах, что христианам следует проповедать им Евангелие и привести их к вере во Христа. Напи­санная им брошюра под названием: «Размышления о долге христиан использовать все средства для обращения язычников» помогла сформировать в церкви новое мышление.

Несмотря на то, что Уильям Карей по профес­сии был простым сапожником, у него было много новых идей. Карей мечтал об основании меди­цинских и учебных заведений в языческих стра­нах. Он перевел всю Библию на языки бенгали, орья, марати, хинди, асамиз и санскрит, а также отдельные части Писания на двадцать девять других языков. Он подготовил к изданию соб­ственноручно отредактированные грамматики на семи языках, а также словари на бенгали, санскри­те и марати. Его перу принадлежат две фундамен­тальные работы по садоводству.

Карей был убежден, что предпринятые им шаги, наряду с оказанием медицинских услуг, не только будут способствовать прогрессу языческих народов, но и откроют путь к принятию ими Божьего Слова. Подобная деятельность стала называться миссионерской.

Новые миссии

Христианская церковь приняла предложенную Кареем концепцию миссионерского служения. В скором времени были учреждены церковные советы и христианские миссионерские ассоциа­ции, призванные содействовать распространению Евангелия по всему миру.

В 1810 году был образован Американский Совет Посланников, основной задачей которого была помощь иностранным миссиям.

В 1816 году Адонирам Джадсон и его жена Энн Хэзелтайн отправились на Бирму. Там они переве­ли Библию на бирманский язык и составили Словарь бирманского языка, который и по сей день считается образцовым, основали церковь, учредили школы и подготовили национальных проповедников, сочетая свою работу перевод­чиков с евангелизационным служением.

В 1840 году Дэвид Ливингстон приехал в Африку в качестве христианского миссионера и исследователя. Он был известен своей верой в способность обращенных африканцев пропове­довать о Христе, тем самым, по его словам, «рас­пространяя Евангелие через национальных агентов».

В 1866 году Хадсон Тэйлор основал Китайскую Внутреннюю Миссию.

Миссионерское видение, забытое в эпоху сред­невековья, вновь возрождалось в церкви Иисуса Христа. Христиане вновь начали осознавать цен­ность каждого человека, вне зависимости от его цвета кожи, национальности или пола.

Церковные организации стали формировать миссионерские советы и выделять средства для мужчин и женщин, отправляющихся миссионе­рами в нехристианские страны. Основывались библейские школы с миссионерским уклоном. Десятки тысяч мужчин и женщин принимали решение посвятить свою жизнь проповеди Христа и Его Евангелия в языческих землях, среди нехристиан. Благодаря их усилиям, многие миллионы людей уверовали в Евангелие, и сами стали учи­телями, проповедниками и пасторами.

Самые большие в мире церкви и христианские организации процветают в тех странах, которые белые называли языческими странами. В пятнад­цатой главе мы уже писали о новых миссионерах мира, тысячи из которых являются гражданами стран третьего мира.

Церковь — одно тело

Церковь Иисуса Христа сегодня является ОДНИМ ТЕЛОМ. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова»(Ефесянам 4:4-7)

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пасты­рями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе не придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (£™х,113).

***

ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ в стремительно возрождающемся миссионерском служении язы­ческим народам, хотя оно и было успешно, отсутствовала важная черта, присущая первой церкви — чудеса и знамения. В следующей главе мы рассмотрим повторное открытие этой истины, игравшей важную роль в евангелизационном служении верующих первого столетия.

Глава 21

Чудеса и знамения

БОЖЬЯСВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ СИЛА, которая подтверждала служение христиан первого столетия, была важнейшим фактором, полностью забытым в эпоху средневековья. На протяжении шестнадцати столетий Божья сила, за исключе­нием отдельных редких случаев, не проявлялась в церкви. Библия говорит о том, что Иисус «был засвидетельствован... от Бога силами, чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него» (Деяния2:22) без чудодейственного подтверждения Благой Вести невозможно убедиться в том, что христианство нечто большее, чем еще одна религия.

Везде, где проповедовал и учил Иисус, «многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его» (Иоанна 2:23) «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и Исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним»(Деяния 10:38).

Апостол Марк отмечает, что после Воскресения и Вознесения Иисуса на небеса Его последователи «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями»(Марка 16:20).

Автор послания к Евреям пишет о «спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвиде­тельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евреям 2:3,4). Говоря о своем служении, Павел вспоминает: «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом или делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распрос­транено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика»(Римлянам 15:18,19).

Христиане первого столетия ожидали, что когда они будут свидетельствовать о Воскресении Христа и провозглашать Его Евангелие, Бог, силой Духа Святого, будет совершать чудеса и знамения, чтобы подтвердить проповедь Евангелия.

Наши рекомендации