Необходимость) терпеть голод

‘Абдуррахман ибн Абу Хатим сказал: «Я слышал, как мой отец говорил: «В 214 г. (по хиджре) я восемь месяцев провел в Басре, хотя хотел прожить там год! Но у меня закончились средства, и я принялся продавать одежду, снимая ее с себя одну за другой, пока не остался без средств. Затем я опять продолжал вместе со своим другом ходить к шейхам и слушать их (уроки) до самого вечера. Мой друг ушел, а я вернулся в пустой дом и принялся пить воду, пытаясь утолить голод. На следующее утро я встал, ко мне зашел мой друг, и вместе с ним я отправился слушать хадисы, чувствуя страшный голод. Затем он (вновь) покинул меня, а я ушел голодным».

Аль-Вахши сказал: «Я был в Аскалане и слушал (уроки) Ибн Мусаххиха и др., когда у меня закончились средства, и не­сколько дней я оставался без еды. Я принялся писать, но был уже не в силах. Тогда я направился к лавке пекаря и сел неподалеку от нее, чтобы вдохнуть запах хлеба и на­браться от этого сил. Затем Всевышний Аллах помог мне».[199]

Ибн аль-Джаузи сказал: «В то время, как я наслаждался учебой, меня постигали различные беды, которые казались мне тогда слаще меда, (поскольку я переживал их) ради того, к чему стремился и желал.

В молодости я брал с собой сухие лепешки и отправлялся в поисках хадисов. Я садился на берегу реки ‘Исы, потому что не мог есть их без воды.

Каждый кусок я запивал водой, и ничто не могло доставить мне удовольствие, кроме учебы. И в результате я стал известен как человек, знающий большое количество хадисов-высказываний посланника Аллаха, Необходимость) терпеть голод - student2.ru , (хадисов, рассказывающих) о его делах и благовоспитанности, а также о делах его сподвижников (сахаба) и их последователей (таби‘ин)…».

Терпение, проявляемое

В бодрствовании и недосыпании

Ты от учебы никогда не уставай

И знание получая, усердствуй ночью.

И ты досаду никогда не выражай,

Ты благодарен будешь завтра той бессонной ночи.

Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да смилуется над ним Аллах, не спал по ночам, и рядом с ним всегда была вода, которую он использовал для борьбы со сном. И он говорил: «Сон от жары, поэтому его следует отгонять холодной водой».

Передают, что аль-Бухари «вставал по 15 – 20 раз за ночь и каждый раз собственной рукой высекал кременем огонь и зажигал (лампу), затем доставал хадисы и (что-то) там помечал».[200]

Выдающийся ученый Абу-ль-Фадль Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, рассказывая о том, как он изучал тафсир Великого Корана, когда ему не было еще и двадцати, сказал: «Поистине, я, за что воздаю благодарность Аллаху, с тех пор, как с меня сняли талисманы[201], а на голову надели чалму, не переставая, стремился раскрыть его сокровенные тайны и старался отпить его ар-рахик аль-махтум.[202] Я надолго расстался со сном, чтобы постичь эту науку до мелочей, и покинул свой народ, чтобы познать все ее тонкости. И если бы ты посмотрел на меня, то увидел бы, как я касаюсь своим лбом страниц книги от недосыпания, как я читаю под светом луны, когда гаснет свеча, и так я проводил многие ночи напролет. В то время как мои сверстники с головой уходили в забавы, стремились предаться веселью, предпочитали призрачные удовольствия истинному наслаждению и позволяли низменным страстям пожирать их драгоценное время. Но меня, несмотря на мою молодость и бедность, их жизнь не прельщала, и я не завидовал тому, что они делали».

Необходимость) терпеть трудности,

Встречающиеся во время пути и в поездках,

Как-то: жара, холод и т. п.

Ар-Рази сказал: «Когда я впервые отправился в путь, я провел на чужбине семь лет. Я прошел более тысячи фарсахов[203] пешком, затем перестал считать. Я пешком отправился из Бахрейна в Египет, затем в Рамлю, а затем в Тарсус, и было мне тогда двадцать лет».

Ибн Тахир аль-Макдиси сказал: «Находясь в пути в поисках хадисов, я дважды испускал с мочой кровь: первый раз в Багдаде, а второй раз в Мекке. Когда я босой пешком шел по жаре, меня постигло это. Я никогда не садился на верховое животное, отправляясь на поиски хадисов, а свои книги тащил на собственной спине».

Ибн Абу Хатим сказал: «Я слышал, как мой отец говорил: “Мы были в море, когда у меня случилась поллюция. Утром я сообщил своим спутникам об этом, и они сказали: “Окунись в море”. А я ответил: “Я не умею плавать”. Тогда они сказали: “Мы обвяжем тебя веревкой и подвесим над водой”. Так они и сделали. Я висел в воздухе, желая как следует совершить омовение. Когда же я совершил омовение, я сказал им: “Опустите меня немножко”. Они опустили меня, я окунулся в воду и сказал: “Поднимите меня”, – и они подняли».




Глава седьмая

Справедливость

Введение. 1. Правдивость.

Верность.

Отстранение от зависти.

4. Пользование знанием того, кто ниже.
5. При­знание своих ошибок.

Наши рекомендации