Необходимость принадлежать к Церкви Христовой для достижения спасения

Необходимое    следствие из учения о главнейшей и посредствующей цели Христовой Церкви, есть учение о том, что вне этой Церкви спасения нет. Ибо для спасения требуется со стороны человека:
1)    Вера во И. Христа, примирившего нас с Богом: несть бо иного имене под небесем данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:12); и еще прежде сказал сам Спаситель: веруяй в Сына, имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нам (Иоан. 3:36). Но истинное учение Христово и о Христе сохраняется и проповедуется только в Церкви Его и Церковию, без чего не может быть и истинной веры (Рим. 10:17).
2) Участие в св. таинствах, чрез которые подаются нам вся божественные силы, яже к животу и благочестию (   2 Петр. 1:8). Ибо сказано: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Иоан. 3:3); аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови его, живота не имате в себе (Иоан. 6:53) и проч. Но и Богоучрежденные таинства и надлежащее совершение их можно найти только в Христовой Церкви.
3)    Наконец добрая, благочестивая жизнь: не всяк глаголяй ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца моего, иже есть на небесех (Матф. 7:21); аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Матф. 19:17). Но для успеха в такой жизни слабый человек имеет нужду в надежном руководительстве, и, часто падая во грех, – в очищении себя от грехов и примирении себя с Богом, – без чего опять невозможна ни добрая жизнь, ни спасение. А это надежное руководительство, вместе с Божественным правом отпущать людям грехи, существует также только в Церкви Христовой.
Совершенно    понятны должны быть, после сего, изречения Спасителя, утверждающие рассматриваемую нами истину: иже не имет веры…, осужден будет (Марк. 16:16); не веруяй в Сына уже осужден есть (Иоан. 3:18); аще кто церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Матф. 18:17). Также – изречения св. Апостолов, которые называют еретиков учителями лживыми, иже вносят ереси погибели…, приводяще себе скору погибель (2 Петр. 2:1), прельстителями, имже мрак тьмы во веки блюдется (Иуд. 13), людьми самоосужденными (Тит. 3:11). Наконец – изречения св. Отцев и древних учителей Церкви:
Св. Игнатия Богоносца: «не обольщайтесь, бр   атия моя, – кто следует творящему раскол, тот не наследует царствия Божия»487. Св. Иринея: «в Церкви, как говорит Писание, Бог положил апостолов, пророков, учителей (1 Кор. 12:28) и всякое другое делание духовное, коего лишены все, кои не приходят в Церковь, но сами себя удаляют от истинной жизни своими худыми мыслями, и еще худшими поступками. Ибо где Церковь, тем и Дух Божий, и где Дух Божий, тем и Церковь и всякая благодать: ибо Дух есть истина. Посему те, кои непричастны Его, не питаются сосцеми матерними для получения жизни, и в теле И. Христа не находят для себя обильнейшего источника, но ископывают себе на земле кладенцы сокрушенные, и из лужи пьют гнилую воду, удаляясь от веры Церкви, дабы не быть к ней приведенными, и отвергая Духа, дабы не просветиться Им»488. «В ней (в Церкви) для целого мiра показан один путь ко спасению. Ибо ей вверен свет Божий и Божия премудрость, чрез которую она спасает всех людей»489. Феофила антиохийского: «мiру, волнуемому и обуреваемому от грехов, Бог даровал собрания, разумею – святые церкви, в которых, как в безопасных пристанях при островах, сохраняется учение истины, к которым прибегают желающие спастися»490. Св. Киприана: «всякий, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене незаконной, и делается чуждым обетований Церкви; оставляющий Церковь Христову, лишает себя наград, предопределенных Христом. Он чужд для ней, он непотребен ей, он враг ее. Не имеющий материю Церкви, не может иметь Отцом своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева; то и находящийся вне Церкви мог бы также спастись. Господь в научение наше говорит: иже несть со мною, на мя есть, и иже не собирает со мною, расточает (Матф. 12:30)». Далее: «какие жертвы думают приносить питающие ненависть к священникам? Ужели они думают быть со Христом, собираясь вне Церкви Христовой? Сии люди, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником; оставляющий Церковь, имеющую царствовать, не может сподобиться царствия»491. И еще: «вне Церкви нет спасения…»492. Блаж. Иеронима: «говорим, что всяк спасающийся спасается в Церкви»493, «кто удаляется от Церкви, тот немедленно умирает от язвы»494. Блаж. Августина: «никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа; а иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь»495. Кто не между членами Христовыми, тот не может иметь христианского спасения»496. «Всякий, отделившийся от общения с Церковию, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отторгся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нам»497. Блаж. Феодорита: «к нам спасение приходит чрез Церковь; а находящиеся вне Церкви не получают вечной жизни»498. Вообще, по учению древних пастырей христианских:
1) Вне Церкви нет ни слышания   499, ни разумения Слова Божия500; нет истинного Богопочтения501; не обретается Христос502, не сообщается Дух Святый503; смерть Спасителя не доставляет спасения504; нет трапезы тела Христова505; нет плодотворной молитвы506; не может быт ни спасительных дел507, ни истинного мученичества508, ни высокой девственности509 и чистоты510, ни душеполезного поста511, ни благословения Божия512.
2) А в Церкви, напротив, благоволение и благодать Божия   513 ; в Церкви обитает триединый Бог514; в Церкви познание истины515, познание Бога и Христа516, преизобилие благ духовных517; в Церкви истинные, спасительные догматы518, истинная, от апостолов происходящая, вера519, истинная любовь520, и прямый путь к вечной жизни521.





449Такое    выражение встречается в песнях церковных и в сочинениях св. Отцов. Например: «взятся солнце, и луна ста в чине своем, вознеслся еси, Долготерпеливе, на древо и водрузил еси на нам Церковь твою» (Триод. пост. л. 428, Москв. 1835). Или: sic enim, hoc est, per humilitatem, per crucem sibi ecclesiam congregavit (Ambros. Exposit. in Ps. СХVIII, Serm. XIV, n. 20, in Patrolog. curs, compl, T. XV, p. 1398).

450Введен. в правосл. Богосл. A. М. § 17.   

451A­   λλότριος γάρ ό κατηχούμενοί τού πιστου. Chrysostom. in Joann. homil. XXV, n. 3. Cfr. Augustin. in Joann. Tract. XLIV, n. 2.

452Слов. 40, в Тв. св. Отц. III, 286.   

453De praescr. haeret. сар. 41.   

454Что    Церковь Христова состоит будто бы из одних праведников и святых, – в древние времена это утверждали преимущественно новациане (Cyprian. Epist. LXXIII; Augustin. haeres. ХХХVIII) и донатисты (Augustin. haer. LXI); a ныне утверждают некоторые из протестантов, верующих только в невидимую Церковь.

455«Аще    кто речет, яко святые, в молитве Господней, остави нам долги наша, не о себе глаголют, поелику им уже не нужно сие прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и яко не глаголет каждый из святых особо, остави мне долги моя, нo остави нам долги наша, так чтобы сие прошение праведника разумелось о других паче, нежели о нём самом: таковый да будет анафема» (Карфаген. собор. правило 129; снес. прав. 130).

456«Определено относительно изречения св. Иоанна апостола: аще речем, яко греха не имемы, себе прелщаем и истины несть в нас (   1 Иоан. 1:8). Кто должным возмнит разумети сие тако, яко речет: смиренномудрия ради не подобает глаголати. яко греха не имемы, а не ради того, яко истинно тако есть: тот да будет анафема. Ибо Апостол продолжает и прилагает следующее: аще же исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нем грехи наша и очистит нас от всякия неправды (- ст. 8). Здесь весьма ясно показано, что говорится не по смиренномудрию токмо, но по истине» (Карфаген. собор. прав. 128).

457Impediri    non debet aut fides aut charitas nostra, ut quoniam zizaniarn esse in ecclesia cernimus, ipsi de ecclesia recedamus (Epist. ad Maximum).

458... nec excludere durum ecclesia, sed mollire desiderat (De resurr. lib. II, n. 118).   

459In Ps. XXXIX, 13.   

460Adv. Lucifer, p. 302, p. IV, T. II, ed. Mari. cfr. in Ecclesiast. II, 7.   

461Tractat.    IV in Joann. v. 2. Вообще, y блаж. Августина учение это раскрыто весьма подробно, особенно и сочинениях против донатистов. См. Index ко всем, его сочинениям под словом: Ecclesia (in Patrolog. curs. compl. T. XLVI).

462Origen.    in Joann. T. X, n. 16; in Levit, homil. VIII, n. 1; in Ez. homil. I, n. II; Patian. ad Symp. Epist. III, n. 21; Theodor. in Ps. XXXIX, 13; Gregor. M. in Evang. lib. II, homil. ХХХVIII, n. 7. 8.

463Апостол.    правил. 62; Петра Александр. прав. 4 и 10. Вообще см. в указателе к «книге правил св. Ап., св. Собор. и св. Отец» слово: отречение от веры.

464Iren. adv. haeres. II, c. 28.   

465См. в указателе к «книге правил» слова: еретик, ересь.   

466Quomodo    enim non sunt antichristi, qui contraria sapiunt, quam Christi con­fitetur ecclesia? (Didym. Enarr. in 1 Joann. II, 29).

467Justin.    Apolog. I, 26; dialog. cum Tryph. c. 35, 36, 80. Cyprian. Epist. LII; Ambros. in Luc. lib. IV, c. 9: negat Christum, qui non omnia, quae Christi sunt, confitetur.

468Tertull,    de praescr. haeret, c. 37: si enim haeretici sunt, Christiani esse non possunt; Cyprian. de unit, ecclesiaë «как диавол не есть Христос, хотя и называет себя Его именем: так и тот не Христианин, кто не держится Евангелия и истинной веры» (Хр. Чт. 1837, 1, 24); Athanas. contr. Arian. orat. I, n. 2; Chrysost. in Acta Apost. homil. XXXIII, n. 4; Basil, in Ps. XLVIII, n. 7; Augustin. de vera relig. c. V, n. 9.

469Numquid    inter illos distat, nisi quod ethnici non credendo credant, at haeretici credendo non credant? Tertull. de carne Christi c. 15; Chrysostom. homil. in illud: in quia potest... n. 5.

470См. Васил. вел. канонич. посл. к Амфил. I, прав. 1.   

471«Не подобает молитися с еретиком и отщепенцем».   

472Scire    debea, episcopum in ecclesia esse et ecclesiam in episcopo, et ei qui cum episcopo non sint, in ecclesia non esse... Epistol. LXIX, n. 8.

473О    единстве Церкви, в Xp. Чт. 1837, 1, 25. И далее: «должно отвращаться и убегать всякаго человека, отделившагося от Церкви: развратися таковый, и согрешает и есть самоосужден (Тит. 3:11). В самом деле, думает ли тот быть со Христом, кто восстает против священников Христовых, это отделяет себя от общения с Его клиром и народом? Нет, он поднимает оружие против Церкви, противится Божественному домостроительству; он враг олтаря, мятежник против жертвы Христовой, в отношении к вере изменник, в отношении к благочестию святотатец; он раб непокорный, сын дерзкий, брат неприязненный. Презрев епископов и оставив священников Божиих, он дерзает устроить другой олтарь, возносить другое моление в словах непозволенных, осквернять незаконными жертвоприношениями истинную жертву Господню, и не хочет даже знать, что действующий вопреки Божественному устроению бывает наказываем от Бога за безрассудное дерзновение» (- стр. 46–47).

474In Ephes. homil. XI, n. 5.   

475О суде Божием, в Тв. св. Отц. IX, 12.   

476De uniс. baptis. contr. Petilian. c. 9.   

477См. чин в неделю Православия.   

478Правил.    Апостол. 9. 10. 45. 65; I Вселенск. Соб. 11. 12. 14; Анкирск. 4. 5. 6. 8. 9; Антиох. 2; Петр. Алекс. 4; Григ. Неок. 8, 9, 10; Вас. вел. 84, 85 и мн. др.

479Epist. LXII ad Pomponium, n. 4.   

480Толков. на    Ис. гл. I, в Тв. св. Отц. VI, 83–84. И в другом месте: «кого не уцеломудривают обыкновенные наказания, и не приводит к покаянию удаление от молитв, с теми необходимо должно поступать по правилам, данным от Господа. Ибо написано: аще согрешит к тебе брат твой, обличи eго между тобою и тем единем: аще тебе не послушает, пойми с собою иного: аще же ниже тако послушает, повеждь церкви. Aщe же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Матф. 18:15. 17)» (там же стр. 286).

481Иn сар. 3 Epist. ad Titum; cfr. Tertull. Apolog. c. 39; Augustin. de unit. eccles. c. 25.   

482Канонич. послан. к св. Амфил. I, прав. 1.   

483Иn сaр. 3 Epist. ad Titum.   

484De fide et symbolo c. 10.   

485Посему-то    и сказал блаж. Августин: quidam corde positi in parte Donati, praesentiam nobis exhibent corporalem, sive viri, sive feminae, carne intus, spiritu foris (De cathechis. rudibus c. 17). Замечательны также и следующие слова блаж. Августина о еретиках: qui sententiam suam, quamvis falsam atque perversam, nulla pertinaci animositate defendunt, prsesertim quam non audacia suae praesumptionis pepererunt, sed a seductis in errorem lapsis parentibus acceperunt, quaerunt autem cauta sollicitudine veritatem, corrigi parati, cum invenerint, nequaquam sunt inter haereticos deputandi (Epist. 43, alias 162. Conf. tract. 45 in Joann., et de utilit. credendi c. 1).

486В числе слуг Христовых, перечисляемых апостолом Павлом (   Еф. 4,

487Epist. ad Philadelph. c. 3.   

488Adv. haeres. III, с. 24, в Хр. Чт. 1838, I, стр. 135–136.   

489Adv. haeres. V, с. 20, в Хр. Чт. 1838, I, 143.   

490Adv.    Autol. II, с. 14. Вслед за тем, еретические секты он уподобляет подводным камням, о которые разбиваются корабли, и гибнут вместе с пловцами.

491О единстве Церкви, в Хр. Чт. 1837, I, 27, 40.   

492Epist. LXXIII.   

493Иn Joel. III, 1.   

494In    Ezech. VII, 15. В другом месте: pluit Dominus super unam civitatem, verae confessiones ecclesiam, et super alteram non pluit, quae in haereticorum conciliabulis est. Quumque illa imbrem recipiat sempiternum, ista jugi ariditate siccatur, ut qui sitiunt, coacti penuria veniant ad Domini civitatem, de qua egreditur fons largissimus, qui errigat torrentem spinarum (In Amos. IV, 7).

495De unit, ecclesiae c. 19.   

496Ibid. cap. 2.   

497Epist.    CLII. Еще: extra ecclesiam totum habere potest, praeter salutem. Potest habere honorem, potest habere sacramentum..., potest Evangelium tenere, potest in nomine Patris et Filii et Spiritus S. fidem habere et praedicare, sed nusquam nisi in ecclesia catholica salutem poterit invenire (Serm. ad Caes. Eccl. pleb. n. 6).

498in Jes. Nav. interrog. II.   

499Auditum multi habent, qui habere se credunt; in ecclesia omnes habent, extra ecclesiam non habent (Ambros. in Luc. X, n. 39).   

500Hilar. in Matth. c. XIII, n. 1; Hieron. in Ecclesiast. X, 15.   

501Augustin. de ver. relig. c. V, n. 9; Prosper, in Ps. CXXXI, 7.   

502Augustin. Enchirid. c. V; Petr. Chrysol. Serm. XXI.   

503Augustin. de baptism. contr. Donat. III, 17, n. 22; Serm. LXXI, n. 30.   

504Greg. Naz. Orat. XL.   

505Hieron. in Jes. LXVI, 15. 16.   

506Augustin. in Ps. XLII, n. 4.   

507Augustin. in Ps. LXXXIII, n. 6; de bapt. contr. Donat. IV, 17, n. 24.   

508Patian. ad Sympr. Epist. II, n. 7.   

509Chrysostom. in Philipp. homil. II, n. 3; in Ps. XLIV, n. 12; Hilar. in Ps. XIV, n. 8.   

510Isidor. Pelus, lib. 1, epist. CCCLXIX; Hieron. in Ez. VII, 19.   

511Hilar. in Ps. XIV, n. 8; Augustin. de jejunio n. 7.   

512Hieron. in Amos. IV, 7.   

513Ambros. de interpell. David. II, 2, n. 9; Hieron. in Mich. I, 14. 15.   

514Apud Euseb. in vita Constant. III, 65.   

515Ambros. de virg. I, 5, n. 22; Augustin. de Symbol, c. VI, n. 13.   

516Greg. Nyss. in Cantic. homil. VVIII; Cyrill. in Jes. lib. I, or. II; Hieron. in Jerem. c. XXXI.   

517Greg. Nyss. in Cantic. homil. XIV.   

518Euseb. in Ps. LXXXVI, 4; in Jes. XI, 9.   

519Iren. praef. in lib. III adv. haeres.   

520August. in Ps. XXI, Enarr. n. 19.   

521Cyrill. Hieros. Catech. ХVIII, n. 28; Cyrill. Alex, in Jes. XXXV, 6, lib. III, T. III.   

Наши рекомендации