Мнение имама аз-захаби о том


- кто имеет право оценивать силу доводов имамов,
- каково условие для его действия по хадису,
- какое мнение должен высказывать в фатвах тот, кто достиг такого уровня.

Говорит имам аз-Захаби, описывая того, кто имеет на это право: "Третий вид: правовед, подошедший к концу, обладатель ясного понимания, мухаддис, который заучил краткий труд по ответвлениям фикха и книгу с правилами "усуля", читал грамматику, обладает достоинствами, заучил Книгу Аллаха и занимался ею, занимался ее тафсиром, имеет сильный уровень в диспуте - это уровень того, кто достиг ограниченного иджтихада и стал пригоден для рассмотрения доводов имамов. И когда станет ясна ему истина в каком-либо вопросе, подтвердится достоверность шариатского текста в нем, и если поступал в соответствии с этим какой-либо из выдающихся имамов, вроде Абу Ханифы, или Малика, или ас-Саури, или аль-Аузаи, или аш-Шафии, или Абу Убейда, или Ахмада и Исхака - пусть следует в этом истине".

См. "Ас-Сияр" 18/191.

Говорит в другом месте: "И нет сомнения, что каждый, кто заметит у себя знание фикха, широту познаний, хорошее намерение - не будет допустимым для него полное следование одному мазхабу во всех его мнениях, поскольку для него в некоторых вопросах может оказаться весомее в доказательствах мазхаб другого, проявится для него довод, дойдет до осознания аргумент, тогда пусть он не делает таклид за своим имамом, пусть делает таклид за другим в соответствии с доказательствами, не по пристрастию и не ради личных выгод. Однако, он не должен давать фатвы простым мусульманам, кроме как мазхабом своего имама. Или пусть молчит о том, довод на что остался для него скрытым".

См. "Ас-Сияр" 8/94-95.

Сказал аль-Кайранави: «Появилась в худшие времена отклонившаяся группа, которая порочит имамов, порицает таклид и призывает людей оставить его. И в то же время большинство их порочений и доводов строится на таклиде за теми, кто им предшествовал.Потому что они говорят: «Абу Ханифа противоречил в таком-то вопросе достоверному хадису». А если ты скажешь им: «Как ты узнал, что он достоверный?», они скажут: «Назвал его достоверным Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» и назвал его достоверным такой-то и такой- то». Но они не знают, что если им не разрешен таклид Абу Ханифе, то как им будет разрешен таклид подобным Ибн Хаджару? И если вы запретили для себя таклид, то как будет обязательным для Абу Ханифы таклид за Ибн Хаджаром и ему подобными в том, что он посчитал достоверным или слабым? И как будет обязательным для него понять хадис, если он достоверный, так же, как понял его Ибн Хаджар и другие?»

См. "Фаваид " 7.

ШЕЙХ АЛЬ АЛЬБАНИ: "НИКТО НЕ СПАСЕТСЯ ОТ ТАКЛИДА"


Сказал Шейх Аль-Альбани: "Некоторые из тех (в основе правильных) братьев иногда чрезмерствуют, отвергая таклид. И может быть некоторые из них думают, что каждый из мусульман должен быть муджтахидом. Я же скажу: никто не спасается от таклида. Даже самый большой ученый на свете не может спастись от таклида".

См. "Суалят Ибн Аби Аль-Айнейн", с. 54.

Сказал ас-Самхуди аш-шафии (911х) : «Таклид — принятие мнения посредством убеждения без познания довода на него. А что касается познания довода, то это невозможно, кроме как для муджтахида по той причине, что познание довода зависит от познания противоречащих ему других доводов. Это основывается на том, что поиск противоречащих доводов является обязательным. А этот поиск основывается на тщательном изучении всех доводов. И не способен на такое никто, кроме муджтахида. А те, кто не считали обязательным искать противоречащие доводы и ограничился на одном лишь познании довода, как те, что дозволили придерживаться общего текста до того, как искать конкретизирующий, то одного его познание также недостаточно для немуджтахида, так как невозможно опираться на познание одного из предположительных доводов немуджтахидом»

См. "Аль-'акд аль-фарид", 54

Передается от Абу Юсуфа: «Простолюдин обязан следовать факыхам, так как он не способен рассматривать хадисы.»


См. "Аль-хидая", 137.

Сказал ас-Сайдаляни: «Аш-Шафи'и запретил таклид только тому, кто достиг степени иджтихада, а тот кто не достиг его, то не дозволено ему ничего, кроме таклида»

См. "Аль-'акд аль-фарид", 57.


Сказал Мухаммад ибн Ибрахим аль аш-Шейх: «Следовать какому-либо из четырех мазхабов — разрешено, и это — подобие единогласного мнения, и от этого не предостерегают. Как, например, приписывать себя к одному из четырех имамов, потому что они — имамы по единогласному мнению»

См. "Аль-фатава", (2/10).

Сказал аль-Мунави: «Но не дозволен таклид сподвижникам и таби'инам, как это сказал аль-Джувайни, из тех, чей мазхаб не записан. Таким образом, запрещен таклид кому-либо, помимо четырех мазхабов в судействе и фетвах. Потому что четыре мазхаба распространились и уточнились так, что выявились их конкретизации из общего. В противоположность другим мазхабам, по причине исчезновения их последователей. И передал ар-Рази единогласие мухаккыков на запрет таклида кому-либо из сподвижников для простолюда. Да, дозволено не для простолюда, кому-либо из факыхов-мукаллидов таклид кому-либо помимо четырех мазхабов в его собственных личных деяниях, если он знает (достоверность) приписывания (этого мнения) к тому, за кем дозволен таклид и если собрались условия»

См. "Файд аль-кадир", 1/210.

Привел Ибн Таймия слова Ибн Хубайры: «Человек может брать из любого из этих мазхабов и если он будет выходить из разногласий и брать более строгое мнение, например, будет протирать всю голову во время омовения, а если невозможно определить более строгое мнение, как, например, вопрос произношения «бисми Ллях» в молитве вслух, и он возьмет мнение большинства, то это будет лучше».Затем сказал Ибн Таймия: «Эти слова содержат в себе дозволенность таклида за одним из четырех мазхабов по единогласному мнению, и что единогласие четырех имамов — довод, и истина не выходит за их пределы, и что желательно выходить из разногласий, а если это невозможно, то придерживаться мнения большинства — предпочтительнее»

См. "Аль-мусаввада", 540-541.

Пишет шейх Уалиюллах ад-Дахляви (ум. 1176 г.х.): «Что касается этих четырех зафиксированных (в книгах) мазхабов, то исламская община, или те из нее, с чьим мнением считаются, вплоть донаших дней единогласны в разрешенности таклида за ними. И в этом столько пользы, что этого не скрыть. Особенно в эти наши дни, когда рвение ослабло, души вкусили страсти, и каждый обольстился своим мнением».


См. "Аль-Инсаф", 97.

Сказал 'Абдульмухсин аль-'Аббад: «Что касается того, кто не имеет способности познавать истину на основе доказательств, то, если есть тот, кто заслуживает доверия в религиозности и знаниях и способен извлечь законоположение, то он спрашивает его. Если человек не может найти такого ученого, то он следует какому-либо мазхабу из мазхабов приверженцев Сунны. Как, например, мазхаб Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи'и и Ахмада. Сказал Аллах: «Бойтесь Аллаха по мере возможности» [64:16]»

См. "http://ar.islamway.net/fatwa/29252/ال.. "


Сказал 'Абдульазиз ар-Раджихи: «Обязательный таклид. Этот вид таклида - в ответвлениях религии и вопросах иджтихада, и это — вопросы исследования, в которых есть неясность для простолюда, неспособного на исследование и рассмотрение доказательств, а также для того, кто изучил некоторые науки, но еще не достиг степени иджтихада»

См. " Ат-таклид валь-ифта валь-истифта", 21.


Сказал аль-Фавзан: «Таклид обязателен для простолюда, а также начинающего (обучение), которые не могут познавать законоположения Шариата. И на них лежит обязанность спрашивать ученых и брать их слова. «Спросите же обладателей поминания, если вы не знаете» [21:7, 16:43]. Это обязательно — спрашивать и поступать в соответствиис его ответом»«Сказал аль-Карафи (аль-Малики, 626 – 684 г.х.): «Я видел слова шейха Такыюддина ибн ас-Саляха (аш-Шафи’и, 577 – 643 г.х.), смысл которых в том, что таклид положено делать именно за этими четырьмя имамами, помимо других, поскольку их мазхабы распространились и стали развернутыми, так что прояснились в них ограничения безусловных фраз, конкретизации обобщений, условия ответвлений. И если они высказали некое постановление без пояснений, то пояснения найдены в другом месте. А что касается других, то от них передаются голые фатвы, и может быть так, что у их мнений есть свои дополнения, ограничения, конкретизации (которые не дошли). Если будет достигнута точность в границах значения слов кого-либо из них, то возможно будет делать за ними таклид, без уверенности (в том, что это на самом деле их мнение) в отличие от тех четырех». И сказал аль-Карафи: «И это хорошее объяснение».

См. "Мауахиб аль-Джалиль" 1/30.

Сказал 'Абдуррахман ас-Са'ди: «Тот, кто не способен на иджтихад, на нем лежит обязанность делать таклид и спрашивать ученых, как сказал Аллах: «Спросите же обладателей поминания, если вы не знаете» [21:7, 16:43]»


См. " Рисаля лятыфа", 18.

ИЗ ПРИМЕРОВ ТАКЛИДА ШЕЙХА ИБН УСАЙМИНА И ШЕЙХА ИБН БАЗА.

Шейх Ибн Усаймин о своем таклиде за шейх уль-Ислямом Ибн Таймией. Говорит шейх Ибн Усаймин: "Иногда может что-то произойти, что касается человека, который имеет уровень иджтихада, но у него нет времени для иджтихада. То есть он не имеет возможности возвратиться к книгам, доводам, рассмотреть мнения обладателей знания. Тогда его обязанностью будет таклид, и он делает таклид.И, например, мы (шейх говорит о себе), если не можем познать положение по какому-то вопросу, и в этом есть затруднение для нас, то мы в основном делаем таклид за шейх уль-Ислямом Ибн Таймией, да помилует его Аллах".

См. "Шарх аль-усуль мин 'ильм аль-усуль", 637.

Шейх Ибн Усаймин о своем таклиде за известными мухаддисами в вопросах достоверности хадисов. Это не совсем тот таклид, который подразумевается в "усуль аль-фикхе", но полезно будет упомянуть.Спросили шейха о постановлениях поздних мухаддисов, шейх ответил:"Мы делаем за ними таклид, кроме как в том, в чем нам станет ясным обратное их словам. А если нет, то мы делаем таклид за аль-Альбани, делаем таклид за Ибн Хаджаром, и делаем таклид за хафизами помимо них".

См. "Шарх зад аль-мустакни" 215.

И посмотрим, каково было мнение шейха Ибн Усаймина по этому вопросу. Говорит шейх, излагая свое мнение и передавая мнение шейха Абдуррахмана ас-Са'ди: "Простой мусульманин обязан (уаджиб) следовать (делать таклид) за учеными своей страны, которым доверяет. Это упомянул наш шейх Абдуррахман ас-Са'ди и сказал: "Обычные мусульмане не могут следовать за учеными других стран, потому что это приведет к беспорядкам и раздорам". И если такой скажет: "Я не буду делать малое омовение (вуду) после употребления в пищу мяса верблюда, поскольку среди ученых некоторых стран есть те, которые сказали, что это не делает обязательным совершение малого омовения", - мы скажем: это невозможно, ты обязан сделать малое омовение, потому что таков мазхаб твоих ученых, а ты - их мукаллид".

См. "Лика аль-баб аль-мафтух" 19/32.

Шейх Ибн Баз говорит, что делать в намазе таравих дуа по случаю завершения чтения Корана желательно и ссылается на то, что так поступали недждийские шейхи, которые старались следовать сунне, и на то, что это дело унаследовано от предшественников. Хотя из сунны про это ничего конкретного не известно. "Не переставали предшественники (саляфы) завершать прочтение Корана и читать дуа в молитве рамадана, мы не знаем о наличии спора между ними относительно этого, и ближе (к правильному) будет, если он (молящийся отдельно или имам) будет читать (это дуа), но пусть не делает его долго, если за ним молятся люди....И так же наши шейхи при том, как они старались следовать сунне, делали это. Переняли это последние из них от первых из них. И не скрыто, что имамы (недждийского) призыва из числа тех, кто старается следовать сунне. И в итоге в этом нет проблем, ин ша Аллах, нет в этом проблем, наоборот, это желательно".

Кого имел ввиду имам Ахмад, когда сказал: "Не делайте таклид ни за мной, ни за Маликом, ни за аш-Шафии, ни за ас-Саури"?

См. "Маса’иль аль-Имам Ахмад" 276-277.

Говорит шейх уль-Ислям Ибн Таймия: "А что касается подобных Малику, аш-Шафии, Суфьяну, подобных Исхаку ибн Рахавейху и Абу Убейду, то сказал (имам Ахмад) в нескольких местах, что не разрешается ученому, способному работать с доводами, делать за ними таклид. И сказал: "Не делайте таклид ни за мной, ни за Маликом, ни за аш-Шафии, ни за ас-Саури".

См. "Маджму' аль-фатауа 20/226.


Кого имел ввиду имам Абу Ханифа, когда говорил: "Если достоверен хадис, то это мой мазхаб"?Сказал венец исследователей ханафитского мазхаба Ибн Абидин аль-Ханафи: "И не скрыто, что это для того, кто является годным для анализа шариатских текстов, определения тех, по которым выносится решение и отмененных".

См. "Хашия аля ад-дурр аль-мухтар" 1/68.

Кого имел ввиду имам аш-Шафии, когда говорил: "Если достоверен хадис, противоречащий моим словам, то действуйте по хадису и оставьте мои слова"?
Сказал хафиз, имам хадисоведения Абу Амр Ибн ас-Салях аш-Шафии: "Действие по явному смыслу сказанного аш-Шафии - дело не пустяковое. не каждому правоведу допустимо проявлять самостоятельность в действии в соответствии с доводом, который он увидел в хадисе".

См. "Аль-Маджму' шарх аль-мухаззаб" 1/105.

Так же сказал имам ибн ас-салях: "и кто из шафиитов найдет хадис, противоречащий его мазхабу, то пусть проанализирует его, если в нем достигли полноценности условия абсолютного муджтахида, или муджтахида в этом разделе, или муджтахида в этом вопросе - тогда ему следует проявить самостоятельность в действии в соответствии с ним (хадисом). а если в нем не достигли полноценности (условия муджтахида) и тяжело для него противоречие хадису после того, как он поискал и не нашел достаточного ответа на это противоречие, то он может поступать в соответствии с ним, если поступал в соответствии с ним самостоятельный имам помимо аш-Шафии. и это будет для него оправданием в оставлении мазхаба своего имама в этом случае".
И написал вслед за этими словами имам ан-Навави: "То, что он сказал, прекрасно и именно так следует поступать. И Аллах лучше знает".

См. "Аль-Маджму' шарх аль-мухаззаб" 1/105.

Сказал имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии, после того, как перечислил муджтахидов шафиитского мазхаба, противоречивших имаму аш-Шафии, следуя хадисам, и указал, что редко они были в этом правы: "То, что сказал аш-Шафии не значит, что каждый, кто увидел достоверный хадис, может сказать: "Это - мазхаб аш-Шафии", - и действовать по его внешнему смыслу. Это касается только того, у кого есть степень муджтахида в мазхабе с упомянутыми ранее условиями, или степень близкая к ней. Так же условием этого является чтобы преобладающим у него было мнение, что аш-Шафии не встретил этот хадис, или не знал о его достоверности. Это возможно только после прочтения всех книг аш-Шафии и подобного этому из книг его сподвижников, передававших от него, и тому подобного. И это сложное условие, мало кто описан его наличием. То, что мы упомянули, поставили (имамы мазхаба) условием именно потому, что аш-Шафии оставил действия по внешнему смыслу многих хадисов, которые видел и знал, однако у него был довод на их слабость, или их отмененность, или в наличии того, что ограничивало бы их смысл, или их истолкование и тому подобное".

См. "Аль-Маджму' шарх аль-мухаззаб" 1/105.

Сказал выдающийся шафиитский ученый Ибн Джамаль аль-Ансари аш-Шафии: "Запрет аш-Шафии делать таклид за ним и за другими - он для того, кто достиг степени иджтихада".

См. "Фатх аль-маджид фи ахкам ат-таклид", 62.

Как понимали эти высказывания мухаккыки маликитского мазхаба?Говорит выдающийся ученый и исследователь Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики: "Многие правоведы-шафииты опираются на это (упомянутые ранее слова аш-Шафии) и говорят: "Мазхаб аш-Шафии - вот это, потому что хадис об этом достоверен". - И это ошибка. Ведь необходимо, чтобы отсутствовало то, что препятствует этому, а знание об отсутствии того, что препятствует этому, останавливается на том, кто пригоден для исследования шариата, так что с его стороны слова об отсутствии препятствия для хадиса будут результатом хорошей работы. а что касается исследования не абсолютного муджтахида, то оно не имеет значения. И говорящему такое шафииту нужно сначала стать пригодным для этого исследования, прежде чем он заявит о своей фатве, но ведь он не таков и ошибается в этих своих словах".

См. "Шарх танкых аль-фусуль", с. 354.

Говорит шейх Абу Бакр Абдуллах ибн Мухаммад аль-Малики - учитель большого маликитского имама Мухаммада аль-Мазири - в биографии Асада ибн Фурата: "Широко известно от Асада, да помилует его Аллах, что он придерживался из мнений мединцев и иракцев того, что на его взгляд соответствовало истине. И он имел на это право по причине его обширных знаний в разных науках, его поиска знаний в них, и множества ученых-исследователей, которых он встретил".

См. "Рияд ан-нуфус фи табакат уляма аль-Кайрауан уа Ифрикыя", 263.


Шейх Абдуссалям аш-Шувейыр: Результаты изучения фикха не по одному из четырех мазхабов. "... И, в действительности, бывали у меня требующие знание, которые начинали свою учебу не этими четырьмя следуемыми мазхабами, а смешивая разные школы, или следуя мазхабу, которому не принято следовать, у которого нет своей школы, нет специальных (учебных) трудов, и их мышление в фикхе становилось неупорядоченным - будь уверен, что не будет у тебя порядка ни в структурировании, ни в знании разногласий, ни в чем-то другом".


См. "Аль-Хиляф аль-фикхи уа кайфияту дирасатих".

Наши рекомендации