В каких случаях целесообразно использование стандартизированных психокоррекционных программ, а в каких – свободных?

Коррекционныс занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1—1,5 ч. Поясните, почему? Интенсив­ность коррекциоиной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщеннос­тью их содержания, разнообразием используемых игр, уп­ражнений, методов, техник, а также мерой активного уча­стия в занятиях самого ребенка.

На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завер­шения коррекционной работы желательны контакты с кли­ентом с целью выяснения особенностей поведения, сохране­ния прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1—2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Объясните, зачем?

Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем рань­ше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудностей развития.

4. Методы коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОУ

Игротерапия

«лечение» психики с помощью игры, используется индивидуально.

Игровая коррекция поведения как вид игротерапии – комплекс мини-игр, обладающий определенной структурой и использующийся в группе детей с различными отклонениями в поведении (чаще всего в плане межличностных отношений).

Функции:

1) диагностическая (посредством наблюдения), поскольку в игре ребенок отражает и проигрывает драматические ситуации и действует так, как в реальной жизни;

2) терапевтическая функция:

предоставление ребенку эмоционального и двигательного самовыражения;

отреагирование напряжения, страхов и фантазий (т.е. разыгрывает прошлые переживания, разрешает внутренние конфликты и проигрывает свое смущение и затруднения, тем самым снижая их эмоциональную силу),

3) обучающая:

перестройка взаимоотношений, социализация ребенка, выработка у ребенка эффективных способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Необходимо прежде всего эмоциональное принятие ребенка, безоценочное поведение педагога, эмоциональная поддержка (равноправный партнер или «идеальный родитель»).

Арттерапия

Форма терапии, основанная на искусстве (в первую очередь изобразительном), и творческой деятельности.

Цель:

· самовыражение и самореализация в продуктах творчества

· утверждение и познание своего «Я»,

Результат:

повышение самооценки и степени принятия человеком своего «Я».

Механизмы арттерапевтического воздействия:

1) искусство позволяет в символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе творческих способностей человека (например, коррекция страхов).

2) изменение эмоциональной составляющей от мучительного состояния к наслаждению в ходе возникновения эстетической реакции (например, снятие стрессовых состояний через пескотерапию, сочинение историй и т.д.).

Основные методы арттерапии:

1. Сказкотерапия – способ обращения к уровню сознания и подсознания. Положительными моментами являются:

отсутствие в сказке прямых нравоучений,

позитивное решение проблем, с которыми сталкивается каждый человек (взаимопомощь, жизненный выбор, борьба добра со злом, любовь), т.е. сказка обеспечивает психологическую защищенность (счастливый конец), способствование внутреннему росту ребенка.

легкость идентификации ребенка с главным героем

ореол тайны и волшебства.

Основные приемы:

1. анализ сказок

2. рассказывание сказок (от имени других героев)

3. переписывание сказки, когда не устраивает ход событий

4. постановка с помощью кукол

5. сочинение сказки

2. Библиотерапия – воздействие с помощь чтения специально подобранной литературы с целью нормализации или оптимизации психического состояния человека.

Механизм: образы и чувства, желания и мысли из книг восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства, приводят людей к новым целям. Как итог – восстановление душевного равновесия.

3. Сочинение историй – используется как

· помощь ребенку в нахождении адекватных способов разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка

· способствует выражению ребенком своего гнева или страха без опасений насмешек.

Сначала историю начинает рассказывать ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в историю более адекватные способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, которые были изложены ребенком. Важно: история должна повествовать о каком-то другом ребенке, который жил давно и далеко.

Метод может применяться как групповой.

4. Куклотерапия.

Метод основан на идентификации ребенка с любимым героем мультика, сказки… При проигрывании ситуации с помощью куклы травмирующая ситуация «опосредуется» куклой и педагогу легче проводить работу с ребенком.

5. Проективный рисунок.

Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивая свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с неприятными, травмирующими образами. Применяется чаще всего при снятии стресса, напряжения, при коррекции страхов.

Используется и групповое рисование.

6. Музыкотерапия – использование музыки.

Основные направления воздействия:

1. эмоциональное активирование – создание чувства бодрости

2. развитие навыков межличностного общения (облегчение контактов между людьми)

3. регулирующее влияние на психовегетативные процессы (расслабление…)

4. стимуляция эстетических потребностей

7. Танцевальная терапия – практикуется с детьми, имеющими эмоциональные расстройства и нарушения общения.

Основная задача – осуществление спонтанного движения, т.к. тело и разум рассматриваются как единое целое.

Психогимнастика

Метод групповой работы, предполагающий выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью мимики, движений, пантомимики, позволяющий общаться без слов.

М.И. Чистякова предложила методику для детей дошкольного возраста, представляющую собой систематизированный набор этюдов и игр, направленный как на развитие у детей различных психических функций, так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Наши рекомендации