Значения приставок в глаголах движения.

приставки движение (куда? к кому?) предлоги  
в-, во- внутрь в, к войти в аудиторию
входить к директору
вверх на влезть на дерево
вы- изнутри из, от выйти из аудитории
выходить от директора
кратковременное отсутствие   Директор вышел (скоро вернется)
отправление, начало движения – обычно с указанием на время   Мы выехали в 9 часов.
Появление субъекта на открытом пространстве к, на выйти на сцену к фонтану

Задание 1. Прочитайте предложения, обратите внимание на слова-распространители приставочных глаголов движения.

В- /ВО-/: движение субъекта или перемещение объекта внутрь каком-либо помещения или замкнутой территории, пересечение границы двух пространств;

1. Я открыл калитку и пошел во двор, за мной вбежала собака. 2. Рабочие внесли ящик» со двора на склад. 3. В полночь наша машина въехала в город. 4. Секретарша вошла к директору института. 5. Грузовик въехал на строительную площадку и остановился.

значения приставок в глаголах движения. - student2.ru ВЫ- - движение изнутри /антонимично глаголам с приставкой В-/

- кратковременное отсутствие;

-.отправление куда-либо /указывается время отравления, приводятся обстоятельства начала движения, иногда подчеркивается срочность/;

- неожиданное для субъекта движения прибытие в какое-либо место, появление его на открытом пространстве, движение к ориентиру.

1. Футболисты выбежала на поле из спортзала. 2. Снег на улицах убрали и вывезли за город. 3. Теплоход вышел из порта в открытое море. 4. Директор вышел, перезвоните, пожалуйста, через двадцать минут. 5. Я выходила с кафедры во время твоего доклада и не слышала последнюю его часть. 6. Мы выехали из Москвы в 11 утра н к трем часам были уже в Суздале. 7. Скорая помощь уже выехала, ждите! 8 Мы весь день бродили по старому городу, заблудились и к вечеру неожиданно вышли к гостинице. 9. Идите прямо по той улице и выйдите к метро. 10. Докладчик вышел на трибуну и начал свое выступление, 11. Ученик выпил к доске и начал решать задачу.

Задание 2. Придумайте реплики, соответствующие данным ситуациям, употребите глаголы движения с приставкой В- в нужной форме.

Образец: Опоздавший ученик без разрешения учителя занял свое место в классе. Что скажет ему учитель? — Почему ты вошел в класс без разрешения?

1. Звонят, вы открываете дверь и видите своих друзей. Как вы пригласите их в квартиру? 2. Ваша дочь готовится к экзаменам у себя в комнате. Что вы скажете ее младшему брату, который хочет открыть туда дверь? 3. Начался урок. С какой просьбой обратится к учителю опоздавший ученик? 4. Ваш муж забыл ключи от квартиры. Как он объяснит, почему он ждал вас около дома? 5. Какая реплика звучит в ответ на стук в дверь?

Задание 3. Выпишите из текста глаголы движения с приставкой ВЫ- с зависимыми словами. Используя выписанные словосочетания, перескажите текст, изменив время и вид глаголов.

Утром я выхожу во двор и начинаю делать зарядку. Еще рано, но во двор уже выбегают дети наших соседей. Младшие вывозят свои игрушечные автомобили. Старший сын выводит из гаража свой мотоцикл, садится на него и выезжает за ворота. Младшие братья выбегают к ним со своими игрушками. Я вхожу в дом. Навстречу мне выходит наша соседка. Она выносит ковер, чтобы почистить, его на улице. Дома я завтракаю и через полчаса выхожу на работу.

Задание 4. Задайте вопросы в следующих ситуациях, используйте глаголы с приставкой ВЫ-.

1.Вы в автобусе. Ваша остановка следующая. О чем вы спросите стоящих перед вами людей?

2.Вы очень торопитесь. О чем вы просите пассажиров, которые не спеша выходят из троллейбуса?

3.Вы едете в метро со своим другом. Дорогу знает ваш друг. Поинтересуйтесь, когда будет ваша остановка?

4.Вы плохо знаете ворогу ипопросили соседа в автобусе предупредить вас, когда будет ваша остановка. Как он это сделает?

5.В автобусе женщине уступают место, но она отказывается, так как ее остановка следующая. Как она скажет об этом?

Задание 5. Вставьте вместо точек глаголы ИДТИ- ХОДИТЬ, ЕХАТЬ-ЕЗДИТЬ и НЕСТИ-НОСИТЬ с приставками В- или ВЫ-; время и вид глагола определите по контексту.

1. Я слышала, как хлопнула дверь: кто-то ... в подъезд.

2. Автоколонна ... за черту города.

3. В нагонах поезда зажгли свет: поезд ... в туннель.

4. Когда из комнаты ... лишнюю мебель, стало просторнее.

5. Дверь в кабинет отца открылась, и в коридор ... отец.

6. Павел открыл ключам дверь квартиры и мы ... в небольшой, коридор.

7. Дети каждое лето ... на дачу или в пионерские лагеря.

8. Мы купили билеты в кассе и ... в фойе кинотеатра.

9. Вы ... на следующей остановке?

Задание 6. Прочитайте предложения, обратите внимание, что глаголы движения с приставкой ВЫ— могут иметь значение начала движения или подчеркивать необходимость срочно отправиться куда-либо.

1. Мы выехали с рассветом.

2. Уже восемь, нам надо выходить, а то мы можем опоздать на занятия.

3. Получив телеграмму о болезни мамы, он срочно вылетел в Москву.

4. В среду начинаются соревнования, наша команда уже вылетела в Киев.

5. Машина скорой помощи немедленно выехала к месту происшествия.

6. Соня открыла телеграмму и прочитала: Выезжаю сегодня, встречай, мама.

7. По-моему, мы слитком рано вышли: до поезда еще два часа.

Задание 7. В следующих предложениях замените глагол отправляться подходящим по смыслу глаголом движения с приставкой ВЫ-.

1. Алло! Нина, это ты? Мы отправляемся через 5 минут, собирайся скорее и жди нас!

2. Во сколько вы завтра отправитесь издому, чтобы я мог встретиться с вами у метро?

3. Оля всегда отправляется из дома рано и на своей машине заезжает за подругой.

4. Вы отправляетесь в 7 часов? Так рано? Будете отправляться, позвоните мне!

5. Автобусы отправляются из гаража в 6 часов утра.

Задание 8. Выразите свое мнение в следующих ситуациях: /в репликах используйте следующие выражения: я думаю; вряд ли; боюсь, что...: сомневаюсь, чтобы .../

Образец: - Только что звонил Костя. Он выходит через 15 минут.

- Выходит через 15 минут? Я думаю, что он не выйдет через 15 минут,

1.Вчера была телеграмма от отца. Его командировка заканчивается, он вылетает через два дна.

2.Утром звонил Петров. Он закончил дела в Киеве и вечерком выезжает домой.

3.Только что приходил руководитель нашей делегации. Мы выезжаем в Финляндию через три дня.

4.Сейчас звонил Юра. Он уже позавтракал и через пять минут выходит.

Задание 9. Прочитайте предложения. Обратите внимание на возможность употребления глагола движения с приставкой ВЫ— в значении прибыть куда-либо, оказаться где-либо.

1. Мы пошли по тропинке и скоро вышли к реке.

2. Марта, выйди, пожалуйста, к доске и покажи на карте реки России.

3. На сцену вышел конферансье и объявил следующий номер.

4. Приезжайте к шести часам, я выйду вас встречать.

5. Мы шли по узенькой улочке и вдруг вышли на широкую площадь.
6. На трибуну вышел новый докладчик, и через пять минут половина зала дремала, так монотонно и вяло он говорил.

Задание 10, Составьте предложения, употребив в них следующие словосочетания:

выйти к станции, выйти к доске, выйти на дорогу, выйти на первое место, выйти вперед, выйти на сиену, выйти на поляну, выбежать на порогу, выплыл, на середину реки.

Задание 11. Прочитайте диалоги, определите значение глаголов движения с приставкой ВЫ-.

- Скажите, можно мне поговорить с деканом.
- С пеканом? Он вышел. Посидите немного.

- Попросите, пожалуйста, Галину Николаевну.

- Она вышла, позвоните через час,

- Извини, где мне найти главного инженера?

- Инженера Лазарева? Он здесь, но куда-то вышел.

Задание 12. Объясните разницу в употреблении приставок ВЫ- и У- с глаголами движения в следующих ситуациях.

1.— Можно мне видеть заведующую кафедрой?

—Рабочий день кончился. Она ушла. —- Подождите, пожалуйста. Она вышла.
2.— Алло! Можно Ивана Ивановича?

—Он ушел обедать. Позвоните позже. — Иван Иванович вышел. Что ему передать?
3.—А где же Катя?

— Она плохо себя чувствует, ушла домой. — Она вышла, сейчас вернется.

Задание 13. Составьте диалоги в следующих ситуациях, используя глаголы движения с приставками ВЫ- и У-.

1.По телефону спрашивают вашу сестру. Она

а/ пошла за хлебом н скоро вернется
б/ поехала в институт и будет не скоро.

2.Посетитель хочет видеть вашего коллегу. Что вы ему ответит? если он

а) поехал в министерство

б)пошел в другую комнату.

3.В общежитии в вашу дверь постучали. Спрашивают вашу соседку /соседа/ по комнате. Что вы ответите, если она /oн /

а) на занятиях

б) пошла на кухню.

Задание 14. Замените выделенные словосочетания в следующих предложениях глаголами движения с приставками ВЫ- и В-.

1. Я открыл дверь домика и оказался в небольшой прихожей.

2. Ребята бегали с мячом во дворе, а сейчас они уже играют на улице.

3. Мы долю ниш по полю и неожиданно увидели перед собой речку.

4. Мы покинули зал и оказались в просторном холле.

5. Я прошла через ворота и оказалась назеленом зале стадиона.

6. Куда и ходил? Я решил подышать свежим воздухом.

7. Оратор поднялся на трибуну,

8. Артисты были уже на сцене, когда в главной ложе появились высокие гости.

Приставки при~, y-

  Значение Предлоги: Примеры
при Прибытие субъекта в какое-либо место, где он будет оставаться, действовать к, в, на и другие прийти к врачу, в университет, на стадион Он приходит к нам каждый день.
у Отсутствие субъекта в определенном месте в момент речи из, от, с Где директор? – Он ушел. (больше не вернется)

ПРИ- достижение конечной цели движения, прибытие субъекта или доставка объекта в определенное место /синонимично — он здесь, он прибыл/

У — отсутствие субъекта или объекта в названном месте или удаление из этого места /синонимично — его здесь нет, он теперь в другом месте./

Задание 1. Прочитайте предложения, обратите внимание на обстоятельственные распространители глаголов.

А.

1. Отец дома? — Да, он уже пришел с работы. 2. В Киев поезд пришел к вечеру. 3. У нас гости. К нам примы брат из Еревана. 4. Завтра в Москве открывается чемпионат по футболу. Футболисты из Франции прилетели вчера, итальянцы прилетают сегодня. 5. Отец приехал из командировки и привез всем кучу подарков. 6. Сегодня придешь в институт? Принеси мне, пожалуйста, мою книгу, которую я тебе давала.

Б.

1. Прошло больше двух лет с тех пор, как я уехал из Киева. 2. Концерт кончился. Ушли артисты. Ушла и Дина. Ееувел все тот же худой и черный. 3. Брата нет лома, он ушел на работу, К сожалению, он унес с собой ту книгу, о которой ятебе говорила. 4. Птица была очень осторожна, она заметила движение в кустах и улетела. 5. Завтра я уезжаю во Владивосток.

Задание 2. используйте глаголы движения с приставкой ПРИ-, следите за употреблением вида глаголов.

Образец: — Вчера у тебя, по-моему, был с собой журнал "Русский язык за рубежом"?

—Да, яприносил его, хотел показать одну статью

1. - Летом вМоскве бывает много туристов. — ... 2. - Кажется, Андрей Пыл вчера у вас? — ... 3. Директор был вчера вшколе недолго. — ... 4. К нам в школу часто приглашают выступать разных интересных людей: писателей, артистов, ученых. — ... ? 5. Уже половина десятого. Наверное, все студенты уже собрались в аудитории. — 6. Наши друзья уже, кажется, вернулись из поездки в Среднюю Азию. — ... У них, наверное, как всегда, есть интересные фотографии, книги, открытки. — ... 7. Откуда эти журналы? Кто-то был здесь пока меня не было? — ...? 8. Твои родители уже, наверное, скоро возвращаются из отпуска? Самолет на следующей неделе? — ....

Примечание: обратите внимание, что глаголы СВ в прошедшем времени сообщают, что субъект движения прибыл /или объект доставлен/ и находится в определенном месте или у указанного лица; глаголы НСВ могут:

констатировать факт пребывания где-либо в прошлом,

передавать повторяющееся действие,

указывать на аннулированность результата действия,

передавать настоящее действие.

! Глаголы НСВ с приставкой ПРИ- не могут передавать движение в его процессе.

Обратите внимание на употребление видов и изменение смысла высказывания в зависимости от вида глагола с приставкой У- : Когда я ушла, я вспомнила, что забыла позвонить ему= я не позвонила и Когда я уходила, я вспомнила, что забыла позвонить ему= я позвонила

Задание 3. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу глаголы движения с приставкой ПРИ-, следите за употреблением видов глаголов.

—Мы давно здесь живем. А ты, наверное, недавно ... сюда?

—Да, недавно. Я тоже теперь здесь живу. А раньше ... сюда только на каникулы.

Когда они дошли до дома, Мария Михайловна сказана-

—... к нам завтра, посмотришь коллекцию камней моего сына. Он был геологом. Ты ведь тоже собираешься стать геологом?

—Да, когда-нибудь стану,— серьезно ответил мальчик.

Весь следующий день Мария Михайловна думала о сыне: как он ходил в горы, как ... домой камни и как она была недовольна беспорядком в доме. В этот день мальчик ... ровно в шесть часов. Мария Михайловна ... его в комнату сына. Камни лежали так, как оставил их сын.

—А хотите я буду ... камни, которых нет в вашей коллекции?

—Это будет неплохо. — одобрила Мария Михайловна.

На следующий день он ... кусок зеленого малахита.

— Почему бы тебе не стать хранителем нашей коллекции. Все будет в твоем распоряжении, ты сможешь ..., когда захочешь, а мне будет приятно, что в доме есть геолог.

—Ну что же, — сказал он, но в горлечто-то сжалось. Он уже привык ... сюда.

—Я вам ... одну вещь, — сказал он однажды и протянул Марии Михайловне большую раковину.

—Действительно, необыкновенная!

—Она из Карибского моря. Не ... один моряк. Теперь она будет у вас.
/По В. Лидину/

Приставка ПО-

значение примеры
1. абсолютное начало движения Мы оделись и пошли в парк. Прямо с вокзала друг повез меня к себе в гости.
2. возможное местонахождение субъекта в момент речи Где твоя сестра? – Она пошла в магазин (= он в магазине)
3. намерение отправиться куда-либо, побывать где-либо Завтра мы пойдем в театр (= 1. хочу, планирую, собираюсь; 2. уйду надолго)
4. изменение характера движения Мы шли быстро, но потом побежали.
5. только для глаголов типа «ходить». Значение СВ. действие ограниченное временными рамками. Птица полетала над лесом и улетела. Мы часа два побродили по парку.

Задание 4. Прочитайте предложения, сравните употребление глаголов движения с приставками, объясните значение приставок.

1. Виктор сейчас вернется: он пошел в деканат узнать свое новое расписание. - Виктор почувствовал себя плохо и ушел домой. 2. Брата нет дома, он пошел в театр. – Брата нет дома, он ушел в театр. 3. после окончания института он поехал работать на Север. – После окончания института он уехал к себе на Север.

Примечание: в приведенных примерах глаголы с приставками ПО- и У- близки по значению. Однако, приставка У- употребляется при указании на удаление субъекта на большое расстояние, на долгое время, на отсутствие субъекта в данном месте. Приставка Пол- указывает лишь на отправление субъекта с указанием цели.

Задание 5. Постройте высказывания в следующих ситуациях /составьте возможные диалоги/, используя глаголы с приставкой ПО- или У-.

1. Вы не застали своего знакомого дома. Вам сказали, что он, видимо, в библиотеке, так как недавно туда отправился. 2. Друзья окончили педагогический институт. Им дали направления на работу в разные города. 3. Приехали ваши друзья. Они впервые в нашем городе. Вы решили показать им город и даже некоторые достопримечательности, поскольку у вас есть машина. 4. Вы прощаетесь с городом, который вам очень понравился. На память вы взяли с собой фотоснимки, открытки, книги. 5. У вас гости. Много незнакомых людей. Ваш маленький сын растерялся и спрятался у себя в детской. 6. Вы договорились встретиться с приятелем у метро. Но вы опоздали, и приятель вас не дождался. 7. Почтальон принес письмо вашему соседу, но сосед в командировке в другом городе.

Задание 6. Ответьте на вопросы, используя глаголы движения с приставками ПО-, У-, ВЫ-, следите за употреблением вида глагола.

1. Почему Маши нет на уроке? /у нее разболелась голова/. 2. Куда это направился Сергей? /ему надо взять книги в библиотеке/. 3. Я звонил тебе днем, но тебя не было дома. Где ты был? /отсутствовал всего 20 минут, выходил купить хлеба к ужину/. 4. Пора садиться за стол. Где же Виктор? /разговаривает по телефону, сейчас вернется/. 5. Вы не знаете, где сейчас директор? /он на совещании в министерстве/. 6. Куда отправились студенты? /сегодня экскурсия в музей Л. Толстого/.

Задание 7. Вместо точек вставьте подходящий по смыслу глагол движения с приставкой, следите за употреблением видов глагола.

прийти – войти

1. Андрей постучал в дверь и услышал голос хозяйки: … 2. Вы меня звали? Я … 3. Василий Иванович, к вам кто-то … 4. В вашу комнату кто-то … 5. Он вынул из кармана ключ, открыл дверь и … 6. Мила, посмотри, кто там …

принести - внести

1. Сестра, … , пожалуйста, историю болезни больного. 2. осторожно … вещи в кабинет: пол уже окрашен. 3. … чемоданы в комнату, они у дверей в коридоре.

привести – ввести

1. Мать … сына в детсад. 2. Кого это вы … с собой? 3. В операционную … больного. 4. Я к вам … своего старого друга, познакомьтесь.

Задание 8. Поставьте нужные глаголы движения с приставками В-, ВЫ-, ПО-, У- или ПРИ-. Укажите, где могут быть варианты.

1. Вы были сегодня на улице? - Нет, я сегодня … 2. В субботу ко мне … гости и долго не … . Я поздно лег спать. 3. Я … из дома в 8 часов, а в 9 … на кафедру. 4. Товарища не оказалось дома, он … на кафедру. 5. Сережа сейчас вернется, он … позвонить. 6. Я не …, пока не дождусь директора. 7. Завтра в Мадриде начинаются международные соревнования. Сегодня наша команда … в Мадрид. 8. Собрание началось, на трибуну … докладчик. 9. Фильм был скучный, мы … с середины. 10. Чтобы успеть на занятия мне надо … из дома в 8 часов. 11. Наша машина мчалась по дороге. В друг на дорогу … заяц. 12. Девушка … на середину зала и начала читать стихи. 13. Летом мы обычно … в деревню, которая находится недалеко от Москвы. Мы … из Москвы утром, а к вечеру уже … на место. 14. Летчик … из кабины и спрыгнул на землю.

Приставки ПОД-, ОТ-

  значение предлоги примеры
под приближение к объекту к Лодка подплыла к берегу. Поезд подходит к станции
от 1. удаление субъекта от какого-либо объекта на некоторое расстояние 2. с переходными глаголами: – доставка кого-либо, чего-либо в названное место с разделением субъекта и объекта в результате движения от и др. Поезд отошел от станции.   Я отнес книгу в библиотеку. Письма на почту всегда отношу я.

Сравните:

Я отвез дитя к бабушке.

Я привез его к бабушке.

Я увез его к бабушке.

  1. Приходи ко мне в гости. Я сегодня свободен, потому что я отвез ребенка к бабушке.
  2. – Ты снова в нашем городе? Рада тебя видеть. – Да, я привез дитя к бабушке и пробуду здесь несколько дней.
  3. Я увез сына к бабушке, потому что в нашей квартире начался ремонт.

Задание 9. Прочитайте предложения, объясните употребление видов глаголов.

а. ПОД-

1. Я подошел к киоску и купил мороженое. 2. Корабль подплывает все ближе к берегу, уже встречающие собрались на причале и с нетерпеньем ждут. 3. Кто это подходил к вам сейчас? - Да, один знакомый. 4. Внимание, поезд № 21 подходит к первому пути. 5. Подвезите нас до станции! - Садитесь, подвезу.

б. ОТ-

1. Я взял билет и отошел от кассы. 2. Течением лодку относит все дальше от берега. 3. Автобус отошел от остановки. 4. Я хочу отнести одежду в химчистку. 5. Утром я отвожу дочь в сад. 6. Отойдите, пожалуйста, в сторону вы мешаете!

Задание 10. Вставьте подходящие по смыслу глаголы с приставками ПОД-, ОТ-, У-.

1. Учитель … к карте и показал основные реки Европы. 2. Чтобы не мешать ученикам списывать с доски, учитель … к окну. 3. Каждый вечер после ужина я … к окну, открываю его и дышу свежим воздухом. 4. Боясь разбудить больного ребенка, мать с отцом … к двери и разговаривали шепотом. 5. Мне мешали разговоры товарищей, и я с книгой … в другую комнату. 6. Мальчик научился хорошо плавать и уже … от берега метров на 20. 7. Собака замахала хвостом и … ко мне. 8. Вчера наши гости … , и в квартире стало тихо.

Задание 11. Составьте предложения, исходя из следующих ситуаций:

1. Как вы скажете, что ваши друзья возвращаются, если вы видите их из окна вашего дома? Как вы скажете, что они уже близко?

2. Вы видите, что около дома остановилась какая-то машина. Как вы спросите, кто это прибыл?

3. Вы пришли навестить приятеля, из его комнаты слышны голоса. Как вы спросите, кто там?

4. Вы читаете, а ваш друг встал у окна и загораживает вам свет. О чем вы попросите его?

5. Ребята играют под вашими окнами и очень шумят, мешая вам. Что вы скажете им?

6. Вы хотите дать ребенку конфету. Он стоит в нескольких шагах от вас. Что вы скажете ему?

Задание 12. ответьте на вопросы, используя данную информацию, используя приставки ПОД-, ОТ-, У-, ПРИ-,

1.Я хочу купить газеты, впереди киоск. Что я сделаю?

2.Я иду по коридору института. Навстречу мне несут большой книжный шкаф. Что я сделал?

3.Я знаю, что подруга больна, ей скучно быть одной. Что я обычно делаю? Что я сделаю сегодня?

4.Я закончила курс обучения в институте в Москве, пора домой. Что я делаю?

5.Идти до города еще далеко. О чем я прошу шофера остановившейся машины7

Задание 13. Прочитайте предложения. Обратите внимание на то, что глаголы НСВ в прошедшем времени могут означать:

ПОДХОДИЛ = подошел и отошел ОТХОДИЛ= отошел и подошел

В этом значении часто употребляются в разговорной речи.

1. Юноша, который подошел сейчас к кассе, ваш брат? Это ваш брат подходил к вам сейчас? Вы очень похожи.

2. Все здесь? А где же Катя? – Она отошла на минуту. Сейчас придет. – Катя, где ты была? – Я отходила позвонить (по делу).

3. смотрите, к Саше подошла какая-то девушка! – Саша, зачем к тебе подходила та девушка?

4. Скажите, сюда не подходила серая машина? – Подходила, постояла 10 минут и уехала.

Задание 14. Задайте вопросы по следующему образцу:

- Зачем вы подходили к милиционеру?

- Я подходил к нему, чтобы спросить как проехать к Театру Кукол.

1. Зачем вы подходили к табачному киоску?

2. Зачем студент подходил к лектору?

3. Зачем девушка подходит к афише?

4. Зачем эти женщины подходили к витрине магазина?

5. Зачем вы подходили к окну7

6. Зачем милиционер подходил к твоей машине?

Задание 15. Прочитайте предложения, вспомните, что обозначают приставки ПРИ- и ПОД-?

1. Вчера ко мне должен был прийти товарищ. Он пришел в 7 часов, и мы весь вечер смотрели футбол. 2. В коридоре ко мне подошел студент из моей (нашей) группы и спросил, где у нас будет следующее занятие. 3. Всякий раз, когда он приходил к нам, мы много и подолгу спорили. 4. Где бы я ни видел книжные лавки, я всегда подходил и начинал рыться в книгах. 5. Поезд подходит к Москве – услышали мы голос диктора. 6. Днем пришел врач. Он подошел к постели больного и начал его осматривать. 7. Мать первый раз привела детей в сад. - Подойдите ко мне, - сказала воспитательница. – Как вас зовут? 8. Не подходите близко к окну, здесь дует.

Задание 16. Ответьте на вопросы, используя глаголы ПОДОЙТИ или ПРИЙТИ.

1. Вы в вестибюле метро. Вы не знаете, как проехать до станции «Парк культуры». Что вы сделаете, увидев на стене метро схему? 2. Милиционер увидел, что человек переходит улицу на красный свет. Как он отреагировал? 3. Узнав, что друзья переехали на новую квартиру, вы решили навестить их. Как вы им скажете об этом по телефону? 4. Вы в театре. Во время антракта вы увидели в фойе знакомую. Вы обменялись с ней впечатлениями? 5. В музее вы любовались картиной, но на расстоянии вы не могли прочитать ни названия, ни имени художника. Что вы сделали? 6. Ваш друг обещал, что на днях зайдет к вам. Как вы уточните время встречи? 7. Спектакль начинается в 16:30. когда вы должны быть в театре, чтобы успеть зайти в буфет?. 8. Вы долго гуляли по городу и, наконец, увидели киоск «Мороженое». Что вы сделали?

Задание 17. Прочитайте выражения, обратите внимание, что переходные глаголы с приставкой ОТ- могут употребляться в значении – 1. доставить на место /к цели/, 2. возвратить и предполагают отделение объекта от субъекта движения. В этом значении они антонимичны глаголам с приставкой ПРИ-.

1. Где сейчас ваша дочь? – Ее не, я отвела ее в садик. 2. Где сейчас ваш сын? – Он уже дома, муж только что привел его из кружка. 3. Вы не можете мне дать статью, которую читали вчера? – к сожалению, я уже отнесла ее в библиотеку.. 4. Вы уже получили свой багаж? – да, мы вчера привезли его с вокзала. 5. Что вы делали утром? - Я относила часы в ремонт. 6. У вас собой новый учебник? – да, я принесла его.

Задание 19. Ответьте на вопрос, используя глаголы движения с приставкой ОТ-.

Что нужно, если …

- у вас сломался магнитофон - ваши дети в первый раз идут в школу - ваша собака или кошка заболела - вы хотите отправить посылку - вы уже прочитали библиотечную книгу - вы хотите отремонтировать свои туфли - по просьбе декана вы написали статью в журнал

Задание 19. Прочитайте предложения, объясните разницу в значении глаголов движения с приставкой ОТ- и У-, ОТ- и ПРИ-.

Отнесите стол в другую комнату и возвращайтесь за стульями. Унесите этот шкаф отсюда, он здесь вам мешает.
Отвезите больного в операционную. Лучше увезите больного отсюда: ему вреден наш климат.
Отведите детей в парк, пусть погуляют часа два. Уведите отсюда детей: им еще рано смотреть такие фильмы.

Задание 20. вставьте нужные по смыслу глаголы движения с приставками ОТ-, У- или ПРИ-. Объясните случаи, где возможны варианты.

1. Вы хотите сделать ваше платье короче? … его в ателье. 2. Будьте добра, … отсюда свои вещи, они нам мешают. 3. Отец попросил сына … грязную посуду на кухню и … чистые тарелки. 4. А где же ваша собака? – Мы … ее к знакомым на время. 5. Надя, … собаку на кухню, дети ее боятся. 6. Откуда у вас эта ваза? - Муж … ее из Китая. 7. Кто … из ваших родителей в деревню? 8. Кто встретил вас, когда … родителей в деревню? 9. В магазин … свежий хлеб. 10. Здесь много лишних стульев, … их, пожалуйста, в другой кабинет. 11. Нина, …, пожалуйста, нового сотрудника к директору. Директор просил его …

Задание 21. Прочитайте рассказ, вставьте глаголы движения с приставками.

Вчера мы ужинали в ресторане. Мы заняли столик у окна и стали осматриваться. Через 10 минут … официант и … меню. Мы решили заказать закуски и горячее, а десерт закажем потом. Но официант не оставил нам меню, а … его с собой. Игорь сказал: Вы ждите, а я на минуточку … . Хочу … в гардероб мой портфель, а то он мне мешает. Когда он …, к нашему столику … какая-то девушка и спросила, не свободно ли это место. Мы ответили, что место занято, что наш друг … ненадолго и сейчас вернется. Она извинилась и … искать свободное место. Вскоре … Игорь и … с собой своего друга, он встретил его у входа и пригласил поужинать с нами. Теперь нам был нужен еще один стул, но свободных мест нет нигде! Наконец официант согласился принести стул из холла, а мы пообещали, что потом сами ... его на место. И вот нам … салат, свежие овощи, холодные закуски и хлеб. Потом официант … пустые блюда и тарелки и … горячее. Все было очень вкусно. Мы так наелись, что даже не знали, сможем ли съесть еще и десерт. Но наш официант … целый столик на колесиках с разными тортами и пирожными. Конечно, мы не могли отказаться. Но вот официант … счет. Ну что ж, не так уж и дорого. У нас еще останутся деньги на такси. Уже поздно, пусть такси … нас домой или хотя бы на метро.

Приставка ДО-

Наши рекомендации