Предупреждение травм на занятиях

ПО ГИМНАСТИКЕ

ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА И МЕРЫ ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

На занятиях гимнастикой необходимо строго соблюдать пра­вила организации учебно-тренировочной работы. Нарушение пра­вил нередко приводит к травмам.

К основным причинам травматизма относятся:

1. Несоблюдение правил организации занятий.

2. Невыполнение педагогических и методических требований, предъявляемых к проведению занятий.

3. Несоответствие костюма и обуви.

4. Несвоевременная и недостаточно внимательная проверка оборудования и инвентаря, несоблюдение санитарно-гигиениче­ских условий, неиспользование технических средств, обеспечиваю­щих безопасность занятий.

5. Отсутствие или несистематическое проведение врачебного контроля и самоконтроля.

6. Недостаточная воспитательная работа, проводимая с зани­мающимися.

В целях профилактики травматизма до занятий (соревнова­ний) необходимо:

а) подготовить учебную документацию (планы, конспекты);

б) проверить соответствие мест занятий санитарно-гигиеничес­
ким требованиям, а также исправность оборудования и инвентаря,
соответствие спортивного костюма и обуви каждого гимнаста тре­
бованиям безопасности и гигиены;

в) проверить наличие визы врача, разрешающего допуск к тре­
нировкам после перерыва, вызванного болезнью гимнаста или ка­
кими-либо другими причинами, а также допуск к соревнованиям.

* О размерах и оборудовании площадки для школ см, в «Книге учителя фи зической культуры», под общ. ред. В. С. Каюрова. М., ФиС, 1973, стр. 266.

Во время занятий следует:

а) соблюдать правила их организации;

б) проверять перед началом занятия на каждом снаряде ис­
правность креплений, расположение матов возле снарядов; каче­
ство магнезии, канифоли;

в) использовать современные методы обучения, прибегать к
помощи и страховке.

Меры организационного характера по предупреждению

Травматизма

Как уже отмечалось, одна из наиболее распространенных при­чин травматизма — плохая организация занятий. Преподавателю или тренеру рекомендуется:

1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия.

2. Воспитывать у гимнастов сознательную дисциплину, требо­вать от них выполнения всех указаний.

3. Обеспечивать постоянный контроль за действиями каждого гимнаста, запрещать им самостоятельно переходить с одного вида многоборья на другой.

4. Правильно размещать занимающихся, обеспечивая хорошую видимость снарядов, мест отталкивания и приземлений. Устанав­ливать снаряды с такими интервалами, чтобы избегать столкнове­ний занимающихся.

Страховка и помощь в процессе занятий

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастиче­ских упражнений, но и избегать травм.

Страховка и помощь имеют немаловажное психологическое значение, так как снимают страх при выполнении рискованных эле­ментов и тем самым ускоряют их освоение.

Под страховкой понимают готовность тренера или гимнаста своевременно оказать помощь выполняющему упражнение в слу­чае неудачной попытки.

В отличие от страховки помощь предусматривает «проводку» спортсмена по траектории исполняемого им движения, подталки­вание и поддержку.

«Проводка» облегчает овладение движением в целом. Приме­няя «проводку», тренер должен приложить лишь такие физические усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика. Под­талкивание— кратковременная физическая помощь, которая ока­зывается по ходу исполнения отдельных фаз движения.

Поддержка осуществляется тренером, когда занимающийся находится в статических положениях (например, в исходных, про­межуточных и конечных положениях), особенно в случаях, когда гимнасты еще недостаточно правильно используют свои усилия.

При поддержке телу гимнаста придают необходимые положе-




3 —699 65

               
  предупреждение травм на занятиях - student2.ru   предупреждение травм на занятиях - student2.ru
      предупреждение травм на занятиях - student2.ru
      предупреждение травм на занятиях - student2.ru
 
 

предупреждение травм на занятиях - student2.ru

ния относительно снаряда или позволяют своевременно выполнить перехваты руками. При разучивании поворота кругом на брусьях на махе вперед тренер удерживает гимнаста в высшей точке маха

вперед, помогая ему своевременно и правильно поставить руки ;ia жерди после поворота.

предупреждение травм на занятиях - student2.ru

В результате применения различ­ных видов физической помощи у зани­мающегося формируются правильные двигательные представления, необхо­димые для овладения навыками само­стоятельного выполнения упражнений. По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень при­ложения физических усилий тренером уменьшается, а затем прекращается вовсе. При исполнении опорных прыж­ков, соскоков со снарядов и других упражнений тренеры обычно поддер­живают занимающихся захватом за предплечье и плечо. Иногда такие под­держки осуществляют вдвоем. Чтобы оказывать помощь спортсмену, выпол­няющему упражнения на высоких сна­рядах, тренер становится на специаль­ную подставку или просто на коня, козла и т. п. (рис. 45).

В практике технической подготовки гимнастов в настоящее время широко применяют специальные пояса для страховки (рис. 46). В ряде случаев на начальных стадиях разучивания рискованных упражнений руки гимна­стов закрепляют на снаряде с помо­щью специальных петель.

Придавая большое значение стра­ховке и помощи без технических средств и с ними, следует, однако, предостеречь от злоупотребления ими, так как это нередко лишает гимнаста уверенности, а у некоторых из них

появляется излишний страх, следствием которого могут быть и травмы. Умелое использование приемов помощи и страховки со­кращает сроки обучения и помогает гимнастам преодолевать пси­хологические барьеры (страх). В. И. Чукарин, А. Б. Кривенко, Н. И. Славик отмечают, что у 60% гимнастов страх проявляется на тренировках, а у 40% —на соревнованиях.

Основными причинами появления страха являются: а) ошибки в технике исполнения, ведущие к нарушению двигательного навы-

ка; б) ошибки в методике обучения; в) изменение обстановки;

г) усталость гимнастов; д) несоответствие уровня развития физи­
ческих качеств требованиям техники выполнения разучиваемого
упражнения.

Чувство страха зависит и от других факторов: а) высоты сна­ряда; в) скорости вращения тела гимнаста в упражнении; в) ста­дии формирования навыка (создание представления, уточнение его или совершенствование); г) техники исполнения упражнения;

д) наличия безопорных фаз в упражнении.

Исследования показывают, что 70% гимнастов преодолевают страх довольно быстро, а 30%—медленней, причем некоторые гимнасты — с большим трудом. Гимнаст, отличающийся сильной нервной деятельностью, способен быстрее преодолевать трудности, связанные с появлением страха.

Бороться с появлением отрицательных эмоций следует посте­пенно, последовательно увеличивая степень рискованности упраж­нения. Достигается это путем изменения структуры изучаемого упражнения, постепенного увеличения высоты снаряда, уменьше­ния степени физической помощи (например, страховать подвес­ным, ручным поясом, а затем без них).

В случае срыва гимнаста рекомендуется повторить упражнение сразу. Чтобы побудить ученика выполнить элемент, которого он боится, тренеры поступают по-разному. В одних случаях стара­ются внушить гимнасту, что ничего страшного нет и страховка вполне надежна, в других — приказывают. Иногда целесообразно сделать перерыв в обучении, чтобы восстановить нервную систему занимающегося.

Страховка и физическая помощь взаимосвязаны. При само­стоятельном же выполнении упражнений, когда физическая по­мощь и страховка сведены к минимуму, решающее значение при­обретает самостраховка.

(

Приступая к самостоятельному выполнению упражнения, гим­наст должен владеть способами самостраховки. В случаях, когда он выполняет упражнение со страховкой, тренер обязан внимательно наблюдать за гимнастом до полного окончания им упражнения. Особенно важно следить за приземле­нием, так как в результате неудачи здесь могут быть различные падения и как следствие — травмы.

Вариативность приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и обучаемого (рост, вес, физическая сила, скорость двигательной реакции, размер ладоней и др.).

Страхующий обязан:

а) хорошо знать технику выполняемого упражнения и в зави­
симости от обстановки правильно выбирать место для оказания
страховки и помощи;

б) умело использовать разновидности страховки, не мешая
гимнасту выполнять упражнения;

в) знать индивидуальные особенности учеников.

В целях предупреждения травм целесообразно в форме опроса

3* 67

                   
  предупреждение травм на занятиях - student2.ru
    предупреждение травм на занятиях - student2.ru
      предупреждение травм на занятиях - student2.ru
    предупреждение травм на занятиях - student2.ru
    предупреждение травм на занятиях - student2.ru
 
 
 

предупреждение травм на занятиях - student2.ru

выявить у занимающихся их знания о технике изучаемых движе­ний (моментов отпускания рук, разгибаний, хлестовых движений и т. п.). Важно помнить, что одна из причин травматизма — недо­статочная общая и специальная разминка, особенно перед выпол­нением движений, связанных с выкрутами (кольца, перекладина). На тренировке не следует чрезмерно увлекаться повторением од­нотипных элементов и соединений, особенно прыжками и соскока­ми с большой высоты.

Наши рекомендации