Глава 17. основы спортивной тренировки юных гимнастов

Спортивная тренировка

Спортивная тренировка — это основной вид подготовки гим­настов. Она представляет собой многолетний, круглогодичный процесс, направленный на развитие у них способностей, необхо­димых в достижении спортивного мастерства. В процессе трени­ровки осуществляется общая и специальная физическая, техни-




l«J Гимнастика



ческая, тактическая, психологическая и теоретическая подготов­ка гимнастов. Тренировка проводится на учебных, учебно-трени­ровочных занятиях, соревнованиях, внеурочных и внесоревнова-тельных мероприятиях и на других видах занятий.

Подготовка квалифицированных гимнастов предусматривает решение следующих основных задач:

1. Укрепление здоровья, опережающее развитие способностей, воспитание личностных свойств, необходимых для успешного ов­ладения сложными гимнастическими упражнениями и достиже­ния высокого спортивного мастерства.

2. Изучение новых элементов, соединений, упражнений обяза­тельной и произвольной программ, совершенствование техники их исполнения; работа над школой движений, виртуозностью, выразительностью движений, артистизм в исполнении целостно­го упражнения (комбинации).

3. Непосредственная тактическая, психологическая, теорети­
ческая и другие виды подготовки, необходимые для успешного
выступления на соревнованиях.

Для решения этих задач применяются следующие средства гим­настики:

1. Общеразвивающие и специальные упражнения для повыше­ния функциональных возможностей организма, развития способ­ностей гимнаста, воспитания личностных свойств, обогащения двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, спортив­ным опытом и др. Гимнастические упражнения, предусмотрен­ные классификационной программой для данного спортивного разряда. Разрабатывается последовательность и методика их изуче­ния и совершенствования.

2. Слово педагога-тренера применяется как средство термино­логического общения с занимающимися при объяснении техни­ки гимнастических упражнений, правил соревнований, содержа­ния спортивных программ, а также при проведении групповых и индивидуальных бесед с целью убеждения гимнастов в необходи­мости сознательного и активного отношения к спортивным заня­тиям, в большой пользе их для здоровья, обогащения опытом, развития способностей, воспитания личностных свойств и дости­жения высоких спортивных результатов (см. гл. 3).

3. Музыкальное сопровождение занятий подбирается в зависи­мости от их содержания, а также от характера упражнений (ком­бинаций), выполняемых отдельными гимнастами, и от их инди­видуальных особенностей. Музыка помогает гимнастам овладевать изучаемыми упражнениями. Она является также средством эсте­тического и нравственного воспитания.

4. Условия для занятий гимнастикой создаются такие, чтобы
учебно-тренировочный процесс обеспечивал наибольшую произ­
водительность труда педагогов-тренеров и гимнастов. Для этого

необходимы хорошо оборудованный современным инвентарем, снарядами гимнастический зал, удобная раздевалка, комната для теоретических занятий, бесед, место для отдыха, психорегулиру-ющей тренировки, массажа и др.

Перечисленные выше средства гимнастики и условия для за­нятий представляют собой единый комплекс, систему, компо­ненты которой взаимосвязаны. Ведущим из них является слово педагога-тренера. Объединяет эту систему цель спортивной подго­товки гимнастов. Эффективность системы зависит от способно­стей, податливости их к развитию, от обучаемости и воспитуемо-сти гимнастов, от их отношения к занятиям, от методического мастерства педагога-тренера. На успехи в подготовке гимнастов оказывают влияние: условия, в которых проходит учебно-трени­ровочный процесс; качество государственного планирования и материальное обеспечение этого процесса; спортивные соревно­вания, отдых и восстановление работоспособности; качество раз­работанной документации, определяющей содержание учебно-тре­нировочного процесса (учебный план, программа); научная раз­работанность методики обучения гимнастическим упражнениям, спортивной тренировки и воспитания гимнастов; подготовка и переподготовка педагогических и руководящих кадров; качество классификационных программ и учебных пособий.

Среди перечисленных выше условий ведущая роль в успешной спортивной подготовке гимнастов принадлежит педагогу-тренеру. В своей работе он активно взаимодействует с родителями учащих­ся, с учителями и врачами школ.

Этапы спортивной тренировки

На основании обобщения передового опыта практики и научных исследований спортивную подготовку гимнастов принято делить на следующие этапы: начальная спортивная тренировка; начальная спе­циализированная тренировка; углубленная специализированная тре­нировка; достижение высокого спортивного мастерства.

Такое деление многолетней тренировки гимнастов условно. Оно опирается на закономерности их возрастного развития и на тре­бования, которые спортивная гимнастика предъявляет к занима­ющимся. Эти требования настолько специфичны и высоки, что достижение спортивного мастерства оказывается возможным толь­ко в том случае, если занятия начинаются с 7-8 (а то и с 5-6 лет) и продолжаются 8 — 10 лет и более. Омоложение гимнасти­ки вызвано искусственным характером и чрезвычайной коорди­национной сложностью упражнений, требующих к тому же еще и хорошей гибкости, большой мышечной силы, прыгучести, ус­тойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений при вращательных движениях, внимания, памяти на





движения, эмоциональной устойчивости, решительности и сме­лости. Кроме того, высокие требования предъявляются к точно­сти, красоте, виртуозности, артистичности выполняемых на со­ревнованиях упражнений. Выступление квалифицированного гим­наста и особенно гимнастки — это своего рода спектакль. В осо­бенности это относится к вольным упражнениям.

Привлечение детей к занятиям гимнастикой с раннего детства оказывается возможным благодаря следующим основным обстоя­тельствам:

1. Привлекательность гимнастических упражнений, красивое телосложение гимнастов, грациозность и ловкость их движений и желание детей обладать этими качествами.

2. Совершенствование гимнастического инвентаря и оборудо­вания, внедрение в практику тренировочного процесса тренаже­ров и технических приспособлений, сделавших занятия спортив­ной гимнастикой практически безопасными для здоровья.

3. Совершенствование методики обучения упражнениям и трени­ровки детей: применение видеозаписей, кинофильмов, схем, ри­сунков и других средств наглядного восприятия учебного материала.

4. Использование спортивно-оздоровительных лагерей для ук­репления здоровья юных гимнастов, отдыха и поддержания спор­тивных достижений.

5. Совершенствование системы отбора детей для занятий гим­настикой со спортивной направленностью и контроля за их спортивной подготовкой и здоровьем.

6. Улучшение организационных форм управления спортивной работой с детьми и совершенствование положений о ДЮСШ, классификационных и учебных программ, календаря и положе­ний о детских соревнованиях, спортивной классификации.

7. Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров, материальное и моральное стимулирование их труда в деле подго­товки и воспитания спортсменов высокой квалификации.

Наши рекомендации