Социальное движение, направленное против глобализации - это
1) экологическое движение («зеленые»); 2) ритуализм
3) антиглобализм; 4) феминизм
Термин «социальное движение» (soziale Bevegung) ввел в научный обиход...
1) М. Штирнер; 2) ф. Энгельс;
3) К. Маркс; 4) Л. фон Штайн.
Новый социальный слой, который появился в России в период 90-х годов ХХ века - это...
1) бизнес-слой; 2) рабочие;
3) партийная номенклатура; 4) интеллигенция.
17. Односторонний, упрощенный, идеализированный или негативный образ группы, разделяемый ее членами - это…
1) самоназвание; 2) самовосприятие;
3) коллективный образ; 4) стереотип.
Первичную группу отличает...
1) обезличенность социальных связей;
2) доминирование формального контроля за поведением членов;
3) целеориентированный характер социальных отношений;
4) высокая степень эмоциональной близости.
Учителя - это...
1) профессиональная общность; 2) местная группа;
3) социальный класс; 4) социальный слой.
Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях, о должном и непозволительном - это норма
1) морали; 2) религии;
3) права; 4) эстетики.
Направление в социологии Ч. Миллса, который в работе «Белые воротнички» писал, что средний класс в США - «бессильная и продажная масса «людей в бюро» можно определить как ....
1) этнометодология; 2) солидаризм;
3) конфликтология; 4) феноменология
Новой социально-профессиональной группой, появившейся в социальной структуре российского общества в конце XX столетия и пополнившей класс предпринимателей, является (-ются)...
1) интеллигенция; 2) номенклатура;
3) челноки; 4) крестьянство.
Синонимом понятия «социальный статус не является термин...
1) социальная позиция; 2) социальный ранг;
3) социальное положение; 4) социальная роль.
Ответ, определяющий самую малую дистанцию по отношению к иностранцу, - это
1) я позволил бы им жить по соседству со мной;
2) я допустил бы, чтобы они работали на моем предприятии;
3) я согласился бы отдать дочь замуж за одного из них;
4) я позволил бы им приехать в мою страну.
Социальное изменение - это ...
1) изменение, которое носит спонтанный, часто катастрофический характер;
2) отклонение от нормы;
3) проявление индивидуального отклонения;
4) долговременный феномен, протекающий в рамках большого масштаба
Направление социальной мысли, отвергающее идею общественного прогресса - это...
1) постмодернизм; 2) структурный функционализм;
3) позитивизм; 4) марксизм.
Система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, а так же способов и приемов человеческой деятельности, передаваемых из поколения в поколение - это...
1) природа; 2) общество;
3) цивилизация; 4) культура.
28. Процесс заимствования у татар русским фольклором частушек иллюстрируется __________ как фактор социальных изменений.
1) диффузию; 2) конфликт;
3) инновацию; 4) дисперсию.
В теориях социал-дарвинизма личность рассматривается как...
1) продукт внутривидовой борьбы;
2) продукт природы и воспитания;
3) индивиды, усвоившие нормы культуры;
4) существо, наделенное самосознанием.
Ответ на вопрос о процессе передачи и усвоения ценностей, норм и моделей поведения, распространенных в группе и обществе, дает теория
1) социализации; 2) социальной стратификации;
3) социальной мобильности; 4) аномии.
Модель поведения человека, соответствующая его социальному статусу и ожидаемая в аудитории, получила название...
1) социальный статус; 2) ролевой конфликт;
3) социальная роль; 4) аномия.
К двум обязательным признакам, характеризующим гражданское общество, относятся...
1) наличие добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан;
2) защита граждан от прямого вмешательства в их жизнь;
3) всеобщее социальное равенство;
4) общественная собственность на средства производства.
Вопросы к зачету по социологии
1. Большие и малые группы. Первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы (Г. Хаймена).
2. Возникновение теории социальных конфликтов.
3. Деятельность и социальное действие личности.
4. Западная социология в ХХ столетии.
5. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы.
6. К.Маркс и Ф.Энгельс о материалистическом понимании истории, о классах и классовой борьбе, о сущности государства и исторических путях его развития.
7. Культура как социальное явление: специфика отдельных культур, функции и типы культур.
8. Менталитет россиянина.
9. Методы сбора первичной социологической информации.
10. Методы социологической науки.
11. Национально-этнические общности. Определение понятия «этническая группа» (этнос). Типы этносов: племя, народность, нация.
12. О.Конт - родоначальник социологии.
13. Общественные и личные интересы.
14. Общество как социокультурный организм.
15. Определение и функции лидерства в группах.
16. Определение понятия «социальная группа». Различные виды социальных общностей.
17. Определение социологии, ее объекта, предмета и метода.
18. Органические части социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура.
19. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др.
20. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды.
21. Основные этапы возникновения и развития социального конфликта.
22. Основные этапы развития русской социологической мысли.
23. Отклоняющееся и преступное поведение.
24. Позитивизм в социологии.
25. Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества.
26. Понятие об обществе как системном образовании.
27. Понятие социального статуса и социальной роли.
28. Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля.
29. Понятие социальной общности, ее характерные черты и виды.
30. Понятие социологической парадигмы и их многообразие.
31. Понятия: «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус».
32. Причины обострения и основные направления решений национального и территориального вопросов.
33. Проблема коррупции в российском обществе.
34. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России.
35. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном российском обществе.
36. Развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера.
37. Соотношение социологии организации, социологии управления, социологии труда и др.
38. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.
39. Социокультурные особенности и проблемы развития российского общества.
40. Социологические исследование как средство познания социальной реальности.
41. Социология в России: социологические традиции и направления.
42. Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология.
43. Социология и естественные науки: математика, информатика, статистика.
44. Социология и науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.).
45. Социология как наука об обществе.
46. Социология М.Вебера.
47. Социология национальных конфликтов в Российской Федерации. Национальные противоречия.
48. Социология Э.Дюркгейма.
49. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др.
50. Структура социальных институтов, их типология и иерархия.
51. Субкультуры и контркультуры.
52. Теории социальной структуры и социальной стратификации: теория классовой структуры общества К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Т. Маршалла, Э. Райта, Р. Дарендорфа и др.
53. Теория этногенеза Л.Гумилева.
54. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия.
55. Формирование личности ее определение и структура, социальные типы.
56. Функции и структура социологического знания.
57. Характеристика основных методов сбора социологической информации.
58. Этапы исследования: пилотажный, полевой, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка и обработка информации на ЭВМ, формулирование выводов и рекомендаций.