Методы социологии духовной жизни, применяемые в исследованиях

ГЛАВА 10

Социологическое исследование духовной организации личности и общества

1. Методы социологии духовной жизни, применяемые в исследованиях

2. Методы анализа духовной жизни в социологии

3. Исследование духовной жизни с применением методов смежных наук

Методы социологии духовной жизни, применяемые в исследованиях

Основной вопрос, возникающий при анализе духовной жизни в социологии, касается соотношения качественных и количественных методов. Социологический опыт доказывает несамодостаточность обеих групп методов, каждая из которых выполняет свой круг задач. Принятые в социологии статистические методы при анализе воспроизводства культуры в исследовании духовной жизни не исключаются. Количественный анализ используется при проведении различных опросов, но более распространенными являются качественные методы, учитывающие особенности объекта, его статики и динамики.

Исследование духовной жизни в статике, то есть ее структуры, позволяет полноценно увидеть ее лишь изнутри. Социальные практики, осуществляемые в духовной жизни и взаимодействии при их материализации, меняются до неузнаваемости. О. Козлова считает, что слабо выраженное сегодня в массовых практиках, но уже развивающееся явление – сознательное сокращение «овеществления», сосредоточение социальной жизни на внутренних процессах духовной жизни составит одну из важнейших характеристик грядущей трансформации социальной жизни [31].

В будущем гораздо большее значение будет иметь общество размышляющих, рефлексирующих субъектов, так как от них не потребуется активного участия в материальном производстве. Большинство исследователей сходятся на мнении, что цивилизация в ее нынешнем виде вряд ли сохранится, так же как и социальное устройство. Актуальным становится вопрос: за счет чего сохранятся природа и общество, что определит пути перехода и трансформации?

В качестве пути в социологии духовной жизни выступает метод выявления путей «прорастания» из настоящего в будущее. Поэтому особое значение приобретает исследование «малых возмущений», которые на первый взгляд мало влияют на общую картину и не создают глобальных изменений. Исследователь, погружаясь внутрь этой сложной самоорганизующейся системы, стремится осуществлять «резонансное воздействие» [31].

При этом сама личность исследователя становится эмпирическим инструментом при проведении исследователя. На нее ложится ответственность:

— за сохранение широкого горизонта восприятия и отражения объекта;

— за недопущение сужения поля видения многофакторности и кумулятивности (накопительности) социального эффекта в системе.

Задачу исследования духовной жизни можно определить как отражение и объяснение трансформаций, которые отражают самоорганизацию культурного процесса. М. Мамардашвили говорит об этом в понятиях рождения, развития и исчезновения новых форм, новых целей существования. Устойчивые, повторяющиеся и обратимые явления, образующие, по выражению Г. Зиммеля «жизненный поток» или повседневность менее подвержены этому процессу.

В теории Т. Парсонса существует два вида социальных изменений:

1) изменения равновесия – колебания равновесия системы в результате внутренних и внешних возмущений, приводящие к адаптации системы без изменения структуры. Они образуют первооснову (ткань) духовной жизни;

2) изменения структуры, при которых система существенно изменяется. Они являются сущностью духовной жизни.

Социальные практики, существующие в духовной жизни, представляют собой особое видение их как провоцирующих качественно новое будущее. Сумма духовных явлений и взаимодействий образует энергию движения социокультурного потока. Ее смысл образуется ее следствиями, результатами, эффектами ее воздействия как энергии. Анализ возникающего смысла – есть цель социологического исследования духовной жизни. С одной стороны, это должно превратить социологию духовной жизни в науку, свободную от однозначности рационализма. С другой стороны, при естественности использования относительно мягких методов, к примеру, метода определения пределов, исключается апология спонтанности. Таким образом, исследования в социологии духовной жизни отвечают на вызов современности: определить цели, ориентиры, смысл развития [31].

Остановимся подробнее на методе «определения пределов», наиболее применимом в исследованиях духовной жизни. Он предполагает выявление интервала (между пределами), в котором исследуемое явление не теряет своей качественной определенности. При рассмотрении явлений духовной жизни сохраняется возможность вырабатывать вполне объективные интервалы их существования. По мнению русского философа Алексея Лосева («Диалектика мифа», 1930), это будет «полное основание прогноза». В области коммуникации можно выявить объективный интервал между минимальной и максимальной плотностью информационного потока, внутри которого духовная жизнь существует и воспроизводится. Определение интервалов, где может существовать духовная жизнь, а где нет, выявляет связность, целостность и ограниченность социальной жизни в пространстве и времени.

В исследовании духовной жизни важную роль играют вербальные методы – нарративы. Польско-американский социолог Флориан Знанецкий относит их к методам, помогающим учитывать ситуацию исследуемых индивидов, их понимание ситуаций, в которые они включены. Они позволяют преодолевать противоречие между тенденцией к массовому распространению духовной жизни, в результате чего абсолютизируется жизнь каждого индивида и действием принципа уникальности, сосредоточения смысла, его обозначения общепринятыми координатами.

Научное знание, как сложноорганизованная система, предполагает постоянное развитие с множеством вариантов будущего, поэтому методы социологии духовной жизни тождественны вариативности видения, восприятия и отражения исследователями социальной структуры.

Наши рекомендации