Требования к выдвигаемым гипотезам

К гипотезам, вырабатываемым научным путем (а ведь даже по поводу до-идки говорят: «информация — мать интуиции»), предъявляется ряд требо-паний.

Связь с предшествующим знанием, учет всего позитивного в нем, особен­но ранее установленных точных фактов. При этом вовсе не исключается воз­можность и даже необходимость рискованных предположений, «сумасшед­ших идей»

• Общезначимость концептуальных утверждений для всех явлений дан­
ного типа (хотя в отдельных случаях возможны характеристики ad
hoc — для данного случая только)

• Объясняющая сила характеристик изучаемой системы явлений, в том
числе для ее трансформации

• Непротиворечивость и возможная простота

• Проверяемость на путях верификации и фальсификации, доказатель­
ства и опровержения

• Желательность эмпирической интерпретации, реального референта
(возможно, отыскиваемого через мысленный эксперимент), хотя в те­
оретических исследованиях это не всегда возможно

• Предсказательная сила.

Гипотезы должны быть релевантными, т.е. соответствовать особенностям исследования, его предметно-проблемному характеру. Разделяются гипоте-1ы по:

• материалу — эмпирические и концептуальные;

• уровню обобщения — общие, локальные, единичные;

• содержанию — о закономерностях (номологическая); о системно-
структурной организации (модельная, иногда говорят — «объект-ги­
потеза); о генезисе; о развитии; о причинно-следственных связях;
о формах проявления сущности; о существовании, т.е. наличии
свойств, зависимостей, эффектов и т.д. (экзистенциальные); о веро­
ятности, тенденциях и путях возможного и необходимого изменения
(прогнозные); характерологические (особенностях личностей как
участников ситуации) и др. «Внутри» гипотез соседствуют позитивно-
утверждающие, негативно-критические, вопросно-проблемные, срав­
нительные суждения и т.д.

Сложившиеся в теоретико-методологической литературе представления о разновидностях гипотез — это результаты изучения проведенных исследо-п,)ний; но эти представления — не жестко-нормативные определения, а сво-fio рода констатации имеющегося. Исследователю важно их знать, но работа || конкретной предметно-проблемной области не должна сковываться пред-пугаемыми рамками. При выдвижении гипотез в исследования возможен

и часто необходим творческий поиск, приводящий к собственным решениям, хотя, конечно, отталкивающимся от имеющихся наработок. «Нормальным» является контаминация, трансформация, модификация гипотез, критика и от­каз от ложных гипотез и, конечно, «изобретение» новых. Гипотез должно быть «много». И потому, что нужно как можно разнообразнее «осветить» предпо­ложениями суть проблемной ситуации и тем самым максимально широко оп­ределить «поле» поиска ответа на проблемные вопросы. И чтобы не «зацик­ливаться» на принятой социальной позиции по поводу предмета; в этой связи стоит наступать «на горло собственной песне» и гипотетически предполагать возможную верность иных взглядов и подходов.

Творческий уровень работы при формировании «корпуса» гипотез опре­деляет в очень существенных чертах меру успеха в ходе и результатах иссле­дования. Это тем более важно, что — и это надо еще раз подчеркнуть — ис­следование проходит как проверка гипотез «на пригодность». Ведь гипотезы как «веер» предполагаемых решений являются содержательным «фоном» всех сторон и аспектов процесса исследования.

Вся совокупность гипотез подлежит проверке. А проверка возможна только на строгой методологической базе, при использовании разработан­ной (а в ходе исследования и дорабатываемой) научной парадигмы. В этой части задачи исследователя распадаются на две группы операций, перетека­ющих одна в другую.


Наши рекомендации