Выборки элемент. см.выбор­ки единица.

«

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ.См. ВЫБОРКА.

ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД.См. МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ.

МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ— англ.method, sampling; нем.Stichprobenver-fahren; фр. methode аи choix; чешек.metoda vyberovd.

Метод исследования, позволяющий делать заключение о характере рас­пределения изучаемых признаков ге­неральной совокупности на основе рас­смотрения нек-рой ее части, выборки.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ—англ.represen­tation; нем.Representation; фр. representation; чешек,reprezentace. Представление, представительство, изображение.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ(от фр. representatif — показательный) — англ.representativeness; нем.Reprasen-tativitat; фр. representativite; чешек.reprezentativita.

1. Представительность. 2. Показатель к.-л. наблюдений в статистике и др. науках. 3. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генераль­ной совокупности.

ГИПОТЕЗА(от греч. hypothesis — предположение) — англ.hypothesis; нем.Hypothese; фр. hypothese; чешек.hypoteza.

1. Научное предположение, выдвигае­мое для объяснения к.-л. явления и требующее верификации. 2. Вероят­ностное предположение, истинность к-рого недоказуема при современном состоянии знаний.

ГИПОТЕЗА "АД ХОК".См. "АДХОК" ГИПОТЕЗА.

АД ХОК ГИПОТЕЗА(от лат. ad hoc -единственно с целью и греч. hypot­hesis — предположение) — англ.hypot­hesis, ad hoc; нем.Ad-hoc Hypothese; фр. hypothese ad hoc; чешек,ad hoc hypoteza. Предположение, специально прини­маемое для описания или объяснения отдельного явления и систематичес­ки не связанное с предшествующими знаниями о нем.

АД ХОК ГРУППА — англ.group, ad hoc/centrived/'artificial; нем.Ad-hoc-Gruppe; фр. groupe ad hoc; чешек,ad hoc skupina.

Спонтанная или организованная груп­па, возникающая на короткое время для удовлетворения определенных интере­сов или решения конкретных задач

ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ—

англ.hypothesis, alternative; нем.Alternativhypothese; фр. hypothese al­ternative; чешек,hypoteza alternativni. Предположение, принимаемое в случае отклонения нулевой гипотезы; Г. а. ут­верждает положительную связь ме­жду изучаемыми переменными.

ГИПОТЕЗА КАУЗАЛЬНАЯ— англ.hypothesis, causal; нем.Kausalhypot-hese; фр. hypothese causale; чешек,hy­poteza kauzdlni.

Предположение о существовании при­чинно-следственной связи между яв­лениями.

ГИПОТЕЗА НУЛЕВАЯ— англ.hy­pothesis' nulle; нем.Nullhypothese; фр. hypothese nulle; чешек,hypoteza nulovd.

Предположение об отсутствии взаи­мосвязи или корреляции между ис­следуемыми переменными.

ГИПОТЕЗА РАБОЧАЯ — англ.hy­pothesis' test/working; нем.Arbeits-hypothese; фр. hypothese de travail; чешек,hypoteza pracovni. Предположение, эмпирически еще не проверенное, но используемое для выработки предварительного плана исследования. См. ГИПОТЕЗА ЭВ­РИСТИЧЕСКАЯ.

ГИПОТЕЗА СТАТИСТИЧЕСКАЯ—англ.hypothesis, statistical; нем.Hy­pothese, statistische; фр. hypothese sta-tistique; чешек,hypoteza statistickd. Предположение об определенных эм­пирических характеристиках распре­деления в данной совокупности.

ГИПОТЕЗА ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (ГИ­ПОТЕЗА ПОИСКОВАЯ) — англ.hy­pothesis, heuristic; нем.Hypothese, heu-ristische; фр. hypothese heuristique; чешек.hypoteza heuristickd (vyhleddvaci). Непроверенное предположение о вза­имосвязях, к-рые стимулируют даль­нейший научный поиск. См. ГИПОТЕ­ЗА РАБОЧАЯ.

СИТУАЦИЯ(от лат.situatio —положе­ние, обстановка) — англ.situation; нем.Situation; фр. situation; чешек,situace. 1. Совокупность обстоятельств, поло­жение, обстановка. 2. Совокупность внешних по отношению к индивиду условий, побуждающих и опосредст­вующих его активность. 3. См. ОПРЕ­ДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ.

СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ —англ.situation, social; нем.Situation, soziale; фр. situation sociale; чешек,situace socidlni. Совокупность соц. факторов, влия­ющих на поведение, чувства и пред­ставления индивида или группы в системе взаимодействия в определен­ный период времени.

СИТУАЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕС­КАЯ— англ.situation, demographic; нем.Situation, demographische; фр. sit­uation demographique; чешек,situace demografickd. Состояние демогр. процессов и струк­туры населения в определенный мо­мент или период времени.

ПРОБЛЕМА(от греч. ргдЫета — за­дача) — англ. problem; нем. Problem; фр. ргоЫёте; чешек, problem. 1. Все то, что требует изучения и ре­шения. 2. Объективно возникающий комплекс вопросов, решение к-рых представляет существенный практи­ческий или теоретический интерес.

СОВОКУПНОСТЬ— англ.aggregate; нем.Gesamtheit; фр. ensemble/totalite; чешек,souhrn.

1. Соединение, совмещение. 2. Сочета­ние, общий итог ч.-л., сумма.

СОВОКУПНОСТЬ СТАТИСТИЧЕС­КАЯ— англ.aggregate, statistical; нем.Gesamtheit, statistische; фр. ensemble statistique; чешек,statisticky souhrn. Совокупность объекта или явлений одного и того же вида, объединенных определенным признаком.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ— англ. general sample; нем. Grundgesa-mtheit; фр. totalit, generale; чешек, zdk-ladni soubor.

Вся изучаемая выборочным методом статист, совокупность объектов и/или явлений обществ, жизни (единиц отбо­ра), имеющих общие качественные при­знаки или количественные переменные. См. ВЫБОРКА, ВЫБОРКИ ОБЪЕМ

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ(от лат. genera-Ms — общий) — англ. generalization; нем. Generalisierung; фр. generalisation; чешек, generalizace. Мысленное выделение к.-л. свойств, принадлежащих нек-рому классу пред­метов, и формулирование такого вы­вода, к-рый распространяется на каж­дый отдельный предмет этого класса; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Семинар 7. Методика и техника социологического исследования

1. Основные методы сбора социологической информации, их сравнительный анализ.

2. Особенности обработки социологической информации, ее анализ и рекомендации социологического исследования.

3. Подведение итогов изучения социологии в учебном семестре.

Глоссарий: методика,наблюдение, опрос, анкета, анкетирование, интервью, интервьюер, интервьюирование, респондент, социальный эксперимент, контент-анализ, анализ документо.в

Литература

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 538-603, 613-635.
  2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С. 299-331, 340-349.
  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С..
  4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2001. – С..
  5. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 164-184.
  6. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 70-75.
  7. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С.123-181.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.

9. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.

Наши рекомендации