Итоги 2010 года. Представленность аналитических и исследовательских центров в информационном пространстве

Политические партии, общественные деятели, государственные институты при анализе тех или иных процессов, политическом планировании активно используют экспертные доклады, прогнозы и другие материалы различных исследовательских центров. Зачастую политические группы и структуры государственной власти сотрудничают с подобными экспертными сообществами, привлекают их к проработке своих решений и аналитическому сопровождению деятельности. Естественно, эта часть работы аналитических центров, как правило, не публична. В то же время, СМИ периодически публикуют результаты деятельность данных экспертных кругов, упоминают о них в связи с теми или иными событиями общественной жизни.

Порядок же освещения в прессе выводов исследовательских сообществ во многом зависит не только от качества выпускаемой ими аналитической «продукции», но и от их открытости для средств массовой информации, положения в партийно-политической системе координат, от степени «приближенности» к властным структурам и доминирующим в обществе силам.

Среди наиболее активных по публикаторской деятельности в СМИ исследовательских центров России (таблица) можно выделить следующие: ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд "Общественное мнение", Центр политических технологий, Центр политической конъюнктуры России, Фонд Карнеги, ROMIR Monitoring, Фонд эффективной политики, центр имени С.Е.Кургиняна, Фонд ИНДЕМ, Фонд имени Конрада Аденауэра, Горбачев-фонд, Фонд им. Фридриха Эберта, Исследовательская группа ЦИРКОН, Центр исследований политической культуры России, Фонд "Политика", Институт социально-политических исследований, Фонд развития парламентаризма.

Контент-анализ публикаций федеральных, региональных и зарубежных средств массовой информации позволяет заключить, что в 2010 году лидерство среди экспертных сообществ удержал за собой правительственный ВЦИОМ, занявший 36,2% медиа-потока, что на 3,4% меньше уровня прошлого года.

На втором месте укрепился «Левада-центр», расширивший своё присутствие в информационном пространстве с 13,5 до 16,5%, а на третьем – Фонд «Общественное мнение», продемонстрировавший рост показателей с 8 до 9,4%.

На четвёртую позицию вышел Центр политических технологий (8% против прошлогодних 6,6%), опередив Центр политической конъюнктуры России (7,7% вместо 7,3% в 2009 году).

Нарастил до шестой строчки влияние Фонд Карнеги (5,8%), во многом, вследствие ослабления позиций ROMIR Monitoring, чей индекс просел по сравнению с прошлым годом на 2,4% и получил лишь 4% медиа-поля и седьмое место.

В десятку самых информационно активных исследовательских центров также вошли: Фонд эффективной политики (3,25%), Экспериментальный творческий центр С.Е.Кургиняна (1,7%) и Фонд ИНДЕМ (1,6%), чьё присутствие в информационном пространстве сократилось на 3,4% по сравнению с 2009 годом.

Иные экспертные сообщества, включённые в аналитическую модель, получили от 1,5 до 0,11% медиа-потока и не ощутили в 2010 году существенных изменений своих позиций.

Таким образом, в медиа-пространстве по количеству упоминаний в СМИ доминируют правительственный ВЦИОМ, близкий к праволиберальным силам «Левада-центр» и ориентированный на заказы Администрации Президента РФ – Фонд «Общественное мнение». В пятерке самых «медийных» экспертных сообществ значатся также ориентированные на сотрудничество с «Единой Россией» и Администрацией президента Центр политической конъюнктуры России и Центр политических технологий.

Приведённые данные позволяют сделать вывод, что распространяемые через СМИ «независимые» мнения «медиа-политологов», к которым в последнее время довольно часто используются в информационно-аналитических материалах, чаще всего подчинены интересам правящей элиты, партии власти и носят явный характер реализации «политических заказов».

Наши рекомендации