ПЗ № 2. Социальная система, как максимально сложный и специфический объект исследования

Цель занятия:

· Закрепить знания о социальной системе, как объекте исследования.

· Привить навыки анализа проблем в социальной системе.

· Освоить приемы подготовки и проведения социологических опросов.

· Получить навыки работы с массивами данных для их систематизации, обобщения, анализа, выработки выводов и рекомендаций.

· Получить навыки выступлений на совещаниях (семинарах), метода групповой работы и группового обсуждения проблем.

Задача: Необходимо провести социологическое исследование существующих проблем среди респондентов, обучающихся в ВУЗе, по одной из тем:

· Трудоустройство на современном этапе развития общества.

· Современные требования к уровню образования (самообразования).

· Семья, как ячейка общества. Проблемы демографии.

· Современный покупатель. Тенденции развития покупательских приоритетов.

· Современное информационное поле. Тенденции развития.

· Современная реклама. Сильные и слабые стороны.

· Транспортная система города. Перспективы развития.

· Другая (свободная тема) по актуальным социальным вопросам.

Условия:

1. Исследование проводится методом социологического опроса.

2. При подготовке опросных листов обязательно должны использоваться открытые и закрытые, прямые и косвенные вопросы.

3. Количество вопросов должно быть 15 – 20 шт.

4. Количество опрошенных должно быть не менее 10 человек.

Этапы работы:

1. Подготовительная часть: методическое пособие для каждой группы, опросные листы, листы для анализа итогов.

2. Вводная часть (5-10 мин.).

3. Разбивка по группам: 1-3 чел. (5-10 мин.).

4. Работа в группах (1час.30 мин.):

· Уточнение задачи и целей.

· Формулирование вопросов.

· Составление опросной таблицы (можно комплексной).

· Проведение опроса (всех участников, можно и преподавателя).

· Обобщение результатов (ранжирование, шкальная оценка и т.п.).

· Анализ результатов и исследовательские выводы (например, SWOT – анализ: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы; рекомендации и т.п.).

5. Межгрупповая дискуссия (30-40 мин.):

· Доклад групп (~ 5 мин.).

· Обсуждение докладов (что понравилось, что нет, какие выводы могут быть еще сделаны).

6. Завершение занятия (10-15 мин.):

· Подведение итогов.

· Обобщение результатов.

ПЗ № 3. Системное восприятие организации. Современные методы моделирования, прогнозирования и планирования

Цель занятия:

· Закрепить знания по теме «Методы моделирования при ИСУ».

· Привить навыки составления проектной части дипломного проекта.

· Освоить приемы подготовки и написания бизнес-планов.

Задача: Необходимо подготовить бизнес-план (модель) нового предприятия, в котором также обосновать идею и миссию его создания, стратегические перспективы его развития (рис. 3.1).

ПЗ № 2. Социальная система, как максимально сложный и специфический объект исследования - student2.ru

Рис. 3.1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

Условия:

1. Направление деятельности и название предприятия выбирается самостоятельно.

2. При подготовке бизнес-плана обязательным разделом является финансовый план, который может быть составлен по упрощенной форме: доходы- расходы.

3. В рамках данного занятия раздел маркетингового плана может быть пропущен.

Этапы работы:

1. Подготовительная часть: изучение методического пособия к данному практическому занятию, включая краткую теоретическую часть.

2. Вводная часть (5-10 мин.).

3. Разбивка по группам: 1-3 чел. (5 мин.).

4. Работа в группах (2 часа 30 мин.):

· Формулирование идеи и миссии создания предприятия.

· Выбор направления деятельности и названия предприятия.

· Определение состава разделов бизнес-плана.

· Работа над разделами бизнес-плана.

· Финансовое обоснование бизнес-плана.

· Стратегические перспективы развития модели предприятия.

· Заключение (резюме): выводы и рекомендации.

· Оформление отчета о проделанной работе.

5. Завершение занятия (5-10 мин)

· Подведение итогов.

· Обобщение результатов.

Наши рекомендации