Коммерциализация и гибель заводской социологии

коммерциализация и гибель заводской социологии - student2.ru

В стабильный «застойный» период суще­ствовали надежды на «выравнивание» науч­ного уровня социологических служб. Но сегодня, видимо, от них придется полнос­тью отказаться — никакой общесоюзной системы, социологических служб, о кото­рой так долго мечталось, создать уже не уда­стся. Однако при стихийном, никак и никем не контролируемом процессе возникнове­ния новых служб последние неизбежно вос­производят все те ошибки, которые были свойственны предыдущим этапам станов­ления прикладной социологии. В конце 80-х — начале 90-х гг. службы-флагманы чаще всего распадались из-за недостатка средств, их роль как центров организации и конденсации усилий нивелируется. Сейчас практическая наука захлестывается рыноч­ной стихией, где царствует сиюминутный интерес и коммерческая выгода. Приклад-

ная социология вступает в новый и, быть может, не самый счастливый этап своего существования.

Перелистывая страницы «Социса» середины 70-хи начала 80-х гг., мы об­наруживаем ставшую библиографической редкостью рубрику «В помощь за­водскому социологу». Заводских социологов сегодня практически нет. Жур­нал накопил уникальный материал, в котором год за годом, шаг за шагом прослеживается становление заводской социологии — некогда самого мно­гочисленного, самого боевого, хотя и не самого квалифицированного отря­да советских социологов. Постановление ЦК КПСС о дальнейшем развитии заводской социологии, опубликованное в 1986 г., пришлось как нельзя кста­ти — через два года заводская социология скончалась. Правда, еще в 1991 г. в редакцию приходили письма заводских социологов, в которых они писа­ли, о социальном планировании, укреплении дисциплины, борьбе с текуче­стью кадров и прогулами.

Заводская социология не виновата в том, что ее неожиданно втолкнули в рыночную стихию — рыночной становилась вся экономика. Коммерциали­зация социологии — это еще не смерть. Приспособиться можно к любым ус­ловиям. Более того, на прикладных разработках добиваться коммерческого успеха и зарабатывать на жизнь даже легче, чем на фундаментальных иссле­дованиях. Поэтому хотя бы потенциально рынок труда для прикладников го­раздо благоприятнее, чем для академических ученых. По крайней мере, так считают американские специалисты. Но США — богатая индустриальная держава с устоявшимися научными традициями и хорошо налаженной сис­темой цивилизованных отношений. А что ждет нас?

коммерциализация и гибель заводской социологии - student2.ru

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Социальное управление —система практических мероприятий, прово­димых любым органом власти (страны, региона, предприятия) и направ­ленных на кратковременное воздействие на поведение малых групп по заданной программе.

Социальное планирование — это государственно реализуемая система практических мероприятий, нацеленная на решение важнейших соци­альных проблем на уровне предприятия, города или региона посредством разработки особых документов (планов социального развития — ПСР] и при помощи квалифицированных сотрудников (заводских социологов). В бывшем СССР 60-80-х гг. социальное управление, под которым пони­малось управление обществом, занимало одно из центральных мест в ву­зовском гуманитарном образовании, считалось одним из ключевых на­правлений общественных наук1. Понятие «социальное управление» в со­ветской социологии трактовалось в широком и узком смысле, а потому являлось многозначным по своему логико-теоретическому содержанию.

Наши рекомендации