Социология Вильгельма Дильтея

12. Социология Эмиля Дюркгейма

13. Социология Макса Вебера

14. Политическая социология Алексиса де Токвиля

15. Социология политики Гаэтано Моска и Роберта Михельса.

16. Социология Вильфредо Парето

17. Прагматизм американской социологии (на примере Чикагской школы)

18. Эволюция концепции Т.Парсонса и прививка европейского рационализма. Первая попытка построения интегральной социологии.

19. Уроки Франкфуртской школы. Значение свободы. Развитие представлений об отчуждении.

20. Особенности французского структурализма и его трансформация в 20 веке. От Дюркгейма к Бурдье.

21. Энтони Гидденс как английский теоретический социолог – нарушение традиций или закономерный этап развития функционалистски ориентированной английской социологии.

3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия по дисциплине «История социологии» связаны со всеми другими формами организации учебного процесса, прежде всего с лекциями и самостоятельной работой студентов.

Семинарские занятия предполагают более глубокое освоение наиболее важных и сложных тем данной дисциплины.

Формы проведения семинарских занятий:

· семинар – дискуссия;

· семинар – коллоквиум;

· прослушивание докладов студентов с последующим их обсуждением;

· комментированное чтение источников

· смешанная форма;

Подготовка к семинарским занятиям включает в себя:

1. Изучение теоретических положений курса, предполагающее анализ и сопоставление существующих концепций.

2. Чтение учебной литературы.

3. Чтение источников.

4. Конспектирование рекомендованной литературы по данной теме

5. Подготовка к выступлению на семинарском занятии по теоретическим проблемам учебной дисциплины.

6. Подготовка докладов по предложенным темам.

Раздел 1.

Тема 1. Огюст Конт – основатель социологии.

1. Идейные истоки позитивизма О.Конта.

2. Предмет и задачи социологии. Методы социологии. Классификация наук.

3. Социальная статика и динамика.

4. Позитивная политика и позитивная религия. Научное и утопическое в учении Конта.

5. Последователь О.Конта Дж. С. Милль о социологии как эмпирической и теоретической науке.

6. Значение контовской социологии.

Источники

Конт О. Дух позитивной философии. Курс положительной философии. Общий обзор позитивизма.Система позитивной политики//Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М., 1996. С. 7-242.

Учебники и учебные пособия.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С. 86-147.

История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. Глава 1.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. Лекция третья.

Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. С.-Пб., 1996. Гл. 1, #3.

Статьи.

Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта//Социс.1999. №1.

Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie»//Социс. 2003. №4.

Синютин М.В. Огюст Конт и наше время//Социс. 1999. №1.

Шпакова Р.П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему//Социс. 1999. №3.

Тема 2. Социология Герберта Спенсера

1. Г.Спенсер и его время. Понимание предмета социологии.

2. Эволюционизм, органицизм и функционализм Герберта Спенсера.

3. Анализ социальных институтов и истории общества, личность и государство в социологии Г.Спенсера.

Источники

Спенсер Г. Основания социологии//Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М., 1996. С.279-321.

Спенсер Г. Социология как предмет изучения//Там же. С.322-341.

Спенсер Г. Обычаи и приличия//Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект, 2002. С.676-719.

Спенсер Г. Грехи законодателей//Социс. 1992. №2.

Учебники и учебные пособия.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С. 28-38.

История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. Глава 2.

История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М., 1997. С. 241-290.

Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 202-214

Статьи.

Москвин С.А. Герберт Спенсер против тоталитаризма.// Социологические исследования. 1992. №2. С.125-129

Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера//Социс. 2004. №1.

Тема 3. Натурализм в социологии.

1. Социал-дарвинистская школа в социологии.Взгляды Уолтера Беджгота и Людвига Гумпловича. Другие представители социал-дарвинизма: Г.Ратценхофер, А.Смолл, У.Самнер.

2. Географическая школа (А.Бокль, К.Риттель, К. Хаусхофер).

3. Расово-антропологическая школа (А.де Гобино, Х.Чемберлен, Ж. де Ляпуж).

4. Биорганическая школа (П.Лилиенфельд, А.Шеффле).

Источники

Гумплович Л. Основания социологии//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996.с.33-94.

Лилиенфельд П.Ф. Социальная патология/ЛКО, 2000. Т.2. Вып. 2(3).

Учебники и учебные пособия.

История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. Глава 2,3,10.

История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М., 1997. С. 291-309, 364-367, 370-371.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: 1995. Лекция пятая.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. С.-Пб. 1996. Гл.1. #4,5, Гл. 2.

Статьи

Павел Лилиенфельд – классик мировой и отечественной социологии//ЛКО, 2000. Т.2. Вып. 2(3).

Тема 4. Психологизм в социологии ХIX века.

1. Психологический эволюционизм Ф.Гиддингса и Л.Уорда.

2. Инстинктивизм (У.Мак-Дуголл)

3. «Психология народов» (В.Вундт).

4. Процессы заражения, подражания и внушаемости в работах Г.Лебона. Толпа как социально-психологический феномен.

5. Социологическая система Г.Тарда. Понимание предмета социологии, законов подражания и особенностей публики.

Источники

Вундт В. Проблема психологии народов//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996. С.5-32.

Гиддингс Ф. Основания социологии//Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С.293-315.

Лебон Г. Психология народов и масс. С.-Пб. 1995.

Лебон Г. Психология народов и масс//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996. С.95-145.

Лебон Г. Психология масс//Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.

Лебон Г. Психология социализма. С.-Пб., 1996.

Тард Г. Социальная логика. М., 1996. Ч.1. Гл.2 «Социальный ум».

Тард Г. Социальная логика//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996. С.146-155.

Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии; Недовольство культурой. // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992.

Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа. М., 1998.

Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я»//Психология масс: Хрестоматия. Самара. 2001.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков.- М., 1996. С.191-255.

Учебники и учебные пособия.

История социологии в Западной Европе и США. М., Наука. 1993. Глава 3.

История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М., 1997. С. 310-313,359-363,368-369

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. Лекция пятая.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Глава 2. С. 44-55.

Култыгин В.П. Классическая социология. М., Наука. 2000. С. 41-56, 133-138, 328-336.

Статьи

Подвойский Д.Г., Хайруллина Л.М. Социологические идеи Вильгельма Вундта // Социологический журнал. 2001. №2.

Наши рекомендации