Социологическая культура журналиста

Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины

Важнейшая педагогическая цель преподавания курса «Социологическая культура журналиста» может быть обозначена как достижение синтеза представлений студентов в областях культурологии, социологии, профессиональной культуры с теоретическим знанием о журналистике и журналистской деятельности как явлении культуры. Целесообразность преподавания этого теоретического курса объясняется, прежде всего, его ориентацией на практику журналистики: овладение основами социологической культуры журналиста для профессионального работника СМИ означает не только повышение общего уровня его культуры, что важно само по себе, но и овладение тонкостями своего ремесла, что в конечном счете приводит к журналистскому успеху.

1.2. Задачи курса

2. Определить значение социологической культуры журналиста для формирования его личности, становления его профессиональной карьеры.

3. Обосновать феномен социологической культуры журналиста как условие его продуктивной профессиональной деятельности.

4. Обогатить методический инструментарий журналиста.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Социологическая культура журналиста» связан, с одной стороны, с дисциплинами социально-гуманитарного профиля, в которых он находит методологическое и теоретическое обоснование, при этом самая тесная связь обнаруживается с курсом социологии, и, с другой – с прикладными профессиональными дисциплинами.

Программа согласована с содержанием смежных дисциплин учебного плана.

1. Социология журналистики;

2. Психология журналистики;

3. Основы теории журналистики.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

Отчетность: курсовая работа по одной из актуальных тем дисциплины; по итогам изучения курса – экзамен.

1.5. Методические рекомендации

Курс предполагает сочетание лекционной и самостоятельной форм обучения. Предмет курса – социологическая культура журналиста – предполагает обращение к статусно-ролевой характеристике журналиста и к личности журналиста. Магистрантам предстоит научиться видеть неразрывную связь между творческим характером журналистской деятельности и многообразием существующих в обществе интересов, динамикой социальной и духовной жизни.

В лекциях излагаются теоретические и методические подходы к осмыслению и решению рассматриваемых вопросов. Самостоятельная работа нацелена на знакомство с источниками по изучаемым темам, критический анализ практики прессы и выработку самостоятельных суждений изучающих курс.

Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

Вид учебной работы Общее количество часов Семестры
9-й 10-й 11-й 12-й
Аудиторные занятия – лекции – лабораторные работы – практические занятия, семинары          
Контрольные работы, рефераты      
Коллоквиум          
Курсовая работа по дисциплине      
Курсовая работа по специализации          
Зачет          
Экзамен      

Содержание дисциплины

3.1. Темы дисциплин, их краткое содержание и виды занятий

Лекции

1. Введение в дисциплину. Предмет, задачи, литература. Социология и журналистика: принципы взаимодействия.

2. Массовая коммуникация в структуре общества. Журналист, журналистика, СМИ, массовая коммуникация как элементы социальной системы. Место и роль журналиста в обществе.

3. Журналистика и политический процесс. Журналист и журналистика в системе политических отношений в обществе. Журналистское наблюдение и изучение политического процесса.

4. Журналистика как часть общественного духовного производства. Журналист и журналистика как факторы формирования духовной культуры общества. Социологическое обеспечение журналистского анализа духовных процессов.

5. Место и роль журналиста в информационных отношениях в обществе. Журналист как субъект информационно-публицистической деятельности. Особенности работы журналиста в редакции.

6. Эффективность журналистского выступления. Социологическое мышление журналиста и его значение в повышении эффективности журналистского выступления.

7. Социожурналистика как метод творческой работы журналиста. Журналист как исследователь социальной действительности: научное обеспечение, общественный и личный интерес.

8. Социологический инструментарий журналиста. Социологические методы сбора и анализа первичной информации, подготовки к публикации журналистского материала.

9. Социологическая публицистика. Социолог как журналист, журналист как социолог – история, современность, перспективы.

10. Культура работы журналиста при сборе и анализе первичной информации. Социологические аспекты работы журналиста с источниками информации (человек, коллектив, документ); оценка достоверности.

11. Особенности изучения обратной связи СМИ и применения его результатов на практике. Социологические аспекты установления и изучения журналистом обратной связи СМИ. Социологические исследования журналистского корпуса.

3.2. Примерная тематика курсовых работ

(Инициативное исследование – по согласованию с преподавателем)

1. Социологические рубрики в СМИ: история и современность.

2. Особенности использования социологических методов при подготовке информационных, аналитических и публицистических выступлений журналиста.

3. Социологическое мышление как фактор успеха в становлении журналистской карьеры (по результатам интервьюирования корреспондентов петербургских СМИ).

4. Личный социологический инструментарий журналиста (анализ опыта петербургских журналистов).

5. Корреспондент регионального издания: место и роль в общественной жизни.

6. Журналист как участник политического процесса: социологический аспект.

7. Социологические основы критического анализа телевизионной продукции в периодической печати.

3.3. Примерный перечень вопросов к зачету

1. Социология и журналистика: принципы взаимодействия.

2. Журналист, журналистика, СМИ, массовая коммуникация как элементы социальной системы.

3. Место и роль журналиста в обществе.

4. Журналист и журналистика в системе политических отношений в обществе.

5. Журналистское наблюдение и изучение политического процесса.

6. Журналист и журналистика как факторы формирования духовной культуры общества.

7. Социологическое обеспечение журналистского анализа духовных процессов.

8. Журналист как субъект информационно-публицистической деятельности.

9. Социологическое мышление журналиста и его значение в повышении эффективности журналистского выступления.

10. Социожурналистика как метод творческой работы журналиста.

11. Журналист как исследователь социальной действительности: научное обеспечение, общественный и личный интерес.

12. Социологические методы сбора и анализа первичной информации, подготовки к публикации журналистского материала.

13. Социолог как журналист.

14. Журналист как социолог.

15. Социологические аспекты работы журналиста с источниками информации (человек, коллектив, документ); оценка достоверности.

16. Социологические аспекты установления и изучения журналистом обратной связи СМИ.

17. Социологические исследования журналистского корпуса.

Наши рекомендации