Структурно-функциональный анализ парсонса

Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Система личности по Парсонсу контролируется системой культуры, а также социальной системой. Это не означает, что Парсонс не признавал определенную независимость системы личности:

«Будем считать, что, несмотря на то, что основное содержание структуры личности исходит из социальных систем и культуры путем социализации, личность становится независимой системой через отношения с собственным организмом и неповторимость собственного жизненного опыта; и это не просто побочное явление». (Parsons, 1970а, р. 82)

Создается ощущение, что Парсонс чересчур настаивает. Если система личности не побочное явление (эпифеноменом), ей, несомненно, отводится второстепенное или зависимое положение в его теоретической системе.

Личность определяется как организованная система ориентации и мотивации к действию индивидуального агента. Основным элементом личности является «потребностная диспозиция». Парсонс и Шилз определяли потребностные диспозиции как «важнейшие элементы мотивации к действию». Они отличали потребностные диспозиции от побуждений, представляющих собой врожденные тенденции — «психологическую энергию, которая делает действие возможным». Другими словами, побуждения являются скорее частью биологического организма. Потребностные диспозиции становятся как «эти же тенденции, когда они имеют не врожденный характер, а приобретаются в процессе действия как таковом». Иначе говоря, потребностные диспозиции есть побуждения, формируемые социальным окружением.

Потребностные диспозиции побуждают агентов к принятию или отрицанию объектов внешней среды или к поиску новых объектов, если доступные недостаточно удовлетворяют потребностным диспозициям. Парсонс различал три основных типа потребностных диспозиций. Первый тип побуждает агентов к поиску в социальных отношениях любви, одобрения и т. п. Второй тип включает усвоенные ценности, склоняющие агентов соблюдать различные культурные нормы. Наконец, существуют ролевые ожидания, благодаря которым агенты дают и получают адекватные ответы.

Это описание дает весьма пассивный образ агентов. Представляется, что на них либо влияют побуждения, в которых главенствует культура, либо, что более обычно, их формирует комбинация побуждений и культуры (т. е. потребностные диспозиции). Пассивная система личности — слабое место в целостной теории, и Парсонс, кажется, сознавал это. Несколько раз он пытался наделить личность некоторой креативностью. Например, он сказал: «Мы... не имеем в виду, что ценности личности целиком представляют собой "интернализованную культуру" или просто строгое соблюдение правил и законов. При усвоении культуры человек производит творческие изменения; но новый аспект не есть аспект культуры. Несмотря на подобные заявления, преобладающее впечатление от творчества Парсонса — пассивная система личности.

Представляется справедливым, что Парсонсу в своей теории не удается снабдить личность разумным набором качеств или механизмов, помимо потребностных диспозиций, и он создает себе трудности, не наделив личность достаточными характеристиками и достаточным числом различных механизмов для способности функционировать.

Билет №21

Стратификация. Основные концепции стратификации.

Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

В основе стратификационного подхода лежит признание того, что социальное неравенство — атрибут любого типа общества. Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, материальным и духовным ценностям в зависимости от принадлежности к той или иной социальной общности. Концепция социальной стратификации, признавая правомерность социального расслоения, указывает на возможность стимулирования жизнедеятельности людей, способствует толерантному отношению к существующему социальному неравенству.

Попытки представить стратификационную структуру общества были предприняты еще античными мыслителями: Платоном — правители, стражи, производители, Аристотелем — многоимущие, средний слой, малоимущие, Цицероном — высший слой, средний слой, низший слой. Основы современной теории социальной стратификации были заложены В. Парето, М. Вебером и П. А. Сорокиным.

В. Парето признавал существование физических, интеллектуальных и моральных различий между людьми. Однако он полагал, что эти различия не могут служить критериями деления общества на высшую (элитную) и низшую социальные страты. Главным критерием отнесения к высшей или низшей социальной страте, по мнению итальянского социолога, выступает наличие у человека «остатков» определенной группы. Если человек, утверждал В. Парето, руководствуется в своем поведении «инстинктами комбинаций» или «инстинктами постоянства агрегатов», то его место в высшей, элитной страте. Когда же эти инстинкты ослабевают, то человек переходит в низшую страту, а его место может занять тот из низшей страты, поведение которого будет определяться «инстинктами комбинаций» и «инстинктами постоянства агрегатов».

В. Парето различал три вида элит: политическую, экономическую и духовную. В каждой из этих элит в зависимости от того, какие из остатков преобладают у человека, он выделил по два класса:

«Остатки» Виды элит
политическая экономическая духовная
«Инстинкты комбинаций»   "лисы" "спекулянты" "критиканы"
«Инстинкты постоянства агрегатов» "львы" "рантье" "оптимисты"

По мнению В. Парето, «лысы» — это политические руководителя, которым свойственны хитрость и обман, коварство и вероломство Они способны идти на компромисс, манипулировать массами для достижения своих целей. «Львы» — это политические деятели, которым присуща смелость, настойчивость, принципиальность. Поставленных целей они достигают, как правило, силовыми методами. «Спекулянты» — это крупные бизнесмены, которые стремятся к увеличению богатства любыми средствами и не боятся рисковать. «Рантье» — это деловые люди, для которых характерны расчетливость и осторожность в финансовых делах. «Критиканы» — это представители, как правило, научной и художественной интеллигенции, которые осуждают существующие порядки и предлагают новые ценности и идеалы. «Оптимисты» — это представители интеллигенции, которые проповедуют консервативные взгляды и призывают к терпимости.

Анализируя различные типы представителей элит, В. Парето пришел к выводу о том, что если в обществе преобладают «львы», «рантье» и «оптимисты», то в нем наступает стабильность и оно начинает загнивать. Когда же среди представителей элиты большинство составляют «лисы», «спекулянты», «критиканы», тогда в обществе происходят прогрессивные изменения.

М. Вебер, по его мнению, источником социального неравенства может быть не только собственность, но и знания, квалификация, профессиональное мастерство. Сохраняя классовую структуру общества и допуская наличие классовых конфликтов, он ввел в качестве стратификационных показателей богатство, престиж и власть. Если богатство как основной стратификационный показатель определяется индексом собственности, то престиж и власть — социальным статусом.

В классово-статусной структуре общества М. Вебер выделил следующие основные компоненты:

· класс собственников,

· средний класс,

· социальный класс.

П. А. Сорокин исходил из аксиоматической предпосылки о наличие в любом обществе и в любой социальной общности расслоения в силу присущего им социального неравенства. «Семья, церковь, секта, политическая партия, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество — короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается». Социальное расслоение общества является законом его развития. По мнению Сорокина, реальное равенство людей в обществе — это миф, который за всю историю человечества так и не стал реальностью.

Сущность стратификации П.А. Сорокин видел «в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». В качестве основных стратификационных показателей им были предложены экономический, политический и профессиональный статусы личности.

Билет № 22

Общество: понятие, сущность, основные признаки.

Общество – система (целое, состоящее из взаимосвязанных элементов); оно имеет свою структуру (элементы и порядок их взаимосвязи).

Обществу присуща ряд признаков, которые отличают его от других сообществ:

1) общая территория, составляющая основу социального пространства, в нем проживают, взаимодействуют, формируют и развивают между собой взаимосвязи члены общества. Обычно она совпадает с государственными границами;

2) общепринятая система норм и ценностей, система культуры, являющейся основой связей между людьми. Благодаря этому общество имеет большую интегрирующую силу. Оно социализирует каждого человека, каждое поколение людей, подчиняя их поведение действующим нормам и включая ее в общую систем и связей;

3) способность поддерживать и постоянно восстанавливать высокую интенсивность внутренних взасмозв 'связей, обеспечивать устойчивость социальных образований.

4) автономность, саморегуляция, саморазвитие, обеспечиваемые этими институтами и организациями и на основании тех норм, принципов, традиций и ценностей, которые возникают в самом обществе. Общество способно без вмешательства внешних сил создавать для людей такие формы организации и условия их жизни, которые необходимы для удовлетворения их потребностей, их самоутверждения и самореализации.

Такие существенные признаки и характеристики общества, на них указывают ведущие ученые и позволяют трактовать его как социальную систему, как целостность, обладает качествами, которых нет ни у одной из ее составляющих.

Билет №23

Общество как социальная система. Типологии обществ.

Общество — 1) это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда;

2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;

3) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.

4) группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами (устоями)

5) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, все остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество.

Социальная же система общества — это максимально интегрированная система, обретающая макросоциальное качество. Это:

1) общность территории проживания людей, обычно совпадающая с государственными границами;

2) целостность, т.е. функциональное единство и взаимозависимость всех его многообразных элементов;

3) автономность и самодостаточность, характеризующие признак самообеспечения;

4) способность к саморегуляции через различные системы и каналы социального контроля;

5) наличие общей культуры.

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией[4] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности.[5] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

Подход Иммануила ВаллерстайнаМир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира.

Валлерстайн подразделяет на три типа: минисистемы, мир-экономики и мир-империи.

Минисистемы были характерны для первобытных обществ. Они основаны на отношениях взаимообмена.

Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи. Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическими связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование. Мир-империи характеризуются взиманием налогов (дани) с провинций и захваченных колоний.

Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства.

Билет № 24

Социология Э.Дюркгейма: социологизм, исследование девиации. Аномия как состояние общества.

СОЦИОЛОГИЗМ Э.ДЮРКГЕЙМА В ПОДХОДЕ К СОЦИАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ - Для понимания "социологизма" необходимо выделить и различить в нем два аспекта: онтологический и методологический. 1) Онтологическая сторона "социологизма", то есть концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях: 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому подчинена действию определенных законов. 2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Подчеркивает автономию социальной реальности по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. "Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами". Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. Общая концепция человека: человек - это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. 3. Онтологическая сторона "социологизма" не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения: значение же индивидуальной реальности признается вторичным. Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это социальный реализм. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам. 2) Методологическая сторона "социологизма" тесно связана с онтологической и симметрична ей. 1. Познавательной целью социологии провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Основной принцип его методологии: "Социальные факты надо рассматривать как вещи". Социальный факт - это "любой вид действия, зафиксированный или нет, способный оказывать внешнее сдерживание индивида и имеющий собственное существование, независимое от индивидуальных проявлений". Факт есть высшее проявление закономерности, закон - общий внутренний базис факта. Основной принцип методологии Дюркгейма: "Социальные факты надо рассматривать как вещи". "Рассматривать факты определенного порядка как вещи - значит не зачислять их в ту или иную категорию реальности; занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию и приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют". "Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами". Социальные факты - проявления группового или массового сознания. Их основные признаки: - объективное существование по отношению к отдельным индивидам; - принудительное воздействие на индивидов. 2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к одой из других наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. 3. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах. Считал, что задача науки не сводится к описанию и упорядочиванию социальных фактов, но она призвана вскрыть глубинные связи и закономерности. Наличие социальных закономерностей - признак научного характера социологии, ее родства с другими науками. Полагал, что социология должна изучать социальную действительность, имеющую специфические качества, присущие только ей. Элементы этой действительности - социальные факты, агрегатом которых и является общество. Эти факты и составляют предмет социологии. Также определяет социологию как "науку об институтах, их генезисе и функционировании". По Дюркгейму, социология занимает центральное место в общественных науках. Ее задача - не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых могут быть основаны исследования в различных областях социальной жизни. Различные социальные науки - это секции или отрасли социологии, изучающие коллективные идеи в конкретной (правовой, экономической, моральной, религиозной) сфере. Представители различных дисциплин должны быть объединены общей точкой зрения на характер социальных фактов, общим критерием для их оценки и общим методом исследования. Только тогда социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой. Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В целом делил социологию на три основные отрасли: 1. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует структуру и материальную форму общества. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. 2. Социальная физиология исследует "жизненные проявления социологии" и охватывает ряд частных социальных наук: - социологию религии - социологию морали - юридическую социологию - экономическую социологию - лингвистическую социологию - эстетическую социологию 3. Общая социология осуществляет теоретический анализ и устанавливает наиболее общие законы. Отношения между социологией и философией должны быть следующими. Необходимо отделить социологию от философии. Одновременно должен идти поиск новых форм связей между ними. Социологизм Дюркгейма в методологическом плане характеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подхода к социальным явлениям и требованием объяснить социальное другими социальными явлениями.

Причины девиации по Э. Дюркгейму. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути аномия — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.

Билет №25

Социализация и ее изучение социологией.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2) Вторичная социализация:

- профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.

- включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

- пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Агенты социализации

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответсвенные за ее результаты.

Общественные условия социализации:

1 Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

2 Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

3 Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Наши рекомендации