Консультирование как карьера

Основы успешной карьеры в консультировании закладываются в момент найма на работу: лишь кандидаты, соответствующие определенным требо­ваниям, имеют хорошие шансы стать компетентными консультантами и продвинуться вверх по служебной лестнице. Поэтому исключительное зна­чение придается тщательному поиску и внимательной оценке кандидатов.

Хотя консультирующие организации выдвигают различные требования к новым консультантам, все-таки можно сделать некоторые общие выводы. Во-первых, наиболее тщательно проверяется образование. В настоящее время почти для всех должностей в сфере управленческого консультирования тре­буется университетский (первостепенный) или более высокий уровень об­разования — степень доктора или магистра. Учитывается также соответствие полученного образования определенной области консультирования, а в не­которых случаях предъявляются специфические требования.

Практический опыт — минимум 5—10 лет — являлся обычным требовани­ем в консультирующих организациях, но за последние годы ситуация изме­нилась. Некоторые крупные консалтинговые фирмы принимают в штат от 30 до 50% новых консультантов прямо из университета и школы бизнеса, осо-

бенно в областях, где трудно нанять практиков из коммерческих фирм. Идея заключается в том, что талантливые люди быстро приобретут опыт, работая в группах с опытными консультантами-практиками. Кроме того, легче на­учить человека правильным действиям сразу, чем потом переучивать его и исправлять неправильные навыки.

Возраст, в котором кандидаты принимаются на работу, отражает требо­вание к образованию и опыту. Нижний предел находится между 25 и 30 го­дами. Во многих случаях устанавливается и верхняя граница — между 36 и 40 годами.

Основными источниками пополнения кадров являются деловые предпри­ятия и университеты. Многие консультирующие организации помещают объявления о вакансиях в коммерческих журналах и периодических издани­ях, посвященных вопросам управления, открывая тем самым двери для лю­бого кандидата, который будет соответствовать предъявляемым критериям.

Кандидатов на пост консультанта просят заполнить стандартные формы для приема на работу (личные опросники), представить подробное биогра­фическое описание и свидетельства профессиональной работы (статьи, док-

Врезка

Как начать свой бизнес (советы питерских консультантов]

Многие люди, когда им предлагают стать кон­сультантом, заявляют, что не имеют ни опыта, ни знаний. «Такой случай имел место с одной нашей знакомой. Она искала должность по ра­боте с персоналом. Прежде она в течение 5 лет работала помощником менеджера по персона­лу на крупном производстве. Однако, когда мы посоветовали ей стать консультантом и рабо­тать с людьми, ищущими работу, или начать собственную службу составления резюме — она сказала, что ей не хватает знаний, опыта и спо­собностей. Впоследствии она решила попробо­вать, и теперь ее услуги консультанта по рабо­те с персоналом — одни из самых дорогих в Петербурге».

Каждый имеет специальные навыки в определен­ной работе. Каждый имеет уникальное образова­ние. Большинство людей работали много лет в определенной отрасли. Почему бы женщине, ко­торая проработала 20 лет официанткой, не пред­ставиться как консультант программ обучения официантов для сети ресторанов? Человек, ко­торый в течение многих лет был экспедитором товара, или занимался приемом и отправкой товара, был бы хорошим консультантом в реше­нии проблем компаний, только начинающих или расширяющих объем выпуска производства. Начинающему консультанту не нужен простор­ный офис, особенно, если он начинает свой биз­нес на основании частичной занятости. Спальня или даже угол кухни отлично подойдут. Если вы сами умеете обращаться с собственной бухгал­терией, заведите бухгалтерскую книгу, или ос-

войте современные компьютерные бухгалтер­ские программы. Заведите картотеку. Необходи­ма хорошая пишущая машинка или принтер. Для работы используйте свой домашний теле­фон, и научите членов семьи по-деловому отве­чать на звонки в течение рабочих часов. Сохра­няйте копии всех писем, которые Вы отправля­ете, и, конечно, все предложения о работе. Организуйте компьютерную файловую систему в соответствии с планом и схемой работы, и Вы сбережете много времени и сил на организацию деловых материалов. Добавляя документы кли­ентов в файлы или картотеку, помещайте их в алфавитном порядке. Храните Ваши активные счета в одном месте, предложения потенциаль­ных клиентов — в другом, и копии всех ваших писем, предложений и деловых отчетов — в третьем. Вам необходимы визитные карточки. Если возможно, приобретите «окно» в Интернет. Ни один бизнес не может существовать без ко­пировальной машины и принтера. Если началь­ные средства этого не позволяют — используй­те копировальную бумагу и пишущую машинку, но приобретите компьютер, принтер и копиро­вальную машину — как только сможете себе это позволить.

Насколько хорошо Вы печатаете, можете состав­лять коммерческие письма, и насколько заняты Вы собираетесь быть — определяющие факто­ры относительно найма секретаря. Если Вы со­бираетесь делать всю работу самостоятельно — освойте секретарские навыки. Научите супругу печатать и вести деловую переписку — это сэ­кономит много времени и сил. Как только Вы решили, в какой области бизнеса будете консультировать, и как только Вы созда-

лады, диссертацию и т.д.). С претендентами долго разговаривают, пытаясь получить максимально полную картину знаний и опыта кандидата, выяснить его личностные характеристики.

Структура типичной карьеры консультанта такова:

Добавочный уровень: стажер (младший консультант). Некоторые фирмы набирают новых консультантов как стажеров (на 6—12 месяцев); главная за­дача — совершенствовать основные профессиональные навыки консульти­рования как можно быстрее.

Первый уровень: рабочий консультант (консультант-резидент, компаньон, консультант). Повзрослевшие стажеры попадают на передний край консуль­тирования, в самое пекло, выполняя огромную черновую работу по практи­ческому консультированию в организации-клиенте. Он должен «отпахать» 3—5 лет, прежде чем может претендовать на дальнейшее продвижение.

Второй уровень: консультант-инспектор (руководитель группы, старший компаньон, старший консультант). Главные обязанности консультантов вто­рого уровня — руководство группой и инспектирование рабочих консультан­тов. Они также продолжают выполнять задания непосредственно, если для

ли необходимые условия для работы — необхо­димо распространить сведения о Ваших услугах. Вообще говоря, независимо от области, в кото­рой Вы специализируетесь, Вы найдете много клиентов, рекламируя себя в наиболее популяр­ной областной газете. Мы рекомендовали бы поместить строчную рекламу — если только Вы не консультант по сетевому маркетингу. Зайдите в центральную библиотеку, и составьте список торговых и специализированных журна­лов и газет, издаваемых в Вашей области. Купи­те экземпляр делового журнала, или напишите в издательство и попросите прислать экземпляр. Ищите те издания, которые обслуживают тот тип

консультирование как карьера - student2.ru

бизнеса, в котором Вы собираетесь консульти­ровать. Если издание не достигает желаемой аудитории — не рекламируйте в нем, независи­мо от стиля, качества, или тарифов на публика­цию рекламы. При составлении формы реклам­ного сообщения используйте здравый смысл. В рекламе или по телефону не указывайте, и Даже не обсуждайте цены. Запишите имя, адрес и номер телефона, затем объясните Ваши услу­ги в общих чертах. Назначьте встречу, посмот­рите на их работу и методы управления, проана-

лизируйте их потребности, и составьте письмен­ное предложение решения их проблем. Есть ряд факторов, включаемых в определение требуемой платы. Для начала — пока Вы не при­обрели по крайней мере 5 регулярных клиентов, Ваша лучшая цена была бы 50 долл. в час. Рас­считывайте два или три часа на клиента в день. Посвящая работе над их проблемами 10 дней в месяц, Вы будете получать от 1000 до 1500 долл. в месяц от каждого клиента. Умножьте на 5 кли­ентов, и Вы будете зарабатывать от 5000 до 7500 долл. в месяц. Работая индивидуально, Вы будете очень сильно заняты. Предприниматели в этом бизнесе говорят, что Вы сможете оставлять работу в пятницу, начи­нать консультировать в понедельник, и через шесть месяцев получать доход — больше чем 70 000 долл. годовых. Достаточно сказать, что в первый год бизнеса начинающий бизнес-кон­сультант должен зарабатывать от 30 000 до 60 000 долл. без вычета расходов и налогов. Все, что осталось — встретиться с потенциаль­ным клиентом, выслушать его проблемы; узнать, что он хочет, затем составить письменное пред­ложение решить его проблемы и исполнить желания. Это означает продавать свою работу — уверить, что вы знаете то, о чем говорите, и что сможете сделать его бизнес успешным. Таков план начала работы бизнес-консультанта. Помните, что никакое количество исследований, чтения литературы или инвестиций не поможет поставить бизнес, пока Вы не приметесь за работу и не узнаете подробности на собственном опыте. Сокращено по источнику: Как организовать вашу собственную службу бизнес-консультаций // http://akim.h1.ru/konsal-zarab2.htm

этого нужен более опытный человек. В число других обязанностей могут входить составление отчетов по управленческим обзорам и маркетинг новых знаний.

Третий уровень: начальник (руководитель, консультант по обзорному иссле­дованию). На этом уровне консультанты выполняют ряд функций по марке­тингу и играют роль руководителей среднего звена. Одни могут персональ­но отвечать за выполнение заданий важных клиентов, другие возглавляют организационные единицы внутри фирмы или координируют и контроли­руют ряд проектов.

Четвертый уровень: служащий из числа руководящего состава (директор, старший партнер, вице-президент, президент). Консультанты этого уровня заняты вопросами дальнейшего развития практической деятельности фир­мы, могут лично заниматься сложными и важными заданиями, но здесь до­минируют обязанности руководящего работника.

Рынок спроса на консультационные и социологические услуги непрерыв­но меняется. Основные тенденции можно обозначить так:

1. Быстро растет спрос на изучение общественного мнения, в том числе изучение рейтингов политических деятелей и партий, прогнозирование вы­боров, определение популярности политических решений, настроения по­тенциального электората перед выборами.

2. Растет потребность в изучении групп и слоев населения, вступивших в последние годы на общественно-политическую и экономическую авансце­ну, — представителей новых властных структур, предпринимателей, бизнес­менов, банкиров и т.д.

3. Растет необходимость в регулировании кризисных ситуаций и соци­альных конфликтов — военных столкновений, проблем беженцев, этнона-циональных конфликтов. Возникла даже специфическая область в социоло­гии — социология катастроф.

4. На всех уровнях управления расширяется потребность в консультаци­онных услугах, в практической помощи. Растет ориентация на прикладные исследования и разработки.

5. Во властных структурах, в банках и на предприятиях увеличивается спрос на обучение новым методам работы с людьми, методам собственного развития и др.

6. Большое развитие получают социальные технологии и социоинженер-ная деятельность.

Подводя итог, можно сказать, что век узкой специализации для социо­лога проходит. Наиболее успешные консалтинговые центры используют широкий спектр профессиональных средств, объединяют исследования, обу­чение и консультирование, выступают в качестве посредников.

Наши рекомендации