Актуальность темы личности

План

Подходы к определению личности

2. Примеры определения понятия «личность» и соотношение понятий «человек – индивид – личность - индивидуальность»

Актуальность темы личности

На современном этапе развития общества значительно возросла роль личности в социальном прогрессе. В этом одна из основных причин повышенного внимания ученых различных школ и направлений к проблемам личности. Пока следует констатировать, что наука крайне мало знает о таком социальном феномене, как личность.

Повышенное внимание к изучению личности диктуется требованиями жизни. Во-первых, личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе. Во-вторых, социум в своей политике не может не учитывать многообразные интересы и потребности личности. Это тем более важно, что человечеством взят курс на демократизацию и гуманизацию всех общественных отношений. В-третьих, личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Она является своеобразным критерием реальных достижений и недостатков в развитии цивилизации. В-четвертых, с бурным развитием средств массовой информации, появлением новых социальных и психологических технологий возрастает опасность их использования в целях манипулирования поведением личности[1].

1. Подходы к определению личности[2].

Существуют различные подходы к определению личности, пониманию ее сущности. Рассмотрим основные подходы: диалектико-материалистический, антропологический, нормативный, социологический, персоналистический и биолого-генетический.

1) Диалектико-материалистический подход. К концу 20-х гг. практически сформировалась диалектико-материалистическая концепция личности. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Дилемма биологического и социального однозначно решается в пользу последнего: то, что дано природой, не является фатальной детерминантой, но может быть трансформировано социальной средой. Биологически данное - это всего лишь потенциальная возможность, которая реализуется в способностях только при содействии трех остальных факторов. Таким образом, личность рассматривается как крайне податливое образование, способное к гибким изменениям под воздействием социальных требований. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, т.е. в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии. Акцент на социальном и пренебрежение биологическим привело к гонениям на педологию, объявленную в 30-е гг. лженаукой.

2) Антропологический подход. При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л.Фейербаха. Он рассматривал человека как продукт природы, игнорируя при этом весь многообразный контекст социальных отношений личности. В настоящее время в чистом виде такой взгляд почти не встречается. На позициях абстрактного антропологизма стоит по существу весь классический бихевиоризм. Он рассматривает человека как некое биосоматическое начало, которое определенным образом реагирует на стимулы внешней среды. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.

3) Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека. Отсюда даются определения, в которых личность характеризуется набором положительных черт, таких, например, как высокая нравственность, сознательность, ответственность, социальная активность и т.п.

4) Социологический подход. Теория «зеркального Я». Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений. В работах французских социологов Э.Дюркгейма, Л.Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Интересной теорией в рамках социологического подхода является теория «зеркального Я». Ее автором является американский социолог, один из основоположников теории малых групп Ч.Х.Кули (1864-1929). Данная теория исходит не из внутренней характеристики человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Кули считал признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознавать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Не существует чувства «Я» без соответствующего ему чувства «Мы», «Он» или «Они». Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его «Я», которые складываются у других людей. Другие люди - это зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Его собственное «Я» - воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. «Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) вытекающее из этого специфическое «чувство «Я» вроде гордости или унижения («самоуважение»). «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

5) Персоналистический подход. В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность. Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма. Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Окружающая человека среда - природа и социальные отношения мешают уйти в свой неповторимый внутренний мир, мир «Я». В современном индустриальном мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «Я» в массе, в толпе. Крупнейшими представителями экзистенциализма являются Хайдеггер, Сартр, Ясперс и другие. Экзистенциалисты отождествляют личность с индивидуальностью.

6) Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. Это примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа. Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы (склонность к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, альтруизм, агрессивность, лидерство и т.д.), которые ранее были уникальным достоянием человеческого существа. Учет биологических, генетических качеств не означает отрицания важной роли социальной среды, культуры в развитии личности. За последнее время ряд исследователей в изучении личности делают попытки совместить несколько подходов. Чтобы избежать односторонности при определении личности, необходимо учесть несколько обстоятельств. Во-первых, личность должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения. Несовпадения, противоречия и конфликты между биологически и социально запрограммированными системами поведения личности открывают относительную свободу выбора решений. В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей. В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

В целом можно дать следующее определение: личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Наши рекомендации