Социальная культура: составные элементы и формы.

Социальная культура(культура социальных отношений) — это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе. Она определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения. Эта культура характеризует деятельность гражданского общества, государства и других социальных институтов.

В качестве основных функций социальной культуры выделяются следующие:

• гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

• социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

• коммуникативная (функция социального общения);

• образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

• регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

• интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру(все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей), вторые – духовную (язык, знания, ценности, нормы, образцы поведения, традиции и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни).

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, спорт, игры, гадание, ухаживание и т. д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции ее превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т. д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев онпроявляется в более терпимых формах. Это дает основание некоторым социологам находить в нем и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

К основным формам социальной культуры относятся нравственная, правовая и политическая культура.

Между духовной и социальной культурой существует тесная связь. С одной стороны, социальная культура общества дает материал для религиозных учений, философских концепций, художественных произведений. Они отражают, обобщают и пропагандируют идеи социальной культуры. С другой стороны, в религии, философии, искусстве вырабатываются и развиваются новые нравственные, правовые, политические идеи, которые затем воплощаются в социальной культуре общества.

Правовая культура — это комплекс ценностей и регулятивов, на основе которых во всех областях жизни, попадающих под нормы права, строится практика взаимоотношений и действий людей, а также раз­личного рода организаций. Нормы права — это юридические законы. Подчинение закону есть то, что называют правопорядком. Правопорядок — это реально осуществляемое проведение законов в жизнь.

Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. Политическая культура находится в сильнейшей зависимости от по­литической системы государства, которая, в свою очередь, строится в соответствии с характером национальной культуры и укореняется в обществе.

Социальныеценности

Ценность– результат оценивания актором сравнительных качеств объектов с точки зрения своих или принимаемых как свои общественных интересов. Бывают общественные и индивидуальные. Ценности позволяют личности выработать внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру, к своим поступкам.

Ценности — это то, что представляется нам более значимым для человека, это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Если нормы – это правила поведения, то ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.

Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Они дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительнымдостоинствам, красоте или моральным качествам.

В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальная свобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм идемократия. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.

Иногда различные нормы базируются на одних и тех же ценностях. Ценность свободы, например, в секулярных странах принимает совершенно иные формы, чем в религиозных. Для граждан светских стран онаформулируется в юридических правах личности – свободы слова, вероисповедания и других, предусмотренныхв конституции. В исламских странах степень допустимой свободы определяется на основе шариата. Двафранцуза могут высказываться в пользу социального равенства; однако один из них может выразить своеотношение, поддерживая программы, направленные на устранение дискриминации по полу, цвету кожи и т.д.,например, принайме на работу или поступлении в учебное заведение, а другой, протестуя против такого законодательства иотдавая предпочтение законам о гражданских правах, вообще не рассматривающих различия в расовойпринадлежности.

Ценности не выбиваются в граните на все времена. Они изменяются от поколения к поколению. Многие мальчишки в 1960-х гг., под влиянием полета Ю. Гагарина в Космос хотели стать космонавтами. В 1990-х гг.престижным стало занятие бизнесом, умение заработать большие деньги.

Наши рекомендации