Слабости либеральной демократии

1) Социально-классовая ограниченность.

2) Формальность и, как следствие, декларативность демократии для бедных, социально необеспеченных слоев населения. Ее превращение из народовластия в олигархию. Нераспространение демократии на экономические и социальные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов, не удовлетворяя интересов большинства граждан.

3) Ограниченность сферы демократии и политического участия личности. Следствием этого является политическая апатия, отчуждение граждан от власти, ее слабая легитимность.

4) Принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости.

5) Чрезмерный ценностный индивидуализм, игнорирование коллективной природы человека, его принадлежности к различным социальным группам. Это препятствует общественной самореализации личности, стимулирует эгоизм и эгоцентризм, подрывающие основы государства и общества.

Коллективистская демократия

Она исходит из целостности народа, наличия у него единой воли еще до акта его публичного выражения. Тождественности этой воли с действиями представителей власти.

Основоположники теории коллективистской демократии – Руссо, Маркс, Ленин и другие. По мнению Руссо, утверждаемые либерализмом индивидуализм и эгоизм, разрушительны для гражданских добродетелей и самого общества. Идеал гражданина демократической республики Руссо – это не ушедший в частную жизнь индивидуалист, а активный член общества.

Отличительные черты коллективистской демократии

1) Признание народа единым однородным целым, имеющим объективные, существующие до своего осознания, общий интерес и волю.

2) Коллективистское понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах государства и общества.

3) Тоталитарность. Всепроникающий абсолютный характер власти, полная беззащитность личности и индивида перед властью.

4) Устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое – государство – и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей.

5) Всеобщая политическая мобилизация и, как следствие, преимущественно прямое участие граждан в управлении. Рассмотрение представительных органов не как самостоятельных в пределах закона и ответственных за принятие решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг.

6) Декларирование социальной демократии, то есть перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан.

Теории коллективистской демократии показали свою несостоятельность. Попытки их осуществления неизбежно приводили к тоталитаризму, подавление всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. Оказалось, что власть народа не может быть реальной без индивидуальной свободы и других прав личности. Примеры этому

Плебисцитарная партийная демократия

Различные партийные программы дают гражданам возможность с помощью выборов прямо влиять на содержание государственной политики. Эти программы являются полученными от граждан своего рода мандатами, наказами, которые призваны исполнять и депутаты и правительство. Связанность депутатов партийными программами и структурами делает их прямыми выразителями народной воли, тем самым достигается идентичность народа и правительства.

Недостатки: большая часть избирателей вообще не знакома с партийными программами и строит свой политический вывод в первую очередь на основе существующих традиций, привлекательности партийных лидеров и символики. В силу этого «партийная демократия» весьма далека от народовластия.

Плюралистическая демократия

Она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации. Сочетает традиционные либеральные ценности с идеями социалистического, христианского, и других движений, учитывает новые реалии постиндустриального общества. Плюралистическая концепция исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государстве. Назначение демократии – стимулировать многообразие, плюрализм в обществе, предоставить всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие. Демократия – это не власть стабильного большинства, поскольку складывается на основе компромиссов индивидов, групп и объединений. Ни одна из групп современного западного общества не способна монополизировать власть и принимать решения не опираясь на поддержку других общественных групп или ассоциаций. Объединившись, недовольные группы могут блокировать неугодные решения, выступая тем самым важным социальным противовесом, сдерживающим тенденции к монополизации власти.

Недостатки плюралистической демократии:

Отражение в политике современных государств интересов различных общественных групп все же не снимает проблему неравенства их политического влияния. Утверждается, что плюралистическая демократия консервативна, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп, что трудно обеспечить на деле, особенно в периоды политического реформирования. Кроме того, в плюралистической системе с большим трудом пробивают себе дорогу и получают признание всеобщие глобальные долгосрочные и новые интересы.

Лекция от

18.05.2012

Репрезентативная демократия

Ральф Дарендорф: «демократия — не «правление народа»; такого на свете просто не бывает.

Демократия — это правительство, избираемое народом, а если необходимо, — то народом и смещаемое; кроме того, демократия — это правитель­ство со своим собственным курсом».

Воплощается в парламентаризме — системе правления, основанной на разделе­нии властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах.

Утверждаемый репрезентативной демократией принцип огра­ничения непосредственного участия масс в управлении получил специфическое обоснование и развитие в концепциях элитарной демократии. Как уже отмечалось, в этих теориях главным носите­лем демократических ценностей является не масса рядовых граж­дан, которая часто некомпетентна, неуравновешенна, поддается идеологическим влияниям и склонна к эгалитаризму, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и за­щищать ценности либеральной демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью вы­боров, влиять на ее состав.

Демократия в этом случае — правление элит, осуществляемое с согласия народа.

Недостатки: фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как на­родовластия. Основные звенья механизма репрезен­тативной демократии (избиратель — парламент — правительство — премьер-министр или президент — бюрократия), принимая решения по своему усмотрению, в состоянии до неузнаваемости исказить волю избирателей.

Партиципаторная демократия

В 60—70-х гг. XX в. получили широкое распространение.

Эти теории исходят из трактовки демократии как универсаль­ного принципа организации всех областей общественной жизни, обеспечивающего уважение достоинства личности. Демократия должна быть везде — в семье, школе, университетах, на произ­водстве, в партиях, государстве и т.д.

Главными целями партиципации являются всесторонняя демо­кратизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности.. Участие мно­гих людей в управлении расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений

Власть в обществе

Наши рекомендации