Семинарское занятие № 5 по теме

«Модели социальных стратификаций общества»

(2 часа)

Знать:понятия социальной стратификации, социальное неравенство и социальная дифференциации. Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система;

1. Понятие социальной стратификации. Проблема равенства

2. Исторические типы социальной стратификации.

3. К.Маркс и М.Вебер о социальной стратификации (составить таблицу)

4. Социальная стратификация П.Сорокина: социальное пространство, страты, типы социальной стратификации. Социальная мобильность: виды и каналы.

5. Социологи о критериях и проблемах стратификации советского и постсоветского общества.

6. Теория воспроизводства классового общества П. Бурдье: социальное поле и пространство, габитус и типы капиталов.

7. Э. Гидденс о социальной стратификации: социальная структура, подкласс, высший и средний классы.

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров).

Основная:

1) Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. 1992. Т.1. № 1.

2) Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

3) Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992. № 9,11.

4) Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теоретической структурации. М., 2003.

5) Заславская Т.И. Социально-культурные аспекты трансформации российского общества // Социс. 2001. № 8.

6) Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция. М., 2002.

7) Ильин В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, 1990.

8) Ильин В.И. Социальное неравенство: Уч. пос. М., 2000.

9) Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917-1996. Сыктывкар, 1997.

10) Маркс К. Социология. М, 2000.

11) Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

12) Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социс. 1999. № 4.

13) Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

14) Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // Социс. 2001. № 5.

Дополнительная:

1. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. 2002. № 9.

2. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социс. 2003. № 7.

3. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М., 2002.

4. Дэвис Анджела. Женщины, раса, класс. М., 1987.

5. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности // Социс. 2001. № 5.

6. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46.

8. Обыдённова Т.Б. Средний класс и его работа // Социс. 2000. № 3.

9. Панферова В.В., Мечников М.А. Социальная стратификация // Социально-политический журнал. 1995. № 5.

10. Разумов А.А. Проблемы бедности в современной России. М., 2000.

11. Ронге Ф. Условия жизни в России // Социс. 2000. № 3.

12. Руткевич М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества // Социс. 2001. № 4.

13. Социальное расслоение и социальная мобильность / Под ред. З.Т. Голенковой. М., 1999.

14. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности //Социс. 2000. №3.

15. Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попов И.П. Индекс условия жизни и модель стратификации российского общества // Социс. 2004. № 6.

16. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Под ред. З. Т. Голенковой. М., 1996.

17. Шматко Н.А. Анализ культурного производства П. Бурдье // Социс. 2003. №8.

18. Яковлев А.М. Социальная структура общества. М., 2003.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по теме.

Составление таблицы по третьему вопросу семинара

Автор К.Маркс М. Вебер
Название работы    
Определяющий признак социальной стратификации    
Количество классов    
Особенности классовых отношений    
Классы на исторических этапах развития общества    

Семинарское занятие № 6 по теме

«Лидерство и стили руководства персоналом»

(2 часа)

1. Стили управления. Готовность персонала.

2. Ситуационный подход в управлении персоналом.

Самостоятельная аудиторная работа.

Методические указания.

I. Уровни готовности подчиненного:

1. Низкий уровень - не способен и не желает работать; некомпетентен и не уверен в себе.

2. Средний уровень – не способен, но желает работать; есть мотивация, но нет навыков и умений.

3. Способен, но не настроен работать; нет интереса или нет уверенности.

4. Высокий уровень – способен и желает работать; умеет, хочет и уверен в себе.

II. Характеристика лидеров.

1. Инструктирующий лидер:

- принимает решения самостоятельно;

- берет на себя всю ответственность за осуществление задачи;

- самостоятельно планирует все действия подчиненного

- сам определяет стандарты выполненной работы;

- четко формулирует подчиненным задачу;

- отказывается обсуждать причины;

- проверяет понимание;

- принимает жесткие корректирующие меры для достижения запланированных результатов;

- умеет отдавать распоряжения

- осуществляет жесткий контроль, чтобы достичь запланированных результатов

Навыки инструктирующего лидера:

1) Умение брать на себя всю ответственность за выполнение задачи

2) Навыки управления исполнением:

- четкая постановка целей и задач;

- разработка стандартов выполнения работы;

- оптимальное распределение ролей

- разработка и осуществление системы контроля за выполнением задачи.

2. Убеждающий лидер:

- принимает решения самостоятельно;

- берет на себя всю ответственность за осуществление задачи;

- планирует все действия подчиненных;

- сам определяет стандарты выполненной работы;

- объясняет подчиненными причины своего решения, проверяет понимание;

- показывает выгоды своей идеи другим;

- добивается, чтобы подчиненный признал необходимость поставленных стандартов;

- убеждает подчиненных точно придерживаться своего плана действий;

- заручается поддержкой максимального количества людей, способных повлиять на ситуацию;

- раздает большое количество указаний.

Навыки убеждающего лидера:

1) Понимание структуры влияния

2) Умение донести свои идеи до людей

3) Умение заручиться поддержкой

4) Побуждение других предпринять необходимые шаги.

Поощряющий лидер

- принимает решения вместе с подчиненными или поощряет решения, принимаемые подчиненными;

- мотивирует подчиненных на самостоятельную работу;

- дает ограниченное количество разъяснений и указаний;

- задает процедуру и правила;

- вовлекает всех участников;

- фиксирует результаты;

- помогает в разрешении противоречий.

Навыки поощряющего лидера:

1) Мотивировать подчиненных;

2) Умение дать обратную связь;

3) Активное слушанье;

4) Умение вовлечь подчиненных в принятие решений

5) Лидерство при групповом принятии решений.

Делегирующий лидер

- делегирует подчиненным ответственность и полномочия;

- задает стандарты выполнения работы;

- не вмешивается в процесс принятия решений подчиненными;

- контролирует выполнение работы по результатам.

Навыки делегирующего лидера:

1) Выделение задач, подлежащих делегированию;

2) Выработка верных стандартов для оценки результата;

3) Умение определить готовность сотрудников к выполнению работы и принятию ответственности;

4) Предоставление оптимального объема полномочий

5) Поддержка заданного уровня полномочий и ответственности

6) Умение развивать подчиненных.

Наши рекомендации