При собственно случайном, механическом и серийном отборе.

Метод отбора Для средней Для доли
Повторный n = t²*σ²/Δ² n = t²*W*(1-W)/Δ²
Бесповторный n = t²*σ²*N/N*Δ²+ t²*σ² n = t²* W*(1-W)*N/N*Δ²+ t²* W*(1-W)

В.1. В вашем исследовании объем генеральной совокупности неизвестен и не может быть точно установлен. Например, вы исследуете:_____________________________________________________

(приведите один-два примера)

Тем не менее, ее существование является объективным, реальным социальным фактом, и вы намерены осуществить статистический анализ поведения сразу нескольких переменных, характеризующих признаки данного социального субъекта.

Каков минимально необходимый вам размер выборки, если вы намерены одновременно задействовать в аналитической процедуре пять переменных? n = ______________ ?

(впишите число)

В.2. Вы оцениваете экономическую эффективность размещенной вами рекламной информации о вновь открывшейся в микрорайоне пекарне. Пекарня совмещена с магазином, обслуживающим в основном потребности жителей только этого микрорайона. Вы знаете количество жителей микрорайона (12224 человека), но не знаете (и не можете знать) количества покупателей и потребителей хлебобулочных изделий, а также объемы потребления хлебобулочных изделий и частоту их приобретения. Вы намерены использовать «опрос на выходе» тех людей, которые посетили магазин, выявляя среди них долю тех, кто пришел в магазин привлеченный вашей рекламой. Рассчитайте минимально необходимый вам для опроса объем выборки так, чтобы ошибка не превысила 10 %.

В.3. В той же ситуации опроса жителей микрорайона вы хотите убедиться не только в том, что ваша реклама не прошла незамеченной, но и выяснить, весь ли микрорайон был ею равномерно покрыт. Ваша выборка должна быть репрезентативной для всего микрорайона. Рассчитайте минимально необходимый вам для опроса объем выборки так, чтобы ошибка не превысила 10 %, и позволяла оценить разницу в частоте совершения покупки.

В. 4. Вы проверяете предположение о том, что основную часть клиентов магазина составят жители ближайших кварталов. По степени отдаленности проживания от магазина жителей микрорайона можно сгруппировать так:

Дистанция Количество жителей
0 – 50 метров 520 человек
51-100 метров 6035 человек
Свыше 100 метров 5669 человек

Составьте выборку, которая позволит проверить это предположение с надежностью 90 %.

По итогам изучения первого раздела студент может получить 43 балла

4. Текущая проверка знаний: подготовка докладов /рефератов, аналитических справок и баз данных на основе вторичных источников (анализа научной литературы и статистических данных)

Раздел 2. Социально-прагматический аспект массовой коммуникации

За период изучения раздела студент готовит следующие задания.

1. Один реферат, устно представляя его основные положения на семинаре (темы рефератов выбираются самостоятельно из числа тем, предусмотренных рабочей программой, в разделе «Планы семинарских и практических занятий»). Реферат оценивается в 10 баллов.

2. Две аналитические справки – о содержании нормативных актов, регулирующих информационные правоотношения в сфере массовой коммуникации, и о динамике показателей информатизации (ранее выявленных при подготовке одного из заданий 1 раздела) в том или ином районе Калужской области. Каждая работа оценивается в 5 баллов.

3. Одну базу данных: медиабазу СМИ, функционирующих в населенном пункте – месте его постоянного жительства. Медиабаза оценивается в 10 баллов, представляет собой лист Microsoft Excel и выглядит как таблица, строки которой соответствуют названиям субъектов массовой коммуникации, а столбцы отражают набор их типологических характеристик (общественно-политический/ развлекательный и т. д. характер, периодичность выхода, зона покрытия, охват аудитории, наличие Интернет-версии, учредитель/издатель, главный редактор, ответственный редактор, начальник рекламного отдела, контакты, единицы измерения рекламных услуг (при наличии), цена за единицу.

Итоги работы с нормативной документацией должны быть представлены в виде таблицы 4. Таблица основана на структурировании правовых проблем, возникающих в сфере массовой коммуникации, представленном в оглавлении работы (учебного пособия) Г.В. Алексеева и
А.В. Сорокина «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ» (2010), которое может быть использовано студентами в качестве научного источника при выполнении данного задания.



Таблица 4. Правовое регулирование массово-коммуникативных процессов
Правовая проблема/ вид правоотношений Источник правовой нормы, содержащий определение понятия и (или) нормы, регламентирующие вид отношений
Информационные правоотношения  
Понятие и источники права массовых коммуникаций  
Информационный правопорядок в России  
Права и свободы человека в информационной сфере  
Правовое обеспечение информационной безопасности  
Правовой режим закрытой информации  
Понятие и виды средств массовой информации  
Свобода средств массовой информации  
Правовой статус редакции и журналистов  
Правовая ответственность за деятельность средств массовой информации  
Понятие и допустимость рекламы по российскому законодательству  
Рекламные правоотношения и виды рекламы  
Контроль и ответственность в сфере коммерческой рекламы  
Правовое регулирование предвыборной агитации  
Правовое регулирование услуг связи  
Правовые аспекты организации массовой коммуникации  
Произведения авторского права и массовые коммуникации  
Правовые основания использования интеллектуальных прав  

Итоги анализа динамики значений показателей информатизации в районах/населенных пунктах должны быть представлены в виде графиков с накоплением с указанием источников данных и пояснениями / комментариями к графикам. Графики должны отражать темпы роста и прироста абсолютных и относительных значений для каждого показателя.

Наши рекомендации