Сведения о занятиях проводимых в интерактивных формах

№ п/п Показатель Общий объем (по РУП) в часах (%)
Очная заочная
Занятия проводимые в интерактивных формах 64 (50%)  

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социологии»

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

  № п/п Виды учебной работы Общий объем (по РУП) в часах
очная заочная
Трудоемкость (по ФГОС ВПО / СПО)  
Аудиторные занятия, всего  
  в том числе:    
2.1. Лекции  
2.2. Лабораторные работы -  
2.3. Практические занятия -  
2.4. Семинарские занятия  
2.5. Коллоквиумы -  
2.6. Прочие виды аудиторных занятий -  
Самостоятельная работа студентов всего  
  в том числе:    
3.1. Контрольная работа  
3.2. Курсовая работа -  
3.3. Научно- исследовательская работа -  
Разделы / темы учебной дисциплины Количество часов Компетенции
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-10 ПК-12 Σ общее количество компетенций  
Раздел 1              
Тема 1.1 2 + + 3  
Тема 1.2 2 + 3  
Тема 1.3 2 + + 2  
Тема 1.4 6 + + 2  
Тема 1.5 4 + + 2  
Тема 1.6 4 + + 2  
Тема 1.7 4 + + + 3  
Тема 1.8 4 + + + 3  
Тема 1.9 6 + + 2  
Тема 1.10 4 + + + 4  
Тема 1.11 4 + + + 4  
Раздел 2              
Тема 2.1 4 + + 2  
Тема 2.2 4 + + 2  
Тема 2.3 2 + + 2  
Тема 2.4 4 + + 2  
Тема 2.5 4 + + + 3  
Тема 2.6 4 + + + 3  
Тема 2.7 4 + + 2  
Тема 2.8 4 + + + 3  
Тема 2.9 2  
Тема 2.10 4  
Тема2.11 2  
Тема 2.12 2  
Тема 2.13 2  
Тема 2.14 4  
Итого 90  
                             

3.2. Матрица соотнесения разделов / тем учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

3.3. Содержание разделов, основных тем учебной дисциплины

«История социологии»

Раздел I. Начальный, классический этап возникновения и развития социологии

Тема 1.1 Предмет истории социологии

История социологии — часть общей истории науки. Формирование историко-научной проблематики в процессе развития естественных и общественных наук. История социологии и история культуры. История науки и теория познания. Предмет истории социологии — социальная мысль в ее историческом развитии. Условия зарождения, закономерности развития социального познания. История формирования предмета социологии как самостоятельной научной дисциплины. Процесс взаимоопределения и уточнения предметных областей обществовед­ческих и гуманитарных наук — основа выделения предмета социологии.

Объективные критерии выделения отдельных этапов истории социологии. Круг проблем, ведущие тенденции, деятельность отдельных направлений, школ, течений и другие характеристики каждого исторического периода в развитии социологии.

Институционализация социологии: общие закономерности и основ­ные формы. Формирование первых социологических институтов в Европе и Америке, начиная со второй половины XIX в. Деятельность социологических обществ. Конгрессы. Специальная периодическая печать.

Социологическое образование: учреждение первых кафедр факуль­тетов. Развитие социологии как университетской дисциплины. Специфика социологического образования в отдельных странах.

Роль крупных социологов в развитии социологического обра­зования (Э.Дюркгейм, Л.Гумплович, М.Вебер, М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев и др.).

История систематического изучения истории социологии в университетах и научных учреждениях мира. Обобщающие труды по истории социологии (Л.Гумплович, Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин и др.).

Тема 1.2 Социально-исторические, идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии

Исторические условия возникновения социологии. Развитие капитализма в XVII-XIX в.в. Углубление противоречий и усиление политической борьбы. Практическая потребность в специальной теории общества.

Главные социально-политические теории Нового Времени. Взгляды на общество, человека и историю Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Дж.Вико.

Философия эпохи Просвещения. Взгляды на общество Дж.Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, французских материалистов.

Основные естественнонаучные открытия эпохи, предшествовавшие появлению социологии и их влияние на мировоззрение и философию эпохи.

Процесс дифференциации общественных наук в конце XVIII — начале XIX в.в. Развитие сравнительно-исторических методов исследования. Объективная необходимость возникновения социо­логии как самостоятельной научной дисциплины. Теория Сен-Симона и ее влияние на основателя социологии О. Конта.

Наши рекомендации