Понятие социальной мобильности, ее основные виды

Социальная мобильность -это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение их из одного положения в другое.Характеристиками ее являются пространственная характеристика, скорость и плотность изменений.

Типы мобильности: По пространственным характеристикамсоциальная мобильность бывает горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильностьпредставляет собой перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую, расположенную на одном и том же стратификационном уровне (из православной в протестантскую или кришнаитскую религиозную группу, из одной семьи в другую при разводе, с одного завода на другой, из одного вуза в другой).

Вертикальная мобильность осуществляется тогда, когда индивид перемещается из одного социального пласта в другой, расположенный выше или ниже в стратификационной иерархии. В зависимости от направления такого перемещения существует 2 типа верт. мобильности – восходящая – в более высокий слой (рабочий-инженер-предприниматель-директор завода), нисходящая – социальный спуск, деградация (инженер-безработица-маляр, сторож, столяр, бездомный).

По скорости протекания– медленные и быстрые (один - выпускник вуза 5-6 лет работает учителем, инженером, другой через 3-4 года становится начальником цеха, лаборатории, директором).

По плотности– единичные и групповые.Отдельный инженер, врач, офицер, рабочий или целая группа. Последнее - при революциях, трансформациях в обществе. 1917 г. – ранги при дворе Романовых и большевики, партноменклатура и новые русские.

Существует два основных вида социальной мобильности:

1 – межпоколенная,которая предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители (сын шахтера становится инженером).

2 – внутрипоколенная, которая имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции (иначе она называется социальная карьера).

В социальной мобильности существует такое понятие как каналы мобильности – это средства, используя которые индивид продвигается по социальной лестнице.

В качестве каналов могут использоваться социальные институты:

-армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов.

-церковь переместила большое число людей с низов до вершин общества. П.Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев.

-школа, институты образования помогают двигаться с самого низа до самого верха. Однако в Британии, привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, «социальный лифт» короткий; он движется только по верхним этажам социального здания.

-брак становится каналом в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов.

-политика, участие в ней резко повышает статус человека.

-богатство, те кто его имеют, достигают высокого положения

Тема 3

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь. Структура и типы личности

2. Статусно-ролевая характеристика структуры общества и личности.

3. Проблемы социализации личности. и поведения человека в его норме и девиации.

1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь.

Структура и типы личности.

Человек – родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида homo sapiens – высшую ступень развития жизни на земле. Т.е. это понятие подчеркивает отличие людей от животных, и ничего не говорит о различиях между людьми. Индивид - отдельный представитель человеческого рода, обладающий уникальными темпераментом, характером, памятью, чувствами. Когда говорят о человеке как о личности, то заостряют внимание на его социальных качествах, его социальной значимости, а когда говорят о нем как об индивиде, то акцент делают на его особенностях, подчеркивая уникальность сочетания его природных, социальных и индивидуальных качеств.

Таким образом, понятия «человек», «индивид», «личность» обозначают один и тот же объект, но как бы с разных точек зрения. Но при этом они имеют и некоторые общие признаки, что дает возможность использовать их в качестве синонимов в разных контекстах.

Личность – это устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

В структуре личности выделяют три уровня: биологический, психологический и социальный (социокультурный).

С социологической т.зр. самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности. В социологии рассматривается набор элементов, характеризующих социальную структуру личности это потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные установки и др. В каждом человеке эта структура представлена в индивидуальном наборе и формируется в процессе его социализации.

Социальные качества личности – обнаруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействиях с другими людьми, в поступках, делах, оценках. Платон, Цезарь, Ньютон, Бетховен, Лев Толстой, мать Тереза – в их титанической творческой деятельности, в огромном эффекте результата этой деятельности.

1) Самосознание – выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды. Личность понимает себя в прошедшем, настоящем и будущем. Самоуважение, Я теперь, Я каким бы хотел стать.

2) Самооценка – оценка личность самой себя, своих возможностей, способностей, места среди других. Функция – регуляция поведения личности. Какой же Я? Но только так можно решить проблему: каким нужно быть, а не казаться. Т.е. приводит к самокоррекции своих поступков: Это сделал Я. Неужели это сделал Я? Что же Я наделал? Ах, зачем же я это сделал? Это проекция Я реального на Я идеальное с помощью образца, идеала, эталона.

3)Активность – способность человека самостоятельно и энергично производить социально-значимые действия. Сверхнормативность – деятельность, которая не является строго обязательной по существующим нормам, но вытекает из понимания личностью долга, призвания. Титанический труд Леонардо да Винчи над портретом Джоконды в течение 4 лет.

4) Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности

5) Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности: Ленин, Троцкий, Сталин – совершение социалистической революции.

6) Убеждения – потребности, в основе которых лежат представления, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, взглядами, мировоззрением. Нравственные, научные, религиозные.

7) Установка – готовность личности к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение поставленной цели. Александр Македонский, Наполеон – совершение завоевательных походов.

8) Ценностные ориентации - совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов поведения человека. Целевые – счастье, здоровье, личная свобода, творчество и инструментальные – средства достижения целей (удача, проф. подготовка, самообразование).

9) Идентичность - результат сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, общностью или идеалом (Я белорус, Я – студент, Я - православный, Я – гродненец).

Все названные качества личности реализуются во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность – есть система социально-значимых качеств.

Структура и типы личности

Биологическая, психологическая и социокультурная структуры не разложены в человеке «по полочкам», а представляют собой своеобразную амальгаму, части которой взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Тем не менее в теории такое разложение осуществил З.Фрейд. В настоящее время его концепция структуры личности приобрела хрестоматийный характер.

В структуре личности Зимунд Фрейд выделил три компонента.

1)Ид (Оно) – наиболее примитивная, бессознательная сфера, в которой сосредоточены все прирожденные, биологическим, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности).

2)Эго (Я) – сфера сознания, мыслительной деятельности человека.

3)Супер-Эго (Сверх-Я) – особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются нормы и ценности культуры.

Биологические потребности составляют основу жизни, они замешаны на животных инстинктах и не всегда отличаются своим благородством. Тем не менее они постоянно оказывают свое давление на сознание, которое стремится их облагородить с позиций социокультурных ценностей и норм. Сознанию, таким образом, приходится постоянно решать конфликт между животными инстинктами и социальными нормами. Союзниками сознания в этой борьбе выступают вытеснение, рационализация, сублимация и регрессия. У большинства людей весы этого конфликта как бы уравновешены, и эти люди представляют основную массу общества. Но происходят своего рода сбои, отклонения. Если вытеснение не компенсируется сублимацией, может наступить нервное расстройство и психическое заболевание. Если побеждает сублимация, то человек погружается в творчество, высшим проявлением которого является искусство. Но и здесь инстинкты даю о себе знать. Любовь, например, становится основной темой творчества. Эрос подвергается эстетической лакировке, общение – идеалом общественной жизни. Если победителем оказывается инстинкт, т.е. вытеснение не происходит, то человек соскальзывает на путь асоциальных (аморальных) действий, в нем пробуждается необузданная агрессивность и другие асоциальные качества.

В определенной степени эта теория позволяет составить и типологию личностей. Главными типами можно выделить социальный и асоциальный тип личности.

Критериев для выделения таких типов множество, поэтому есть несколько вариантов типов. По профессиональному признаку могут выделяться личности ученого, рабочего, артиста, художника, вечного студента. По отношению к социальным нормам – толерантный или конформистский типы личности. По отношению к власти личность управленца (руководителя) и личность подчиненного. По стилям управления – авторитарный или демократический типы личности.

В зависимости от своеобразия появления социальных качеств личности различают в социологии 2 типа личности – модальный и базисный.

Модальная личность – наиболее встречающаяся, воплощает средние общепринятые черты. Типичный американец. Белорус – толерантный, памяркоуный, неторопливый в суждениях, выводах, упорный.

Базисная личность – нормативная для данного типа культуры или социального слоя. Подлинный интеллигент – духовная развитость, совестливость, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм. Новый русский – напористость, предприимчивость, не очень высокий интеллектуальный и нравственный уровень, меркантильность.

Маргинальный тип личности (marginalis – лат. находящийся на краю). Это человек, поставленный развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал, а во вторую еще полностью не включился. При миграции.

В зависимости от размеров сферы влияния и сферы значимости (вещи и явления, которые подконтрольны нам, и такие, над которыми мы не властны) выделяют:

Личность реактивного типа – ее действия развертываются по схеме стимул-реакция. Такая личность зависит от обстоятельств и других людей. Они утверждают, что обстоятельства сильнее их, ситуация не дает достичь успеха в работе, спорте, в учебе: Ничего не поделаешь. От меня ничего не зависит.

В поведении другой личности – проактивной - между стимулом и реакцией появляется большое количество промежуточных звеньев. Это уверенные в себе личности, которые готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему. Попробую доказать свою нужность. Обязательно добьюсь. Способность к анализу ситуации, самоанализ, воображение, совесть, независимая воля, целерациональное действие. Личность действует под влиянием цели. Человек оказывается выше обстоятельств, контролирует ситуацию, отвечает за свои поступки. Вырабатываемая при этом положительная и созидательная психическая энергия в сочетании с заинтересованностью в деле приводит к успеху, расширяет сферу влияния.

Понятие типа личности помогает конкретизировать представление о природе личности, сочетание в ней общественного и индивидуального, врожденного и приобретенного.

3. Статусно-ролевая характеристика структуры общества и личности.

Как формирующийся человеческий организм превращается в личность, в такую частицу общества, гармоничное функционирование которой определяет жизнедеятельность самого общества?

Раскрытие природы того процесса заставляет обратиться к понятию социальный статус.

Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называют социальным статусом. Это соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.

Многогранность личности воплощается в нескольких статусах. Каждого человека характеризует не один, а несколько статусных признаков. Поэтому в социологии есть специальное понятие – статусный набор (ввел Роберт Мертон). Фактически за каждым статусом конкретного человека стоит его принадлежность к той или иной социальной общности. Доцент Иванов: физик – профессия, доцент кафедры теоретической физики – его должностной статус, 42 года – его возрастная характеристика, мужчина – его половой отличительный признак, ниже среднего по размерам доход – экономическая особенность вузовского преподавателя в кризисном обществе, интеллигент (работник умственного труда) – стратификационная характеристика, член партии народного согласия – политическая позиция. Критерии важности и неважности статусов в разных культурах и странах оказываются различными. Например, статус священника и гроссмейстера – в Италии и СССР - отличаются.

В статусном наборе можно выделить ключевой, наиболее характерный, особо значимый статус. Он связан с тем местом, которое занимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с престижем. Престиж определяется традицией, материальным обеспечением. Александр Македонский полководец, Чайковский – композитор. Этот тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых. Различают личный и социальный статус. Социальный играет приоритетную роль среди незнакомых, это специфическое восприятие социального статуса человека в общественном мнении, в предрассудках (все чеченцы - бандиты, все строители - пьяницы, все предприниматели – обманщики). Личный – определяется индивидуальными качествами личности, он важен среди знакомых людей (он хороший, добрый, порядочный человек).

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям различают два вида статусов: предписанный и достигаемый. Мужчина, белоус, негр – пол, национальность, расовая принадлежность – заданы человеку, не зависят от его сознания, воли, не контролируется им. Но: разводят понятия биологического и социально приобретенного пола. Передающимися по наследству являются дворянские титулы: князь, барон, граф – передаваемые от отца к сыну самим фактом рождения. Достигаемый – достигается человеком благодаря его настойчивости, целеустремленности. Этот статус – вознаграждение индивида за его усилия, волю, удачу и везение.

Каждый социальный статус личности предполагает наличие определенных прав и обязанностей, выполнение определенных функций, писанных и неписанных правил действия, своего рода сценарий деятельности. Эти правила называется «социальной ролью». Некоторые роли чаще востребованы, более важны другие – реже. Человек может в повседневной жизни выполнять несколько ролей. Профессор – автор учебников, исследователь, преподаватель, консультант, воспитатель. Каждая роль сопровождается ожиданиями к ней со стороны других людей. Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

Таким образом, каждый статус характеризуется своей ролью. Т.е. эти понятия взаимодополняемы. Сказать, что человек занимает тот или иной статус, это одно и то же, что сказать, что он выполняет ту или иную роль.

Полная характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором.

Роли не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда приводят к внутреннему конфликту. Официант в зале и на кухне. Профессор на лекции и в холле со студентами. Руководитель и требования семьи (женщина – мать, жена, работник).

Существует объективная и субъективая оценка выполнения социальных ролей. Эти оценки не всегда совпадают. Тогда налицо расхождение между оценкой и самооценкой личности.

Статусно-ролевая характеристика социальной структуры помогает понять вопрос о процессе социализации личности.

3. Проблемы социализации личности и поведения человека

в его норме и девиации.

Человек является структурообразующим элементом общества, «атомом». Но человек как личность не сразу появляется на свет в своем окончательном виде. Родившись, человек продолжает развиваться, т.е. формироваться и биологически, и социально. Поэтому, как общество является творением человека, так и человек, личность, является творением общества.

Наши рекомендации