Оценочные средства государственнного итогового экзамена

СПИСОК ВОПРОСОВ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА:

1.1. Методологический раздел программы исследования: определение проблемы и проблемной ситуации, предмет и объект исследования, системный анализ объекта исследования.

1.2. Логика выбора теории при обосновании концепции социологического исследования.

1.3. Процедурный раздел и его подразделы в социологическом исследовании.

1.4. Основные виды выборок в социологическом исследовании: их достоинства и недостатки.

1.5. Метод опроса: виды, полевые документы, преимущества и недостатки метод.

1.6. Метод наблюдения: виды, полевые документы, преимущества и недостатки метода.

1.7. Метод анализа документов: классификация документов, виды анализа, полевые документы, контент-анализ.

1.8. Социометрическая процедура: её назначение, измеряемые индексы, социометрическая матрица.

1.9. Семантический дифференциал Ч. Осгуда.

1.10. Социологическое измерение: конструирование шкал, виды шкал, критерии надежности шкал.

1.11. Статистические величины и их использование в социологических исследованиях: средняя арифметическая, дисперсия, мода, медиана.

1.12. Качественные исследования в социологии.

1.13. Структура отчёта о социологическом исследовании.

1.14. Основные направления развития современной социологической теории.

1.15. Тенденции и этапы когнитивной эволюции общества.

1.16. Трансформация предметной области современной социологии.

1.17. Структура социологии знания К. Маннгейма.

1.18. Особенности концепции М. Шелера о социальной обусловленности знания.

1.19. Феноменология А. Шютца.

1.20. Типология современных обществ в социологических теориях.Критерии, подходы, принципы классификации.

1.21. Полипарадигмальность в социологии.

1.22. Фрагментация и интеграция в современной социологической теории. Взаимодействие микро- и макроуровней анализа в социологии (Дж.Ритцер, Г.В.Осипов, Дж. Александер).

1.23. Интеллектуальная ситуация в современной российской социологии.

1.24. Понятие современность. Модерн. Современный этап развития общества: его хронологические рамки и отличительные особенности.

1.25. Обозначьте методологические проблемы прогнозировании социальных процессов, связанные с биопсихосоциальной природой человека.

1.26. Причины угасания популярности теории мультикультурализма в Западной Европе.

1.27. Теории социального конструирования гендера. Трактовки гендерной идентичности, гендерных стереотипов, гендерных ролей в современных социальных теориях.

1.28. Особенности постмодернистской социальной теории(З.Бауман, Ж.Бодрийар, Жан-Франсуа Лиотар, Фредрик Джеймсон, Мишель Фуко).

1.29. Охарактеризуйте тенденции в изменении методов социального прогнозирования в современной социологии.

1.30. Социальные теории этноса и нации. Примордиализм и конструктивизм в теориях.

СПИСОК ВОПРОСОВ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА:

2.1. Классификация, виды и сущность основных проблем социально-экономического развития современного общества.

2.2. Значение анализа и обработки социологической информации для принятия решения по управлению социальными процессами в общественных системах.

2.3. Механизм внедрения «вирусных историй» в массовое сознание посредством социальных сетей.

2.4. Антикризисное управление социальными процессами.

2.5. Научные представления о социальной неопределенности.

2.6. Механизмы формирования социального порядка в контексте синергетического подхода.

2.7. Научная картина мира как исследовательская программа эмпирического поиска решения проблем социальной реальности.

2.8. Этапы реализации социальной технологии, использующей миграцию населения.

2.9. Жизненные миры молодежи как объект влияния современных социальных технологий.

2.10. Охарактеризуйте основные социальные технологии формирования образа Российского государства зарубежными СМИ в ситуации информационного противоборства.

2.11. Управление современными социальными процессами в условиях глобализации.

2.12. Возможности масс-медиа в конструировании социальной реальности.

2.13. Методы управления социальными процессами в общественных системах.

2.14. Охарактеризуйте способы манипуляции общественным сознанием и противодействия им в политике, экономике, социальной и духовной жизни.

2.15. Управление имиджем современных организаций.

2.16. Основные понятия и принципы социологического анализа нестабильности.

2.17. Объясните взаимообусловленность прогнозирования и планирования в решении научно-исследовательских задач.

2.18. Современные вызовы системе управления образованием и процесс преподавания социологии в высшей школе.

2.19. Повышение эффективности управления человеческими ресурсами.

2.20. Социальное конструирование исторического знания в постсоветский период.

2.21. Определите понятия «прогнозирование», «планирование», «проектирование», «программирование» социальных процессов.

2.22. Общие методологические принципы социального управления.

2.23. Манипулирование аудиторией с использованием языковых средств.

2.24. Социальные технологии манипуляции и противодействия манипуляциям электоральным поведением.

2.25. Востребованность социологической информации в системе государственного и муниципального управления.

2.26. Социальная эффективность принятия управленческих решений на государственном уровне.

2.27. Социальная работа как технологический процесс.

2.28. Индикаторы проявления социальной напряженности.

2.29. Сущность и ресурсная база социальной технологии «Мягкая сила».

2.30. Система предельно-критических или пороговых показателей развития общества.

ЗАДАНИЯ К ТРЕТЬЕЙ-ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА:

3.1. На основе анализа стратегий применения технологии «мягкая сила». разработайте систему мер противодействия ее влиянию.

3.2. Проанализируйте социальные детерминанты инновационной деятельности российских вузов на этапе их интеграции в мировое образовательное пространство.

3.3. Предложите качественные показатели, характеризующие удовлетворенность жизнью населения в современной России.

3.4. В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) формирование позитивного образа России на международной арене является одним из национальных приоритетов. Исходя из сложившейся международной ситуации, предложите способы формирования и поддержания позитивного образа России на международной арене.

3.5. Проанализируйте эффективность государственной социальной политики в России на материалах одного из субъектов Российской Федерации.

3.6. Проанализируйте возможности социальных технологий конструирования этнических процессов в современной России.

3.7. Разработайте план-конспект практического занятия по общей социологии, используя одну или несколько форм его проведения: вопросно-ответная система; семинар-диспут; семинар пресс-конференция; комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений; семинар по материалам социологических исследований и т.д.

3.8. Проанализируйте языковые прецедентные единицы в современной России и объясните почему одни устаревают и выпадают из употребления, а другие приобретают дополнительные смыслы и выполняют ценностно-ориентирующую функцию.

3.9. Подготовьте краткий информационно-аналитический обзор об этносоциальных проблемах в республиках и регионах России начала 90-х годов, сравнивая их с реалиями межэтнических отношений (на примере любого региона).

3.10. Проанализируйте социальную карту региона России как инструмента социального планирования (на примере города, области, края, республики).

3.11. Сформулируйте Ваши практические предложения по снижению негативного влияния социальных сетей на российских подростков.

3.12. Приведите примеры позитивных и негативных социальных последствий модернизации российской экономики. Сделайте развернутое обоснование.

3.13. Охарактеризуйте последствия социального неравенства на социально-экономическое развитие региона России (на примере города, области, края, республики).

3.14. Сделайте прогноз основных проблем мегаполиса к 2030 г.

3.15. Проанализируйте возможности социального конструирования реальности с использованием технологий проведения «цветных революций».

3.16. Проанализируйте реализацию национальных проектов (на примере конкретного региона).

3.17. Проанализируйте и сравните технологии политической пропаганды, используемые политическими партиями России, поясните, какие технологии, на Ваш взгляд, являются более эффективными.

3.18. Проанализируйте влияние коррупции на социальное развитие региона России (на примере города, области, края, республики).

3.19. Проанализируйте влияние социальных факторов на экономический рост региона России (на примере города, области, края, республики).

3.20. На основе данных социологических исследований проанализируйте причины и закономерности влияния структуры мотивации работников современных российских организаций на результативность их труда.

3.21. Выберите одну из групп рисков глобализации и разработайте стратегию для снижения неопределенности, преодоления риска.

3.22. Проанализируйте возможности социального конструирования реальности с использованием технологии информационных войн.

3.23. Проанализируйте опыт разработки социально-политических прогнозов в России (на конкретных примерах).

3.24. Объясните наличие инвариантных трактовок прецедентных имен в современной России.

3.25. Проанализируйте и сравните технологии политической пропаганды, используемые политическими партиями России. Какие технологии, на Ваш взгляд, являются более эффективными.

3.26. Американская кампания по выборам президента в 2016 г., по мнению большинства экспертов, была очень противоречивой. Ведущие американские и европейские СМИ поддерживали кандидата от демократической партии Хиллари Клинтон. Итоги выборов, казалось бы, были предрешены в ее пользу. Однако, вопреки ожиданиям СМИ, победу одержал Д. Трамп. Сформулируйте два – три предположения, почему социальные технологии манипуляции электоральным поведением через СМИ не дали ожидаемого эффекта.

3.27. На примере конструирования потоков учебной миграции рассмотрите основные этапы и инструменты данной социальной технологии.

3.28. Проанализируйте конкретный пример социологического сопровождения законотворческой деятельности или реализации государственной целевой программы.

3.29. Проанализируйте процесс формирования и использования человеческого капитала на региональном уровне, позволяющий выявить проблемы, препятствующие инновационному развитию региона России.

3.30. Социальные теории этноса и нации. Примордиализм и конструктивизм в теориях.

Наши рекомендации