Особенности отношения населения России к государственной администрации

Специфика политического режима современной России заклю­чается в том, что он формировался в условиях распада админи­стративной системы тоталитарного типа, не знавшей никаких ог­раничений в плане давления на людей, распоряжения ресурсами страны, репрессий против оппозиции и т.д. Так как работники прежней администрации в значительной мере перешли в новую администрацию, методы работы последней во многом сходны. Правда, нынешняя администрация действует в изменившихся ус­ловиях. В современной России есть конституция, соответствующая международным стандартам, есть парламент, есть многопартий­ность, есть альтернативные выборы руководителей администрации от Президента до глав регионального и городского управления. Есть пока малочисленная, но активная общественность, критичес­ки оценивающая работу администрации, но нет ни опыта, ни уме­ния, ни привычки, а стало быть, и особого желания сотрудничать в решении общегосударственных проблем как у общественности так и у администрации. С 1985 г. по 1991 г. общественность пред­принимала значительные усилия для трансформации СССР в де мократическое федеративное государство. И судя по результатам апрельского 1991 г. всесоюзного референдума большинство населе­ния страны ее поддерживало. Однако эта попытка либерального реформирования прежних экономической и политической систем (перестройка) закончилась полным провалом. Причем не без со-

[160]

действия прежней администрации. Социологический мониторинг за ходом перестройки, который осуществлялся Институтом социо­логии с 1987 по 1990 г., выявил сильное негативное влияние уп­равленческого аппарата на развитие этого процесса (рис. 27).


Особенности отношения населения России к государственной администрации - student2.ru


Источник: Материалы Всесоюзного мониторинга по вопросам социально-эко­номического развития промышленных предприятий (Перестройка - год 1990). М., 1990. С. 9).

Мы видим, что доля опрошенных, указавших на сопротивление управленческого аппарата или на бездеятельность администрации как на фактор, мешающий перестройке, увеличилась с 1987 по 1990 г. с 16,9 до 38,6%. Причем доля указавших на «бездеятель­ность» возросла всего на 5%, а на «сопротивление» — в 3,8 раза (!). В то же время удельный вес респондентов, ответивших, что они могли бы работать значительно или несколько лучше, чем в теку-

[161]

щий период, увеличился с 37,8 до 91,7% [Материалы Всесоюзного мониторинга по вопросам социально-экономического развития промышленных предприятий. М., 1990. С. 17]. В то время у насе­ления был значительный потенциал трудовой и политической ак­тивности, но администрация не только не сумела создать условия для его реализации, но и в значительной мере препятствовала этому. Достаточно вспомнить высокую активность людей на пер­вых альтернативных выборах и те неуклюжие уловки, которые предпринимались партийным и советским руководством, для того чтобы «протащить» в народные депутаты представителей номен­клатуры с помощью кулуарно составленных партийных, профсоюз­ных и других списков. В конце концов сопротивление администра­тивного аппарата привело к полной дискредитации советского ру­ководства и разрушению союзного советского государства.

Советская элита показала свою полную неэффективность и распалась на ряд республиканских элит, распределивших между собой ресурсы прежней супердержавы. И что же: их эффектив­ность в условиях независимости друг от друга стала еще ниже, если судить по уровню жизни подавляющего большинства населе­ния России и большинства стран СНГ. Какова была роль актив­ной общественности в этих процессах? Она все годы перестройки вела интенсивную борьбу с администрацией СССР и всячески способствовала суверенизации советских республик, т.е. развалу государства. После этого она активно боролась с федеральным ру­ководством России и содействовала регионализации государствен­ного устройства.

В свою очередь и администрация не подпускает лидеров обще­ственности к серьезным делам, не включает их в свои структуры, не хочет делить с ними власть, а стало быть, берет на себя весь груз ответственности за то, что делается в государстве. Но без под­держки основных группировок активной общественности и союза с ее лидерами администрация не может обеспечить эффективность управления страной. А это способствует снижению общего уровня доверия населения страны основным государственным структурам, т.е. снижению легитимности власти. Мониторинг отношения насе­ления России к различным государственным институтам, осущест­вляемый ВЦИОМ, позволяет составить некоторое общее представ­ление на этот счет (рис. 28).

На графике видно, уровень доверия государственным институ­там в период с 1993 по 1997 г. периодически снижался и повы­шался. Наименьшим доверием пользовались как в 1993, так и в 1997 г. правительство, милиция, суд и прокуратура. Наибольшее доверие в 1993 г. опрошенные испытывали к армии и Президенту, в 1997 г. — к армии и органам госбезопасности. Преимуществен-

[162]

Особенности отношения населения России к государственной администрации - student2.ru

Источник: Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998. С. 137.

ное доверие населения этим структурам говорит о его переориен­тации на военных в целом. Подобные настроения способствовали успеху кадровых офицеров на выборах федерального и региональ­ного уровня в 1999-2000 гг.

Ухудшение ситуации в стране и беспомощность властей в 90-е годы XX в. породили в широких слоях населения ожидание при­хода к власти «силовиков», наиболее предрасположенных по свое­му менталитету «твердой рукой» установить порядок, который так и не смогли до сих пор навести многочисленные политические партии и еще более многочисленные чиновники. Затянувшийся кризис способствовал усилению автократических, авторитарных и монократических элементов политического режима страны. В этом, в принципе, нет ничего ненормального, а тем более опасно­го, если общественность будет действовать в противоположном направлении (в противофазе), уравновешивая своей активностью тенденцию к усилению стремления к неограниченной власти. Без этого указанные выше элементы режима могут полностью пода­вить демократические, либеральные и поликратические элементы и привести к такой концентрации власти в руках меньшинства, Которой обществу нечего будет противопоставить.

[163]

В связи с этим Дарендорф отмечает, что «на каждом этапе эко­номического развития риск авторитаризма столь же велик, если не более велик, чем шансы демократии» [Дарендорф. Р. После 1998. Размьпдления о революции в Европе. М., 1998. С. 109]. В России этот риск усиливается тем, что численность и ресурсы российской администрации намного превосходят численность и ресурсы ак­тивной российской общественности. Поэтому она часто попадает под влияние администрации, тем более что реликты советской ад­министративной системы еще существуют, а попытки решать эко­номические, межэтнические и политические проблемы админи­стративными методами наблюдаются постоянно. В ближайшей перспективе многое зависит от действий активной организованной общественности (партий, политических движений, профсоюзов и др.) и степени ее поддержки основной массой российских избира­телей. В конце 90-х годов XX в. общественность пользовалась меньшим доверием населения, чем армия и руководители регио­нальных администраций (рис. 29).

Особенности отношения населения России к государственной администрации - student2.ru

Источник: Россия: преодоление национальной катастрофы/Под ред. Г.В. Оси-пова, В.К. Левашова, В.В. Локосова. М., 1999. С. 173.

[164]

При анализе этих данных нужно учитывать не только долю до­веряющих, но и соотношение доверяющих и не доверяющих по каждому из институтов, позволяющее установить иерархию дове­рия этим институтам. Сходные данные (по удельному весу испы­тывающих доверие перечисленным институтам) были получены в конце 90-х годов ВЦИОМ [Экономические и социальные переме­ны: мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ. 1997. № 6. С. 58-59].

Рост доверия населения организациям общественности будет способствовать повышению их авторитета в стране и признанию администрацией их притязаний на участие в управлении государ­ством. Однако для этого необходима консолидация различных группировок самой общественности и их переориентация с де­структивного на конструктивное взаимодействие как друг с дру­гом, так и с государственными органами.

Основные выводы

• Администрация и общественность образуют две взаимосвязан­ные части политического сообщества людей.

• Администрация обеспечивает эффективное управление раз­личными сферами общественной жизни в рамках стратегий, разработанных правящей элитой.

• Политическая элита придает легитимность действиям админи­страции, добивается добровольного выполнения населением распоряжений администрации.

• Общественность выражает интересы различных групп населе­ния и осуществляет гражданский контроль над деятельностью администрации. От одобрения или осуждения ею действий ад­министрации зависит успешность реализации принятых адми­нистрацией решений.

• У населения различных стран существует двойственное отно­шение к работникам административных органов государства (доверие и недоверие одновременно). Учет мнения рядовых граждан в процессе принятия административных решений обеспечивает поддержку действий администрации на стадии реализации решений, повышает эффективность управления в целом и уровень доверия государственным институтам.

• Характер взаимодействия администрации (госслужащих) и об­щественности (активной части граждан) зависит от полити­ческого режима (способа осуществления и распределения власти). Авторитарный режим основан на силовом давлении администрации на общественность, демократический — на со-

[165]

трудничестве администрации и общественности. Доступ обще­ственности к принятию и реализации государственных реше­ний обеспечивает гражданский контроль над администрацией.

• Конфронтация администрации и общественности в современ­ной России в значительной степени препятствовала осущест­влению экономических и политических реформ и тем самым способствовала росту недоверия населения как государствен­ным, так и общественным структурам.

• Основным критерием положительной оценки населением дей­ствий администрации и общественности является улучшение условий его жизни.

Основные понятия

Администрация Общественность

Политический режим Тоталитаризм

Наиболее важные термины

Бюрократия Активная общественность

Пассивная общественность Демократия гражданского

соучастия
Конституция Либеральная демократия

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение понятия «администрация» и установите, чем она отличается от бюрократии.

2. Каково положение госадминистрации в системе власти?

3. Что такое общественность? Какова ее роль в деятельности полити­ческой системы?

4. Дайте .определение понятия «политический режим» и приведите су­ществующие в научной литературе классификации режимов.

5. Чем отличается характер взаимодействия администрации и общест­венности в условиях демократического и авторитарного режима?

6. Как изменилось отношение населения индустриальных стран к госу­дарственным структурам в последние десятилетия XX в.?

7. Какие государственные структуры пользовались наибольшим довери­ем населения России в 90-е годы XX в.?

8. Почему система представительной демократии не может эффективно действовать без активного участия граждан в управлении государством?

[166]

Наши рекомендации