Жанры повседневного дискурса

Разграничение диалога-полилога, ситуативность-спонтанность, доминирование одного из коммуникантов (интервью)

Информативные (вопрос, беседа, рассказ, сообщение)

Императивные (просьба, совет, приглашение)

Этикетные (приветствие, прощание)

Оценочные (похвала)

Метафора и родственные ей тропы.

Объект изучения с последней трети 20 века.

Арутюнова: идентифицирующая/характеризующая лексика

Субстантивные метафоры:

1. Номинативные субстантивные (конкретная идентиф. лексика: рукав реки), апеллирует к зрению, быстро гаснет

2. Характеризующая субст. мет. (идент. лексика в позиции предиката превращается в характеристику: он – дуб) +случай: признаковое слово становится идентификатором (шоколад «Восторг»)

3. Когнитивная метафора (острый ум) – матафоризация в области предикатного значения

Когнитивная теория метафоры – Дж. Лакофф: метафора – концептуальная структура

+ персонификация, олицетворение, эпитет, силлепс (одновременный охват прямого и переносного значения), каламбур

+ фигуры речи: деривация (сознательный повтор однокоренных слов: нет в творении творца), градация, антитеза, метаморфоза (серой белкой прыгнул на ольху), плеоназм

Структурная перестройка частеречной системы и картина мира в повседневном дискурсе.

Перестройка – изменение в соотношении полнозначных и служебных ч.р

Время: мыслится событийно (После Мск я ее не видела), обращение к памяти, восстановление даты по событиям

Пространство: Свое(положительно)-чужое (тревога)

Интимизация пространства, гиперболизация

Категория образа автора в художественном тексте.

Воплощает целостность, единство текста.

Над категорией образа автора Виноградов работал на протяжении всей научной деятельности (20-30гг, 50-60гг). Представление о категории образа автора можно получить, обращаясь к

- «Анализ поэмы «Двойник»»

- наблюдения над стилем жития Протопопа Аввакума

Теория образа автора получила полное воплощение в его посмертной книге – «Теория художественной речи». Эта категория по мысли автора – проявляет себя в любых художественных текстах: лирика, драма.

Нет единого определения категории образа автора.

Своеобразный образный лик писателя. Вопрос в том, как образ писателя реконструируется на основе его произведений. Различаем писателя, автора, внутреннего отправителя. Писатель = лицо, написавшее данное произведение, принадлежит реальному миру, не миру тексту, а миру действительности. Повествователь – относится к внутренней коммуникативной рамке текста (от чьего лица написан текст). Автор – образ писателя как создателя данного текста.

Писатель реальный находится вне художественного текста, автор условен, относится к вымышленному миру, занимает там особое отличное от повествователя место.

Виноградов разделял 3 аспекта в изучении образа автора:

- теоретический

- описательный (образ автора в конкретном тексте – неповторимый)

- типологический/историко-типологический подход (сопоставление разных текстов, в истории – тексты относятся к разным эпохам).

Жанры научного стиля.

Информационные – академические жанры (монография, статья, тезисы, доклады, сообщения)

Справочно-энциклопедические жанры (энциклопедии, справочники)

Научно-оценочные жанры (рецензия, критическая статья, отзыв оппонента)

Научно-педагогические жанры (лекции, учебник)

Периферия:

Научно-деловые (методики, программы, научно-техническая документация)

Научно-популярные жанры

· Академические жанры:

- монография - многопрофильное сочинение, имеющее обобщенный характер, включает историческую часть, четкое деление на главы. Индивидуальный стиль допускается в наибольшем объеме из всех научных жанров.

- статья. В центре – одна проблема. Цель – продвижение научного знания во времени. Характерна четкая логическая структура, аргументация, справочная литература. По объему меньше, чем монография.

- тезисы. Характерны маленький объем, расчленение текста на пункты, отказ от аргументации. Нужны максимально емкие высказывания. Текстовые аббревиатуры.

- аннотация. Нет имени автора. 1-2 предложения, в которых раскрывается тема. Указывается пользователь = тот, кому адресовано.

· Научно-оценочные жанры: Содержат в себе интертекстуальную оценку (отзыв – должен быть текст, на который отзыв написан.

Наши рекомендации